Какие лексические средства использует гоголь чтобы ярко представить комический образ ноздрева кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока русского языка для 10 класса

Цель урока: повторение и обобщение основных понятий лексики и фразеологии:

- повторить понятия: лексическое значение слова, паронимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы;

- совершенствовать умения определять особенности этих видов, различать их значения в контексте, умения употреблять в речи;

- развивать умение определять и разграничивать разные лексические группы слов;

- развивать умение употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями и стилистическими особенностями;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, прививать интерес к языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя .

Сегодня на уроке мы вновь работаем со словом. Это важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. О слове сказано много мудрых мыслей (пословиц, поговорок):

Какова цель урока? (систематизировать изученный материал и успешно выполнить все предложенные задания). (Слайд 2)

Сегодня будем выполнять работу на бланках, в них вы будете отмечать правильные ответы и проводить самопроверку и взаимопроверку.

Актуализация опорных знаний

Теоретическая разминка (с последующей самопроверкой).

Продолжите определения, ответы запишите во второй колонке таблицы:

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию (синонимы)

2. Словарный состав языка (лексика)

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению (омонимы)

4. Основная единица языка (слово)

5. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение

(фразеологизмы)

7.Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

8.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений (неологизмы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)

Самопроверка.

Применение умений и навыков

Тренировочные упражнения на знание лексических норм

а) фронтальная работа:

а) Люди часто допускают ошибки в использовании фразеологизмов. Вашему вниманию предлагаются несколько идиоматических выражений. Определите, какие из них содержат ошибки.

Молчать, как рыба об лед (надо: молчать, как рыба), играть значение (надо: иметь значение), он не робкой десятки (надо: не робкого десятка), держать ухо востро, рассыпаться, как мыльный пузырь (надо: лопнуть, как мыльный пузырь), оставляет желать лучшего, бабушка надвое сказала, бежать сломив голову (надо: бежать сломя голову).

б) найдите ошибки, связанные с употреблением слов ( примеры выводятся на экран через проектор) (Слайд 4)

Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.

Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.

в)тренировочные упражнения с использованием паронимов. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Вариант 1. . Из слов, заключенных в скобках, выбрать нужное.

1.Никогда наш народ не забудет (геройские – героические) дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.

4.На платформе могут (поместиться – разместиться) четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять (эффективные – эффектные) меры.

1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.

4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффектные меры.
Для самопроверки на экран выводятся правильные ответы (слайд 5)

1.Никогда наш народ не забудет героические дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя.

4.На платформе могут поместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффективные меры.

г) Тренировочные упражнения на исправление стилистических и речевых ошибок.

Что такое стилистические нормы?

В предложенных примерах найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки (текст задания проецируется на экран)

Но позвольте мне перенести ваш взгляд на любовный фронт поэта.

На деревьях во все голоса переливалось щебетание птиц.

Самопроверка (слайд 6)

Работа с текстом. Наблюдение над лексическими средствами языка

Задания к тексту:

1. Какие лексические средства использует Н. В. Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?

Готовясь к ответу на первый вопрос, учащиеся выписывают в тетрадь лексические средства создания комизма:

• использование контрастной лексики, чтобы передать непредсказуемость характера героя (насаливал, нагадит вам, обходится вновь по-дружески);

• использование синонимов, отличающихся экспрессивностью ( выведут — вытолкают ).


6. Подведение итогов. Рефлексия

7. Домашнее задание

Дмитрий Йокубаускас Мастер (1030) нет, он просто скопировал характеристику со стороннего сайта, лексических средств нет, я считаю, что таких банить надо

1) использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (“произнесши“, “принуждены бывают“, “не почитал себя вашим неприятелем“, “разговор о предметах, вызывающих на размышление“ – и низкого, разговорного (“подлец“, “наврет“, “нарежетсЯ в буфете“, “Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить“);

2) использование контрастной лексики, чтобы предать непредсказуемость характера героя (“насаливал“, “нагадит вам“ – обходиться вновь по-дружески“);

3) каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (“исторический человек“, потому что ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории“);

4) использование сравнений, отличающихся смысловой новизной (“нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди… “);

5) повтор одних и тех же сочетаний, слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников (“Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди… разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышление… и нагадит вам… как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление… “);

6) использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (“выведут - вытолкнут“).

Сравнения: с белыми, как снег, зубами; чёрными, как смоль, бакенбардами. Олицетворения: дрожат и прыгают щёки. Метафора: здоровье, казалось, так и прыскало с лица его. Гиперболы: я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского; вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти; по словам Ноздрёва, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку. Эпитеты: недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми зубами, с чёрными бакенбардами, чёрные густые волосы, звонким смехом.

Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Речь его наполнена бранными словами, а сам он вечно попадает в неприятные истории.

Автор, знакомя читателя с Ноздревым, использует сначала беглый, а затем глубокий, подробный портрет. За описанием внешности Ноздрева следует авторская характеристика этого помещика. Ноздрев ничем не отличается, он выглядит как типичный представитель русского общества.

Чичиков, познакомившись с Ноздревым, получает приглашение посетить его усадьбу. Описание поместья имеет большое значение при анализе характера помещика. Все, что видит Павел Иванович, отражает внутренний мир Ноздрева. Хаотичность, беспорядок, склонность к преувеличениям всего, что окружает этого помещика, - вот что видит Чичиков в гостях у Ноздрева.

Так, например, Ноздрев хвастается свои жеребцом, за которого, как он утверждает, отдал десять тысяч, на деле не стоит и одной.

Обед, которым угощает Павла Ивановича Ноздрев, также соответствует характеру помещика – что-то не сварилось, что-то пригорело, а мадера и вовсе оказалась разбавленным ромом.

Завершающей и, наверное, главной деталью в анализе персонажа является его разговор с Чичиковым о мертвых душах.

Ноздрев и Чичиков не смогли найти общий язык, их разговор закончился крайне неприятно.

Получив от Ноздрева предложение сыграть на мертвые души, Чичиков вынужден был согласиться. В этом эпизоде демонстрируется весь спектр основных качеств Ноздрева – взбалмошность, нездоровая страсть к азарту, склонность к жульничеству, агрессивность.

Важной деталью, на которую следует обратить внимание, является портрет Ноздрева. Сначала беглый, затем – глубокий, основанный на мелких деталях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Выделить и проанализировать лексические средства языка, которые способствуют созданию комического образа одного из героев поэмы “Мертвые души” – Ноздрева.

2. Определить, как в этом образе реализовалась идея автора – показать нравственную деградацию помещиков.

I Целеполагание. Предлагаю школьникам проанализировать отрывок из поэмы “Мёртвые души”по следующим вопросам:

1. Какие лексические средства использует Н.В.Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?

2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейным содержанием всей поэмы?

3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев – это… человек.

II Анализ отрывка из 4 главы (I т)

“Ноздрев был в некотором отношении исторический человек… Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случиться, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: “Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить”. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой нужды. Иной, например, даже человек в чинах, с благородно. Наружностью, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, пред вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление, так что стоишь да только дивишься, пожимая плечами, да ничего более. Такую же странную страсть имел Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: “Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь”.

Задание: выписать в тетрадь лексические средства создания комизма:

- использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (“произнесши“, “принуждены бывают“, “не почитал себя вашим неприятелем“, “разговор о предметах, вызывающих на размышление“ – и низкого, разговорного (“подлец“, “наврет“, “нарежетсЯ в буфете“, “Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить“);

- использование контрастной лексики, чтобы предать непредсказуемость характера героя (“насаливал“, “нагадит вам“ – обходиться вновь по-дружески“);

- каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов (“исторический человек“, потому что ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории“);

- использование сравнений, отличающихся смысловой новизной (“нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди…“);

- повтор одних и тех же сочетаний, слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников (“Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди… разговориться с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышление… и нагадит вам… как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездою на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление…“);

- использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (“выведут - вытолкнут“).

I I I Самостоятельный ответ на 2й вопрос.

I Выполнение задания “Закончите предложение“.

Итог урока: какие лексические средства способствуют созданию образа Ноздрева?

Домашнее задание: составить микротекст (абзац) предполагаемого сочинения о Ноздреве

Читайте также: