Какие качества характерны для людей высокой духовной культуры кратко

Обновлено: 06.07.2024

высочайший духовный уровень развития человека, верить человеку

Наша культура имеет некоторое опосредствованное представление о том, что означает духовный уровень развития. Иногда это представляют как невещественную культуру, иногда как ценности носящие эстетический характер, например искусства. Но в массовом сознании нет правильного представления о том, что означает духовность, а значит невозможно определить что значит высочайший духовный уровень развития человека. Без такого понимания невозможно ставить правильные духовные цели, а значит и правильно духовно развиваться. Имея представление о высоком уровне чего-либо, мы сразу способны понять необходимые усилия и правильный путь достижения цели. Если же у нас такого представления нет, то наша деятельность и достижение цели будет носить хаотичный, неразборчивый характер. В основе духовной жизни и духовного развития должно лежать понимание того, что такое высочайший духовный уровень развития человека.

Что такое духовность и высокий духовный уровень?

Духовный уровень развития определяется степенью осознания себя душой и соответствующим поведением, принципами и целями. Душа сама по себе имеет природу счастья, а потому ей чужд как страх, так и желание наслаждаться чем-либо. Способность черпать наслаждение внутри себя – отражение духовного развития. Чем в большей степени человек становится независимым от внешнего проявления материального мира, тем сильнее он погружается в духовную жизнь. Важно понимать, что это не означает отказ от деятельности. Человек продолжает действовать и общаться, но меняется качество этого. С попытки наслаждаться чем-то человек переходит в некоторое созерцательное состояние, когда для него деятельность и общение – это способ проявить свою духовную природу. Имея подлинные духовные мотивы человек способен действовать бескорыстно и от этого ещё сильнее развиваться духовнее. Чем выше духовный уровень развития, тем больше счастья.

Проблема заключается лишь в том, что люди не понимают разделение между наслаждением и счастьем. Из-за этого степень погруженности в духовную жизнь бывает недостаточна. Нужно иметь некоторую решительность жить духовно. Это подобно морю, когда человек боится зайти в воду постепенно. Но когда он туда зашел – выходить уже не желает, ведь там он испытывает приятные чувства. Точно также с духовной жизнью, нужно быть готовым без всяческих сомнений погрузиться в неё, чтобы познать высший вкус. Но не у всех хватает решимости. И получается такое состояние, будто человек стоит по колени в воде. Заходить дальше он не решается, а выходить уже не хочет. Такое подвешенное состояние неспособности определиться с направлением является подвешенностью между материальной и духовной жизнью.

В таком состоянии находится много людей. Духовная жизнь помогает решить проблемы, стать счастливее, но чтобы полноценно ощутить возвышенный вкус, нужно порой решиться просто прыгнуть в воду, испытав это на собственном опыте.

Когда человек не предает высокого смысла духовной жизни, он воспринимает её потребительски, рассматривая её либо как способ решения проблем, либо как получения интересного опыта. Когда проблемы решены, а духовный образ жизни надоедает, человек прекращает развиваться духовно, так и не познав всю сущность. Для того, чтобы понять высочайший духовный уровень развития, необходимо понять, что это не просто инструмент или временное занятие, а нечто большее. Это буквально образ жизни и способ восприятия себя. Осознание себя как души приводит не просто к некоему опыту, а меняет человека, делает его счастливым, бесстрашным, умиротворенным. Чем в большей степени человек постигает свою духовную природу, тем сильнее она проявляется.

Что означает высочайший духовный уровень развития человека?

Духовный уровень отображает степень вовлеченности человека в духовную жизнь, то насколько он воспринимает себя душой и действует как душа. Высочайший духовный уровень развития человек означает, что он полностью отождествляет себя с душой и ведёт себя соответственно, черпая счастье изнутри себя. Деятельность приобретает духовный характер, так как мотивы становятся духовные. Если раньше человек действовал ради удовлетворения своих чувств, то на высочайшем духовном уровне человек поступает определенным образом потому что он ощущает себя душой. Ему становится свойственно вести себя как душа. Душа же вечная, наполненная счастья и обладающая полнотой сознания не привязана к материальному миру, как к способу наслаждаться или страдать. На высочайшем духовном уровне человек перестает жить понятиями: наслаждение/страдание, хорошо/плохо, правильно/неправильно, для него жизнь становится продолжением его естества, потому что он не может вести себя иначе. Это самоочевидно.

Итак, высочайший духовный уровень развития человека проявляется в том, что он живёт как душа, которой, по сути, и является. В таком проявлении разум, ум, чувства, тело, мотивы, цели, деятельность и отношения – всё это становится одухотворенным.

Что означает жить как душа? Душа вечная, счастливая и сознающая себя, принадлежащая к духовному миру. Жить как душа означает не иметь привязанностей к материальному миру, поступать исходя из духовных побуждений, а также видеть не только себя душой, но и каждое живое существо. Важно однако понимать, что такое душа. Душа – это частица Бога, отделенная, но вечно с Ним связанная. У каждой души есть своя неповторимая уникальность, а предназначение каждой души – служить Богу. Служение Богу является высшим духовным мотивом и ценностью. Но такое служение не всегда означает некоторое церемониальное действие. Служение Богу может проявляться в повседневной деятельности, которую мы посвящаем Всевышнему. Следует просыпаться, трудиться, засыпаться, действовать и говорить с осознанием того, что мы это делаем для Бога. Находясь таким образом в союзе со Всевышним. Естественная природа души – служить Богу, но не как раб, а как слуга, который делает это из верности и любви к господину, а не просто из страха. Осознавать себя душой, значит служить Богу из чувства любви. А служить Богу – означает всё посвящать Ему и осознавать, что Бог – это высшая цель и ценность человеческой жизни.

Высочайший духовный уровень развития – как его достичь?

Высочайший духовный уровень развития означает, что мы полностью осознаем себя душой. Осознавать себя душой, значит осознавать себя как слугу Бога, а осознавать себя как слугу Бога означает служить Ему из чувства преданности. Это есть высочайший духовный уровень. Достичь его очень сложно, потому что служение Богу не означает, что мы получим что-то взамен. Такая корыстная деятельность не может считаться духовной, так как не отражает чистоту мотивов. Служение Богу должно быть бескорыстным. Сложность заключается в том, что трудности жизни также будут присутствовать, но в них мы научимся видеть не хаотичные случайности, которые лишь вредят нам, а уроки, которые позволят приблизиться к Богу и почувствовать высшее блаженство.

Не стоит думать, что этого достичь просто, но не стоит думать, что это невозможно. Суть заключается в познании духовного уровня развития на собственном опыте. До тех пор, пока человек не почувствует вкус к духовной жизни – вряд ли появиться подлинное представление о том, что она из себя представляет. Первым же шагом на этом пути будет попытка увидеть себя, как душу, а не как это тело. Эта попытка заглянуть в себя не всегда удачна с первого раза, но внимательный искатель найдет достойный клад. Достижение духовного уровня не означает революцию, прорыв – это, напротив, постепенное осознание себя как души и построения отношений с Богом в роли преданного слуги.

Милость Бога заключается в том, что нам дана свобода воли, а справедливость заключается в том, что мы имеем ответственность за свою свободу воли. Любовь же Бога заключается в том, что Он никак не принуждает человека идти к Нему – это должно быть добровольное решение. Поэтому любой кто не идёт этим путем – имеет право. Но альтернатива этому пути одна – материальная жизнь, которая очень скоро закончится. В масштабах вечности душа, одна человеческая жизнь – это ничто. И в зависимости от того, как человек распорядиться своей свободой воли, он будет занимать определенное положение. Если человек был порочным и приносил всем страдания – его следует считать грешником. Если человек был добродетельным и приносил все счастье – его следует считать праведником. Но если человек обратил внимание на свою духовную природу и постарался обратить свой взор к Богу, встав на духовный путь – его следует считать духовным.

Насколько человек погрузиться в духовную жизнь – таковой и будет его награда. Воспринимать духовную жизнь как инструмент или интересное занятие означает неспособность понять ценность и вкус духовной жизни. Способность понять высочайший духовный уровень развития человека требует от человека не только осознания самого принципа духовности, но и готовности этот принцип реализовать в собственной жизни. Высочайший духовный уровень развития человека даёт возможность ощущать действительность духовного бытия в самой обычной жизни, без необходимости уходить в горы, монастыри, леса или покидать общество. Служение Бога даёт шанс на практике познать свою духовную природу и расти духовно. Чем больше человек растёт духовно, тем сильнее он испытывает духовное счастье и таким образом становится полностью удовлетворенным.

Если говорить максимально просто, то высочайший духовный уровень означает воспринимать себя полностью слугой Бога и жить соответствующим образом. Познание этого происходит постепенно и правильное понимание даёт возможность развиваться непринужденно, но следует понимать важность усердия и правильного образа жизни ради достижения такого уровня. Счастье же человек ощущает не от уровня развития, а от искренности своих отношений с Богом и естественности проявления духовной природы в материальном мире.

Совершенство духовности

Высочайший духовный уровень развития человек означает полное восприятие себя как души. Это же означает, что человек воспринимает других как души. Знание того, что каждая душа – это слуга Бога, даёт возможность ощутить гармонию от осознания того, что все живые существа связаны своей природой как слуги Бога. Неспособность видеть это указывает на недостаток погружения в духовную жизнь. Но когда человек осознает себя душой в нём отсутствуют всяческих сомнения, ненависть, злость и самомнение, остается лишь присущее ему естество. Потому что человек по своей природе является душой и слугой Бога, как и все живые существа. Способность воспринимать жизнь так и означает высочайший духовный уровень развития человека.


Никто не станет спорить, что духовность общества зависит от людей, его составляющих. Задавая вопрос, что такое духовная суть человека, можно услышать много разных мнений. Конечно, какую выбрать степень погружения в духовное, каждый решает для себя сам. Кто-то еще только начал идти по пути к совершенству, кто-то уже значительно продвинулся по нему, а кому-то этот путь кажется таким обременяющим, что они с него свернули.

Духовный человек – это какой?

Поиск слова

С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.

Психологи о духовности

С конца девятнадцатого века в психологии начинается изучение духовности как психологической категории. Выясняли связи так называемых духовных видов деятельности, представляющих искусство и культуру, с психикой человека. После были еще исследования – духовность коллективная, высшая духовность как источник творческого вдохновения и другие. В результате было установлено, что духовностью человека является нечто субъективное. Ее невозможно исследовать с помощью науки.

Было определено, что духовность отличает человека от остальных форм жизни, несет социальный характер. Человек может пользоваться духовностью, и от того, в какой мере он это делает, он познает смысл своей жизни и свою роль и место в ней.

Сейчас психологи считают физическую, материальную природу человека лишь частью его. Вторая часть, не менее важная – это духовность. То есть совокупность его моральных и нравственных ценностей. Рассматривая человека как духовное существо, стало возможным говорить о психологии духовности.

Определение духовного человека

Психологи признают, что сейчас в обществе не встретить абсолютно духовного человека. Это утопия, но каждый обязан стремиться к совершенству. Тогда общество изменит свою направленность на разрушение. Другими словами, мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека.

Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.

Воспитание духовности

Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов. В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях. Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.

Свобода духовного человека

Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится. Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам. Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.

Право выбора

У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.

Помощь пожилым

Духовность налагает ответственность

Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы. Относительно этого существует такой пример: самолет может катиться по земле, но не это делает его самолетом. Вот когда он уже в небе, тогда становится очевидно, что это самолет. Так же и с духовностью пока нет ситуации, в которой проявятся духовные качества человека, она не видна. Но когда наступает решающий момент, всем становится очевидна его высокая нравственная сущность – она проявляется в этой ситуации.

Признание ошибки - раскаяние

Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.

Духовная сфера жизни общества

Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.

Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность. Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека. Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.

Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.

Духовные ориентиры

В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играло Священное Писание. Две самые большие религии, основанные на нем – христианство ислам – исповедуют соответственно 33% и 23% мирового населения. На основе десяти заповедей составляются социальные, экономические и уголовные законы и Конституции многих стран.

нагорная проповедь

Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках. На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности. Подробное описание автором глубинных мотивов поступков героя дают возможность получения собственного опыта. Среди великих литераторов, указавших духовные ориентиры – Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк.

Духовный герой в литературе

Даниэль Дефо описал жизнь Робинзона Крузо вдали от цивилизации. Благодаря нравственным ценностям из Библии он создал прекрасный мир на острове. Не одичал, а переплавился в тяжелом испытании.

Гулливер у лилипутов

Джонатан Свифт наделил своего Гулливера нравственными качествами. Некоторые из его поступков стали нарицательными.

Маленький принц Экзюпери поражает мудростью простой логики, основанной на любви.

Герои Джен Эйр, А. И. Куприна, Джека Лондона, В. Катаева сопровождают многих с детства. С ними переживают жизненные трудности, их качества характера достойны подражания.

Личные качества

В педагогике выделяют качества, которые воспитываются для формирования духовной личности. Это способность к ответственности за свои действия, понимание их влияния на окружающих. Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает. Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.

Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.

Влияние на общество социально духовного человека

Ни один человек не повлиял на историю больше, чем Иисус Христос. Он учил своих последователей распространять то, что они узнали. Сколько раз их пытались уничтожить, как самого Христа! Но они все равно несли в мир истину. Именем их учителя названа религия, начало новой эры считают с его рождения.

Гутенберг у станка

Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок для распространения Священного Писания, и это оказало огромное влияние на культуру всего мира. Книги стали намного дешевле, и каждый мог позволить себе купить их. Кирилл и Мефодий, греческие миссионеры, создали славянскую азбуку для перевода Священного Писания и это обогатило наш язык. Многие русские пословицы на самом деле взяты из Библии.

Лев Толстой высоко ценил Слово божье и в своих произведениях всесторонне рассматривал добро и зло. Его романы высоко ценил М. Ганди, который возглавил борьбу за освобождение Индии. Он высказался о значении христианского учения, что все мировые проблемы были бы решены, если бы люди на деле придерживались бы его.

Как видно из этих примеров, даже один духовный человек – это несомненная польза для общества.

Заключение

Вопросы духовности всегда привлекали внимание русской интеллигенции. Двадцать первый век не стал исключением. Современное представление о духовной природе человека возрождает понятия чести и порядочности, которые так необходимы сейчас в обществе.

Памятник

Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

  • Нормы морали, т.е. комплекс правил поведения, базирующийся на представлениях людей о добре и зле;
  • Мифологию – совокупность преданий, содержащих в себе первоначальные представления людей об окружающей реальности, ее происхождении и месте в ней человека;
  • Религию, т.е. мировоззренческую позицию, построенную на вере в сверхъестественные силы божественного происхождения;
  • Искусство, под которым понимаются попытки человека отразить окружающую его реальность посредством использования языка образов;
  • Философию — науку об общей проблематике, затрагивающей основные вопросы бытия;
  • Науку — сведенные воедино идеи и взгляды о построении окружающего мира, основанные на проведенных учеными исследованиях; – комплекс, включающий в себя различные убеждения, идеи и взгляды.

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

  • Бескорыстность духовной культуры, не преследующей никаких материальных выгод, а выражающейся исключительно в красоте, мудрости и знаниях. По этой причине потребность людей в духовной культуре возникает сама собой, она не решает никаких внешних и материальных задач;
  • Максимально возможная для человека свобода творчества, предоставляющая индивиду безграничные возможности для реализации себя в сфере искусства;
  • Создаваемый в рамках духовной культуры особый мир отличается от повседневности большей яркостью и богатством;
  • Сфера духовной культуры является живым движущимся организмом, который четко и своевременно реагирует на любые изменения в жизни общества;
  • Эта разновидность культуры отличается завидной долговечностью, ведь даже при гибели какого-либо шедевра искусства, память о нем сохраняется и передается на протяжении веков в воспоминаниях и легендах.

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

  • К нравственным ценностям относят доброту, дружбу, любовь, свободу и творчество, набор указанных ценностей позволяет установить отношения сопереживания и родственной близости между людьми;
  • К социальным ценностям относят науку, религию, право, образование, культуру и искусство. Все перечисленные ценности помогают людям совместно жить в одном социуме, выстраивая взаимоотношения друг с другом на основе уважения к чужим правам, законности и справедливости;
  • К абсолютным ценностям относят ценности всеобщего характера. Таковыми считают жизнь и здоровье, труд, гуманизм, любовь к Родине и т.д.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.

Функции духовной культуры

К числу основных функций духовной культуры относят:

  • сохранение опыта предыдущих поколений людей;
  • использование духовной культуры как средства социализации;
  • ее содействие воспитанию и духовному развитию личности;
  • формирование у человека эстетического вкуса и творческого мышления;
  • положительные эмоции и энергетику, получаемую людьми вследствие наслаждения красотой;
  • нравственный рост и развитие личности, возможность познания человеком себя и окружающего мира через призму творчества.

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

  • материальная культура является миром вещей и явлений, создаваемым людьми для удовлетворения их потребностей;
  • материальный мир технологичен, он состоит из технических средств и алгоритмов;
  • технической основой материальной культуры являются навыки, умения и способности людей.

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

  • наличие идеальных форм, остающихся за пределами человеческой деятельности (например, морали, права, научных знаний и т.д.);
  • наличие внутри духовной культуры интегрирующих форм (к ним относят религию, философию, искусство и др.);
  • наличие субъективной духовности, состоящей из совокупности знаний, религиозности, культуры поведения, морального выбора и пр.

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.


В учебнике излагаются основные положения обществознания. Отдельное внимание уделяется особенностям экономической и социальной сфер общества. Рассматриваются духовная и политическая сферы общества. Приводятся многочисленные примеры, анализируются актуальные проблемы развития современного общества, в особенности правовой системы Российской Федерации. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях средне го профессионального образования.

Оглавление

  • Авторский коллектив
  • Глава 1. Человек и общество
  • Глава 2. Духовная культура человека и общества

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.

Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.

Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура — явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.

Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурно-исторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.

Массовая культура — это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.

Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.

В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры — компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время — монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т. д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т. д. Потребление этой продукции — массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.

Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.

На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.

Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мидкультуру, т. е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры — экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.

Как представляется, экранная культура — это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница — это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.

Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ. sub — под и culture — культура), т. е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т. д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т. п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Читайте также: