Проект семейного клуба в доу

Обновлено: 16.05.2024

Опыт МДОУ "Детский сад № 19" по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников посредством организации Семейных клубов.

Содержимое публикации

Семейный клуб как современная форма взаимодействия ДОО

с родителями (законными представителями) воспитанников.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам. Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, которое должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, способствовать повышению культуры педагогической грамотности семьи.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Эти задачи по включению семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного учреждения и повышению педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей эффективно решают Семейные клубы.

Семейные клубы стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей в нашем детском саду. Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний Семейных клубов может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы Семейных клубов, так и особенностей воспитания ребенка в семье.

Целью создания Семейных клубов стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Семейные клубы призваны

оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

повышать педагогическую культуру родителей;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

В работе Клубов принимают участие различные специалисты ДОО (воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед), а также родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

В организации работы Семейных клубов мы используем разнообразные формы: круглый стол, совместные игры и занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта.

В нашем учреждении функционируют следующие Семейные клубы:

Цель работы этого клуба – формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.

Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики.

Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения.

Родители с удовольствием посещают занятия Клуба, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.

Проведенный мониторинг среди родителей, посещающих Клуб, показал, что заметно повысилась их заинтересованность по вопросам развития физических и спортивных навыков у детей. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным.

Цель клуба – развитие эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста; оказание помощи родителям (законным представителям) в процессе воспитания и развития ребенка.

Педагог-психолог на встречах клуба использует такие технологии, как:

телесно-ориентированные игры и упражнения;

упражнения с дидактическим материалом;

Результат занятий в данном клубе – это снятие у ребенка напряжения, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.

Главной целью работы клуба является установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.

Среди основных задач, которые мы ставили при создании клуба, можно выделить следующие:

повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия.

В работе используются разнообразные формы:

совместные занятия родителей и детей;

консультации для родителей по вопросам готовности ребенка к школе и организации подготовки к школьному обучению;

Детям очень нравятся совместные занятия с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением.

Целью творческой мастерской являются вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МДОУ, укрепление и углубление связей между членами семей, сплочение детского коллектива.

Сама творческая атмосфера, встреча побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других. А также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Благодаря деятельности Семейных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Семейный клуб – это перспективная форма взаимодействия с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы Семейных клубов показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Педагогический проект

Вид проекта: практико - ориентированный

Срок реализации проекта: долгосрочный, годичный

1.Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2. Вовлечь родителей в совместный образовательный процесс с детьми для активизации и поддержки их творческого потенциала, интереса к жизнедеятельности детей в группе и в детском саду

Участники проекта: воспитатели, родители, дети второй младшей группы

Ресурсы обеспечения проекта:

Нормативно – правовое обеспечение проекта:

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

Информационные :

- научно-методическая, художественная литература;

- средства массовой информации;

Кадровое обеспечение :

- инструктор по физической культуре.

Материально-техническое обеспечение :

Новизна и результативность проекта

Результативность - активное участие и заинтересованное отношение родителей к жизнедеятельности группы и детского сада.

Ожидаемый результат :

Для педагогов и родителей

1. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

2. рост творческой активности, интереса родителей к жизнедеятельности группы, детского сада через совместное взаимодействие в образовательном процессе с детьми;

4. разработка методических материалов по реализации проекта;

Для детей:

Интересное и содержательное общение детей с близкими родственниками разных поколений поможет сформировать у детей младшего дошкольного возраста представления о социальных явлениях, воспитать уважение и бережное отношение к семейным традициям.

Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Алгоритм взаимодействия:

· Создание системы массовых мероприятий по организации досуга для родителей и воспитанников.

· Работа семейного клуба проводится в помещении детского сада 1 раз в месяц.

· Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Проект реализуется в три этапа:

I . Подготовительный этап (сентябрь) предусматривает следующие формы работы с родителями:

· анкетирование родителей по выявлению потребностей и интересов родителей в области воспитания и развития ребенка;

· разработка перспективного плана совместных мероприятий с педагогами и родителями, подготовка к проведению мероприятий.

II . Основной этап. Практический (октябрь - апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением воспитателей, специалистов детского сада, детей и родителей (Приложение 1)

III . Заключительный этап. Подведение итогов социального партнерства ( май).

Проведение анализа и презентация итогов проделанной работы , определение перспектив . Анкетирование на предмет выявления уровня удовлетворенности родителей взаимодействием семьи и ДОО, качеством предоставляемых услуг . Награждение наиболее активных участников проекта в различных номинациях.

Оценить 954 2

города Рубцовска Алтайского края

658218, г.Рубцовск ул. Бийская, 19

телефон: 5-05-47. dsadv 35_ shelkunchik @ mail . ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

"Семейный клуб в ДОУ, как инновационная модель этнокультурного воспитания"

Авторы проекта: Астраханцева Т.Г.

Паспорт проекта

Направление: Этнокультурное воспитание

1. Сведения об организации

1.1. Полное наименование организации

1.2. Полное наименование учредителя (учредителей) организации

Муниципальное образование города Рубцовска

1.3. Юридический и фактический адреса организации

658218 г.Рубцовск, Алтайский край,

1.4. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации

Руководитель структурного подразделения Щеклеина Татьяна Петровна

1.5. Телефон организации

1.6. Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет

dsadv 35_ shelkunchik @ mail . ru

2. Сведения о проекте организации

2.1. Наименование проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации в сети Интернет

2.2. Задачи государственной и муниципальной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации

1. В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

великой истории и культуре России, обеспечения преемственности

3. Конвенция о правах ребенка: Статья 29

1. … образование ребенка должно быть направлено на:

-развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

-воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

-подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

-воспитание уважения к окружающей природе.

2.3. Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

2.4. Срок реализации проекта

2.5. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта

- программа фольклорного семейного клуба

2.6. Целевые ориентиры проекта

-Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

-повышение педагогической компетентности родителей;

-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

-осознание родителями собственного воспитательного опыта;

-снятие затруднений детско-родительских отношений;

-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности

( фестивали, конкурсы различного уровня).

2.7. Основные подходы к оценке эффективности проекта

- Сравнительный анализ анкетирования

- Отзывы родителей, социальных партнеров

- Участие в городских мероприятиях

2.8. Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта

Воспитанники ДОУ в возрасте с 4-х до 7 лет, члены их семей (лица их заменяющие) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.

2.9. Организации - соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их функций)

-кукольный театр им.Брахмана

-Городская картинная галерея

2.10. Ресурсное обеспечение проекта

2.10.1. Кадровое обеспечение проекта

2.10.2. Нормативное правовое обеспечение проекта

- Конвенция о правах ребенка.

2.10.3. Финансовое обеспечение проекта

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета

2.10.4.Материально-техническое обеспечение проекта

-мультимедийный центр

-русские народные инструменты

2.10.5. Учебно-методическое обеспечение

Комплексно-целевая программа по этнокультурному воспитанию дошкольников

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта

Повышение компетентности родителей по этнокультурному воспитанию дошкольников.

Привлечение родителей к сотрудничеству, эффективному взаимодействию с коллективом детского сада с целью построения единого образовательного пространства ДОУ и полноценного развития каждого ребенка.

Задачи проекта

-Развивать стремления к познанию культурных традиций через возрождение основ национального семейного воспитания.

- Знакомить детей и взрослых с историческим и культурным прошлым народов, проживающих на территории Алтайского края.

- Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

- Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию.

- Укреплять дружеские, партнерские отношения между детьми,

родителями и педагогами.

- Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

ВИД ПРОЕКТА: социально-творческий

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

-дети дошкольного возраста,

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный

Созданные необходимые условия для ознакомления дошкольников с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, позволят не только объединить семью, но и окажут позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Именно поэтому так важно приобщать детей к этнокультурным семейным традиция с детского сада. Как показывают исследования современных семей, родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка. Этому мешает их чрезмерная занятость, сопровождаемая низким уровнем педагогической культуры, формализованными контактами с детьми, дефицитом теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновением совместных семейных форм трудовой и художественно-творческой деятельности (традиции домашнего рукоделия, детские кукольные спектакли, семейное музыцирование, семейные камерные театры, домашнее чтение и др.). Все это существенно влияет на характер детско-родительских отношений.

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видим в пропаганде и широком использовании семейных этнокультурных традиций в системе педагогической деятельности детского сада, как условия формирования этнопедагогической культуры родителей, проводя эту задачу через организацию семейного фольклорного клуба в ДОУ.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

-Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

-повышение педагогической компетентности родителей;

-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

-осознание родителями собственного воспитательного опыта;

-снятие затруднений детско-родительских отношений;

-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности ( фестивали, конкурсы различного уровня).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

открытость и целостный подход к планированию педагогического процесса и работы с родителями;

природосообразность и культуросообразность;

единство образовательной системы и предметно-развивающей

личностно-ориентированный подход при организации различных форм деятельности и оценки результатов педагогического процесса;

принцип лада, соборности и коллективности (совместный труд,

досуги, общение детей с родителями и другими взрослыми) как

ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика;

поощрение самостоятельности ребенка , творчества детей и родителей;

опора на единство духовно-нравственных ценностей и идеалов

народа в планировании работы с детьми и родителями, создании

предметно-пространственной среды детского сада.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

состоит в совершенствовании содержания имеханизмов взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей (законных представителей) с помощью внедрения семейного клуба как инновационной модели этнокультурного воспитания.

Для успешной реализации проекта планируется создать следующие условия:

оформление уголков краеведения;

создание картотек народных игр, малых фольклорных форм и т.д.

создание выставок "Куклы в национальном костюме", "Народная игрушка" и др;

организация фольклорных праздников

Программа работы инновационного проекта«Семейный клуб в ДОУ,

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный (май-август 2018 г.)

Цель: Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

Мероприятие

Изучение в ДОУ пакета нормативно-правовой документации:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016– 2020 г

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Использование нормативно-правовых документов, как одно из условий организации системы работы по формированию этнокультурного и патриотического воспитания

май-август 2018 г.

Мероприятия по изучению опыта работы детских садов Алтайского края

Выявление прогрессивного опыта работы детских садов региона по теме проекта, определение наиболее эффективных форм и методов.

Опрос родителей с целью изучения предполагаемой

роли родителя в организации деятельности семейного клуба

установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия

Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий

формирование группы педагогов ДОУ, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа руководителя структурного подразделения о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании семейного клуба.

Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта

В течение всего периода проекта

2 этап - практический (сентябрь 2018 г. - май 2021 г.)

Наименование

мероприятия

Краткое описание содержания мероприятия

Ответственные

Первая встреча семейного клуба

Проведение НОД с использованием средств и методов народной педагогики.

В течении учебного года

Руководители клуба, педагоги ДОУ

Изготовление конкурсного материала раскрывающего особенности проведения семейных праздников, национальных традиций семей воспитанников.

Мастер-класс "Знакомство с технологией изготовления народных кукол, сувениров, женских украшений"

Изготовление народных кукол, сувениров, женских украшений

обмен опытом семейного воспитания

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

Обобщение знаний истории родного края

Четвертая встреча семейного клуба

Выставка семейных работ

Изготовление сувениров раскрывающих особенности и традиции празднования Пасхи

«Ярмарка народных игр

участие семей в игровой деятельности

инструктор по ФИЗО,

организация тематических прогулок, занятий, игр, бесед, праздников. Рассматривание рисунков, фотографий .Знакомство с литературными произведениями и многое другое

Руководители клуба, педагоги ДОУ

2019-2020 учебный год

просмотр слайд шоу о деятельности клуба, обсуждение плана работы клуба, анкетирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь к презентации "Семейный клуб - эффективная форма социального партнерства для решения образовательных задач ДОУ". Раскрыта проблема, актуальность, основная цель и задачи, организационные механизмы данной практики.

Семейный клуб - эффективная форма социального партнерства для решения образовательных задач ДОУ

На современном этапе уделяется большое внимание важности семьи в воспитании и развитии ребенка, участию семейного сообщества в управлении образовательными учреждениями, планирования их образовательной работы. Эти положения закреплены следующими нормативно-правовыми документами РФ:

Декларация о правах ребенка;

3 слайд

Зачастую не всегда хватает такта, взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как заинтересовать родителей совместной работой? Как сделать родителей активными участниками, а не пассивными наблюдателями?

Встречи проходят в нетрадиционной обстановке на добровольной основе по субботам, также семейный клуб открыт для участия всей семьи - папы, мамы, братья, сестры, бабушки, дедушки, что позволяет провести выходной день с пользой для всей семьи и быть в курсе событий и проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.

Организован семейный клуб с целью: создать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение родительской компетентности в воспитании нравственных качеств детей.

Для реализации цели решаем задачи, которые представлены на слайде:

- Выстроить систему личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и Семье;

- Создавать комфортную обстановку для сотрудничества, атмосферу доброжелательности, взаимопонимания с семьями воспитанников;

- Повысить этико-деонтологическую (должное поведение родителя) культуру родителей в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста;

- Создать условия для полноценного общения с родителями воспитанников для: обмена мнениями, опытом семейного воспитания, реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей;

- Разработать совместно с семьями воспитанников систему мероприятий, осуществляя совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;

- Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

В начале года через анкетирование выявляем социальный статус семей, их запросы.

Далее вместе с родителями планируем совместную деятельность в семейном клубе, учитывая родительские запросы и проблемы, идеи детей, а также годовые задачи учреждения и календарно – тематический план группы.

Таким образом, в ходе встреч повышается родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей и целостного развития личности.

Взаимоотношения всех участников клуба строятся на основе педагогики сотрудничества, учитывающей актуальные потребности семей, способствующей формированию активной жизненной позиции, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, укреплению института семьи и передаче положительного опыта в воспитании детей.

На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность, высказываются идеи на перспективу.

Организация встреч семейного клуба - очень трудоемкая, но интересная работа.

Основными направлениями деятельности семейного клуба являются:

Организационные – на таких встречах обсуждаем проблемы воспитания, развития, занятости детей, планируем совместные мероприятия;

Тематические - посвящены календарным праздникам, реализации проектов, оказанию консультационной помощи родителям по проблемам воспитания и развития детей;

Свободные – по предложению и выбору родителей;

Событийные - видео просмотры и слайд – шоу по организации жизни детей в ДОУ, деятельности семейного клуба

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, задач, возраста воспитанников и интересов участников:

Читайте также: