Какие методы исследования использует социоэкономика как научная школа

Обновлено: 09.05.2024

Презентация на тему: " А.А. Шулус, ректор АТиСО СОЦИОЭКОНОМИКА КАК МЕЖОТРАСЛЕВАЯ НАУКА: ВОПРОСЫ ПРЕДМЕТА, МЕТОДА И ФОРМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ 1. Предмет социоэкономики 2. Метод." — Транскрипт:

1 А.А. Шулус, ректор АТиСО СОЦИОЭКОНОМИКА КАК МЕЖОТРАСЛЕВАЯ НАУКА: ВОПРОСЫ ПРЕДМЕТА, МЕТОДА И ФОРМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ 1. Предмет социоэкономики 2. Метод социоэкономики (СЭ) 3. Формы институционализации

2 Три главные сферы жизнедеятельности общества Экономическая сфера Политическая сфера Духовная сфера Отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг = экономические отношения Отношения по поводу власти = политические отношения Отношения по поводу создания уникальных (невоспроизво- димых) духовных ценностей = духовно- творческие отношения 3 Происхождение человека как субъекта экономической, политической и духовной сфер Социальная сфера Отношения по поводу воспроизводства человека как субъекта экономической, политической и духовной сфер = социальные отношения

4 С Место социальной сферы в системе сфер жизнедеятельности общества ВАРИАНТ 1ВАРИАНТ 2 ЭПДС ЭПД

5 Три главных вида социальных отношений Экономическая сфера Политическая сфера Духовная сфера Социально- экономические отношения Социально- духовные отношения Социально- политические отношения Социальная сфера Отношения по поводу воспроизводства человека как субъекта экономической жизни Отношения по поводу воспроизводства человека как субъекта политической жизни Отношения по поводу воспроизводства человека как субъекта духовной жизни

6 Исторические формы социально- экономических отношений (СЭО) ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД СЭО первобытного общества СЭО доиндустриального общества СЭО индустриального общества СЭО постиндустриального (информационного) общества СЭО рабовладель- ческого общества СЭО феодального общества СЭО капиталисти- ческого общества СЭО социализма

7 Специфические черты СЭО: 1.Изменение роли человека в системе трудовой деятельности. 2.Изменение соотношения между физической и интеллектуальной составляющей. 3.Тесная интеграция ипостасей человека как производителя, потребителя и субъекта свободного времени. 4.Принципиально иное соотношение функций государства, организатора производственного процесса, институтов гражданского общества, семьи и личности в процессе воспроизводства человека. Социоэкономические отношения как историческая форма социально- экономических отношений эпохи постиндустриального (информационного) общества

8 Структура социоэкономических отношений Социоэкономические отношения Социотрудовые отношения Социопотреби- тельские отношения Социодосуговые отношения

9 Социоэкономические отношения в системе социальных отношений Социальные отношения Социоэкономические отношения Социально-экономические отношения КЛАСС общественных отношений ВИД общественных отношений Историческая форма социально-экономических отношений Социо- трудовые отношения Социо- потребительские отношения Социо- досуговые отношения Разновидности социоэкономических отношений

10 Предмет социоэкономики Предмет социоэкономики = процесс воспроизводства человека как участника экономической жизни в единстве его функций как производителя, потребителя и субъекта свободного времени на этапе постиндустриального (информационного) общества. Цель СЭ = раскрытие закономерностей этого воспроизводства и разработка механизмов управления вышеназванными процессами на уровне общества, региона, отрасли, предприятия, отдельной семьи, личности.

11 Матрица социоэкономики Социотрудовые отношения Социопотреби- тельские отношения Социодосуговые отношения Народное хозяйство Семья Предприятие Регион Отрасль Уровни Виды

12 Метод социоэкономики В силу междисциплинарного (синтетического) характера социоэкономики, её метод также имеет комплексный характер. СОЦИО- ЭКОНОМИКА Трудовое право Социология Экономика труда Экономическая теория Эргономика Охрана труда Психология Политология

13 Принципиальная структура научной школы Академии труда (профсоюзов) Социальное государство как адекватная форма общественного устройства Социальная безопасность как необходимое состояние социоэкономических процессов Социальный аудит как технология оценки социоэкономических процессов СОЦИОЭКОНОМИКА как базовая наука -

Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.

В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.

Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.

Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировозрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.

Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.

Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется прежде всего в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.

В этом отношении специфика социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Такое понимание предмета отражает особенности в подходах при рассмотрении этого вопроса на протяжении всей истории социологии.

Основатель социологии О. Конт обращал внимание на две особенности данной науки:

1) применение научных методов к изучению общества;

2) практическое использование социологии в функционировании общества.

При анализе общества социология использует различные подходы и других наук: демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей;

психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок;

общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества;

культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.

Структура современного социологического знания обусловливает значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей и т.д.

В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.

Функциональные теории впервые возникли в XIX веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г. Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей - экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда название теории - функционализм.

Развернутую концепцию функционализма предложил и развил французский социолог Э. Дюркгейм. Развивать это направление анализа продолжают современные функционалисты Т. Парсонс, Р. Мертон. Главные идеи современного функционализма: это понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируются общественная целостность и стабильность.

Марксизм, обосновывающий структуру и взаимодействие элементов структуры в обществе, можно с определенными оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако в западной социологии марксизм анализируется с иной точки зрения. Поскольку К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.

Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.

Среди приверженцев подхода к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г. Зиммеля и Р. Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта - власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Современный американский социолог Л. Козер полагает, что причины конфликта в конечном итоге коренятся в том, что существующей в обществе системе распределения люди начинают отказывать в правомочности ее существования, что, как правило, происходит в период обнищания масс.

Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта видят общество постоянно изменяющимся через разрешение противоречий.

Второй уровень, объединяющий социологические теории, изучающие поведение и взаимодействие людей в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция - взаимодействие). Видную роль в развитии теорий интеракционализма сыграли У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель. Авторы интеракционистских теорий полагали, что взаимодействие людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.

Один из вариантов интеракционализма - символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям, символы.

Особое место в микросоциологических подходах занимает теория ролей, связанная с именами Я.Л. Морено, Р.К. Мертона, Р. Линтона. Смысл ролевой теории можно понять из слов В. Шекспира:

. Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры,

У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.Теория ролей рассматривает социальный мир как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.

Социология, изучая общественные процессы, классифицирует общество по разным основаниям. В одних случаях, рассматривая стадии развития общества, берутся за основу классификации состояние развития производительных сил и технологий (Дж. Гелбрейт). В марксистской традиции в основу классификации положена идея формации. Классифицировали общество и на основе господствующих религий, языка, способа получения средств существования и т.д.

Смысл любой классификации заключается в необходимости определить, что представляет из себя современное общество.Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.

На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов - вписать новое в уже существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности - каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.

Социологи стали приходить к выводу, что нет жесткой теории, нет жестких методов в социологии. Адекватное отражение процессов, происходящих в обществе, обеспечивают качественные методы исследований. Смысл этих методов в том, что явлению придается большее значение, чем причинам, породившим его. Так родилась этнометодология (наблюдение, общение через речевую коммуникацию, через знаковую систему; истолкование смысла действий).

В формировании социологии существуют два направления:

а) европейская школа - рассматривающая общество как социальную систему (Конт, Спенсер)

б) американская школа, где социология рассматривается как поведенческая наука (Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер). Там, где нет связей, нет взаимодействий, там нет и общества. Есть два уровня связей: на микроуровне это личностные связи между людьми, на макроуровне -социальные институты, социальные системы. Причем макроуровень не редуцируется на микроуровень, а законы микроуровня нельзя перенести на макроуровень.

Роль социально-экономических исследований в науке и практике

Фактически миссия социально-экономических исследований заключается во всесторонней оценке уровня и качества жизни населения с помощью анализа объективных и субъективных факторов, определения доминант, оказывающих воздействие на ключевые показатели: численность населения, средняя продолжительность, среднедушевой доход, грамотность, уровень безработицы и пр.

Что исследуют социально-экономические НИР?

Что исследуют социально-экономические НИР?

Социально-экономические исследования позволяет определить причинно-следственные связи между симптомами проблемы и ее воздействием, установить отношение общества или целевой аудитории к конкретному явлению, выработать рациональный план действий по минимизации вреда с учетом основных факторов и общественной позиции.

Чаще всего социально-экономические исследования проводятся в политической среде при оценке восприятия гражданами правовых новшеств и пр. Данный вид НИР тщательно планируется, а его реализации содействуют социологические и экономические приемы.

Методы социально-экономических исследований

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В основу социально-экономических проектов кладут следующие методы:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В ходе социально-экономической НИР автор может пользоваться утвержденными и уже опробованными методами (алгоритмами) или же самостоятельно подбирать необходимые коэффициенты, приемы с учетом располагаемой им информации.

Междисциплинарный подход предопределяет успех исследователя. Во-первых, исследователь выбирает известные ему приемы, которыми он уже умеет пользоваться. Во-вторых, он самостоятельно определяет ход и глубину изыскания, подключая различные приемы, обследуя ситуацию с разных ракурсов: общее положение дел, социологическое исследование, экономическая оценка происходящих явлений, эффективность действий и пр.

  • Сбор информации по теме НИР основывается на таких приемах, как поиск информации в интернете (ориентир – тема исследования и целевая аудитория), наблюдение или социологическое исследование (опрос, анкетирование и пр.), запросы и пр.
  • Обработка собранных материалов возможна с применением таких схем, как количественные и качественные алгоритмы, общенаучные приемы, экономические приемы (например, факторный анализ) и пр. С помощью указанных алгоритмов автору удастся диагностировать проблему, установить причинно-следственные связи и симптоматику, силу воздействия и пр.
  • Выработка решения может производиться на основе методов моделирования и прогнозирования, при этом важно каждый шаг оценить с экономической точки зрения.

Комбинированный подход в социально-экономических исследованиях позволяет получить более объективные данные и обоснованные выводы, принять эффективное и рациональное решение.

Как подобрать методы для проведения социально-экономического исследования?

Каждый автор самостоятельно определяет, как и с помощью чего будет изучать выбранную тему. При это он ориентируется на несколько факторов:

Важно отметить, что сбор и обработка информации может проводиться любыми привычными и удобными схемами, но прогнозирование результатов и выработка рекомендаций должна быть строго аргументированной. Для этого опытные исследователи рекомендуют полагаться на точные расчеты в рамках математического моделирования, экономического прогнозирования или апробации.

Выбор каждого приема должен быть обоснованным и результативным. В идеале автор должен скомбинировать приемы та, чтобы получить результат при наименьших затратах (сил, времени, средств и пр.).

Таким образом, методология социально-экономических исследований носит междисциплинарный характер и базируется на выборке отдельных приемов или формировании целой комбинации, нового алгоритма для максимально полного раскрытия темы. Целесообразность приема зависит от темы, масштабов исследования и возможностей автора. Важно, чтобы задействованные приемы способствовали максимальному погружению в тему, выработке достойного решения.

Главная трансформация, произошедшая с социально-экономическими отношениями в рамках постиндустриального общества связана с тем, что они превращаются в социоэкономические отношения. Новые черты, которые приобретают социально-экономические отношения в постиндустриальном обществе, в значительной степени отличают их от прежних, что приводит к необходимости использовать новый термин для их обозначения.

Итак, социоэкономические отношения – конкретная историческая форма социально-экономических отношений, то есть воспроизводство человека труда на этапе постиндустриального информационного общества.

Чем они отличаются от социально-экономических отношений предшествующих фаз, периодов и формаций?

Во-первых, изменяется роль человека в системе трудовой деятельности. Если раньше человек был исполнителем трудовых операций, то теперь у него появляется функция организатора трудового процесса и управленца.

Второе отличие вытекает из первого. Изменяется соотношение между физической и интеллектуальной составляющей. Увеличивается значимость последнего компонента, что предполагает более высокий уровень образования.

В-третьих, происходит тесная интеграция ипостасей человека как производителя, потребителя и субъекта свободного времени. Современный человек – это сложная рабочая сила, и совершенно очевидно, что получаемая им заработная плата призвана не только обеспечить его самого и его семью, но также дать возможность для свободного развития личности.

В-четвертых, формируется принципиально иное соотношение функций между государством, организаторами производственного процесса, институтами гражданского общества, семьей и личностью в процессе воспроизводства человека.

Изучение процессов воспроизводства человека как главного ресурса нации (в данном контексте мы называем его человеком социоэкономическим) составляет предмет социоэкономики как науки, которую развивают ученые Академии труда и социальных отношений.

В рамках этой научной школы человек социоэкономический рассматривается в трех главных ипостасях: а) как производитель, в единстве его физических и интеллектуальных способностей к труду; б) как потребитель материальных, социальных, духовных благ, выступающих необходимыми условиями существования человека труда и его семьи; в) как субъект свободного времени (схема 4.).

Схема 4

К основным характеристикам качества трудовой жизни человека следует отнести: а) отношения собственности; б) содержание труда, его функции, наличие или отсутствие творческих начал; в) материальное стимулирование; г) моральное стимулирование; д) социальные гарантии; е) эргономические факторы, то есть условия и охрана труда; ж) участие в управлении, то есть учет мнения человека при принятии решений; з) механизмы развития профессионально-личностного роста; и) корпоративную культуру, то есть формы и методы воспитания у человека чувства сопричастности с организацией, в которой он работает.

Выступая в качестве потребителя, человек стремится первоначально удовлетворить свои текущие потребности, включающие в себя три базовые группы: а) материальные потребности – питание, одежда, жилищно-коммунальные услуги; б) социальные потребности – здоровье, отдых, образование; в) духовные потребности – досуг, культура и т.д. Однако есть еще и будущее потребление (или инвестиции), к которому относится: жилье и недвижимость в форме ипотеки либо в форме приобретения; сложная бытовая техника (автомобиль, компьютер, телевизор); приобретение мебели и иных дорогостоящих предметов интерьера, быта (схема. 5).

Схема 5

Человек, будучи субъектом свободного времени, тратит время не только на отдых, досуг, но, что самое главное – на творчество и развитие личности.

Таким образом, социоэкономические отношения имеют определенную структуру, которая позволяет рассматривать человека в единстве его трех главных функций: труда или производителя (социотрудовые отношения), потребителя (социопотребительские отношения), субъекта свободного времени (социодосуговые, социоразвивающие отношения в сфере свободного времени). Изучая их, можно проследить, как и чем живет современный человек – главная движущая сила развития экономики и соответственно залог успешного развития страны.

Воспроизводство человека труда в единстве трех ипостасей происходит в течение всего его жизненного цикла и охватывает три основные временные фазы: а) формирования человека социоэкономического (от рождения до выхода на рынок труда); б) его использование и развитие в процессе созидательной деятельности; в) высвобождение из процесса общественного производства и посттрудовая адаптация. Человек социоэкономический в единстве всех содержательных характеристик рассматривается во времени (с точки зрения фаз воспроизводства ЧСЭ) и пространстве (с точки зрения уровней воспроизводства ЧСЭ) (схема 6).

Схема 6

Вышесказанное можно представить в виде таблицы, где по вертикали будут уровни воспроизводства, а по горизонтали – фазы. Полученная таким образом матрица, представляет собой полеконкретных социоэкономических исследований (схема 7).

Матрица социоэкономики

Схема 7

Цель социоэкономики как науки – раскрытие закономерностей процесса воспроизводства человека труда и разработка механизмов управления вышеназванными процессами на фазах формирования, использования, развития и высвобождения ЧСЭ на уровнях общества, региона, отрасли, предприятия.

В рамках социоэкономического подхода предполагается исследовать все события через призму качества жизни человека социоэкономического, рассматриваемого в постоянной динамике на разных фазах и уровнях воспроизводства. В этом контексте используются такие понятия, как: качество жизни; цена труда; региональные и отраслевые различия в воспроизводстве человека; продолжительность жизни; здоровье нации; социальная безопасность. В противоположность данной позиции монетаристы-либералисты при разработке стратегического курса развития страны оперируют иными параметрами, такими как: индекс инфляции; курс доллара; цена барреля нефти; объём золотовалютных резервов; размер внешнего долга и т.д. (схема 8).

Схема 8

Социоэкономика как научная школа включает в себя несколько компонентов. Среди них: социоэкономика как базовая дисциплина, социальный аудит (прикладная часть), представляющий собой технологию оценки социоэкономических процессов, социальная безопасность как необходимая составляющая социоэкономических процессов, обеспечивающая стабильное воспроизводство человека труда как труженика, потребителя и субъекта свободного времени и социальное государство как адекватная форма общественного устройства (схема 9).

Читайте также: