Какие формы организации учебно исследовательской деятельности наиболее эффективны в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

ВложениеРазмер
formy_organizatsii_nauchno-issled._deyat._ml._shk.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников

Ученье без размышлений – тщетный труд;
размышления без учения – пагубны.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

При работе на этом возрастном этапе чаще всего используются учебные и факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индиви-дуальные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по теме (предметные или свободные),
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное (либо индивидуальное) выполнение и защита проектно-исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших школьников - формулировка проблемы и исследовательской задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу, поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и есть поиск неизвестного.

При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи, основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.

Исследовательский подход требует использования различных приемов включения учащихся в поисковую деятельность. Это может быть поиск объектов по указанным признакам (листьям или плодам растений), установление признаков, по которым дети всегда смогут узнать тот или иной объект и др.

Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности природного объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.

  • какие птицы живут в окрестностях школы;
  • какие растут деревья;
  • какие насекомые встречаются на пришкольном участке;
  • выявить основные признаки зимы и др..

Организовать исследовательскую деятельность учащихся представляется возможным и на других уроках: русский язык, математика, литературное чтение, трудовое обучение и т.д.

Так на уроках литературного чтения организация исследовательской деятельности уместна при необходимости сравнительного анализа художественных произведений, например, народных сказок, или при сравнительном анализе жанровых особенностей, например, научно-познавательной статьи и художественного рассказа. Интересно проводить исследования на уроках трудового обучения. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.

Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение.

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Таким образом, учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к написанию исследовательских работ. Кроме того, применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле. Так учащимися моего класса в течение двух лет было представлено на школьный конкурс четыре исследовательских работы. Две были написаны на втором году обучения, две – на третьем.

Но к написанию исследовательской работы привлекаются не все учащихся класса, а только единицы. Поэтому наиболее приемлема индивидуальная форма, но, возможна и групповая.

При организации процесса выполнения исследовательской работы придерживаюсь следующих этапов:

  • Формулирование темы
  • Формулирование цели и задач
  • Теоретические исследования
  • Экспериментальные исследования
  • Анализ и оформление научных исследований
  • Внедрение и эффективность научных исследований
  • Публичное представление работ.

При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом : тема должна исходить из интересов и желания самого ребенка.

Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Волнухиным Иваном. Мной была подкинута идея ребенку по окончании 1 класса. Ивана заинтересовала эта проблема: из какого клубня картофеля – крупного или среднего (или из глазка) – можно вырастить хороший урожай, и он провел эксперимент по выращиванию картофеля, посадив разные по величине семена.

Данное исследование носило свободный характер, рассматривались вопросы, не касающиеся учебной программы.

Осуществление работы велось достаточно долго, около полугода. Нами был составлен план работы, согласно которому осуществлялся подбор и анализ литературы, проводился эксперимент по выращиванию картофеля. Безусловно, работа велась в тесном контакте с родителями. Результаты были оформлены в виде проектной работы и презентации.

Другое исследование было проведено Косяковым Игорем, инициатива исходила от самого ученика. Его заинтересовал вопрос, почему обычный конструктор, поначалу сделанный из деревянных деталей, завоевал мировую популярность и является брендом номер 1 на протяжении более 80 лет. Была поставлена цель: изучить историю создания Лего. Выделить наиболее значимые события и факты развития мирового бренда.

Работая над проектом, Игорь узнал, какая страна является родиной Лего, какие важные события повлияли на его развитие, как Лего стал всемирно известным брендом, а также приобрёл навыки работы с информацией: подыскивал источники, проводил анкетирование, анализировал данные, делал выводы. Результаты исследования были оформлены в виде презентации и проектной работы.

Таким образом, форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. А их выбор, применение целиком зависят от творчества и желания учителя.

1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

3. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

5. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы и методы исследовательской деятельности младших школьников.

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, поисковой, исследовательской. Такой подход в обучении создаёт условия для активизации познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа

Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательскими методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной школе.


Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, который:

- расширяет кругозор в предметных областях;

- способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации,

- способствует непроизвольному запоминанию учебного материала;

- наилучшим образом развивает творческие способности;

- развивает речь и умение выступать перед аудиторией.


К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся

следующие виды работ:

·
натуралистические и описательные;


Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия:

1.Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2.Мотивированность.

Необходимо помогать детям видеть смысл их поисково- исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и самосовершенствования.

3.Творческая среда

Учитель должен создать творческую рабочую атмосферу и поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

4.Психологический комфорт.

Одна из задач учителя- поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

5.Личность педагога.

Нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями и подготовкой по ведению занятий по исследовательской деятельности.

6.Учёт возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным и полезным.

Предлагаемая методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет:

  1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
  2. Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.
  3. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.
  4. Формировать научно-исследовательские навыки.
  5. Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.
  6. Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.
  7. Создать условия, которые позволяют учащимся:

· определить текущие границы личных знаний;

· реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;

· проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

· на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

· самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

· самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы;

· расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;

· увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

В этом видится если не преимущество, то достоинство исследовательского метода.

Его реализация требует использование в учебной деятельности особых форм и приемов:

I. Индивидуальная работа:

· задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий;

· задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот, на основе частных признаков выделение общего;

· навыки конспектирования, составления тезисов;

· подбор и составление списка литературы,

· эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их отдельных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения);

· анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов;

· помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.;

II. Групповая форма:

· моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни. Деловые игры (моделирование) позволяют глубоко вжиться в проблему, понять её изнутри, предложить свои пути решения;

· работа над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

· составление презентаций по тем или иным исследовательским работам;

III. Массовые формы:

· встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях, научно-практических конференциях школы, районных и городских мероприятиях.

Внедрение данного метода в обучение не должно носить фрагментарного, локального характера. В школе должна сложиться система научно-исследовательской деятельности, элементами которой могут быть:

1) организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

2) проведение предметных олимпиад;

3) проведение исследовательских практикумов;

4) организация научно-практических конференций;

5) проектная деятельность учащихся;

7) работа кружков и факультативов;

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников позволяет реализовывать компетентностный подход в образовании при соблюдении определенных психологических условий:

— релевантность основным потребностям младшего школьного возраста;

— выбор содержания и формы, проектирующих определенный тип сознания и мышления младших школьников;

— новизна, необычность исследуемого материала, наличие противоречия с какими-то представлениями младших школьников;

— разнообразные формы деятельности, механизмы индивидуальной включенности в нее ребенка, интерактивные методы обучения;

— ведение, поддержка, сопровождение обучающегося педагогом и предоставление ребенку возможности выбора проблемы и способов ее решения;

— использование метода проектов и приемов развития критического мышления;

— завершенность исследования младшими школьниками;

— создание ситуации успешности.

Итак, можно подвести итог- стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая потребность в этих знания с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. Значит, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Поскольку одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире является исследовательское поведение, то, хотя и не столь новой, но достаточно востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся.

Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников..docx

Читайте также: