Какие информационные революции пережило человечество кратко

Обновлено: 17.05.2024

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

  • Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Письменность появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) - в Китае и еще на 1500 лет позднее - в Центральной Америке у индейцев племени майя. Ее ранние примеры - глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона - представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Немец Иоганн Гуттенберг (1399-1468) между 1450 и 1455 годами изобрел печатный пресс и наборный шрифт. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся еще раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали ею распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200-1300 рукописных страниц.

К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетенных в 125 000 готовых к продаже книг - 2500000 страниц на одного работника против 1200-1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена ее была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Телеграф

В 1855 г. английский изобретатель Д. Э. Юз (1831-1900) разработал буквопечатающий аппарат, нашедший широкое распространение. В основу работы телеграфного аппарата был положен принцип синхронного движения скользуна передатчика и колеса приемника. Опытный телеграфист на аппарате Юза мог передать до 40 слов в минуту. Быстрый рост телеграфного обмена и увеличение производительности телеграфных аппаратов натолкнулись на ограниченные возможности телеграфистов, способных достичь скорости передачи при длительной работе только до 240-300 букв в минуту.

В 1870 г. в России существовало 90,6 тыс.км телеграфных проводов и 714 телеграфных станций. В 1871 г. была закончена постройка длиннейшей по тому времени линии между Москвой и Владивостоком. К началу XX века протяженность телеграфных линий в России составляла 300 тыс.км.

Совершенствование техники и технологии изготовления кабелей, повышение их качества и износостойкости позволяло строить подземные телеграфные линии. С 1877 по 1881 г. в Германии, например, было проведено 20 подземных линий общей протяженностью около 5,5 тыс. км. В конце XIX века в Европе было протянуто 2840 тыс. км кабеля, а в США - свыше 4 млн. км. Общая протяженность телеграфных линий в мире в начале XX века составила около 8 млн. км.

Телефон

Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти XIX века появился телефон. Телефонный аппарат И. Ф. Рейса, сконструированный в начале 60-х гг. XIX века, не получил практического применения.

Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835-1901) и А. Г. Белла (1847-1922). Участвуя в конкурсе по практическому разрешению проблемы уплотнения телеграфных цепей, они обнаружили эффект телефонирования. 14 февраля 1876 г. оба американца сделали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Поскольку заявка Грея была сделана на 2 часа позже, патент был выдан Беллу, а возбужденный Греем процесс против Белла был им проигран.

Радио

Когда в 1887 г. своими экспериментами немецкий физик Г. Р. Герц (1857-1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла (1831-1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли (1844-1940), а также английский ученый О. Дж. Лодж (1851-1940).

В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции - 9XM в США. В середине 20-х появились первые удобные и доступные радиоприемники. Тогда же начались первые эксперименты по передаче видеосигнала.

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Ряд современных отечественных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества разделяют сегодня точку зрения, благодаря которой история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций. При этом под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами органи­зации общественного производства и жизнеобеспече­ния общества.

Таким образом, не тип государственного устройства является главным отличительным признаком того или иного этапа цивилизационного развития общества, а именно его технологический уклад, который и опреде­ляет весь образ жизни и деятельности людей.

Профессор А.И. Ракитов одним из первых российс­ких ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В своих работах он убедительно показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологичес­кого развития.

Основные информационные революции

В настоящее время принято выделять шесть основ­ных информационных революций за всю историю раз­вития человеческого общества.

Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное вли­яние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и на­выков рациональной организации этой деятельности.

Язык сделал возможным развитие процессов абст­рактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распростра­нения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обще­стве всеобщим уважением как хранители и распрост­ранители древних знаний.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую инфор­мационную революцию большинство современных ис­следователей связывают с изобретением письменности.

Это изобретение позволило не только обеспечить со­хранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, со­здать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в раз­витии цивилизации, последствия которого мы ощуща­ем до настоящего времени. Ведь именно с изобретени­ем письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.




Третья информационная революция началась в эпо­ху возрождения и связана с изобретением книгопеча­тания, которое следует признать одной из первых эф­фективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произо­шел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое глав­ное — началось и более широкое распространение ин­формации, научных знаний и информационной культу­ры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Пе­чатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, большая тиражность печатных книг и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными кни­гами — все это привело к тому, что в обществе суще­ственно расширились возможности для получения зна­ний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходи­мых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Пли­ния и Марко Поло. И только появление их печатных изданий позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совер­шенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии ста­ли одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изда­ниях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя об­щим закономерностям увеличения объемов информа­ции в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое ис­пользование в последние годы различного рода элект­ронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более ши­роко распространяться такие новые средства информа­ционной коммуникации, как радио, телефон и телеви­дение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чув­ства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей стра­ны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чув­ствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим сво­его существования в отрыве от мирового информацион­ного пространства. А это очень важный аспект форми­рования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в опре­деленной степени, гражданином всего мира.

Новые качества, которые принесла в информаци­онную сферу общества третья информационная рево­люция, заключаются не только в том, что по новым ком­муникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что ин­формационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социаль­ной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной ин­формации кардинальным образом изменило возможно­сти человека по активизации и эффективному исполь­зованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персо­нальные ЭВМ. Их появление произвело подлинный пе­реворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогичес­кой и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост но­вых информационных технологий, специально ориенти­рованных на использование возможностей современ­ной вычислительной техники и, в первую очередь, — возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти се­годня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале наступающего XXI века мы станем свиде­телями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным обра­зом повысят возможности человека по хранению, по­иску, обработке и передаче информации.

Так например, японская фирма TOSHIBA уже объявила о своей новой программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В ре­зультате реализации этой программы фирма планиру­ет создать семейство портативных персональных ЭВМ с исключительно высокими характеристиками. Пред­полагается, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему ин­формации, который содержится в 40—50 тысячах книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров обычного портси­гара, а его стоимость составит около двух тысяч дол­ларов США.

Вполне вероятно, что появление и массовое распро­странение ПЭВМ с такими характеристиками суще­ственным образом расширит сферу социального при­менения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия это­го процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое ка­чество, которое принесла человечеству пятая информа­ционная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей ин­теллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивили­зацию на качественно новую ступень развития.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Ряд современных отечественных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества разделяют сегодня точку зрения, благодаря которой история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций. При этом под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами органи­зации общественного производства и жизнеобеспече­ния общества.

Таким образом, не тип государственного устройства является главным отличительным признаком того или иного этапа цивилизационного развития общества, а именно его технологический уклад, который и опреде­ляет весь образ жизни и деятельности людей.

Профессор А.И. Ракитов одним из первых российс­ких ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В своих работах он убедительно показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологичес­кого развития.

Основные информационные революции

В настоящее время принято выделять шесть основ­ных информационных революций за всю историю раз­вития человеческого общества.

Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное вли­яние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и на­выков рациональной организации этой деятельности.

Язык сделал возможным развитие процессов абст­рактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распростра­нения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обще­стве всеобщим уважением как хранители и распрост­ранители древних знаний.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую инфор­мационную революцию большинство современных ис­следователей связывают с изобретением письменности.

Это изобретение позволило не только обеспечить со­хранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, со­здать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в раз­витии цивилизации, последствия которого мы ощуща­ем до настоящего времени. Ведь именно с изобретени­ем письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Третья информационная революция началась в эпо­ху возрождения и связана с изобретением книгопеча­тания, которое следует признать одной из первых эф­фективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произо­шел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое глав­ное — началось и более широкое распространение ин­формации, научных знаний и информационной культу­ры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Пе­чатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, большая тиражность печатных книг и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными кни­гами — все это привело к тому, что в обществе суще­ственно расширились возможности для получения зна­ний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходи­мых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Пли­ния и Марко Поло. И только появление их печатных изданий позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совер­шенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии ста­ли одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изда­ниях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя об­щим закономерностям увеличения объемов информа­ции в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое ис­пользование в последние годы различного рода элект­ронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более ши­роко распространяться такие новые средства информа­ционной коммуникации, как радио, телефон и телеви­дение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чув­ства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей стра­ны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чув­ствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим сво­его существования в отрыве от мирового информацион­ного пространства. А это очень важный аспект форми­рования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в опре­деленной степени, гражданином всего мира.

Новые качества, которые принесла в информаци­онную сферу общества третья информационная рево­люция, заключаются не только в том, что по новым ком­муникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что ин­формационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социаль­ной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной ин­формации кардинальным образом изменило возможно­сти человека по активизации и эффективному исполь­зованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персо­нальные ЭВМ. Их появление произвело подлинный пе­реворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогичес­кой и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост но­вых информационных технологий, специально ориенти­рованных на использование возможностей современ­ной вычислительной техники и, в первую очередь, — возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти се­годня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале наступающего XXI века мы станем свиде­телями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным обра­зом повысят возможности человека по хранению, по­иску, обработке и передаче информации.

Так например, японская фирма TOSHIBA уже объявила о своей новой программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В ре­зультате реализации этой программы фирма планиру­ет создать семейство портативных персональных ЭВМ с исключительно высокими характеристиками. Пред­полагается, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему ин­формации, который содержится в 40—50 тысячах книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров обычного портси­гара, а его стоимость составит около двух тысяч дол­ларов США.

Вполне вероятно, что появление и массовое распро­странение ПЭВМ с такими характеристиками суще­ственным образом расширит сферу социального при­менения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия это­го процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое ка­чество, которое принесла человечеству пятая информа­ционная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей ин­теллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивили­зацию на качественно новую ступень развития.

Информационная революция — это процесс, при котором происходят кардинальные изменения человеческой деятельности от старых подходов в пользу новых информационно-технологических решений.

Информационная революция

Итак, различают 5 этапов информационной революции. Мы с вами сейчас проходим пятый этап и живем уже в полноценном информационном обществе.

Информационная революция: этапы

Пятая информационная революция

  • создание первых компьютеров;
  • создание первых персональных компьютеров;
  • запуск и развитие интернета;
  • проникновение информационных технологий в каждый дом на планете;
  • и др.

Динамичность и объем происходящих изменений в нашем с вами информационном обществе просто зашкаливает и не сравним ни с одной уже прошедшей информационной революцией.

Вы наверное заметили, что каждая информационная революция происходила из-за роста количества информации и потребности как-то с ней взаимодействовать. На сегодняшний день объемы информации растут в геометрической прогрессии, по примерным подсчетам объем информации растет в каждые два года в два раза. Таких темпов роста еще никогда не было, а эту информацию нужно как-то обрабатывать и как-то с ней взаимодействовать. Именно поэтому скорость информационно-технологического прогресса замечает каждый человек. Например:

  • лет 25 назад не было такой скорости и доступности интернета;
  • лет 15 назад не было сенсорных телефонов;
  • лет 10 назад не было телефонов и компьютеров с современными параметрами;
  • лет 5 назад не было такого массового использования искусственного интеллекта;
  • и т. д.

Заключение

Современная информационная революция приводит к формированию совершенно нового общества. Общество уже никогда не будет таким, как 30, 20 и даже 10 лет назад. Хорошо это или плохо, будет видно только со временем. Все информационные революции, которые уже свершились, принесли массу полезного для людей, хотя у них тоже были свои сторонники и противники.

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

Информация же является продуктом деятельности современного человека.


Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у


спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

• информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

• возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Читайте также: