Какие горькие истины облеченные в форму искусства содержались в пьесах островского кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБОСОБЛЕНННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте И.А. Гончарова как писателя cвoeгo вpeмени.

2. Какие качества вы бы поставили на первое место при oцeнке творчества И. А. Гончарова: эпический талант, мастepство психологического анализа, точность социальных xaрактеристик?

7. В чем заключается особенность Гончарова-художника?

9. Что сближает художественные методы Гончарова и Гоголя и в чем их отличие?

10. В чем вы видите историко-философский смысл романа?

11. Чем близки нам раздумья и тревоги Гончарова-писателя?

Темы докладов и рефератов

1. И.А. Гончаров как писатель-реалист.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте Обломова как личность и как человека своей эпохи.

3. Докажите, что Обломов стоит в ряду самых ярких образов, созданных мировой литературой.

5. Что вы думаете о любви Обломова и Ольги?

6. В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

7. Почему обломовская лень не производит на нас впечатление пошлости?

Темы сочинений

3. Какова роль Обломова в формировании представления о русском национальном характере?

4. Роль детали в произведениях Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова.

5. Обломов и обломовщина сегодня.

6. Обломов и Штольц как герои cBoeгo времени.

11. Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление?

13. В чем трагедия жизни Ильи Ильича Обломова?

14. Обломов как национальный и общечеловеческий тип.

Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccкoгo национального Teатра?

6. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис - тот же Тихон, только образованный?

Темы сочинений по пьесам А.Н. Островского

1. Тема любви в пьесах Островского.

13. Женские образы в пьесах Островского (на примере героини одного произведения).

Темы докладов и рефератов

1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского).

Вопросы и задания

1. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке?

Темы сочинений

3. Душевная трагедия Катерины.

5. Катерина в борьбе за свои человеческие права: что она защищает?

6. Почему Писарев оспаривает добролюбовскую оценку образа Катерины?

Наизусть один из монологов главной героини

Катерина. …отчего люди не летают так, как птицы.

Катерина. …Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…

Катерина. …Такая уж я зародилась, горячая!

Катерина. …Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру.

Вопросы и задания

1. Подготовьте краткий очерк жизни и творчества И. С. Typгeнeвa.

7. Какие ситуации в романе повторяются? Как они подчеркивают изменения, происходящие в героях романа?

8. Почему Тургенев заканчивает роман смертью героя?

9. Какие споры героев романа ожили в наше время?

11. Какими художественными средствами пользуется Тургенев для характеристики героев романа?

12. Сопоставьте описания интерьера в комнатах Павла Петровича, Фенечки, Базарова. Какие выводы помогают сделать читателю эти описания?

Темы сочинений

6. Смысл противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

9. Испытание любовью.

13. Что привлекает в характере и поступках Евгения Базарова?

14. Тургенев в моем восприятии.

16. Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика героев.

17. Мастерство Тургенева в создании характера героя (на примере любого персонажа).

Темы докладов и рефератов

4. Гимн природе на страницах про изведений И. С. Тургеневa.

6. Совершенство языка и стиля в произведениях И. С. Typгeнева.

7. Взгляды И. С. Тургеневa на мир по моим впечатлениям читателя.

Вопросы и задания

1. Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя cвoeгo времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.

3. Известно, что И. С. Тургенев в процессе работы над pомaном вел дневник от лица Базарова. Попробуйте сделать нeсколько подобных записей, выбрав один день героя.

4. Каковы причины нигилизма Базарова? Какова цель Базарова?

5. В чем противоречивость отношения Базарова к народу и народа к нему?

6. Что понял Базаров, пройдя через многие испытания, в том числе и испытание любовью?

Темы сочинений

1. В чем сила и в чем слабость Базарова?

2. Нужны ли Базаровы своему времени?

3. Почему Тургенев назвал Базарова трагическим лицом?

4. Что привлекает в характере и поступках Евгения Базарова?

5. В чем трагедия Евгения Базарова?

Вопросы и задания к ПЗ 9-10

1. Какие строки стихотворений Ф. И. Тютчева оказались вам особенно близкими и почему?

3. В чем вы видите изящество и совершенство формы стихотворений Ф. И. Тютчева?

4. Как мировоззрение Ф. И. Тютчева отразилось в eгo поэтическом творчестве?

5. В чем своеобразие поэзии Тютчева?

6. Как соотносятся философская лирика Тютчева и философия Шеллинга?

10. В чем заключаются натурфилософские поиски Тютчева?

11. Как в любовной лирике Тютчева раскрываются драматические переживания героя?

Темы сочинений к ПЗ 9-10

1. Постижение тайны природы и тайны души в лирике Ф. И. Тютчева.

2. Глубина мысли и cтpoгoe изящество формы в стихотворениях Ф. И. Тютчева.

3. Философский характер лирики Тютчева.

4. Пейзажная лирика Тютчева.

6. Лирика Тютчева в моем восприятии.

7. Мое любимое стихотворение Тютчева (восприятие, оценка, истолкование).

Темы докладов и рефератов к ПЗ 9-10

1. Времена года в лирике Ф. И. Тютчева.

3. Россия в лирическом творчестве Ф. И. Тютчева.

Вопросы и задания к ПЗ 11-12

1. Назовите ведущие темы лирики А. А. Фета.

4. В чем вы видите самобытность творчества А. А. Фета?

5. Почему А. А. Фета называют поэтом-музыкантом, поэтом-живописцем? В каких стихотворениях нельзя не почувствовать тяготения eгo поэтического слова к музыке и живописи?

6. Как жизнь Фета — человека отразилась в творчестве Фета — поэта?

7. Какова, по мнению Фета, роль поэта и поэзии?

8. Почему поэзию Фета называют поэзией души?

9. С помощью чего в произведениях Фета достигаются гармония, мелодичность, музыкальность?

10. Как вы думаете, почему на стихи Фета написано так много романсов?

11. Почему литературоведы часто сравнивают лирику Фета с лирикой Пушкина? Что объединяет и чем отличается творчество этих поэтов?

12. Почему лирика Фета близка творчеству художников-импрессионистов? Назовите стихотворения поэта, которые можно проиллюстрировать картинами импрессионистов.

Темы сочинений к ПЗ 11-12

2. Служение красоте в лирике А. А. Фета.

5. Мое любимое стихотворение Фета (восприятие, оценка, истолкование).

5. Мое восприятие лирики Фета.

6. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета.

7. Пейзажная живопись в творчестве Фета (Сурикова, Никитина, Майкова, Плещеева).

Темы докладов и рефератов к ПЗ 11-12

1. Радость общения с природой в лирике А. А. Фета.

4. Музыкальность поэзии А. А. Фета.

Вопросы и задания

1. Назовите произведения А. К. Толстого на тему родной истории. Какие жанры поэт использовал при обращении к исторической тематике?

2. Какова общая тональность лирики А. К. Толстого? Каковы нравственные позиции и эстетические идеалы поэта, которые становятся очевидными при знакомстве с лирикой разных лет.

3. Назовите наиболее популярные лирические стихотворения поэта, а также романсы на eгo стихи.

6. Объясните, как вы понимаете причину появления новoгo автора - Козьмы Пруткова. Как объяснить eгo стойкую популярность?

Темы сочинений

1. Родная история в прозе и стихах А. К. Толстого.

2. Любовная лирика А. К. Толстого.

3. Образ Ивана Грозного в стихах и прозе А. К. Толстого.

4. Лирический герой стихотворений А. К. Толстого.

5. Лирика родного края в произведениях А. К. Толстого.

Темы докладов и рефератов

1. Темы и мотивы лирики А. К. Толстого.

2. Противоречивость взглядов А. К. Толстого на роль поэта и поэзию.

3. Тема Родины в прозе и лирике А. К. Толстого.

4. Фольклор в произведениях А. К. Толстого.

5. Драматическая трилогия А. К. Толстого на сцене.

6. Козьма Прутков и eгo творчество.

Вопросы и задания

1. Каковы субъективные и объективные предпосылки создания поэмы-эпопеи?

2. Действительно ли народ — главный герой поэмы?

4. Какие стороны поэмы сближают ее с народной эпопеей?

5. Как добивался поэт нужных поэтических форм, делающих поэму народным произведением?

6. Как и для чего вводит Некрасов в поэму элементы устного народного творчества?

7. Каков характер песен, плачей, причитаний в поэме?

8. Как в поэме проявляются наследие традиций предшествующей литературы и новаторство Некрасова?

9. Что увидели во время своего странствия по Руси мужики-правдоискатели?

11. Кого из героев поэмы народ уважает и кто презираем им?

Темы сочинений

5. Прошлое, настоящее и будущее в поэме.

Вопросы и задания к ПЗ 16-17

1. Любите ли вы стихи Некрасова?

2. Какие стихи Некрасова вы считаете лучшими?

3. Как вы относились к Некрасову в детстве?

4. Как относитесь к Некрасову сейчас, в юности?

7. Какое воздействие оказало устное народное творчество на язык поэзии Н. А. Некрасова?

8. В чем вы видите пушкинские традиции в лирике Н. А. Heкрасова?

Темы сочинений

1. Пейзажная живопись в лирике Некрасова.

2. Художественная роль образа дороги в творчестве Некрасова.

3. Сатирическая поэзия Некрасова.

4. Тема Родины в лирике Некрасова.

5. Любовная лирика Некрасова.

6. Образ поэта-гражданина в лирике Некрасова.

7. Образ Матери в лирике Некрасова.

10. Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова.

11. Народность поэзии Н. А. Некрасова.

12. Н. А. Некрасов как поэт-гражданин.

13. Тема народной жизни в лирике Н. А. Некрасова.

14. Понимание искусства Н. А. Некрасовым.

Вопросы и задания

1. Каким вы представляете М. Е. Салтыкова-Щедрина как человека,писателя?

2. К каким сторонам российской действительности обращено сатирическое творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина? Кaкие явления подвергал писатель осмеянию в своих произведениях?

11. Проиллюстрируйте с помощью нескольких примеров, как щедринские типы пережили эпоху и свoeгo создателя.

12. В каких произведениях писателя затронуты общечеловеческие проблемы?

15. Каковы причины обращения Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

16. Как выражается в сказках сатирическое негодование писателя против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа?

17. Как в произведениях Салтыкова-Щедрина выражена горячая любовь к Отечеству, к народу?

18. В чем современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина?

Темы сочинений

1. Проблематика и идейная М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Традиции народной сказки и басни в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

6. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.

7. Общечеловеческое в произведениях Салтыкова-Щедрина.

8. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.

9. Гротеск как художественный прием в произведениях Салтыкова-Щедрина.

10. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина (на примере одной или нескольких сказок).

11. Фантастическое и реальное в сказках Салтыкова-Щедрина.

12. Добро и зло в сказках Салтыкова-Щедрина.

Темы докладов и рефератов

1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина - сатирическая энциклопедия русской жизни.

4. Примеры фантастики и гpoтecкa в про изведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.

5. Традиции И. А. Крылова и Н. В. гоголя в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Вопросы и задания

1. Подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого.

2. Расскажите об одном из этапов творческого пути писателя.

3. Как можно объяснить причины кризиса, который пережил писатель?

5. Как Андрей и Пьер ищут новые пути в жизни? Что помогает им и что мешает в этих поисках жизни, основанной на началах правды, добра и красоты? Какие этапы в нравственных поисках они проходят? Что отличает не только их внутренний мир, но и их судьбы от людей, таких, как Борис Друбецкой, Николай Ростов?

6. Как и когда природа пробуждает в лучших героях стремление к истинной жизни, естественной и справедливой?

7. Какие начала в человеке ведут его, по мысли Толстого, к счастью (добро, ум, красота, близость к природе)?

Темы сочинений

5. Идейные искания передовой дворянской интеллигенции в романе.

6. Положительный герой в понимании Толстого.

7. Мастерство Толстого в создании характера героя (на примере любого персонажа).

8. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского (или Пьера Безухова).

10. Почему князь Андрей и Пьер Безухов — друзья?

Темы сочинений

2. Каким представляется Толстому идеал женщины? Какой идеал женщины утверждал Толстой в романе?

3. Наташа Ростова на пути к счастью.

4. Наташа Ростова и Татьяна Ларина.

Вопросы и задания

1. В чем, по мнению Толстого, зависимость от истории и истории от человеческой воли? В чем преступление Наполеона и подвиг Кутузова?

3. Можно ли говорить об историчности романов Толстого? Беспристрастны ли его исторические концепции? С чем это связано?

4. В чем причины, по которым Л. Н. Толстой в поисках окончательной композиции романа-эпопеи уходил в глубь истории?

Темы сочинений

2. Два полководца в романе Толстого.

4. Кутузов и Наполеон в изображении и оценке Толстого.

Вопросы и задания

Темы сочинений

3. Партизанская война и ее герои в романе.

4. Народные герои в романе.

6. Истинный и ложный патриотизм в романе.

7. Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?

9. Счастье бытия в романе.

Вопросы и задания

1. Какое впечатление сложилось у вас о личности Ф. М. Дocтoeвcкoгo? Что вы можете рассказать о нем как человеке (черты характера и нравственные принципы, особенности мировоззрения, взаимоотношения с окружающими, твоpческие позиции и т. д.)?

2. Выделите основные этапы жизни и творчества Ф. М. Дocтoeвcкoгo. Какие жизненные факты вы можете обозначить как центральные в тот или иной период творчества писателя?

3. Какие биографические события оказали наибольшее влияние на мировоззрение Ф. М. Достоевского и историю создания им конкретных художественных произведений и почему?

4. К какому общественно-философскому направлению вы бы отнесли Ф. М. Достоевского? Как отразились эти идеи в eгo произведениях?

6. В чем состоялось воплощение Ф. М. Достоевским задуманнoгo плана и в чем вы видите изменения eгo отдельных сторон в сюжетно-содержательном, проблемном и композиционном отношении?

8. Автор намеревался привести Раскольникова к добровольному признанию. Из текста романа мы узнаем, что герой действительно совершает признание, но во мнoгoм под воздействием Сони и Порфирия Петровича. Чем вы объясните роль этих персонажей в романе?

9. У вас сложилось собственное представление о Раскольникове и eгo внутреннем мире. Какая точка зрения на eгo будущий путь вам кажется более убедительной? Обоснуйте свое мнение, обращаясь к тексту.

Темы сочинений

Темы докладов и рефератов

1. Гуманистические идеи произведений Ф. М. Достоевского.

2. Творчество Ф. М. Достоевского в восприятии сегодняшнегo российского читателя.

3. Разоблачение античеловеческих философских и социальных концепций в творчестве Ф. М. Достоевского.

4. Любовь в понимании Ф. М. Достоевского и гepoeв eгo произведений.

5. Идеал красоты в творчестве Ф. М. Достоевского.

6. Полифонизм как особенность художественного мышления Ф. М. Достоевского.

Ф. М. Достоевского и в контексте русской литературы второй половины XIX века.

Островский говорил: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи.

Театр до Островского переживал тяжелое время. Не ставились хорошие, настоящие пьесы. Публику развлекали самым дешевым и простым способом. Нужен был драмтург, который помог бы вернуть театру нравственное содержание, ведь именно драматургия – основа театра.

Драматург открыл страну, никому до сего времени в подробностях не известную и никем из путешественников не описанную. Называлась эта страна Замоскворечье, московский купеческий район.

Как же развивается тема купечества, главная тема творчества драматурга на протяжении всей его жизни?

Кабанова: И хуже того, милая, будет.

Феклуша: Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова: Может, и доживем.

А что изменится, как повлияет просвещение на купечество?

>>Литература: А. Н. Островский и русский национальный театр

А. Н. Островский и русский национальный театр

Темы сочинений

Темы докладов и рефератов

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Своей вершины русский театр XIX в. достиг благодаря А. Н. Островскому. Он создал более 50 пьес, обогативших репертуар русского театра. Александр Николаевич не только продолжил реалистические традиции Гоголя, но значительно развил их. Русская сцена перестала нуждаться в подражании иностранным образцам, потому что у нее появился свой богатый, насыщенный репертуар.

Язык и темы пьес Островского: жизненность и краски

Несомненно, что Островский в той или иной ступени отталкивался от наследия — драматурга, что прослеживается в некоторых его пьесах. Но в то же время на обширном материале и в большем количестве пьес он создавал свой, новый русский национальный театр. Особенно это проявилось в языке персонажей. Например, считают некоторые исследователи, конечно, используют живую речь, но в то же время они – это суть сам автор, который дополняет их речь своим остроумием. Гоголь как будто создает квинтэссенцию живой речи.

Речь героев автора создает впечатление подлинной жизни: они ведут настоящий жизненный диалог — перебивают друг друга, перескакивают с места на место, коверкают слова. Автор использует очень много архаизмов, провинциальных слов, неверных заимствований из иностранных языков. Островский не приукрашивает природу языка — он показывает его во всей живости и реальности.

Гоголь не использует речь персонажей для достижений цели, поэтому их речь не многословна. Речь персонажей Александра Николаевича, напротив, велиречива, как будто они много говорят потому, что не могут остановиться.

Островский: отношение к героям

По-разному можно оценить и то, как оба драматурга дают читателю и зрителю представление о своих героях. Гоголю необходимо показать зрителю персонажа сразу же — появляется герой, который уже наделен определенными чертами. Правда, это не исключает того, что впоследствии автором будет внесена какая- то важная деталь, которая углубит образ.

Образы героев Гоголя зачастую доведены до гротеска, что соответствует цели автора.

Островский же рисует облик героев, постепенно вводя все новые и новые характерные детали. О его персонажах нельзя судить по первой реплике, образ каждого героя растет и углубляется по ходу пьесы.

Драматурга интересует и внутренний мир героев, психология его развития.

Мир его героев разнообразен: конечно, это прежде всего купечество, особенно московского Замоскворечья. Но в дальнейшем героями драматурга стали представители всех русских слоев: купцы и помещики, мелкие дворяне и чиновники, мещане и приказчики, свахи и божьи люди и многие, многие другие.

Светлое и темное: смысл пьес или смысл жизни?

Гоголь жестоко высмеивал пороки общества. Островский тоже подмечал недостатки своих героев, но он, тем не менее, любил их. Это отношение позволило ему иначе, чем Гоголь, показать в саму суть русской жизни.

Вероятно, потому, что драматург в своих персонажах вскрывает тайные и явные черты русского характера. Он тоже обличает своих героев.

Но ни один гоголевский отрицательный персонаж не имеет в себе положительных черт, в то время как все герои Островского вызывают некую долю симпатии.

В театре изобличают самые неприглядные стороны купеческого быта и, вместе с тем, рисуют самые искренние сцены любви. И подчас самые жестокие его герои вдруг поворачиваются для зрителя совершенно иной стороной своей натуры, как это часто и бывает у русских людей.

Зло в пьесах Островского-драматурга идет не из самой природы человека, а от жестоких жизненных обстоятельств, отсутствия или изобилия денег и темноты русского народа.

Поэтому смысл его пьес — борьба светлого и темного начал, где яркая индивидуальность гибнет, а выживают подчас хитрые и подлые люди.

В то же время автор явно видит необходимость образования для победы над злом и темнотой народной жизни. Это стремление высказаться прямо у Островского часто проявляется в названии пьесы. Драматург, как правило, использует русские народные пословицы в заглавиях пьес, что еще раз подчеркивает тот русский дух, которым проникнуты его создания.

Сюжеты и конфликты пьес Островского

Его произведений, на первый взгляд, достаточно просты, а завязки жизненны. Хочет выгодно жениться мелкий приказчик, бедняк влюбляется в богатую купчиху, а отец велит дочери выходить замуж по расчету. Чиновник хочет служить честно и не брать взяток, а кругом все берут. Сначала это ограничивается рамками одной семьи, но постепенно конфликт разрастается, вовлекая представителей разных социальных слоев.

В чем Островский не знает себе равных, так это в описании быта. Быт создает тот фон, который позволяет автору как бы выйти из мрачных рамок сюжета. Александр Николаевич любит русский быт с его яркими праздниками, веселыми гуляньями, национальными традициями.

Эти сцены придают произведениям драматурга яркость, красочность, образность, иначе жизнь, описываемая в пьесах, казалась бы чересчур мрачной и беспросветной. Но и эта темнота, и эти яркие краски и есть основа русской жизни, такая, какой она была на самом деле.

В своих пьесах он не мог пройти мимо того, что тогда волновало все русское общество – положение женщины. Пока она живет в родительском доме, ей позволено бегать на посиделки, жить вольной жизнью, украдкой целоваться с парнями. Но вот родители выбирают ей мужа, руководствуясь исключительно его материальным и социальным положением. И эта тирания, направленная против светлых чувств любви, возмущает автора. Ведь от деспота-отца женщина попадает в дом к деспотичным мужу и свекрови. Кто-то замыкается на жизни семьи, кто-то приваживает к себе божьих людей, кто-то пытается найти свои плюсы в замужней жизни, кто-то восстает против нее.

Произведения Островского и преобразования в русском театре

Пьесы Островского требовали изменения самой сути актерской игры. Считается, что даже такой новатор актерского мастерства, как был недостаточно реалистичен в пьесах драматурга. Сами тексты требовали от актера жизненности и психологизма. Друг Александра Николаевича, Пров Садовский, продолжая , заложил основы нового подхода к актерскому исполнению роли: главным стала естественность, которая могла передать ничем не приукрашенную реальность. Конечно, преобразования в актерской манере, не совершались мгновенно, но само стремление к жизненности и правдивости актерского исполнения стали законом русской сцены.

Постепенно нововведения затронули все области . Изменились декорации, которые с большей достоверностью передавали атмосферу действия. Сценические костюмы персонажей тоже менялись: они стали приближены к реальности, заменив помпезные наряды прошлых лет. Фурор произвела артистка Читау, появившись на сцене в ситцевом платье и с гладкой прической. Публика была шокирована этой простотой и близостью актерской игры к реальной жизни. Так же публика была поражена позой актрисы в одном из спектаклей: она стояла спиной к зрителям, прислонившись к дверному косяку. Садовский требовал от актерской игры внутреннего драматизма.

Публика была поражена всем, что происходило на сцене, начиная от декораций, костюмов и заканчивая актерской игрой. Так шло создание русской школы драматического искусства.

Островский понимал свою роль в создании национального театра. Именно ему досталась честь создать первый подлинно русский театральный репертуар. Однако не следует думать, что его творческая судьба была безоблачна. Многие его пьесы запрещали. Подчас ему приходилось вносить в текст цензурные изменения – переписывать концовку. Но до конца своей жизни драматург не переставал работать. Именно ему мы обязаны созданием нашего национального театра, театрального репертуара. Именно его пьесам, а также новаторским устремлениям Щепкина и Садовского мы обязаны созданием русской актерской школы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром.

Островский всегда считал театр школой воспитания нравов в обществе, понимал высокую ответственность художника. А потому он стремился к изображению правды жизни и искренне хотел, чтобы его искусство было доступно всему народу. И Россия всегда будет восхищаться творчеством этого гениального драматурга. Не случайно Малый театр носит имя А. Н. Островского, человека, который посвятил русской сцене всю свою жизнь.

Какие горькие истины содержались в пьесах островского thumbnail

Александр Николаевич Островский ‒ драматург, литературный новатор и создатель русского национально‒самобытного театра.

Пьесы Островского сразу же полюбились народу. Социально‒культурная новизна пьес Островского заключается в том, что он приблизил театр к народу и обратил внимание на тяжесть жизни народной, в особенности на тяжесть жизни русской женщины.

До Островского на сценах театров, в основном, ставили пьесы о жизни дворян и других высших слоев населения. При этом текст пьесы был далек от народа и содержал множество слов, незнакомых простому народу, в том числе на иностранных языках.

Островский стал новатором, и в пьесе обратился к жизни простых людей ‒ крестьян, провинциальных помещиков, офицеров, и писал обо всем простым языком.

В пьесах драматург поднимал важные социально‒нравственные проблемы, которые нужно было решать. Автор привлекал к ним внимание всех, чтобы показать со стороны, что нужно менять общественное устройство.

Особенно социально‒культурное новаторство в драматургии Островского проявилось в изображении женщин и отношении к ним. До Островского героини изображались страдающими, обреченными всю жизнь терпеть мучения и отношение к себе, как к вещи, безвольной и не имеющей прав.

Героини Островского ‒ женщины, которые борются за свое счастье, не ждут спасения, а действуют. В этом драматург произвел фурор, сказал новое слово и призвал уважать женщину.

То, что сделал для русской литературы и театра Островский, высоко оценили все современники и последователи драматурга. Его пьесы до сих пор имеют успех в театре, а театральные реформы были использованы для организации театра самим Станиславским.

Театр Островского

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

– театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

– неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

– ставка не на одного актёра;

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Особенности стиля Островского

– необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

– специфические авторские ремарки;

– роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;

-своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
Конец – делу венец

– параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

– значимость первой реплики героя;

– “подготовленное появление”, главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

– своеобразие речевой характеристики героев.

Тест по творчеству Островского:

2. Какое произведение не принадлежит Островскому:

4. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

б) печатный станок

а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

б) сцена с ключом

в) встреча Катерины с Борисом у калитки

г) раскаяние Катерины перед жителями города

б) в Нижнем Новгороде

8. Как звали мужа Катерины?

а) история любви Катерины и Бориса

б) столкновение самодуров и их жертв

в) история любви Тихона и Катерины

г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

11. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе

13. К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

14. О каком персонаже идет речь?

У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. “Ты, – говорит,

– почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение,

что тебе пять тысяч дам”. Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то

расположение не приходил.

в) Борис Григорьевич

12 апреля 1823 г., в Замоскворечье, на Малой Ордынке, в доме Никифора Максимова, дьякона церкви Покрова, что в Голиках, произошло рядовое в общем-то событие. У одного из квартирантов, Николая Фёдоровича Островского, родился третий сын. Назвали младенца Александром.

Так началась биография отца русского бытового драмтеатра. Никакой лирики – сплошная обыденность. Да и впоследст­вии всё у Островского, на первый взгляд, будет стабильно и гладко. У нас ведь в какого из классиков ни ткни, обязательно будут либо дуэли и скандалы, либо карточные долги и душевные болезни. Либо пьянство и нищета, либо война и острог. А лучше – когда всё сразу и по­многу.

Репродукция рисунка дома в Щелыково, где родился драматург Александр Николаевич Островский, из коллекции Литературного института в Москве

Жертва пиратов

Какие горькие истины содержались в пьесах островского

Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский, Лев Толстой, Дмитрий Григорович. 1850 год

Русские, вперёд?

Александр Островский. 1856 год

Александр Островский.

По-прежнему актуален

Особенности творчества Островского

Драматургический мир Островского исключительно многогранен, все его пьесы представляют собой широкое эпическое полотно, местом действия является Россия в главнейшие, переломные моменты ее жизни за два с половиной столетия.

Драматургия Островского – социально-этическая. Художник органически соединяет в своих пьесах семейно-бытовое, нравственно-бытовое с социальным и социально-политическим.

В основе каждой пьесы – ведущая тема, раскрывающаяся при помощи соподчиненных ей частных тем.

Сюжеты Островского хоть и приобретают разветвленную, многолинейную направленность, но всегда просты в своей событийной основе. Завязки, развязки, конфликты характерны для самой жизни; финалы, как правило, сценически эффектны. Пьесы Островского создают впечатление многолюдных, но населены они очень экономно, даже в самых больших пьесах драматург стремится обойтись небольшим числом персонажей. Принцип группировки персонажей исключительно многообразен, что отражает богатство и многообразие связей в самой действительности. Центральное положение главного персонажа не переводит остальных на положение вспомогательное, у Островского каждый участвует в воплощении авторской идеи.

Как художник Островский формировался под воздействием лучших традиций мировой реалистической драматургии и в литературу вошел сразу как сложившийся писатель.

Ранний период творчества Островского

Второй период творчества Островского

Предреформенный период творчества Островского

Пореформенный период творчества Островского

В 70 – 80-е годы Островский возвращается к изображению современности и становится бытописателем буржуазного развития России. Расширяется тематика его пьес: он изображает и усадебное, и служивое дворянство, и новую буржуазию, и мещанство, и мелкое чиновничество, и интеллигенцию, и людей искусства.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Ответ


Я читаю его на ночь несколько раз и места которые запомнила говорю самой себе утром встаю 700 одеваюсь читаю его и опять же рассказываю самой себе

Ответ


Больше всего мне понравился стих А.С. Пушкина "Я вас любил" .Это стихотворение открывает грани чувств .В этом стихотворении история неразделенной любви ,которая насыщенна благородством и нежностью.Произведение учит молодое поколение, как нужно любить. Ведь многие молодые люди совершают необдуманные поступки, когда не могут добиться любви

Ответ


Идея показать что надо добиваться своей цели и быть вместе

Ответ


Нуу..нужно сравнить!

Другие вопросы по литературе

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Читайте также: