Какие фрагменты росписи сохранились в церкви спаса преображения на ильине улице кратко

Обновлено: 05.07.2024

"В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец – приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса." [В.Н.Лазарев] [1] Только эмигрант Эль Греко (1541-1614) жил на два века позже Феофана, когда земли Византии уже больше ста лет были под турками. А на время Феофана пришелся закат Империи.

Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Основными источниками по начальному периоду истории церкви и ее росписей являются Новгородские летописи и письмо московского писателя Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г. Вот это письмо в современном переводе:

" Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу.

Ты видел некогда церковь Софийскую царьградскую, представленную в моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем же русском языке — Четвероблаговестием. Город же этот был написан в нашей книге вот каким образом. Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем.


3.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).

Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.

Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить.


5.

Серафим. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в куполе. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source. Купол, склоны свода – фронтально фигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На архангелах одежды, украшенные лорами, в руках лабарумы и большие сферы. На сферах буквы: Х, Θ, Д, С. Между архангелами располагаются два серафима и два херувима.

От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех видах и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале книги, в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась более всех, бежал от Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь. "

Это один из немногих литературных памятников начала XV в. (после 1413 г.), раскрываюших взгляды современников на изобразительное искусство. Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл Тверской, — видимо, представлял Епифанию Премудрому убежище во время набега хана Едигея на Москву (1408). Β письме содержатся ценные сведения ο творческой биографии и художественной манере византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV — начале XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея Рублева.

Письмо печатается по единственному известному списку второй половины XVII в. (РНБ, Соловецкое собрание, № 1474—15, лл. 130-132).

Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой [2]

Заказчик росписи (и, вероятно, инициатор строительства самой церкви) – новгородский боярин Василий Данилович Машков (фамилия указана в Новгородской IV летописи: ПСРЛ, Т. IV. С. 294), возможно – сын посадника Славенского конца, Данилы (1327-1328) и брат славенских посадников Федора и Михаила Даниловичей (последний: в 1372-1392 гг.), стоявших во второй половине XIV в. у кормила политической жизни боярской республики.

Два фильма о фресках Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, снятые на основе фотографий в супервысоком разрешении.

Автор росписи – выдающийся константинопольский живописец Феофан Грек, по свидетельству современника расписавший более сорока каменных церквей, а после росписи церкви Спаса Преображения на Ильине, работавший в Москве. Из его многообразного творческого наследия, включавшего, помимо росписей храмов, иконы и иллюстрации рукописей, единственное бесспорное произведение – роспись церкви Спаса на Ильине. Однако, судя по характеру сохранившейся стенописи, а также принимая во внимание традиционные методы росписи храмов, Феофан был главой художественной артели, в которую могли входить и местные, новгородские живописцы. [3]

Кадры из фильма "Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде":


13.

Праотец Ной. В оконных простенках барабана купола представлены попарно фигуры праведников (праотцев): Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мельхиседек, Ильч, Иоанн Предтеча.

Нашло ли это отражение в живописи Феофана?

Церковь горела трижды: в 1388 г. (НIIIЛ, под 6896 г.) – следы этого пожара остались в уровне первоначального пола. Но изменений структуры древней штукатурки не произошло. Следующий пожар – в уровне второго пола жертвенника и алтаря (1541 г.?). Третий раз церковь горела в 1696 г.

Сюжет программы Новгородского областного телевидения показывает общий вид памятника архитектуры и монументального искусства:

Церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжет программы "Из варяг в греки". Новгородское областное телевидение. Новгородский Музей, youtube-канал

Ссылки на видеоматериалы:
Серия видео о шедеврах живописи на английском, в том числе Botticelli. The Birth of Venus; Holbein. The Ambassadors; Van Gogh. The Starry Night: Videos History of Arts
Все фильмы этой серии: YouTube: Canal Educatif à la Demande (CED)

Ильина улица – одна из самых древних в Великом Новгороде. 🏰 На ней возвышается небольшая белоснежная церковь Спаса Преображения с тёмным куполом. Этот храм возвели на Торговой стороне в 1374 году.Главная его ценность – фрески XIV века знаменитого Феофана Грека, византийского живописца, который до приезда на Русь работал в Константиноподе и крымской Феодосии. Эти росписи – первая работа мастера на Руси!

Адрес:

ул. Ильина, 26 к 2, выходной последний четверг месяца. Закрыта при выпадении осадков
173000, Великий Новгород

Координаты GPS для навигатора: 58.5172345213534, 31.2944054603577

Часы работы:

Если вам понравился наш материал, не забудьте поставить 👍🏼 и подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал 1 360
  • Количество читателей
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов

Спасибо за такой подробный рассказ! Очень люблю эти фрески.

Благодарю за отзыв) Да, впечатление ни с чем не сравнимое.

Приведу цитату:
"Всё-таки искусствоведы и художники – удивительные люди. В послереволюционном аду гражданской войны, в раздираемой противоречиями стране, в условиях немыслимого хаоса, разрухи, массового голода и полного отсутствия уверенности в завтрашнем дне – уметь радоваться открывшимся со стен древнего храма святым ликам дано немногим".
Мы с Лидушкой тоже относимся к таким людям, и радуемся от всей души, радуемся просто от созерцания произведений Древнерусской Живописи :))

Думаю, для того времени это было своего рода спасением от окружающего ужаса.
К счастью, и сейчас поводов для такой радости остаётся ещё немало)

"В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец – приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса." [В.Н.Лазарев] [1] Только эмигрант Эль Греко (1541-1614) жил на два века позже Феофана, когда земли Византии уже больше ста лет были под турками. А на время Феофана пришелся закат Империи.

Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Основными источниками по начальному периоду истории церкви и ее росписей являются Новгородские летописи и письмо московского писателя Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г. Вот это письмо в современном переводе:

" Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу.

Ты видел некогда церковь Софийскую царьградскую, представленную в моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем же русском языке — Четвероблаговестием. Город же этот был написан в нашей книге вот каким образом. Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем.


3.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).

Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.

Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить.


5.

Серафим. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в куполе. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source. Купол, склоны свода – фронтально фигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На архангелах одежды, украшенные лорами, в руках лабарумы и большие сферы. На сферах буквы: Х, Θ, Д, С. Между архангелами располагаются два серафима и два херувима.

От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех видах и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале книги, в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась более всех, бежал от Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь. "

Это один из немногих литературных памятников начала XV в. (после 1413 г.), раскрываюших взгляды современников на изобразительное искусство. Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл Тверской, — видимо, представлял Епифанию Премудрому убежище во время набега хана Едигея на Москву (1408). Β письме содержатся ценные сведения ο творческой биографии и художественной манере византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV — начале XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея Рублева.

Письмо печатается по единственному известному списку второй половины XVII в. (РНБ, Соловецкое собрание, № 1474—15, лл. 130-132).

Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой [2]

Заказчик росписи (и, вероятно, инициатор строительства самой церкви) – новгородский боярин Василий Данилович Машков (фамилия указана в Новгородской IV летописи: ПСРЛ, Т. IV. С. 294), возможно – сын посадника Славенского конца, Данилы (1327-1328) и брат славенских посадников Федора и Михаила Даниловичей (последний: в 1372-1392 гг.), стоявших во второй половине XIV в. у кормила политической жизни боярской республики.

Два фильма о фресках Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, снятые на основе фотографий в супервысоком разрешении.

Автор росписи – выдающийся константинопольский живописец Феофан Грек, по свидетельству современника расписавший более сорока каменных церквей, а после росписи церкви Спаса Преображения на Ильине, работавший в Москве. Из его многообразного творческого наследия, включавшего, помимо росписей храмов, иконы и иллюстрации рукописей, единственное бесспорное произведение – роспись церкви Спаса на Ильине. Однако, судя по характеру сохранившейся стенописи, а также принимая во внимание традиционные методы росписи храмов, Феофан был главой художественной артели, в которую могли входить и местные, новгородские живописцы. [3]

Кадры из фильма "Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде":


13.

Праотец Ной. В оконных простенках барабана купола представлены попарно фигуры праведников (праотцев): Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мельхиседек, Ильч, Иоанн Предтеча.

Нашло ли это отражение в живописи Феофана?

Церковь горела трижды: в 1388 г. (НIIIЛ, под 6896 г.) – следы этого пожара остались в уровне первоначального пола. Но изменений структуры древней штукатурки не произошло. Следующий пожар – в уровне второго пола жертвенника и алтаря (1541 г.?). Третий раз церковь горела в 1696 г.

Сюжет программы Новгородского областного телевидения показывает общий вид памятника архитектуры и монументального искусства:

Церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжет программы "Из варяг в греки". Новгородское областное телевидение. Новгородский Музей, youtube-канал

Ссылки на видеоматериалы:
Серия видео о шедеврах живописи на английском, в том числе Botticelli. The Birth of Venus; Holbein. The Ambassadors; Van Gogh. The Starry Night: Videos History of Arts
Все фильмы этой серии: YouTube: Canal Educatif à la Demande (CED)

Читайте также: