Какие изменения в хозяйстве района произошли за последние десятилетия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Центральный район — один из старопромышленных районов России. Долгое время его называли Центрально-промышленным районом.

Центральный экономический район беден природными ресурсами. Есть небольшие запасы бурого угля, фосфоритов, известняка, песка.

В районе есть залежи торфа в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве и т.д.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд основан Косогорский металлургический завод. Район располагает небольшими запасами агрономических руд — фосфоритов в Брянской (Полпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях. Они являются сырьем для суперфосфатной промышленности ЦЭР. Значительную часть сырья (апатитовый концентрат) район ввозит из Мурманской области (г. Кировск).

2. Сравните показатели лидирующих отраслей промышленности Центрального района со среднероссийскими показателями. Где наблюдается самый значительный разрыв? Можно ли его объяснить?

По показателям основных отраслей ‒ электроэнергетика и химическая промышленность, статистические данные по Центральному району приблизительно равны среднероссийским.

Самый большой разрыв можно отметить в сфере металлообработки и топливной промышленности в меньшую сторону. Центральный район вырывается вперед за счет машиностроения, пищевой промышленности и торговли. Такое различие легко объясняется местом размещения основных производственных сил, ведь для металлургии, например, не имеется предпосылок в виде залежей руды для активного развития и т.п.

3. Сравните этапы промышленного развития Центра с общей схемой циклов Кондратьева (см. табл. 1). Шел ли район в ногу со временем или отставал в своем промышленном развитии по сравнению с передовыми странами? Как вы считаете, почему именно в 1840-е гг. в Центральном районе началось развитие текстильной промышленности? Возможно ли это было раньше, например в 1790-е гг.?

В индустриализации России Центральный район лидировал. Интенсивный рост машинной промышленности начался с 40-х годов 19 века, а технологическим лидером стала работавшая на импортном оборудовании текстильная промышленность. Промышленное развитие региона ускорилось после отмены крепостного права в 1861 году, а также после запуска железнодорожных путей из Москвы к дальним окраинам России. Данный этап соответствует первому циклу Кондратьева.

В 1930-е гг. (второй цикл) началось развитие станкостроения, электротехнической промышленности, производства инструментов, подшипников, часов и других точных приборов, химической промышленности.

Третий цикл начался после окончания Великой Отечественной войны, когда в развитии региона появляются дополнительные признаки. Начало строится все больше научно-производственных предприятий.

В 1990 годах наступила следующая ступень роста хозяйства Центрального района. Сократилось военное производство, госзакупки промышленной продукции. Это приводит к резкому уменьшению объемов производства и числу рабочих.

4. Как вы считаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основой специализации Центрального района и почему?

В ближайшем будущем основными специализациями Центрального района должны стать как химическая промышленность, так и наукоемкие отрасли машиностроения (электроника, робототехника, приборостроение). Потому как сырьевая база района сильно истощена, но зато есть большой научно-технический потенциал, выгодное экономико-географическое положение и достаточное количество квалифицированных кадров.

2. Используя таблицу 2 приложения, сравните показатели лидирующих отраслей промышленности Центрального района со среднероссийскими показателями. Где наблюдается самый значительный разрыв? Можно ли его объяснить?

Выше среднероссийских показателей доля электроэнергетики, машиностроительного комплекса, пищевой промышленности. Развитие машиностроения объясняется выгодным ЭГП, концентрацией здесь научного потенциала. Развитие пищевой промышленности связано с большой численностью населения. Электроэнергетика обеспечивает работу многочисленных промышленных объектов и жилых домов. Бедностью природными ресурсами объясняется намного ниже среднероссийского значение топливной промышленности, металлургического комплекса. Доля остальных отраслей хозяйства Центрального экономического района близка к среднероссийскому показателю.

3. Сравните этапы промышленного развития Центра с общей схемой циклов Кондратьева (рис. 3). Шел ли район в ногу со временем или отставал в своем промышленном развитии по сравнению с передовыми странами? Как вы считаете, почему именно в 1840-е гг. в Центральном районе началось развитие текстильной промышленности? Возможно ли это было раньше, например в 1790-е гг.?

В 1930-е гг. снова началось быстрое развитие новых производств: станкостроения, электротехнической промышленности (производство электродвигателей, генераторов, электрооборудования для различных машин), производства инструментов, подшипников, часов и других приборов, химической промышленности. Развитие данных отраслей соответствует второму циклу.

После Великой Отечественной войны в развитии района появились новые черты: возникало все больше не просто промышленных, а научно-производственных предприятий (3-й цикл). Самой распространенной формой предприятия стало научно-производственное объединение (НПО). Особенно наукоемкими были организации военно-промышленного комплекса (ВПК).

Центральный район прошел сложный путь индустриального развития, который отражен в составе отраслей промышленности: сочетании, с одной стороны, старых, новых и новейших отраслей, с другой — материалоемких, трудоемких и наукоемких производств. По сравнению с передовыми странами Центральный район отставал в развитии.

4. Как вы считаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основой специализации Центрального района и почему?

Основой специализации Центрального района станут наукоемкие отрасли машиностроения (электроника, электротехника), химическая промышленность (химия органического синтеза). Это можно объяснить тем, что район не имеет ресурсной базы, но обладает большим научным потенциалом, квалифицированными кадрами и выгодным ЭГП.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Хозяйство Центрального района

ознакомление с новым материалом

организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению материала о хозяйстве Центральной России; создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект; комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации.

Образовательные
ресурсы

Учебник: А. И. Алексеев География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс; презентация « Хозяйство

1.Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? 2.Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

Личностно значимая проблема

Как вы считаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основой специализации Центрального района и почему?

м етоды и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа

Основные понятия

отрасли хозяйства, факторы размещения

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы, карты; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Осознают необходимость изучения окружающего мира.

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

I. Организационный момент

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Познавательные: отвечают на приветствие учителя

Коммуникативные : слушают, взаимодействуют с учителем

Регулятивные: настраиваются на рабочий лад

II. Актуализация знаний

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный;
Б) Центрально-Чернозёмный;
В) Волго-Вятский;
Г) Северный.

2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

А) по рекам;
Б) по грунтовым дорогам;
В) по морям.

3. Центральная Россия имеет ….. положение

А) периферийное;
Б) столичное;
В) приграничное.

4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

А) Украина;
Б) Беларусь;
В) Молдавия;
Г) Литва.

5. Транспортная сеть Центральной России представлена:

А) автомобильными дорогами;
Б) железными дорогами;
В) трубопроводами;
Г) всеми видами транспорта.

6. Центральная Россия

А) богата природными ресурсами;
Б) не богата природными ресурсами.

7. В Центральной России есть крупное месторождение

А) бурого угля;
Б) торфа;
В) фосфоритов;
Г) железной руды.

8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

А) природные условия;
Б) полезные ископаемые;
В) ЭГП.

Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ

Алгоритм оценки (самооценки)

“ 5” – 8 правильных ответа;
“4” – 6;
“3” – 4;
“2” – 3-0

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы, проверяют друг друга

Личностные: активно включаются в общение

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: формирование системы знаний о земной поверхности

Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа

Регулятивные: контролируют правильность ответа

III . Целепологание

Какие вопросы мы рассматривали на предыдущем уроке?

В составе какого района входят республики? Покажите на карте.

Рельеф? Климат? Полезные ископаемые?

2.Как вы думаете, какой вопрос нам осталось рассмотреть?

Верно, какова же тема нашего урока:

3.Какую поставим Цель?

4.Как мы можем это сделать?

1.(Ответ: Особенности ЭГП, природных условий, ресурсов и населения. Мордовия-Саранск, Чувашия-Чебоксары, Марий Эл- Йошкор-Ола)

2. (Ответ: Хозяйство Центральной России)

3. ( Ответ: изучить особенности хозяйства Центральной России.)

4. (Ответ : выявить факторы способствующие развитию хозяйства. Познакомиться с центрами отраслей)

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Познавательные:

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные : оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

I V . Изучение

нового материала

2.Предлагает работу в группах:

Задание 1. Прочитав текст учебника с. 118, выделите основные этапы развития района.

Задание 2 . Определите какие изменения произошли в хозяйстве района за последнее время.

Природные ресурсы Центрального района способствовали развитию: черной металлургии (железные руды Курской магнитной аномалии), машиностроения различных видов (на металлическом сырье КМА), производства удобрений (фосфориты и бурый уголь Подмосковья), сельского хозяйства (плодородные почвы Центрального Черноземья, умеренный климат)

2. Используя дополнительные источники информации, выявите и сравните показатели лидирующих отраслей промышленности Центрального района со среднероссийскими показателями. В каких отраслях наблюдаются самые резкие различия? Чем это можно объяснить?

Машиностроение, электроэнергетика, текстильная, пищевая и химическая промышленность, черная металлургия – основные отрасли Центральной России. По показателю электроэнергетики и химической промышленность средние показатели по стране схожи со средними показателями по Центральной России. Наиболее яркий перевес в большую сторону выделяется для металлургии, машиностроения, текстильной и пищевой промышленности. Меньше среднероссийских показателей

3. Сравните этапы промышленного развития Центра с общей схемой циклов Кондратьева (см. табл. 1 на с. 15). Шёл ли район в ногу со временем или отставал в своём промышленном развитии по сравнению с передовыми странами? Как вы считаете, почему именно в 1840-е гг. в Центральном районе началось развитие текстильной промышленности? Возможно ли это было раньше, например в 1790-е гг.?

4. Как вы считаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основой специализации Центрального района и почему?

В ближайшем будущем основой специализации Центрального района должны стать электроника и точное машиностроение, так как район может обеспечивать потребности населения в электронике и бытовой технике. Эти процессы начались несколько лет назад путём открытия производств гражданской продукции на крупных оборонных предприятиях. Район также может вернуть былое величие легкой промышленности, став заменой дешевой продукцией из-за рубежа, это осуществится при модернизации фабрик и переводу их на автоматизированные процессы.

Читайте также: