Как сохранить здоровье педагога доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5 Кошехабльского района а. Блечепсин

Кошева Жанна Туркубиевна,

воспитатель, музыкальный руководитель

Методический комментарий:

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.

Основная проблема, побудившая меня выбрать эту номинацию, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Небольшая заработная плата не позволяет воспитателям полноценно заботиться о своем здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории.

Перегрузки в нашей работе- привычное дело, но после напряженной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях ? Как вообще поправит и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем.

Цель моей работы: способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи: создать условия для позитивного микроклимата в коллективе,

обучить педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья, улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов.

В свое методической разработке я предлагаю некоторые способы и приемы, с помощью которых я могу, как музыкальный руководитель, помочь своим коллегам поддержать и укрепить свое здоровье (дыхательная гимнастика, точечный массаж, музыкотерапия, вокалотерапия, фитотерапия и т.д.)

Считаю, что данный проект может быть использован руководителями дошкольных образовательных учреждений, методистами, старшими воспитателями, музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений для обучения педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья, улучшения физическое и эмоциональное состояние педагогов.

Приложения к проекту могут иметь практическое использование для перечисленных выше категорий в соответствующем направлении.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных, как основной глобальной задачи укрепления здоровья нации и подрастающего поколения.

Вместе с тем, заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы - педагоги зачастую забываем о своем здоровье.

Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными компонентами успеха деятельности педагога.

Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.

Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного занятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:

Во-первых: педагогическая профессия - профессия здоровьеразрушающая, отдавая душевные и физические силы своим воспитанникам, мы разрушаем свое.

Основными факторами риска труда педагога являются:

- повышенное психоэмоциональное напряжение;

- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

- большой объем интенсивной зрительной работы;

- высокая плотность эпидемических контактов.

Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессионального здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными компонентами успеха деятельности педагога.

Цель разработки: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности .

- сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;

- мотивация педагогов на созидание собственного здоровья;

- формирование валеологической компетентности педагогов

- обучение навыкам самооздоровления.

Работу над проектом я начала со знакомства с нормативно-правовыми документами по проблеме сохранения профессионального и физического здоровья педагогов, с методическими материалами, статьями в журналах и Интернет-ресурсами, с интересом ознакомилась с опытом коллег по данной проблеме.

Наибольший интерес у меня вызвали издания и статьи:

Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья Текст. / Л. Волошина // научно-методич. журн. Дошкольное воспитание.

Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.

Недосека, О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога

Интернет-ресурсы:

Результатом работы стал перспективный план работы по по здоровьесбережению и здоровьеобогащению педагогов дошкольного образования.

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное Перенапряжение приводит к соматическим заболеваниям:

- Ишемической болезни сердца;

Почему же педагоги болеют?

- Во-первых, они перегружены;

- Во-вторых, недостаточно высокая заработная плата не позволяет им полноценно восстанавливать здоровье;

- В-третьих, не всегда обоснованные требования и критика родителей негативно сказывается на нервно-психическом состоянии педагога;

• Необходимо сформировать у педагогов адекватное отношение к собственному здоровью;

• Научить их практическим методам и приемам укрепления физического и психического здоровья.

• Помочь снять напряжение, утомление, обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление.

Я предлагаю несколько практических упражнений, которые помогут педагогам снять усталость и напряжение и дольше сохранять свою работоспособность:

1. Дыхательные упражнения:

Выполняются после расслабления:

• Глубоко вдохнуть, поднять руки вверх.

Выдохнуть с открытым сильным звуком: А-А-А-. Опустить руки

Сжать пальцы в кулак. Большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время кулак с силой сжимается. Затем, ослабив сжатие, сделать вдох. (выполняется одновременно двумя руками 5 раз)

Представьте, что ваше тело медленно обнимает теплый солнечный луч, согревая постепенно все ваше тело. Морщины разглаживаются, напряжение исчезает. Формируется внешность спокойного, удовлетворенного жизнью человека.

Это упражнение также показано при головной боли. Представьте себя в магазине, где продаются различные маски. Вы начинаете их примерять: злость, удивление, разочарование, радость и т. д.

• Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на здоровье. Человек должен научиться думать и говорить позитивно.

• Следите за тем, чтобы в Вашей речи было как можно меньше отрицательной частицы НЕ.

Вспомните, что вы чувствовали, когда Вам было хорошо. Погрузитесь в то радостное умиротворенное состояние. Пусть эти чувства вернутся к вам.

• Физиологи установили, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.

9. Массаж ушных раковин:

• На ушных раковинах расположено множество точек, связанных с внутренними органами. С помощью специальных упражнений можно нормализовать их работу и активизировать резервы организма:

• Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и опускаясь до мочки;

• Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

• Запах зеленых яблок облегчает головные боли при мигрени;

• Запах апельсина повышает умственную работоспособность, оптимизм;

• Базилик устраняет комплексы, повышает уверенность в себе;

• Лимон позволяет быстро адаптироваться к новым условиям, незнакомым людям, активизирует творчество;

• Мята усиливает дыхание, обновляет энергетику;

• Сандал помогает открыть талант в человеке;

• Эвкалипт содействует быстрому восстановлению сил после стресса;

• Лаванда способствует самопознанию и быстрому восстановлению сил;

• Роза преобразовывает негативную энергию в положительную.

• Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции.

• Для расслабления полезно просто смотреть на воду.

• Самое доступное упражнение – мытье рук от локтя к запястьям в прохладной воде. Активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.

• Смех благотворно действует на организм. Выделение гормонов счастья – эндорфинов – вызывает у человека чувство удовлетворения.

• Улучшить настроение можно, посмотрев любимые комедии.

• Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.

В минуты грусти и тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает поддержку с их стороны. Приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Не отказывайте себе в удовольствии.

любое увлечение делает жизнь осмысленнее и интересней

15. Танцетерапия, физические упражнения:

Движения удовлетворяют врожденную потребность человека в гармонии, балансе, ведь его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом.

17. Использование притч, афоризмов:

• Люди очень любят притчи – эти короткие иносказательные и поучительные рассказы, ненавязчиво помогающие находить ответы на разные вопросы нашей жизни.

• Когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию, имеет душевную или психологическую травму, или просто не знает как поступить в той или иной ситуации, он может обратиться к мировому опыту житейской мудрости, сформулированному в притчах и афоризмах, и поступить в соответствии с моралью прочитанной истории.

Соблюдайте эти простые правила:

• Зарядка – маленький подвиг, для здоровья отличный допинг

• Не плыви пассивно по течению, найди в жизни увлечение.

• Своё возрождение начни с правильного мышления.

• Вредные привычки сбрось, как рукавички.

• Внимательно организм слушай, он подскажет совет нужный.

• Будь доброжелательным, твори добро обязательно.

• Смейся больше – проживешь дольше.

• Умеренность во всём – так здоровье сбережем.

• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.

• Всегда будь хозяином своей судьбы.

• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога – помоги себе сам!

И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Прикреплённые файлы:

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья. Подтверждение тому – и ряд мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, и предложения специалистов о формировании новой политики в деле его охраны. Фактор здоровья все чаще оказывается в числе приоритетных ценностей представителей разных профессий, в том числе педагогической. И что примечательно: его ценность осознают педагоги не только среднего и старшего возраста, но и молодые.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

Быть здоровым… это означает производительно и творчески работать, овладеть способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности. Однако вот о чем свидетельствуют данные исследований: даже молодые педагоги обращаются в медицинские учреждения с жалобами на недомогание, в частности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, а также на заболевания неврологического характера.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной форме (окрики, гнев, раздражительность). Трудности вытекают и из специфики трудовых функций.

В структуру деятельности воспитателя ДОУ выделяются функции, имеющие различное содержание. Касаются они

  • охраны жизни и здоровья детей, собственно педагогической деятельности (планирование работы и ее претворения на практике),
  • организации хозяйства (создание условий для успешного воспитания детей),
  • педагогического просвещения родителей (установление контакта с целью согласования воспитательного воздействия на ребенка, создания благоприятного микроклимата для его психического развития),
  • исследовательской функции (анализ опыта деятельности, исследование эффективности средств),
  • функции самообразования.

Многообразие и сложность функций вызывают определенные затруднения в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Напряженными для педагога могут быть ситуации:

  • взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
  • взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
  • взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
  • низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) было отмечено, что подобные состояния, связанные с работой, являются важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. По статистике, "синдром выгорания" хотя бы раз в жизни бывает у 25% людей.

Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

Предпосылки и особенности:

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

I. Определенные личностные характеристики могут являться дополнительными факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Это внутренние предпосылки, которые проявляются в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

1. Сниженное чувство собственного достоинства. Для этих людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения, что внешне может проявляться как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение в адрес более успешных людей.

Сниженное самоуважение приводит к появлению трудоголизма, высокой мотивации успеха вплоть до перфекционизма (быть лучше всех всегда и во всем). Поэтому любое снижение результатов труда может вызвать неадекватную реакцию: уход в себя, депрессия, агрессивные вспышки.

II. К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести

1. специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Здесь необходимо проведение работы по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций.

Поэтому так важно развивать у себя способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к "победе" создает напряжение и тревогу.

2. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку также является стрессогенным.

3. Работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к эмоциональной и физической перегрузке.

Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более большинства воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

III. Влияние социокультурных факторов также играет важную роль. Уровень эмоционального выгорания всегда повышается в условиях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования (особенно часто встречается в рекламных акциях (например, реклама лекарств)).

В качестве основных симптомов эмоционального выгорания выделяют:

  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, снижение активности, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • напряженность в отношении к людям;
  • негативное отношение к самой работе;
  • скудность репертуара рабочих действий;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев);
  • эмоциональное истощение, упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности;
  • частая раздражительность;
  • переживание чувства вины.

У педагогов деформированность личности профдеятельностью может проявляться на четырех уровнях (Е.И. Рогов):

1. Деформации общепедагогические, характерные для всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью (назидательность, самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и т.п.).

2. Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей и структурами строения педагогической деятельности (коммуникатор, организатор, просветитель, предметник).

3. Специфические деформации (предметные) обусловлены спецификой работы педагога.

4. Индивидуальные деформации, определяющиеся изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, что обусловлено личностной направленностью педагога.

Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

  1. Меня тяготит педагогическая деятельность.
  2. У меня нет желания общаться после работы.
  3. У меня в группе есть "плохие" дети.
  4. Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
  5. Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;

9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;

13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Многочисленные психологические, медицинские и социологические исследования показали, что профессия учителя как профессиональная группа характеризуется крайне низкими показателями здоровья. Профессиональное здоровье учителя включает не только его соматическое, но и психическое здоровье.

Профессиональное здоровье педагога можно определить как способность организма поддерживать и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях профессиональной деятельности.

Восстановление профессионального здоровья учителя — это не просто лечение, а управление механизмами, которые определяют развитие личности и способствуют формированию позитивной Я-концепции, открытого подхода к миру, готовности к изменениям и принятию ответственности.

Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в ДОУ - Особенности профессиональной деятельности педагога ДОУ

Особенности профессиональной деятельности педагога ДОУ

Большое значение фактору здоровья придается в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых может стать причиной развития профессионального стресса. Эта проблема особенно актуальна для специалистов социальной сферы, чья работа связана с непосредственным взаимодействием с людьми.

Высокая эмоциональная нагрузка педагогической работы обусловлена множеством стрессовых факторов: высокая динамика, дефицит времени, перегрузка работой, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Изучая профессиональную дезадаптацию учителей, Л.С. Шафранова сформулировала особенности работы учителей

Учитель постоянно вовлечен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые он должен реагировать мобильно и конструктивно. Когда он сталкивается с непредвиденными ситуациями, он должен в первую очередь думать о том, как решить проблему с наименьшими последствиями для детей, находящихся под его ответственностью. Это особенно важно в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей чрезвычайно высока.

Большая часть рабочего дня воспитателя дошкольного учреждения проходит в эмоционально насыщенной атмосфере: эмоциональный накал деятельности, постоянная концентрация внимания и повышенная ответственность за детей. Такие факторы напряжения влияют на эмоциональное и физическое состояние учителя: появляется нервозность, раздражительность, утомляемость, различные виды жалоб. В некоторых случаях эмоциональная нагрузка достигает критической точки, когда учитель выходит из себя и проявляет себя в агрессивной форме (крик, истерика, раздражительность). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, обиды, отчаяния.

Внешнее подавление эмоций, когда внутри идет бурный эмоциональный процесс, не приводит к спокойствию, а усиливает эмоциональный стресс и негативно влияет на здоровье. Между тем, необходимые настойчивость, терпимость, самоконтроль, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств педагога дошкольного образования во многом обусловлены его здоровьем.

Психическое здоровье воспитателя ДОУ

Различные способы мышления приводят ученых к схожим идеям о том, какими качествами должен обладать психически здоровый человек. Вера в свою судьбу и чувство долга, самосовершенствование, стремление к личным достижениям и самоотдача, служение человеку, делу, истине — это атрибуты свободно-личностного отношения к жизни, модальности духовного бытия. Переживание собственной со-ответственности за человеческую солидарность, следование голосу совести и стремление к свободному самоопределению, творческое формирование собственного настоящего и будущего не являются противоположностями и должны рассматриваться как взаимодополняющие цели и ценности индивидуального развития, как необходимые компоненты психического здоровья.

Психическое здоровье педагога ДОУ представляет собой целостное формирование личности на двух уровнях. Таким образом, нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем педагога (профессиональная активность, адаптивные навыки, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания), что является необходимой и достаточной основой для его способности к самореализации как субъекта профессиональной деятельности. Достижение творческого уровня в развитии определяет становление личности учителя на уровне актуального психологического здоровья, основными показателями которого являются: Осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, устойчивость к стрессу.

Соответственно, психическое здоровье педагога ДОУ характеризуется сбалансированностью различных психологических характеристик и процессов, что определяет состояние психологического благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, самочувствии, активности. В то же время психическое здоровье педагога центра ДОУпредставляет собой высший ценностно-смысловой уровень ее психического здоровья. В данном контексте психическое здоровье подразумевает внутриличностную, смысловую согласованность, способность учителя к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности.

Симптомы эмоционального выгорания и факторы возникновения

В 1981 году была опубликована работа американских психологов К. Маслах, С.Е. Джексон, в которой возможность психологического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. Согласно их подходу, синдром психологического выгорания включает три стадии: эмоциональное истощение; деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам); снижение личных достижений, что выражается либо в тенденции к негативной самооценке в профессиональном плане, либо в снижении самооценки, ограничении собственных возможностей, обязательств перед другими, откладывании ответственности и перекладывании ее на других.

В.В. Бойко, опираясь на исследования К. Маслах и С.Е. Джексона, выделяет три фазы выгорания, каждая из которых включает четыре симптома.

  • Осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности;
  • неудовлетворенность собой, выбранной профессией;
  • состояние ментально-эмоционального застоя;
  • тревога, депрессия.

Фаза формирования защиты (фаза сопротивления):

  • Неадекватная избирательная эмоциональная реакция;
  • эмоциональная и моральная дезориентация;
  • Расширение сферы экономики эмоций;
  • Сокращение (упрощение) профессиональных обязанностей.
  • Эмоциональный дефицит — преобладание отрицательных эмоций над положительными, а затем полное исключение эмоций из сферы своей деятельности;
  • Эмоциональная отстраненность, реакция без эмоций и чувств — наиболее очевидный симптом выгорания, который свидетельствует о профессиональной деформации личности, а также может нанести ущерб субъекту общения (клиенту, пациенту, студенту, родственнику);
  • Деперсонализация связана с появлением безразличного и даже негативного отношения к людям, которым служит работа, и приводит к конфликтам с накоплением раздражения;
  • психосоматические и психовегетативные расстройства — нарушения сна, памяти, внимания, панические атаки, нервные тики, головные и сердечные боли.

Исследователи выделяют объективные (социальные, организационные) и субъективные (личностные) факторы, обуславливающие возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания.

Объективные (социальные) факторы:

  • Модернизация образования, переход на новые образовательные стандарты, новые требования к профессиональной компетентности педагога;
  • Внедрение инновационных технологий (например, почти во всех школах учителя обязаны проводить интерактивные уроки и мероприятия, писать учебные программы и отчеты на компьютере, при этом зарплата учителя не всегда позволяет купить компьютер и оплатить компьютерные курсы и т.д.)
  • Социальное расслоение как среди преподавателей, так и среди студентов; жесткая конкуренция, культ власти и богатства и, как следствие, потеря смысла в выполняемой работе;
  • ненормированный рабочий день, большое количество бумаг, которые необходимо правильно заполнить;
  • психологический климат в коллективе, наличие или отсутствие поддержки и справедливое отношение администрации.

Но помимо объективных (организационных, социальных) факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания, существуют и личностные факторы — такие личностные факторы, которые, как говорят медики, предрасполагают к заболеванию. Но в то же время эти личностные факторы относятся к области изучения не психиатрии (медицины), а психологии.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактические меры против профессионального выгорания среди учителей могут осуществляться в трех направлениях: Информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии учителя.

Информировать. Учителя должны быть информированы о риске, причинах и признаках выгорания; о способах саморегуляции. И эта информация не должна быть одноразовой. Для минимизации риска несчастных случаев регулярно проводятся инструктажи по электро-, пожаро- и производственной безопасности. Такие же мероприятия, направленные на минимизацию риска выгорания на работе, должны регулярно проводиться и в школе.

Эмоциональная поддержка. Общение хотя бы раз в неделю в спокойной обстановке, за чаем, обмен впечатлениями и мнениями, автотренинг, профилактическая гимнастика. Краткие встречи во время перерывов, собрания персонала и совещания сотрудников не дают ощущения поддержки и вовлеченности.

Повышение значимости профессии учителя. Для удовлетворения социальных и психологических потребностей в признании, самоутверждении, необходимо (при поддержке администрации и коллег):

Также важно иметь четкую и справедливую систему поощрений, таких как награды, похвалы, обновление списка отличников, публикации в образовательной прессе. Курсы повышения квалификации также могут быть признаком того, что преподаватель признан творческой личностью, открытой к новым знаниям.

Очень важно овладеть навыками саморегуляции.

Научитесь контролировать свое дыхание и мышцы (школьный психолог может научить вас технике дыхания и упражнениям на расслабление, хороший учитель физкультуры, если он есть в школе).

Если есть чувство юмора, то можно довести негативную мысль до абсурда и сделать ее смешной. Тогда, по аналогии, другая негативная мысль просто не поселится в голове.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: