Какие методики используются для диагностики внимания у детей младшего школьного возраста с сдвг

Обновлено: 07.07.2024

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагог

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1–5].

СДВГ — это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1–5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.

По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].

По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.

Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.

Многие авторитеты в области изучения СДВГ признают, что при этой патологии у детей имеется ряд особенностей церебральных структур и функций (поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур). Весьма вероятно вовлечение при СДВГ в патологический процесс нисходящих проекций катехоламинергических и серотонинергических нейронов.

Клинические проявления СДВГ появляются и изменяются на протяжении жизни индивида. СДВГ часто является частью симптомокомплекса, который включает специфические нарушения обучения и другие нейробиологические нарушения. Хотя изначально СДВГ описывался как нарушение исключительно детского возраста, в настоящее время подтверждено, что это состояние может персистировать и по достижении совершеннолетия [1, 2, 4–6].

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании, при этом отмечается видимое присутствие двигательной активности. По достижении взрослого возраста эти пациенты характеризуются двигательным беспокойством и склонностью к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий. Импульсивность определяется трудностью выделения приоритетов и подавления немедленных ответных реакций на воздействие факторов окружения, конкурирующих в привлечении внимания с более значимыми делами и событиями. Невнимательность у детей и взрослых проявляется в неспособности подавить собственное поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в семейных, учебных, рабочих и социальных ситуациях. По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени [1–6].

Сопутствующие (коморбидные) состояния при СДВГ могут включать: нарушения эмоционального контроля (аффективные — дизритмия, депрессия, биполярные нарушения, тревожность, панические нарушения, обсессивно-компульсивные); нарушения двигательного контроля (тикозные — моторные тики, вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта; пароксизмальные — обычно первично-генерализованные эпилепсии абсансного типа; нарушения сна с периодическими движениями конечностей); нарушения комфорта (головные боли типа мигрени, энурез, синдром раздраженного кишечника и др.); нарушения, связанные с использованием интоксикантов (ингалянтов, табака, алкоголя, наркотических средств и др.); нарушения с дисруптивным (разрушительным) поведением (трех типов: оппозиционно-вызывающее, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение) [1–6] (табл.).

При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;

ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);

часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):

часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность (требуется не менее одного признака):

Симптомы зависят от принадлежности СДВГ к тому или иному типу. Диагноз устанавливается на основании характерных жалоб (родителей) и регистрации признаков имеющихся нарушений (по критериям действующей МКБ-10) не ранее 5–6-летнего возраста) [2].

Нарушения обучения делятся на следующие основные категории: нарушения чтения (дислексия), нарушения счета (дискалькулия), нарушения письма (дисграфия), а также дизортография (проблемы с распознаванием символов и их расположением, незаменимых для правописания) [1–6].

Нарушения моторного умения преимущественно ограничиваются проблемами с развитием контроля грубой моторики (общая неловкость и неуклюжесть, не позволяющая заниматься физической активностью, требующей определенного уровня умений и подготовленности) [1–6].

Коммуникативные нарушения при СДВГ предусматривают следующие 4 категории: нарушение экспрессивной речи, смешанное нарушение рецептивно-экспрессивной речи, нарушения фонации и заикание. Эти состояния отмечаются примерно у 5–10% детей школьного возраста [1–6].

Считается, что ребенок с диагнозом СДВГ, а также при наличии проявлений оппозиционно-вызывающего поведения в возрасте до 10 лет имеет высокий риск по формированию пристрастия к употреблению интоксикантов и антисоциальному поведению [1–6].

По мере взросления у пациентов с СДВГ основной проблемой постепенно становится дефицит внимания; обычно признаки гиперактивности и импульсивности у них постепенно уменьшаются.

Страттера используется с 6-летнего возраста, выпускается в форме капсул (по 10, 18, 25, 40 и 60 мг). Препарат предназначен для однократного (в утренние часы) или двукратного (утро и поздний день/ранний вечер) приема. При назначении детям с массой тела 70 кг и взрослых начальная доза составляет 40 мг/сут, терапевтическая — 80 мг/сут (не ранее чем через 3 дня), максимальная доза — 120 мг/cут (не ранее чем через 2–4 недели после начала терапии) [7]. Рекомендуемая продолжительность лечения не должна быть менее 6 месяцев.

При отсутствии возможности обеспечить лечение препаратом атомоксетин назначают средства ноотропного и/или нейрометаболического действия, поливитаминные препараты, а также седативные и сосудистые средства [2, 4, 7, 8]. Лечение коморбидных состояний проводится в соответствии с их ведущими проявлениями [1–6].

О том, что потребление сахара (сахарозы) и продуктов с высоким его содержанием может вызывать СДВГ, ранее сообщали Кrummel D.?A. и соавт. (1996) [10]. Поэтому целесообразно снижение потребления сладостей, ограничение сахара (в два раза) и повышение в рационе доли более сложных углеводов при СДВГ у детей школьного возраста.

Витаминотерапия является обязательным элементом лечения СДВГ (профилактика витаминодефицитных состояний, коррекция когнитивного дефицита) [11]. Имеется опыт положительного применения при СДВГ поливитаминных препаратов с лецитином (последний принимает активное участие в процессах переноса через биологические мембраны физиологически активных веществ, включая витамины) [8].

Адекватное лечение СДВГ (атомоксетин) способствует нормализации поведенческого паттерна пациентов и их академической успеваемости [14]. С возрастом проявления СДВГ могут частично нивелироваться и/или трансформироваться, не исчезая полностью даже по достижении совершеннолетия.

Литература

Barkley R.?A. International consensus statement on ADHD // Clin. Child. Fam. Psychol. Rev. 2002. V. 5. P. 89–111.

Cиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 64 c.

Патофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 42 c.

Barkley R.?A. Issues in the diagnosis of attention-deficit/hyperactivity disorder in children // Brain Dev. 2003. V. 25. P. 77–83.

Zuddas A., Cavolina P., Usala T. et al. Behavioural and cognitive phenotypes of attention deficit hyperactivity disorder // Neurodevelopmental disorders (Riva D., Beluggi U., Denckla M.?B., eds.). 2005. John Libbey Eurotext. Montrouge. P. 117–130.

Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Вып. X. М., 2009.

Cтуденикин В.?М., Балканская С.?В., Курбайтаева Э.?М. и др. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и диета // Справочник педиатра. 2007. № 8. С. 18–27.

Schnoll R., Burshteyn D., Cea-Aravena J. Nutrition in the treatment of attention-deficit hyperactivity disorder: a neglected but important aspect // App. Psychophysical Feedback. 2003. V. 28. P. 63–75.

Krummel D.?A., Seligson F.?H., Guthrie H.?A. Hyperactivity: is candy causal? // Crit. Rev. Food Sci. Nutr. 1996. V. 36. P. 31–47.

Громова О.?А., Красных Л.?М., Лиманова О.?А. и др. Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Вопр. совр. педиатрии. 2003. Т. 2. № 4. С. 33–39.

Cott A. The orthomolecular approach to learning disabilities. San Rafael. Academic Therapy Publ. 1977.

Varley C. Diet and the behavior of children with attention deficit disorder // J. Am. Acad. Child Psychiatry. 1984. V. 23. P. 182–185.

Ramer J.?C. Attention-deficit disorder: an overview. In: Principles and practice of behavioural neurology and neuropsychology (Rizzo M., Eslinger P.?J., eds.) Philadelphia. W.?B.?Saunders. 2004. P. 903–915.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – это расстройство развития, которое проявляется неврологическими и поведенческими отклонениями, когда в головном мозге процессы возбуждения преобладают над торможением. Согласно медицинской статистике, СДВГ диагностируется у 5-10% детей и 3-5% взрослых. Мальчики подвержены данной патологии в три раза чаще девочек.

Лечение гиперактивных детей проводится под контролем нескольких специалистов: педиатра, невролога, психолога. Если СДВГ сочетается с задержкой психоречевого развития, то к основной терапии добавляются занятия с логопедом.

Классификация СДВГ

В основе классификации гиперактивности с дефицитом внимания лежат симптомы патологии. В зависимости от выраженности тех или иных проявлений выделяют три варианта течения СДВГ:

  1. Невнимательный – тип СДВГ, при котором преобладает дефицит внимания, чаще диагностируется у девочек; проявляется рассеянностью, развитой фантазией, замкнутостью.
  2. Гиперактивный – вариант течения СДВГ, характеризующийся импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной моторной возбудимостью, чаще встречается у мальчиков.
  3. Смешанный – наиболее распространенный тип СДВГ, который сочетает симптомы нарушения внимания и признаки гиперактивности у ребенка.

Причины патологии

Причины развития СДВГ изучены недостаточно, но большинство исследователей в качестве главного фактора патологии выделяют генетические мутации. Согласно их предположениям, СДВГ возникает вследствие патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов. Современные исследования также подтверждают то, что при СДВГ имеет место несогласованная работа структур головного мозга, регулирующих поведение и контроль внимания.

Многие авторы склонны полагать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности развивается при сочетании биологических, психологических и социальных факторов. Среди основных причин СДВГ у детей дошкольного возраста выделяют:

  • патологическое течение беременности;
  • осложненные роды;
  • употребление беременной женщиной токсических веществ (спиртных напитков, никотина, наркотических веществ, опасных для плода лекарств);
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы и годы жизни;
  • черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятную экологию;
  • обменные нарушения;
  • частые конфликты в семье;
  • недостаток материнской любви или, наоборот, чрезмерную опеку;
  • психотравмирующие ситуации.

По мнению ряда специалистов, значение биологических факторов в развитии СДВГ играет большую роль в первые годы жизни ребенка. По мере взросления начинают доминировать социально-психологические факторы, такие как обстановка в семье, отношения со сверстниками и ближайшим окружением.

Симптомы СДВГ у детей

Как правило, родители замечают симптомы у гиперактивного ребенка в 5-6 лет, так как за лечением чаще всего обращаются именно в этом возрасте. Однако первые признаки СДВГ можно обнаружить уже в 1,5-2 года и даже раньше. Родителям стоит записаться на консультацию к неврологу, если маленький ребенок:

  • рано начал держать голову, ползать, вставать и ходить;
  • долго засыпает и беспокойно спит;
  • быстро утомляется;
  • постоянно переключается с одной игрушки на другую;
  • боится громких звуков, яркого света, чужих людей;
  • часто капризничает и закатывает беспричинные истерики.

Указанные особенности поведения не обязательно свидетельствуют о наличии синдрома гиперактивности, но, вероятнее всего, неврологические нарушения все-таки имеют место.

Только врач может оценить, является ли поведение ребенка вариантом нормы, или у него присутствуют симптомы СДВГ, и лечение нужно начинать незамедлительно. Если вы не знаете, куда обратиться, и как лечить СДВГ у детей, расскажите о своих опасениях участковому педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости даст направление к неврологу.

В возрасте 5-6 лет, когда ребенок становится самостоятельным, а его поведение осознанным, признаки гиперактивности проявляются наиболее ярко. СДВГ не зря называют синдромом, поскольку неврологические и психологические нарушения не являются единичными, а возникают в комплексе и затрагивают разные сферы жизни ребенка. Среди главных симптомов патологии выделяют нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.

Признаки нарушения внимания

  • Проблемы с концентрацией на одном занятии или предмете. Гиперактивным детям трудно отличать главное от второстепенного. Они часто не замечают мелкие детали, постоянно переключаются с одного занятия на другое, при чтении пропускают буквы, перескакивают через строчку.
  • Цикличность внимания. Гиперактивность у детей дошкольного возраста и первоклассников проявляется цикличностью внимания. В течение 5-10 минут они увлеченно играют или занимаются, затем им требуется такое же время на восстановление ресурсов нервной системы, после чего они снова могут вернуться к занятию. С возрастом продолжительность циклов увеличивается, но все равно отстает от нормы. Если здоровые дети уже в начальной школе спокойно занимаются в течение 45 минут, то гиперактивному ребенку даже в возрасте 10-12 лет это дается с большим трудом.
  • Избегание однообразных дел. Дети с СДВГ под любым предлогом стараются избежать рутинных занятий: уроков, творческих заданий, домашних дел. В зависимости от типа личности они протестуют, устраивая истерики, или замыкаются в себе и молчат.
  • Неумение самостоятельно организоваться. Гиперактивные дети не умеют планировать свои дела, все выполняют хаотично, в спешке. Неумение самоорганизоваться часто приводит к проблемам с учебой, конфликтам с учителями и родителями.

Признаки детской гиперактивности

  • Повышенная двигательная активность и беспокойство. Дети с СДВГ постоянно выполняют хаотичные движения: дергают руками и ногами, прыгают, скачут и бегают без цели, стучат по столу, ломают игрушки. Причем большую часть движений они сами даже не замечают.
  • Громкая быстрая речь. Гиперактивность также может проявляться речевыми нарушениями. Ребенок разговаривает слишком громко и быстро, проглатывает окончания слов, перебивает других, теряет мысль и перескакивает с темы на тему. По этой причине СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: у ребенка страдает произношение звуков, нарушается логика повествования, ему трудно правильно пересказать даже небольшой текст.
  • Выразительная мимика. Гиперактивные дети, как правило, очень эмоциональны и сопровождают речь активной мимикой, иногда начинают кривляться и корчить рожицы без причины.

Признаки импульсивности

Что делать, если ребенок гиперактивный, подскажет лечащий врач. Главное, не пускайте ситуацию на самотек, а при малейших сомнениях обращайтесь за медицинской помощью.

Диагностика СДВГ

Прежде чем приступать к лечению СДВГ у детей невролог проводит необходимое обследование. Диагностика осуществляется в несколько этапов и включает: сбор анамнеза, психологическое тестирование, консультации детских специалистов (педиатра, логопеда, психолога).

Первичный прием начинается с осмотра ребенка, разговора с родителями и тестирования. В зависимости от возраста пациента используют различные диагностические опросники. Если ребенку 3-4 года, то с ним тестирование проводится в устной форме, а родители заполняют симптоматический тест проявлений СДВГ. Подростки самостоятельно проходят тестирование и отвечают на вопросы, выбирая подходящий вариант ответа. Сегодня существует большое количество различных опросников, поэтому врач может подобрать оптимальные для каждого ребенка тесты.

Поскольку некоторые признаки гиперактивности иногда наблюдаются и у здоровых детей, существует ряд критериев, на основании которых ставится диагноз СДВГ:

  • отклонения в поведении появляются до 7 лет;
  • нарушения наблюдаются не менее, чем в двух сферах деятельности (в детском садике/школе и дома, во время игр, выполнения уроков, отдыха);
  • симптомы патологии сохраняются более полугода и проявляются регулярно;
  • отклонения вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Диагноз СДВГ не ставится без веских оснований. Чтобы понять, нужно ли лечить ребенка, врач должен провести комплексное обследование и исключить наличие других патологий.

После сбора информации для выявления особенностей работы мозга проводится электроэнцефалография. При гиперактивности на электроэнцефалограмме выявляется пониженная биоэлектрическая активность головного мозга, то есть по нервным клеткам проходит меньше импульсов, чем должно быть в норме.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности необходимо дифференцировать от других заболеваний, поэтому ребенку назначаются консультации педиатра и психолога, при необходимости логопеда, эндокринолога, психиатра, отоларинголога и других специалистов.

По результатам комплексного обследования невролог решает, чем лечить гиперактивность у ребенка, и какие терапевтические методы использовать в данном конкретном случае.

Прогноз и профилактика

Современные методы лечения и коррекционной работы позволяют добиться положительных результатов, поэтому прогноз при синдроме гиперактивности благоприятный. Постепенно дети с СДВГ учатся выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми, контролировать свои эмоции и поведение. При отсутствии лечения синдрома гиперактивности у детей возникает риск дезадаптации и формирования асоциального поведения.

Профилактика СДВГ заключается в создании условий для нормального протекания беременности, своевременном выявлении и предупреждении патологий внутриутробного развития плода, формировании благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Как лечить гиперактивность у ребенка?

Лечение гиперактивности у детей основано на использовании комплексного дифференцированного подхода, который включает немедикаментозные методики и прием лекарственных препаратов. Какие методы лечения СДВГ у детей подойдут лучше в том или ином случае, определяет лечащий врач.

В современной неврологической практике применяют физиотерапию, психологическую коррекцию и медикаментозное лечение.

Физиотерапевтические методы лечения СДВГ у детей и подростков

Физиотерапия зачастую применяется для лечения СДВГ у детей дошкольного возраста и подростков. Выбор процедур зависит от индивидуальных особенностей организма. План лечения составляется неврологом и физиотерапевтом. При синдроме гиперактивности ребенку могут назначить одну или несколько следующих физиопроцедур:

Психотерапевтические методы для лечения синдрома гиперактивности у детей

Психотерапия дает хороший эффект при лечении детской гиперактивности, но только, если занятия проводятся регулярно и в течение длительного времени. Психотерапевты используют разные методики и их комбинации. Программа лечения составляется индивидуально и зависит от возраста ребенка, его психологических особенностей, отношений внутри семьи. В детской психологической практике применяют когнитивно-поведенческие методы, игровую и арт-терапию.

  • Когнитивно-поведенческие методы помогают сформировать у ребенка конструктивные модели поведения. С помощью психолога он учится понимать себя, контролировать эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
  • Игровая терапия дает хороший эффект при лечении гиперактивности у детей до 7-10 лет. Посредством игры ребенок обучается терпению и внимательности, контролю эмоций и импульсивности.
  • Арт-терапия помогает снизить тревожность, освободиться от внутреннего напряжения и беспокойства. Она развивает усидчивость, внимание, память и в целом оказывают положительное влияние на нервную систему ребенка.

В качестве дополнительных методов используются иглорефлексотерапия, массаж, гомеопатическое лечение и фитотерапия, но применять их можно только после консультации с лечащим врачом.

Медикаментозное лечение СДВГ у детей и подростков

Многие родители, сталкиваясь с поведенческими нарушениями, задаются вопросами, как лечить ребенка с диагнозом СДВГ, и какие лекарства помогут изменить ситуацию к лучшему. Сегодня существует большой перечень препаратов для лечения гиперактивных детей, но все они имеют побочные эффекты и противопоказания, поэтому могут применяться только по назначению невролога или педиатра.

Небольшие поведенческие нарушения лечатся без применения лекарственных средств, с помощью коррекционной работы и физиотерапии. При выраженных симптомах ММД и СДВГ у детей медикаментозное лечение является оправданным и необходимым. Выбор терапевтической схемы остается за врачом. В одних случаях показано комбинированное лечение несколькими препаратами, в других – хороший эффект достигается после курсового приема одного лекарственного средства.

В последние годы в детской неврологической практике широко используются ноотропы – лекарства, способные улучшать обменные процессы в головном мозге. Одним из современных ноотропных препаратов является Гопантомид. Он может применяться при различных заболеваниях нервной системы, в том числе и для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Применение Гопантомида для лечения СДВГ у детей

Гопантомид – ноотропный препарат на основе гопантеновой кислоты, которая оказывает комбинированное действие на нервную систему. Она обладает нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами и может:

  • упорядочивать поведение;
  • уменьшать двигательную возбудимость;
  • активизировать умственную и физическую работоспособность;
  • улучшать внимание, концентрацию и память;
  • повышать устойчивость мозга к недостатку кислорода и воздействию токсичных веществ;
  • оказывать умеренное седативное действие.

Гопантомид разрешен к приему детям с первых дней жизни, но отпускается только по рецепту невролога или педиатра.

Форма выпуска и особенности приема Гопантомида

Гопантомид доступен в форме таблеток по 250 и 500 мг и раствора во флаконах по 50 и 100 мл. Детям до трех лет в процессе лечения заболеваний врач может назначить раствор, в более старшем возрасте – таблетки Гопантомида.

Препарат может быть назначен ребенку для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. По инструкции в зависимости от массы тела Гопантомид выписывают в средней терапевтической дозе 30 мг/кг в сутки, которую разделяют на два приема – утренний и вечерний. Оптимальный режим дозирования определяется специалистом для каждого ребенка индивидуально путем подбора с плавным повышением дозы в течение первой недели приема. Таблетки или раствор Гопантомида по инструкции согласно назначению врача рекомендовано принимать внутрь через 15-30 минут после еды, курс лечения в среднем составляет 3-4 месяца. Решение о необходимости повторного назначения препарата принимает врач в зависимости от результатов лечения после первого курса.

Какой эффект можно ожидать от приема Гопантомида?

Курсовой прием Гопантомида в сочетании с коррекционной работой и физиотерапевтическими процедурами способен дать хороший эффект. У некоторых детей можно вылечить СДВГ, не прибегая к повторному назначению лекарства. В более тяжелых случаях (выраженных симптомах или позднем начале лечения) может понадобиться не один курс препарата, на усмотрение врача.

Комбинированная терапия оказывает благоприятное воздействие на нервную систему ребенка. После курса лечения зачастую улучшаются основные показатели когнитивных функций: повышаются умственная работоспособность и внимание, ребенок быстрее усваивает новый материал. В то же время, как правило, уменьшаются проявления гиперактивности и импульсивности, дети становится более спокойными, снижаются тревожность и моторная возбудимость, нормализуется сон.

Гопантомид имеет относительно небольшой перечень противопоказаний и побочных эффектов. Обычно при правильном подборе дозировки негативных явлений не наблюдается, но иногда при первичном назначении лекарственного средства врачу приходится корректировать суточную дозу.

- Вернуться в оглавление раздела "неврология"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 13.4.2021

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Основные симптомы

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.

СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:

  1. Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности. . Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
  2. Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.

Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

prichiny-sdvg

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Типы СДВГ

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

  • классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
  • невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
  • синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
  • при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
  • лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Диагностика

sdvg-u-vzroslykh

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Лечение

lechenie-sdvg

При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.

Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.

Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.

Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:

Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители - без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!

Как проявляется синдром у взрослых

сдвг у взрослых

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.

Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.

СДВГ: диагностика

За таким поведением может скрываться синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который имеет много граней и является одним из самых частых среди детей.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является особенностью развития, которое включает в себя проблемы, связанные с невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, которые не соответствуют возрасту ребенка. Скорее всего, причина данного синдрома связана с нарушением механизмов, которые контролируют функции торможения и самоконтроля. Различают подтипы СДВГ с преобладанием гиперактивности или дефицита внимания, а также смешанный подтип.

Некоторые признаки гиперактивности и импульсивности у детей :

  • чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле;
  • бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести;
  • выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос;
  • с трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре.

Признаки нарушения внимания :

  • легко отвлекаются на не относящиеся к делу картины и звуки;
  • не обращают внимание на детали и делают ошибки из-за своей беспечности;
  • редко внимательно и полностью следуют инструкциям;
  • забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания;
  • часто мечутся от одного незаконченного дела к другому.

Время от времени такие проблемы могут возникнуть у любого ребёнка, но стоит обратиться к специалистам, если вы наблюдаете такое поведение:

  • с раннего возраста (до 7 лет);
  • больше 6 месяцев;
  • в различной обстановке (и в школе, и на игровой площадке, и дома, и в группе сверстников или взрослых);
  • оно создаёт проблемы в общении, адаптации, обучении и развитии.

Диагноз СДВГ может быть поставлен, начиная с позднего дошкольного или младшего школьного возраста, поскольку для этого необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе), а также выраженные нарушения в обучении и социализации.

Задача специалиста – собрать информацию, исключающую другие возможные причины такого поведения ребенка (соматические и неврологические заболевания, взаимоотношения в семье, трудности обучения, депрессию) и подобрать необходимый путь помощи. Важно избегать гипердиагностики: время активного удержания внимания варьируется от 5 минут у 2-х летнего ребёнка до 20 минут у более старших детей и часто непоседливость и импульсивность ребёнка соответствует его возрасту.

Читайте также: