Какие изменения претерпела система образования в александровское и николаевское время кратко

Обновлено: 02.07.2024

Какие изменения претерпела система образования в Александровское и Николаевское время?

Ответы:

В начале царствования Александра I была проведена коренная перестройка системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения, созданному в 1802 году. Территория России подразделялась на шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В Московский учебный округ вошло 10 губерний: Московская, Тульская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Владимирская, Костромская, Вологодская, Ярославская и Тверская. Новая образовательная система сохраняла принципы бессословности и бесплатности обучения, но устанавливала преемственность между школами разных уровней. В отличие от екатерининской школьной системы, эти три типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего образования (учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего). В приходских школах был установлен один год обучения, в уездных училищах — два года, в гимназиях — четыре года, а затем — университет. Николай I прекрасно понимал, что борьбу с революционными и либеральными идеями надо было начинать со школ и университетов. Системе образования был возвращен сословный характер. Общее устройство системы образования осталось тем же, но все школы были выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа, т.е. Министерству народного просвещения. Было сильно изменено преподавание в гимназиях. Главными предметами стали греческий и латинский языки. "Реальные" предметы разрешалось преподавать как дополнительные. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету; таким образом, учитывая сословный характер гимназий, разночинцам был практически закрыт доступ к высшему образованию. В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров - они теперь прямо назначались Министерством народного просвещения. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Ректоры и деканы должны были наблюдать, чтобы в содержании программ, в обязательном порядке представляемых профессорами перед чтением курсов, "не укрылось ничего, несогласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений". Из учебных планов была исключена философия, признанная - "при современном предосудительном развитии этой науки германскими учеными" - ненужной. Чтение курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия. Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, т.е. к гласному и негласному надзору за ними. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа.

§ 12. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг. — Вопросы и задания к параграфу — 1 — стр. 116 - 0

"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 9 класс.

Aвторы:

Волобуев О.В., Ляшенко Л.М., Симонова Е.В.

Задание

Какие изменения претерпела система образования в Александровское и Николаевское время?

Еще решебники за 9 класс

Мы подобрали сборники ГДЗ за 9 класс, которые могут быть Вам интересны.

Инновационная школа Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Домогацких Н.И., Клюев Н.Н.

Историко-культурный стандарт Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В., Клоков В.А.

Предметы за 9 класс

Переключаться между предметами теперь очень просто, просто кликни нужный.

И нужно признать, в этих обличениях и осуждениях много правды. В тогдашней школе было много серьезных изъянов. И главным из них была, действительно, грубость нравов…

Следует и о том помнить, что духовные школы в это время оставались в большой бедности, неустроенности и необеспеченности материальной. Даже академические профессора жили в крайней тесноте и скудости…

Однако, все эти бесспорные недостатки в последнем счете не обессиливали творческих порывов тогдашних поколений…

В истории русского богословия, как и в истории русской философии, именно эта первая половина века была временем решительным…

И Священное Писание стали читать меньше. Всего больше от этого пострадало элементарное преподавание Закона Божия, — и с детьми опасались читать Евангелие. Тем не менее, библейская основа была положена прочно…

Это сделало возможным быстрое развитие учено-богословской журналистики в следующий период…

И, в общем, к 60-м годам русский богослов был уже вполне на том же историческом уровне, что и его западные современники…

Весь путь был пройден за первые полвека…

5. Святые в своей сфере

Конфликт в сфере ресурсов

Конфликт в сфере ресурсов Таким образом, земля и ее запасы, вместо того чтобы стать всеобщим источником благ, одинаково доступным для каждого, стала одной из основных причин борьбы и войн. Некоторые запасы были захвачены меньшинством, которое не пожелало делиться ими с

Испорченность в сфере трудовых отношений

Испорченность в сфере трудовых отношений С одной стороны это означает, что сам труд стал утомительным и разочаровывающим из–за проклятия земли. Он больше не является приятной составляющей человеческой природы, но превратился в рабство и необходимость: «в поте лица

§103. Итоги моральных преобразований

§103. Итоги моральных преобразований Христианство представляет мысли и цели Бога в истории. Его приверженцы сияют как многочисленные звезды во тьме греха и заблуждения. Они постоянно сталкиваются с противодействием, но упорно движутся вперед и уверены в несомненной

Все духовно

Все духовно Д-р Сингх: Подразумевает ли материальное сознание отсутствие сознания Кришны?Шрила Прабхупада: Да.Д-р Сингх: А когда есть сознание Кришны, куда девается материальная природа?Шрила Прабхупада: Если вы продолжите развивать в себе сознание Кришны, то увидите, что

Единство в моральной сфере.

Единство в моральной сфере. Еще ярче и значительнее выступает подлинное единство человечества в сфере моральной, — нигде нет следов неморальной структуры души. Содержание морали, конечно, различно у разных народов, в разные эпохи их жизни, но различение добра и зла,

Единство в религиозной сфере.

Единство в религиозной сфере. Общечеловеческой является и религиозная жизнь, — нет действительно ни одного народа, у которого не было бы религиозной жизни — и именно в том ее составе, какой мы находим и на самых высших ступенях религиозной жизни. Действительно, всюду мы

1. Общие предпосылки церковных преобразований.

Глава 4 Условия в земной сфере и магнетическая аура

Глава 4 Условия в земной сфере и магнетическая аура Несведущие духи зачастую много лет бесцельно бродят в земной сфере. Они ничего не знают о высшем духовном мире, в который может войти лишь тот, кто со знанием дела открыл ему свои органы чувств. Так незнание держит их в

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформа образования 1864 годапри Александре 2

Реформирование начальной школы

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Первая в России женская гимназия (Екатеринбург)

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Читайте также: