Какие механизмы использует государство для осуществления социальной политики кратко

Обновлено: 07.07.2024

Реализация данных функций требует определенною механизма. Не ставя цель его всестороннего и полного анализа, обозначим основные этапы (или технологические фазы) осуществления социальной политики.

Первый этап - этап объективной реальной оценки существующей ситуации. Именно на нем необходимо выяснить потребности, интересы, установки, социальные ожидания и т. д. объектов социальной политики. К сожалению, свертывание массовых социологических исследований из-за нехватки финансовых средств, искажение статистических данных и их неадекватность социальной действительности априори приводят к искажению реальной ситуации в обществе, и, следовательно, изначально закладывают неадекватность социальной политики.

На втором этапе происходит оценка возможностей субъектов социальной политики, их ресурсов.

Третий этап- это этап выбора конкретных целей и задач действий (стратегических и тактических), выделения среди них приоритетных.

На следующем, четвертом, этапе осуществляется выбор методов и способов решения поставленных задач. При этом еще раз уточняются материально-финансовые, организационно-правовые, социально-психологические возможности субъектов социальной политики, определяются дополнительные источники привлечения средств (технология фандрайзинга).

Пятый этап посвящен разработке конкретных видов предметно-практической деятельности субъектов социальной политики. Приступая к его реализации необходимо учесть постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности социальных групп, особенности регионов, специфику потребностей и интересов. Эти моменты делают актуальной проблему разработки, апробации и внедрения инновационных социальных технологий.

На шестом этапе происходит нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной задачи. Если речь идет о таком субъекте социальной политики как государство, то издается какой-либо нормативно-правовой акт в отношении новых видов социальной помощи.

Если это общественная организация, то она свою деятельность старается осуществлять в соответствии с уже имеющейся правовой базой или включается в законотворческий процесс. Примером может служить деятельность НКО по внедрению социального заказа.

На седьмом этапе создается административно-управленческое обеспечение, то есть формируется система управления ходом социального процесса.

Восьмой этап посвящен идеологическому объяснению и пропаганде выбранного курса среди населения.

Заключительный, девятый этап позволяет обеспечить контроль за социальной политикой, внести необходимые коррективы в предыдущие этапы.

Конечно, выделение этапов отражает механизм реализации социальной политики достаточно условно и схематично, но определенная логика процесса все-таки просматривается. При этом необходимо помнить и об объективных трудностях и противоречиях в реализации социальной политики, глубоких разрывов между поставленными задачами и возможностями по их решению (ухудшение материально-технической базы, дефицит кадров, финансов и т.п.).

Таким образом, рассмотрение некоторых аспектов социальной политики привело к пониманию сложности данного вида политики, слабой теоретической разработки ее сути.

Тем не менее, социальная политика имеет место в любом обществе, выполняет определенные функции, имеет свои цели, задачи, субъекты и объекты. Механизм реализации данного вида политики достаточно сложен и зависит от ряда объективных и субъективных факторов и условий.

Социальная политика реализуется через разработку социальной стратегии и социальных программ. При разработке конкретных стратегий и социальных программ должны учитываться следующие принципы[3]:

1. государственное вмешательство должно соответствовать требованиям рынка и механизма цен должен работать при этом как сигнальное устройство

2. механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, которые предоставляются каждому человеку. Для такой системы социальной защиты необходимо разработать систему социальных нормативов, которые должны отражать условия труда и быта людей.

3. должен осуществляться дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности

4. система социальной защиты должна быть многоуровневой и интегрированной

Можно выделить следующие способы воздействия социальной политики[4]:

1. на доходы активной части населения - создание условий для оптимального использования рабочей силы; регулирование заработной платы; обеспечение занятости, законодательное определение условий труда и его охрана

2. на благосостояние общественных иждивенцев – путем перераспределения первичных доходов через систему социального обеспечения (т.е. через социальное страхование и общественное вспомоществование

3. воздействие на благосостояние всего населения через обеспечение доступа к социальным услугам. Организация производства этих услуг и обеспечение ими всех слоев населения на минимально гарантированном уровне

Характер социальной политики зависит от степени вмешательства государства в управление социальной сферой, в зависимости от этого все сложившиеся в различных странах типы социальной политики можно разделит на 2 группы:

2. институциональная социальная политика (при такой политике социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами во всех смыслах, это более конструктивная политика и ее основой является социально – демократическая теория и идеология. Она предусматривает определенные социальные стандарты для населения, стартовые условия создает государство – таковы, например, немецкая и шведская модели социальной политики).

Обе модели социальной политики различаются не отсутствием или наличием каких-то компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальную роль государства находится в диапазоне этих двух моделей социальной политики.

Исходя из практики стран с развитой экономикой, можно сделать выводы о роли и месте социальной политики в управлении государством[5]:

1. степень социальной поддержки населения, в первую очередь, касается предоставлению бесплатных или льготных благ и услуг.

2. существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства

3. общество всегда стоит перед выбором: либо рост личных доходов за счет низких доходов других людей, или повышение уровня удовлетворения потребностей на льготных условиях при росте налогов

4. идеология государственной политики в социальной сфере претерпевает циклические изменения, т.е. государство то расширяет воздействие на социальную сферу, то сокращает, предоставляя эту возможность гражданскому обществу.

[1] Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 1998г. - №8. – с.54-56.

[3] Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 1998г. - №8. – с.54-56.

[4] Шмидт. Г. Социальная политика как составная часть социальной рыночной экономики // Вести Московского университета. Серия 6. Экономика - 1994г., № 5, стр. 31 - 47.

[5] Шмидт. Г. Социальная политика как составная часть социальной рыночной экономики // Вести Московского университета. Серия 6. Экономика - 1994г., № 5, стр. 31 - 47.

Деятельность государства в социальной области служит механизмом снятия или предупреждения социальной напряженности, которая неизбежно возникает в рыночной экономике. Государство по отношению к социальной политике постоянно исполняет роль стабилизатора, который обеспечивает и выполняет защитные механизмы при помощи иерархии управления. В этом и кроется его основное отличие от частного сектора, который преследует только получение прибыли.

Образование это процесс и результат усвоения знаний.

Роль как агент социализации
Социализация- процесс превращения индивида в личность
Индивид- единственный представитель человеческого рода
Личность-индивид наделённый социальнозначимыми чертами

Вывод:помогает индивиду превращаться в личность ( из обычной пустышки в персону)

Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени экономического и политического развития общества. В последние десятилетия системный кризис достаточно сильно ударил по социальной сфере, последствиями чего стали поляризация и деградация социальной структуры, обед­нение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис каче­ства и образа жизни, превращение российского общества в об­щество противостояния. В связи с этим в последнее время заметен отчетливый разворот государства в сторону социальной политики, реализация значительного числа социальных проектов, повышенное внимание к вопросам реформирования социальной сферы со стороны власти и общества. Это говорит об актуальности проблемы формирования оптимальной для России модели социальной политики.

Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер.

Поэтому важно рассматривать социальную политику, как систему целенаправленных действий государства по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны. В широком смысле социальная политика также понимается и как система определенных взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, ядром которых выступают, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом.

Центральное место среди всех субъектов принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Хотя государство – центральный субъект социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Основная цель социальной политики – создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Однако, наряду с ней существует система целей, отражающая желательные результаты общественных перемен для конкретных субъектов социальной политики. Из этого проистекает ее содержание и механизмы реализации.

Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить следующие:

· социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

· создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

· поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

· развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

· формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;

· создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Социальная политика выполняет ряд функций[3]:

1. Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.

2. Обеспечение политическую устойчивость власти.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

5. -Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Механизмы социальной политики

Для формирования и реализации социальной политики используются различные механизмы: правовые, финансовые, налоговые, административные, политические.

Правовой механизм обеспечивается законодательной ветвью государственной власти путем создания законодательной и нормативной базы, прежде всего, в части социальной защиты населения и функционирования систем социального страхования.

Нормативно-правовую базу реализации социальной политики Российской Федерации можно разделить на три группы:

1. Федеральные нормативно-правовые акты, включающие федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Эта группа включает в себя системообразуюшие документы, составляющие основу государственной социальной политики, а также нормативные документы текущего характера, определяющие условия исполнения первых. Разрабатываются государственными органами законодательной и исполнительной власти.

2. Региональные нормативно-правовые акты, включающие региональной законодательство в указанной сфере, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная группа включает документы, конкретизирующие условия осуществления социальной политики в конкретных субъектах РФ.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, определяющие специфику реализации социальной политики на местном уровне.

Следует отметить, что федеральные нормативные и правовые акты носят концептуальный характер, определяя основные направления и принципы реализации социальной политики, в то время как региональное законодательство и акты органов местного самоуправления направлены на установления конкретных механизмов осуществления социальной политики.

Так, например, важным правовым механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются на законодательном уровне.

Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения (минимальный уровень оплаты труда 5965, минимальный уровень социальных пенсий (Средний размер социальной пенсии в 2015 году составляет примерно 6170 рублей)

и других социальных выплат, обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств и т.д.).

В связи с этим, в задачи федерального уровня власти входит разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Финансовый механизм представляет собой инструмент образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, осуществляющих эти функции.

Налоговые механизмы социальной политики предполагают использование налоговых рычагов и стимулов для ориентации хозяйствующих субъектов на проведение адекватной социальной политики и повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.

Административный механизм основан на реализации актов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления муниципальных образований (сущность заключается в административном воздействии на субъекты социальной политики).

Политический механизм социальной политики включает в себя: политические решения, привлечение к реализации социальной политики политических партий, общественных и религиозных объединений, лоббистскую деятельность.

Реализация социальной политики представляет собой процесс воплощения правовых предписаний в поведении соответствующих субъектов.

Субъектами социальной политики в РФ, как уже указывалось выше, являются:

· органы государственной власти и органы местного самоуправления

· предприятия и организации.

Именно они должны воплощать в процессе реализации социальной политики следующие правовые предписания:

o право на свободу труда

o право на защиту материнства, детства и семьи

o право на социальное обеспечение

o право на жилище

o право на охрану здоровья и медицинскую помощь

o право на образование.

Указанные выше права, по смыслу ст. 7 Конституции РФ, составляют содержание социальной политики нашего государства.

Важнейшими принципами реализации содержания социальной политики являются:

· формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм

· соблюдение критериев социальной безопасности общества

· обеспечение государством минимальных жизненных стандартов всем членом общества при любых условиях.

Механизмами реализации указанных выше предписаний в Российской Федерации являются:

1. система социальных гарантий

2. система социальной помощи

. система социального страхования

. создание и реализация приоритетных национальных проектов в области социальной сферы.

Рассмотрим каждый из механизмов более подробно.

Система социальных гарантий предполагает предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. В Российской Федерации эти гарантии целиком и полностью берет на себя государство. Это подтверждается тем, что бюджет РФ в последние годы является полностью социально — ориентированным. В этой связи, немаловажным будет отметить и то, что в условиях мирового финансового кризиса наше государство не отчуждает от себя эти обязанности.

Система социальной помощи действует исходя из принципа социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах. Данный принцип в Российской Федерации реализуют:

· государство, через определение социально незащищенных категорий граждан, через создание государственной сети социальных учреждений для помощи таким гражданам, через установление государственных пособий для указанных групп населения.

· органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ — через обеспечение деятельности объектов социального обслуживания.

Таким образом, система социальной помощи полностью остается в руках государства, это его обязанность. Общество же помогает социально незащищенным категориям граждан только лишь в силу своих возможностей. Для него это не обязанность, а дозволение. Все это вытекает из полу — патерналистской сущности России как социального государства.

Третьим механизмов реализации социальной политики государства является система социального страхования.

Данная система предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ.

Основными видами социального страхования являются:

1. страхование потери трудоспособности (по старости и по инвалидности, в результате общих заболеваний и от несчастных случаев)

2. страхование от несчастных случаев на производстве

. страхование на случай безработицы

В России требуется создание трех обязательных форм страхования — общего социального страхования, профессионального и территориального социального страхования.

Обязательное общее социальное страхование должно охватывать все без исключения группы, работающих независимо от форм собственности предприятий и организаций. Учет повышенного профессионального риска повреждения здоровья лежит в основе системы обязательного профессионального социального страхования. Обязательное территориальное страхование должно учитывать специфику условий труда и проживания в сложных климатических условиях.

Получатся, что данный механизм реализации государство полностью отдает обществу, тем самым, разделяя с ним ответственность за благосостояние в социальной сфере.

Несмотря на это, государство все равно контролирует этот механизм реализации. Данный контроль осуществляется через деятельность уполномоченных органов власти.

Все это еще раз свидетельствует о том, что Россия является полу — патерналистским социальным государством.

Вообще, органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления имеют достаточно обширные полномочия в социальной сфере. Так, например, они осуществляют общее управление данными отношениями, подготавливают законодательную базу социальной политики, разрабатывают программы развития социальной инфраструктуры общества, осуществляют контроль за деятельностью субъектов социальной политики, осуществляют ее финансирование, устанавливают ответственность за нарушения законодательства и за неисполнение либо ненадлежащее исполнение субъектами своих обязанностей.

Данный обширный спектр полномочий, указанных выше органов, стал возможен в силу того, что в Российской Федерации существуют следующие уровни реализации социальной политики:

· региональный (существует в силу того, что регионам делегируются полномочия для гарантирования населению социальных благ)

· муниципальный (на этом уровне решаются социальные вопросы местного значения, то есть вопросы конкретного муниципального образования).

О полу — патерналистской сущности Российской Федерации говорит и система гарантий реализации социальной политики. В нее входят следующие элементы:

. конституционные гарантии (закрепление в основном законе социальной сущности РФ как одной из основ конституционного строя, установление неотчуждаемости и признание социальных прав граждан непосредственно действующими)

. финансовые гарантии (обширное финансирование социальной инфраструктуры из бюджетов всех уровней, признание указанных бюджетов социально — ориентированными).

В заключении следует сказать о том, что многие недостатки управления социальной политикой, возникшие еще в советское время, сегодня усугубились на всех трех уровнях управления: не сложился механизм зарабатывания средств на социальные нужды (особенно в муниципальных образованиях), все чаще не соблюдаются минимальные социальные гарантии и права населения, часто отсутствуют как стратегические, так и тактические инициативы региональной и муниципальной власти по оздоровлению социо — культурной сферы.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Читайте также: