Какие карты по охвату территории размещены в школьном атласе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Классификация карт по содержанию и масштабу .

Цель : познакомить учащихся с классификацией географических карт .

Образовательная: сформировать представление у учащихся о классификации географических карт по содержанию и масштабу.

Воспитательная : воспитать активную, целеустремленную личность, способную самостоятельно решать поставленные задачи.

Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти внимания, быстроты логического мышления, развивать кругозор, картографические навыки.

Тип урока : комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

Настрой на урок .

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Зеленый — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

2. Этап актуализации знаний

Обобщающая проверочная работа. Сдача тетрадей с выполлненным д/з.

Выполняют проверочную работу. Сдают тетради.

3. Этап изучения нового материала

-Перед вами представлены рисунки. Что на них изображено? Как вы можете их объединить? Что мы будем изучать сегодня? (ответы учащихся)

-Мы продолжаем знакомиться с картами сегодня мы рассмотрим классификацию карт.

Все карты принято различать по масштабу, охвату территории и содержанию

Записать в тетрадь:

hello_html_m34865b84.jpg

- По масштабу карты делят на три группы: крупномасштабные (масштаб от 1 : 10 000 до 1 : 200 000 включительно), среднемасштабные (масштаб от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000 включительно) и мелкомасштабные (мельче 1 : 1 000 000).

От масштаба зависит площадь отображаемой на географической карте территории: чем крупнее масштаб, тем меньшую по площади территорию на карте можно разместить.

-Как вы думаете, какой масштаб нужно использовать, чтобы показать всю поверхность планеты?(ответы учащихся)

-По охвату территории различают мировые карты и карты полушарий, карты материков и океанов и карты отдельных территорий. Примерами являются карты Австралии и Тихого океана. Пример карты отдельных территорий — карта Казахстана.

- Приведите свой пример (ответы учащихся)

Записать в тетрадь:

Общегеографические мелкомасштабные карты с изображением морей, островов, материков и их частей и других природных объектов называют физическими .

Общегеографические карты крупного масштаба называют топографическими

По назначению карты делятся на:

- При изучении географии используют специальный вид учебных карт — контурные. На них обозначены только контуры географических объектов, линии рек или границы государств. Они используются для нанесения и запоминания различных географических объектов и явлений.

Вывод: Географические карты различают по масштабу, охвату территории и содержанию. ♦ По масштабу они бывают крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. ♦ По охвату территории карты делят на мировые, материков и океанов и отдельных территорий. ♦ По содержанию они бывают общегеографические и тематические. Карта - основа географических исследований, незаменимый источник информации.

Запись числа, темы урока.

Записывают конспект урока. Отвечают на вопросы.

4. Закрепление знаний

Ответить на вопросы:

1. Какие различают карты по охвату территории? 2. Какой масштаб имеют крупномасштабные карты, а какой — мелкомасштабные? 3. В чем особенность и назначение контурных карт? 4. Чем отличаются тематические карты от общегеографических?

5. У учителя географии все настенные карты сложены в определенном порядке. Но на перемене их перепутали. Помогите определить, к каким видам по содержанию, масштабу и охвату территории они относятся: а) Геологическая карта мира (М 1 : 15 000 000); б) Почвенная карта Казахстана (М 1 : 600 000); в) Политическая карта Европы (М 1 : 10 000 000); д) Климатическая карта СКО (М 1 : 300 000).

Отвечают на вопросы

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Выбирают, как поступят с информацией, полученной на уроке .

6. Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок. Запись домашнего задания в дневники: § 15, уметь пересказать. Выучить конспект.

Выполнить задание:

Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.

Проведите анализ карт вашего атласа. Установите,какие карты по охвату территории входят в атлас. Определите,каким темам посвящены карты в вашем атласе Каким является ваш атлас по назначению?

Существует несколько видов указанного набора карт (атласа). Наиболее распространенным является географический атлас мира. На его страницах легко найти множество различных карт материков и океанов, а также специализированные тематические карты. Такое издание чаще всего применяется при изучении географии и в справочных целях. Информация является полностью достоверной и может быть использована для точных расчетов и измерений.

По назначению мой атлас является общегеографическим атласом мира, который содержит информацию о рельефе, животном и растительном мире материков и океанов планеты.

По охвату территории среди атласов есть пять основных пунктов:

  • Атласы городов. Как пример можно привести Атлас Москвы. В школьных атласах обычно изображают только особо большие города и столицы, но в библиотеке, магазине или интернете можно найти атласы и поменьше, если это необходимо.
  • Региональные Атласы. Там могут быть карты областей, республик, автономных округов, краев (если отталкиваться от деления нашей страны) или карты каких-то географических частей страны, например, карта Урала.
  • Атласы государств - тот же Атлас России, который снится в кошмарах большинству девятиклассников (география мало кому нравится).
  • Атласы материков и их частей - например, Атлас Африки или Европы
  • Атласы мира и полушарий - Южного, Северного, Западного, Восточного (нижней, верхней, левой и правой частей мировой карты).

Назначение

Атласное деление по назначению достаточно широко. Приведем некоторые основные категории:

  • Учебные - это те, по которым мы с вами учимся, делаем задания на контурных картах, над которыми плачем, страдаем и смеемся (истерически).
  • Краеведческие - комплексы атласов, предназначенные, опять же, для учебы, но скорее профильной, а не общеобразовательной, так как краеведческие атласы отображают географические объекты намного полнее и детальнее.
  • Туристические - отображают все увлекательные места для помещения в какой-то области, стране, части света. Могут включать карты заповедников, карты галлерей, карты кафе и ресторанов и другие.
  • Дорожные - предназначены, в первую очередь, для водителей. Отображают дорожное движение с различными доступными и недоступными автомобильному колесу областями, а также карты гостиниц, рынков и всего, что может понадобиться человеку в самостоятельном пути.
  • Исторические - показывают схемы наземных и водных путешествий исследователей, карты сражений с подробностями передвижения войск, военные карты с датами и, опять же, маршрутами армий. Или же это могут быть просто атласы нынешних государств и мира в каком-нибудь, скажем, 1568 году, или вообще третьем веке.

Классификация по охвату территории подразумевает под собой разделение всех атласов в зависимости от площади, которую они отображают. Если, в атласе представлены карты всего земного шара, их называют атласами мира (1).

Если собраны карты Земных полушарий, материков, то их выделяют в атласы отдельных континентов или их крупных частей (2).

Если карты отображают разные характеристики в пределах одного государства, то такие атласы относят к категории - атласы государств (3). Соответственно если собраны карты отдельных административно-территориальных единиц государства, то их называют атласы частей государств, областей, районов, городов и т.д. (4).

Также могут выделяться атласы акваторий (5) - океанов, морей, рек, озер и т.д.

По назначению атласы бывают учебные, туристические, научные, дорожные, военные и другие.

Решение

Сравнение карт школьного атласа

Показатели Физическая карта России Тектоническая карта мира
Масштаб карт 1 : 20 000 000 1 : 100 000 000
Охват территории Карта страны и их частей Карта материков и океанов
Основное содержание Общегеографическая карта Тематическая карта
Основное назначение Учебная карта Учебная карта

Выводы:
1 . По масштабу карты относятся к группам мелкомасштабные карты.
2 . По охвату территории карты относятся к группам карт материков и океанов и к картам стран и их частей.
3 . По содержанию карты относятся к группам общегеографических и тематических карт.
4 . По назначению карты относятся к группам учебных карт.

Читайте также: