Чем вызвано наличие трех вариантов тематического планирования по математике в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Требования к современному образовательному результату предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Развитие этих умений в полном объёме предполагает работу с содержанием предлагаемого курса математики на основе технологий и методик, описанных в методических рекомендациях.

Тематическое планирование отражает только структуру содержания и ориентировано прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий, что обусловлено спецификой самого предмета. Эти действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях.

Выбор первого варианта планирования предлагаемого курса математики с учётом использования технологий, описанных в методических рекомендациях к учебникам, предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий во всём их объёме.

Второй вариант планирования предполагает усиление геометрической направленности курса математики и способствует более углублённому рассмотрению вопросов, связанных с геометрией. В процессе изучения курса предоставляется больше времени для развития пространственного воображения и конструкторских умений школьников, работы с геометрическим моделированием (объединение и разбиение фигур), развития математической речи на основе построения математических рассуждений, связанных с анализом чертежей и т.д.

Требования к современному образовательному результату предполагают специально организованную педагогическую работу по развитию универсальных учебных умений, составной частью которых являются интеллектуальные умения, основанные на развитии таких мыслительных операций, как анализ, синтез, аналогия и т.д.

Расширение и углубление работы по формированию этих умений позволяют сделать более эффективной работу с собственно математическим содержанием предлагаемого курса в начальной школе и закладывают глубокую пропедевтическую основу для овладения в дальнейшем планиметрией и стереометрией.

Выбор второго варианта планирования предлагаемого курса математики, как и первый, также предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий с углублением в области формирования предметных умений.

Третий вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с информацией. В нём даётся больше времени на работу с данными, развитие умения обнаруживать и интерпретировать информацию по заданному плану (алгоритму), работу по сбору, анализу и представлению информации (в виде сплошных и несплошных текстов, математических моделей и т.д.), переработке информации из одних форм в другие (из текста в таблицу, в схему, в диаграмму, из диаграммы, таблицы, схемы в текст и т.д.).

Требования к современному образовательному результату предполагают развитие у учащихся информационной культуры. Объём информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, стремительно возрастает. Это справочники, меню телефонов, инструкции стиральных машин и т.д. Работа с ними требует специальных (общеучебных) умений.

Выбор третьего варианта планирования предлагаемого курса математики предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по формированию общеучебных универсальных действий (см. выше).

Кроме того, расширение и углубление работы по формированию этих умений позволяют сделать более эффективной работу с собственно математическим содержанием предлагаемого курса и другими предметными курсами начальной школы.

Выбор четвёртого варианта планирования предлагаемого курса математики предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по формированию логических универсальных действий (см. выше).


Примерное тематическое планирование уроков


Поурочное тематическое планирование (1 кл.)

Важный комментарий!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

Примерная программа по математике разработана на осно­ве Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и, умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших клас­сах общеобразовательных учреждений.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Математическое развитие младшего школьника: использо-
вание математических представлений для описания окружаю­-
щих предметов, процессов, явлений в количественном и прост­
ранственном отношении; формирование способности к продол­-
жительной умственной деятельности, основ логического
мышления, пространственного воображения, математической
речи и аргументации, способности различать обоснованные Щ
необоснованные суждения.

Освоение начальных математических знаний. Формирова­-
ние умения решать учебные и практические задачи средствами
математики: вести поиск информации (фактов, сходства, раз­-
личий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вари­
антов); понимать значение величин и способов их измерения;
использовать арифметические способы для разрешения сюжет­
ных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифмети-]

ческих действий, решения задач, проведения простейших по­строений. Проявлять математическую готовность к продолже­нию образования.

Воспитание критичности мышления, интереса к умствен-
юму труду, стремления использовать математические знания в

В начальной школе у обучающихся формируются представ­ления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно ариф­метические действия с числами, находить неизвестный компо­нент арифметического действия по известным, составлять чис­ловое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-на­глядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геомет­рических фигур, овладевают способами измерения длин и пло­щадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них фор­мируются важные для практико-ориентированной математичес­кой деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса ма­тематики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выде­лять признаки и свойства объектов: простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных ма­тематических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного so внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Ученики выявляют изменения, происходящие с мате­матическими объектами, устанавливают зависимости между ни­ми в процессе измерений, осуществляют поиск решения текс­товых задач, проводят анализ информации, определяют с по­мощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геомет­рических фигург зависимостей, отношений). Обучающиеся ис­пользуют простейшие предметные, знаковые, графические мо­дели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в со­ответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предло­жения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить во-

просы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать и орга­низационные умения: планировать этапы предстоящей рабо­ты, определять последовательность учебных действий, осу­ществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школь­ник учится участвовать в совместной деятельности при реше­нии математических задач (распределять поручения для поис­ка доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятель­ность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения мате­матике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традицион­ных и новых методов обучения, использование технических средств.

Организуя обучение, целесообразно использовать дифферен­цированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой wl формирует у них положительное отношение к учебе.

большей степени, чем остальные, ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с информацией. В нем расширен раздел, посвященный работе с данными. Школьники не только учатся обнаруживать и интерпретировать информацию по задан­ному плану (алгоритму), но и участвуют в самостоятельном со­ставлении различных схем, инструкций, алгоритмов по сбору, анализу и представлению информации. Второй и третий вари­анты тематического планирования углубляют интеграцию курса математики с другими учебными предметами.

Структура тематического планирования представлена в таб­личной форме. Она включает основное содержание курса, собственно тематическое планирование и характеристику ос­новных видов учебной деятельности учащихся.

Числа и величины

Счет предметов. Название, последовательность и запись чи­сел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Срав­нение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Масса, Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Вместимость. Единица вместимости (литр). Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных вели­чин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахожде­ние значения числового выражения. Перестановка и группиров­ка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Умноже­ние и деление суммы на число. Использование свойств ариф­метических действий для удобства вычислений.

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильнос­ти вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произве­дения, частного.

Текстовые задачи

Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пя­тая часть и т. п.). Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точ­ка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, много-] угольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Различение окружности и круга, построение окружности с помощью цир­куля.

Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Периметр. Вы­числение периметра треугольника, прямоугольника, квад­рата.

Площадь. Единицы площади (квадратный сантиметр, квад­ратный дециметр, квадратный метр). Измерение площади гео­метрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с данными

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора.

Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таб­лицы.

Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой.

Основные виды учебной деятельности

Моделирование ситуаций, требующих упорядочения
предметов и математических объектов (по длине, массе, вмес­
тимости, времени), описание явлений и событий с использова­
нием величин.

Обнаружение моделей геометрических фигур, математи­
ческих процессов зависимостей в окружающем.

Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих
умения находить геометрические величины (планировка, раз­
метка), выполнять построения и вычисления, анализировать за­
висимости.

Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

Планирование хода решения задачи, выполнения задания
на измерение, вычисление, построение.

• Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.

Накопление и использование опыта решения разнообраз­
ных математических задач.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения
алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой
задачи, построения геометрической фигуры.

Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в
ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.

• Поиск необходимой информации в учебной и справочной
литературе.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го­товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического развития:

осознание возможностей и роли математики в познании
окружающего мира, понимание математики как части общече­
ловеческой культуры;

способность проводить исследование предмета, явления,
факта с точки зрения его математической сущности (числовые
характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность,
соотношение частей и пр.);

моделирование различных ситуаций, воспроизводящих
смысл арифметических действий, математических отношений и
зависимостей, характеризующих реальные процессы работа и т. д.);

выполнение измерений в учебных и житейских ситуаци­
ях, установление изменений, происходящих с математическими
объектами;

прогнозирование результата математической деятельнос­
ти, контроль и оценка действий с математическими объектами,
обнаружение и исправление ошибок;

-осуществление поиска необходимой математической ин­формации, целесообразное ее использование и обобщение.

Основы курса математики начальной школы, разработанного авторским коллективом под руководством М.И. Моро, были заложены еще в тот период, когда осуществлялся переход к восьмилетнему, а затем к десятилетнему обязательному обучению, потребовавший изменения целей начального обучения.
Главной задачей стало создание условий для повышения уровня математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ программ по математике.doc

Сравнительный анализ программ по математике.

Основы курса математики начальной школы, разработанного авторским коллективом под руководством М.И. Моро, были заложены еще в тот период, когда осуществлялся переход к восьмилетнему, а затем к десятилетнему обязател ьному обучению, потребовавший изменения целей начального обучения.

Главной задачей стало создание условий для повышения уровня математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике.

Изменение задач повлекло за собой серьезные изменения в содержании начального курса математики. Так, в нем более широко стали представлены вопросы теории. Курс математики уже не мог быть ограничен только арифметическим материалом, и в него был включен алгебраический и геометрический материал.

Ведущими принципами обучения математике в младших классах стали-

  • Органическое сочетание обучения и воспитания.
  • Усвоение математических знаний.
  • Развитие познавательных способностей, основ логического мышления и речи детей.
  • Практическая направленность обучения.
  • Выработка необходимых для этого умений и навыков.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Реализация дифференцированного подхода к обучению.

Задачи обучения математике в младших классах:

  • Создание условий для повышения уровня подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике.
  • Формирование общеучебных умений и навыков (постановка учебной задачи, выполнение последовательности действий в соответствии с планом, проверка и оценка выполненной работы, умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.)
  • Формирование прочных вычислительных навыков.

Содержание начального курса математики:

  • Нумерация
  • Арифметические действия
  • Величины
  • Геометрические фигуры

Примерная программа по математике (новые стандарты)

( разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться)

Общая характеристика учебного предмета

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    • Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности ( логического и знаково-символьного мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;
    • Освоение начальных математических знаний – понимать значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения житейских ситуаций;
    • формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
    • работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
    • Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

      • Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
      • Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
      • Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою очку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

      Место учебного предмета в учебном плане

      В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школе отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.

      Результаты изучения учебного предмета

      Личностными результатами обучающихся являются:

          • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета( явления, события, факта),
          • способность характеризовать собственные знания по предмету,
          • формулировать вопросы,
          • устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены,
          • познавательный интерес к математической науке.

          Метапредметными результатами обучающихся являются:

              • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик:
              • устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира:
              • строить алгоритм поиска необходимой информации;
              • определять логику решения практической и учебной задач;
              • умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков ( символов);
              • планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

              Предметными результатами обучающихся являются:

                  • освоенные знания о числах, величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
                  • умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
                  • умения использовать знаково-символические средства (модели, схемы, таблицы, диаграммы) для решения математических задач.

                  Основное содержание обучения

                  представлено разделами (блоками):

                      • Числа и величины
                      • Арифметические действия
                      • Текстовые задачи
                      • Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
                      • Геометрические величины
                      • Работа с информацией ( этот новый раздел изучается на основе содержания всех других разделов курса математики)

                      Последние 4 блока являются новыми блоками. Первые три из них выделены за счет перераспределения арифметического и геометрического материала.

                      Примерная программа по математике позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв учебного времени – 40 часов, который может быть использован разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

                      Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельно выбирать методические пути и приемы их решения. Важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание примерной программы позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся, что способствует нормализации нагрузки учащихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.

                      В процессе изучения и освоения курса математики:

                          • У обучающихся формируются представления о числах, как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.
                          • Учащиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами.
                          • Учащиеся учатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным.
                          • Учащиеся учатся составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий;
                          • Учащиеся накапливают опыт решения текстовых задач.
                          • Учащиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами.
                          • Учащиеся приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур.
                          • Учащиеся овладевают способами измерения длин и площадей.
                          • В ходе работы с таблицами и диаграммами у обучающихся формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
                          • У учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.
                          • Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта, поиску общего и различного во внешних признаках (форма и размер), а также в числовых характеристиках.
                          • Математические знания должны восприниматься как личностно значимые, т.е действительно нужные учащемуся. Для этого требуется постановка проблем, актуальных для ребенка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира.
                          • Школьники учатся участвовать в совместной деятельности (парной, групповой) договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
                          • Младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимости между ними в процессе измерений .
                          • Младшие школьники учатся осуществлять поиск решения текстовых задач.
                          • Младшие школьники учатся проводить анализ информации.
                          • Младшие школьники учатся определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений).
                          • Младшие школьники учатся использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строить и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания.
                          • Младшие школьники учатся пользоваться математическим языком, читать математические тексты, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.
                          • Младшие школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
                              • 1 вариант планирования обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира. Развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
                              • 2 вариант планирования предусматривает усиление геометрической направленности курса математики. В процессе изучения курса развиваются пространственное воображение и конструкторские умения школьника.
                              • 3 вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с данными. В нем расширен раздел по работе с информацией.

                              Новое в содержании

                              Числа и величины. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

                              Арифметические действия. Способы проверки правильности вычислений ( алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

                              Работа с текстовыми задачами. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Зависимости между величинами, характеризующие процессы: движения, работы, купли – продажи и др. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

                              Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Изображение фигуры от руки.

                              Геометрические величины. Оценка размеров геометрических объектов, расстояний приближенно на глаз.

                              Работа с информацией. Сбор и преставление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

                              Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

                              16+

                              Примерная программа по математике разработана на осно¬ве Концепции стандарта второго поколения с учетом межпред¬метных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
                              В начальной школе изучение математики имеет особое зна¬чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна¬ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также не¬обходимыми для применения в жизни.
                              Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
                              математическое развитие младшего школьника - фор¬мирование способности к интеллектуальной деятельности (ло¬гического и знаково-символического мышления), пространст¬венного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
                              освоение начальных математических знаний - пони¬мание значения величин и способов их измерения; использо¬вание арифметических способов для разрешения сюжетных си¬туаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выпол¬нения арифметических действий;
                              воспитание интереса к математике, стремления исполь¬зовать математические знания в повседневной жизни.
                              На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для до¬стижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
                              Личностными результатами обучающихся являются: готов¬ность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность ха¬рактеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математичес¬ких задач могут быть им успешно решены; познавательный ин¬терес к математической науке.
                              Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, опреде¬лять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
                              Предметными результатами обучающихся являются: осво¬енные знания о числах и величинах, арифметических действи¬ях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выби¬рать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения вели¬чин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
                              В федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отво¬дится 4 часа в неделю, всего - 540 часов.
                              В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
                              научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
                              овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
                              научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
                              получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
                              познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
                              приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

                              Читайте также: