Какие физические качества можно развивать средствами легкой атлетики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относятся – сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Все эти качества в той или иной степени необходимы в легкой атлетике для достижения высоких результатов.

Силовые способности - это собственно силовые, скоростно-силовые, силовая выносливость и силовая ловкость.

Для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила – это сила проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

В некоторых легкоатлетических упражнениях сила в соче­тании с быстротой определяет уровень спортивных достижений. Сила не только дополняет, но и в значительной степени опреде­ляет развитие качества быстроты. В таких видах легкой атлетики как спринт, барьеры, прыжки, метание и многоборье не­обходимо уметь проявлять силу в очень короткое время, т. е. Сила, проявленная в таких движениях, называется взрывной, а сами движения - скоростно-силовыми.

Взрывная сила более активно проявляется в условиях, когда сокращению мышц предшествует их механическое растягивание, при этом проявляется реактивная способность мышц. Отличительной особенностью взрывной силы является то, что сила, и скорость сокращений мышц проявляются одновременно при выполнении одноразового действия.

Основные задачи силовой подготовки: 1) увеличить силовые возможности с целью эффективно­го совершенствования в избранном виде легкой атлетики; 2) обеспечить и сохранить силовые воз­можности применительно к особенностям этапов многолетнего процесса спортивного совершенствования; 3) концентрировать воспитание силовых способностей с учетом специфических особенностей избранного вида легкой атлетики.

В ходе выполнения первой задачи решаются вопросы общей силовой подготовки; второй и тре­тьей - конкретизируются и подразделяются частные вопросы применительно к особенностям видов легкой атлетики, индивидуального развития спортсмена, этапов многолетней тренировки.

В теории и практике спортивной тренировки процесс силовой подготовки разделяют на общую и специальную силовую подготовку.

Общая силовая подготовка обеспечивает всестороннее развитие мышечных групп двигательного аппарата спортсмена. Общие силовые возможности служат лишь предпосылками для роста дальней­ших достижений, требующих осуществления специальной силовой подготовки, характерной для со­ревновательной деятельности легкоатлетов.

Специальная силовая подготовка направлена на развитие силовых способностей из­бранного вида легкой атлетики. Здесь методика тренировки должна решать вопрос формирования структуры силовых способностей применительно к особенностям вида легкой атлетики, который вы­брал юный легкоатлет.

Основные средства развития силы. К наиболее характерным средствам развития силы относятся упражнения с отягощениями (различными снарядами), выпол­няемые в динамическом и изометрическом режимах; упражне­ния, связанные с преодолением веса собственного тела; упражне­ния с партнером (парные упражнения).

Контроль за развитием силы проводится с применением следующих групп методов.

Вторая группа методов заключается в измерении динамической силы мышц. Здесь можно с помощью прыжковых упражнений определить способность к многократному проявлению динамиче­ской силы. Измеряется длина или высота прыжка в линейных единицах или время выполнения прыжков.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движе­ния и частота (темп) движений. В тех случаях, когда элементарные формы проявления скоростных способностей взаимодействуют с другими физическими качествами и техническими действиями, имеет место комплексное проявление скоростных качеств.

Быстроту подразделяют на общую и специальную.

Общая - это способность выполнять любое движение и дей­ствие с достаточной быстротой.

Специальная - это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательное упражнение, его элементы и части.

Основные задачи скоростной подготовки: 1) обеспечить направленное развитие двигательных способностей легкоатлетов, от которых непосредственно зависит предельная скорость движения; 2) для эффективного воздействия упражнений, направленных на увеличение скорости, постепенно ус­ложняя двигательные задачи с учетом возраста и квалификации спортсменов; 3) концентрировать воспитание скоростных способностей с учетом специфических требований избранного вида легкой атлетики.

Качество быстроты является ведущим во всех видах легкой атлетики. Необходимо учитывать, что бы­строта зависит от природных данных (наследственных и биологических способностей нервной си­стемы).

Основные методы развития быстроты: 1. Повторный. 2. Переменный. 3. Соревновательный. 4. Игровой.

Основные средства развития быстроты. Для развития быстроты легкоатлетов используют три группы средств: неспецифические специфические, специальные.

К неспецифическим средствам относятся: 1) упражнения, связанные с развитием быстроты дви­гательной реакции; 2) упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц (различные прыжки, неспецифические для специальной подготовки легкоатлетов и других видов спорта); 3) упражнения для улучшения амплитуды движений и способности мышц к расслаблению; 4) подвижные и спортивные игры.

К специфическим средствам относятся: 1) специальные упражнения избранного вида легкой ат­летики (например, беговые, прыжковые упражнения и т. д.). Структура движений в этих упражне­ниях приближена к виду легкой атлетики.

Контроль за развитием быстроты. Контроль должен включать тестирование всех четырех форм проявления быстроты: 1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное (скрытое) время ре­акции (в миллисекундах). 2. Максимальная частота движений во время выполнения упражнений избранного вида легкой атлетики. Например, время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции. 3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега, прыжках и метании определяется путем анализа кинограмм, записи усилий, времени опорных и полетных фаз (метод подометрии) с помо­щью тензометрической и динамометрической аппаратуры. 4. Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).

Комплексный контроль за развитием быстроты осуществляется во время поэтапных обследований легкоатлетов.

Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.

Общая выносливость. Это способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам или способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности

Скоростная выносливость. Это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет особые требования к скоростным параметрам движений и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена

Силовая выносливость. Это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

Специальная выносливость. Это способность противостоять утомлению в условиях специфической деятельности при мобилизации физиологических возможностей или же при определенной деятельности.

Основные методы развития выносливости: 1) равномерный; 2) повторный; 3) интервальный; 4) переменный; 5) игровой; 6) круговой; 7) соревновате­льный.

Основные средства развития выносливости.

К неспецифическим средствам развития общей вы­носливости в тренировке легкоатлетов относятся ходьба, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, упражнения из других видов спорта (плавание, лыжные гонки и т. д.).

Специфические средства для развития выносливости исходят от вида легкой атлетики, в котором специализируется спортсмен. В основном это специальные упражнения (беговые, прыжковые и т. д.).

Контроль за развитием выносливости. Контроль осуществляется с помощью медико-биологичес­ких и педагогических тестов. Большое разнообразие методов контроля вызвано тем, что выносли­вость многофакторна. Медико-биологические тесты оценивают уровень развития различных функций организма, их предельные значения и экономичность. Педагогическое тестирование необходимо для комплексной оценки выносливости. Все упражнения выполняются в условиях соревнований.

Ловкость выражает степень координационных способностей челове­ка, умение перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющихся ситуаций.

Основные задачи воспитания ловкости: 1) обеспечить накопление запаса элементов движений и совершенствование способности к их объединению в более сложные, двигательные действия; 2) раз­вивать способности освоения сложно-координационных движений; 3) научить спортсменов перестраи­вать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; 4) разви­вать точность восприятия своих движений в пространстве и во времени; 5) обновлять двигательный опыт спортсмена, совершенствуя функции анализаторов движений и их способности с целью развития умения регулировать мышечные напряжения, в определенных пространственно-временных условиях; 6) воспитать смелость и решительность.

Ловкость является, в известной степени, врожденным качеством, однако в процессе тренировки можно в значительной мере ее совершенствовать.

Качество ловкости проявляется комплекс­но: а) высокая координация движений; б) реализация качеств быстроты, гибкости, а также чувства ритма и темпа движений; в) умение своевременно и правильно выполнять необходимые движения в зависимости от конкретной, постоянно изменяющейся обстановки; г) уме­ние своевременно напрягать и расслаблять мышцы.

Высокий уровень развития ловкости позволяет быстрее усваивать новые движения и выполнять их с наименьшей затратой энергии и времени. Хороший уровень развития ловкости у спортсменов позволяет бы­стрее и эффективнее овладевать правильной техникой упражнений и видов легкой атлетики.

Основные методы развития ловкости: 1) повторный; 2) интервальный; 3) игровой; 4) круговой тренировки; 5) соревновательный.

Основные средства развития ловкости. Основными средствами воздействия, направленного на развитие ловкости, являются различные более сложные обшеразвивающие и специальные упражне­ния, если они связаны, с преодолением координационных трудностей. Наиболее распространенными средствами воспитания общей ловкости являются элементы акробатики, подвижные и спортивные игры, упражнения на гимнастических снарядах, прыжки в воду. Средствами для развития специальной ловкости служат упражнения избранного вида легкой атлетики.

Подбор средств должен быть подчинен принципа: а) обязательного включения элементов новизны; б) предъявления повышенных требований к точности выполнения движений и сохранению равновесия.

Контроль за развитием ловкости. При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике оп­ределения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степе­ни совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.

Наиболее удачный тест для определения ловкости, по нашему мнению, является челночный бег.

Основные задачи воспитания гибкости: а) повышение эластичности мышц; б) улучшение координации движений; в) обеспечение развития и совершенствования гибкости, применительно к требова­ниям избранного вида легкой атлетики; г) сохранение высоких показателей на достигнутом оптимальном уровне на этапе спортивного совершенствования.

Легкая атлетика предъявляет специфические требования к гибкости, обусловленные биомеханической структурой основных соревновательных действий. Легкоатлетам в первую очередь необходи­мо иметь высокую подвижность в плечевых и голеностопных суставах.

Можно выделяют активную и пассивную формы гибкости. Активная гибкость проявляется активными (произвольными) движениями; пассивная – пассивными движениями, совершаемыми с помощью дополнительных воздействий или действий внешних сил.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.

Специфическая направленность тренировки в различных видах спорта определяет необходи­мость разделения гибкости на общую и специальную. Деление гибкости на общую и специальную вызвано требованиями конкретного вида спорта и тем, что подвижность в суставах по своему характеру является специфичной.

Основные методы развития гибкости: 1. Повторный метод. 2. Игровой метод. 3. Соревновательный метод.

Основные средства развития гибкости. Основными средствами реализации задач по развитию гибкости являются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения. Эти упражнения делятся на активные, пассивные и комбинированные. Данные группы упражнений применяются как в динами­ческом, так и в статистическом режимах.

Общеобразовательные упражнения подбирают из средств основной и спортивно-прикладной гим­настики. Специально-подготовительные упражнения подбирают из элементов легкоатлетических видов.

Контроль за развитием гибкости. Мерой гибкости является максимальная амплитуда движений в суставах. Измеряется гибкость в градусах или в линейных единицах (см.). Для измерений степени подвижности в градусах пользуются прибором гиниометром. Измерение гибкости в линейных мерах основано на определении пути дистальной части пе­ремещаемого в пространстве звена тела от исходного положения (или определенной плоскости) до высшей точки амплитуды движения. Измеряется расстояние, на которое перемещается определенная точка движущегося звена тела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультура это не только бег, зарядка и прыжки, но и развитие определённых качеств, помогающих человеку стать спортсменом, добиться в спорте хороших результатов.

Сегодня я представляю презентацию на тему: “Развитие физических качеств в лёгкой атлетике”.

Легкая атлетика является великолепным, всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать все физические качества, многие функции организма, в том числе сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Легкая атлетика является великолепным, всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать все физические качества, многие функции организма, в том числе сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Для занятий легкой атлетикой необходимо развивать следующие физические качества:

Для занятий легкой атлетикой необходимо развивать следующие физические качества:

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К основным физическим качествам относятся – сила , быстрота , выносливость , ловкость и гибкость . Все эти качества в той или иной степени необходимы в легкой атлетике для достижения высоких результатов. Давайте рассмотрим эти качества отдельно: Быстрота — это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой. Такая способность выполнять движения обеспечивает достижение хороших спортивных результатов.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

К основным физическим качествам относятся – сила , быстрота , выносливость , ловкость и гибкость . Все эти качества в той или иной степени необходимы в легкой атлетике для достижения высоких результатов. Давайте рассмотрим эти качества отдельно:

Быстрота — это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой. Такая способность выполнять движения обеспечивает достижение хороших спортивных результатов.

РАЗНОВИДНОСТЬ БЫСТРОТЫ Быстроту подразделяют на общую и специальную. Общая - это способность выполнять любое движение и дей­ствие с достаточной быстротой. Специальная - это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательное упражнение, его элементы и части. Для развития быстроты легкоатлетов используют три группы средств: неспецифические, специфические и специальные. К неспецифическим средствам относятся: упражнения, связанные с развитием быстроты дви­гательной реакции; упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц (различные прыжки, неспецифические для специальной подготовки легкоатлетов и других видов спорта); упражнения для улучшения амплитуды движений и способности мышц к расслаблению; подвижные и спортивные игры. К специфическим средствам относятся: специальные упражнения избранного вида легкой ат­летики (например, беговые, прыжковые упражнения и т.д.).

РАЗНОВИДНОСТЬ БЫСТРОТЫ

Быстроту подразделяют на общую и специальную.

Общая - это способность выполнять любое движение и дей­ствие с достаточной быстротой.

Специальная - это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательное упражнение, его элементы и части.

Для развития быстроты легкоатлетов используют три группы средств: неспецифические, специфические и специальные.

К неспецифическим средствам относятся:

  • упражнения, связанные с развитием быстроты дви­гательной реакции;
  • упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц (различные прыжки, неспецифические для специальной подготовки легкоатлетов и других видов спорта);
  • упражнения для улучшения амплитуды движений и способности мышц к расслаблению;
  • подвижные и спортивные игры.

К специфическим средствам относятся: специальные упражнения избранного вида легкой ат­летики (например, беговые, прыжковые упражнения и т.д.).

Силовые способности - это собственно силовые, скоростно-силовые.

Какими методами и при каких условиях можно успешно развивать силу?

РАЗНОВИДНОСТЬ СИЛЫ Процесс силовой подготовки разделяют на общую и специальную силовую подготовку. - общая силовая подготовка обеспечивает всестороннее развитие мышечных групп двигательного аппарата спортсмена и необходима для достижений, требующих осуществления специальной силовой подготовки, характерной для соревновательной деятельности легкоатлетов. - специальная силовая подготовка направлена на развитие силовых способностей избранного вида легкой атлетики, который выбрал юный легкоатлет.

РАЗНОВИДНОСТЬ СИЛЫ

Процесс силовой подготовки разделяют на общую и специальную силовую подготовку.

- общая силовая подготовка обеспечивает всестороннее развитие мышечных групп двигательного аппарата спортсмена и необходима для достижений, требующих осуществления специальной силовой подготовки, характерной для соревновательной деятельности легкоатлетов.

- специальная силовая подготовка направлена на развитие силовых способностей избранного вида легкой атлетики, который выбрал юный легкоатлет.

Упражнения для развития силы 1. Отжимание в упоре лежа 2-3 серии до отказа и подтягивание вися 2-3 серии до отказа, приседание с партнером. 2. (для мышц туловища) опускание и поднимание туловища в положении лежа на спине или животе с закрепленными ногами (2-3 серии по 10-12 раз); 3. приседание и выпрыгивание из полуприседа с отягощением (2-3 серии по 12-15 раз); 4. броски набивного мяча (1-3 кг из положения сидя и лежа на спине одной или двумя руками) всего 40-50 раз

Упражнения для развития силы

Гибкость и виды гибкости

ЛОВКОСТЬ И ВИДЫ ЛОВКОСТИ

Физические упражнения следует располагать в определенной последовательности, в зависимости от их преимущественной направленности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Легкая атлетика как средство развития физических качеств в

Всестороннее физическое воспитание – одна из важнейших сторон

воспитания общества. Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело,

сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и

спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного

развития человека. Достигнуть физическое совершенство и избавиться от

некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно

лишь путем правильного и систематического использования физических

При развитии физических качеств необходимо учитывать возраст

занимающихся. Учет возрастных особенностей имеет важное значение для

формирования тех ил иных физических качеств. Многие специалисты, на

основании проведенных исследований пришли к выводу, что в младшем и

среднем школьном возрасте не следует формировать развитие силовых

способностей. Необходимо обратить внимание на всестороннее развитие всех

групп мышц: содействовать образованию достаточно прочного мышечного

корсета и укрепить дыхательную систему.

Среди физических упражнений, способствующих всестороннему

физическому развитию, главенствующая роль принадлежит упражнениям

легкой атлетики. Действительно, различные вида бега, прыжков и метаний

входят в составную часть в каждый урок физической культуры. Известно, что

хорошая легкоатлетическая подготовка позволяет достигнуть успехов во

многих видах спорт.

Упражнения легкой атлетики практически доступны всем школьникам.

Они равномерно развивают основные мышечные группы, способствуют

формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела. Зная

результаты воздействия легкоатлетических упражнений на организм

школьника, можно целенаправленно влиять на их физическое развитие.

Развивая физические качества, совершенствуются функции организма,

осваиваются определенные двигательные навыки. Как известно, на уроках

физической культуры развиваются следующие двигательные навыки:

гибкость, быстрота, сила, выносливость, ловкость. В развитии двигательных

качеств заметны два направления. Во-первых, применяются упражнения,

обеспечивающие повышение общей физической подготовки, а во-вторых,

повышается специальная двигательная подготовка, связанная с

определенным видом конкретной двигательной деятельности. Первое

направление – основное и занимает на уроках физической культуры ведущее

взаимосвязаны и дополняют одно другое. Используя ограниченный круг

упражнений, мы не сможем достигнуть разностороннего эффекта.

Рассмотрим, какие же физические качества необходимо развивать в

Развитие быстроты. Быстрота является физическим качеством, которое

позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий

уровень развития быстроты содействует успешному росту других

двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем

быстрее удается достигнуть положительных результатов при обучении.

Начинать развитие быстроты у школьников надо с 10 – летнего возраста,

учитывая, что именно в этом возрасте наступают благоприятные

физиологические предпосылки для ее формирования.

Развитию качества быстроты способствует выполнение упражнений в

постепенно ускоряющемся темпе, при интенсивной кратковременной работе,

связанной с чередованием беговых и прыжковых упражнений.

Развитие силы. Сила, как одно из основных физических качеств, имеет

большое значение в двигательной деятельности. Ни одно движение не может

быть выполнено без проявления силы, степень развития которой определяет

его качественную сторону. Качество силы необходимо при выполнении всех

видов легкоатлетических упражнений. Мышечная сила может развиваться без

изменения длины мышц при выполнении упражнения, с укорочением мышц

(преодолевая сопротивление) и с удлинением мышц (уступающая работа).

Развивая силу, мы создаем лучшие условия для развития быстроты.

В условиях школьных занятий основное место занимает режим работы

мышц с укорочением их длины, т.е. развитие силы большинством

легкоатлетических упражнения в динамических движениях (беговых,

прыжковых), что является более полезным для растущего организма. Другие

формы силовой подготовки, связанные со статической нагрузкой, с

медленным преодолением сопротивлений, редко и в малых дозах.

Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие длительные

статические напряжения, можно применять в возрасте 15-17 лет, когда

вегетативные функции достигают высокого уровня развития, а функция

системы кровообращения приближается к показателям взрослых.

Применяя силовые упражнения, нужно учитывать, что работа с

преодолением собственного веса представляет большую нагрузку. Дети 8 – 9

собственного веса, дети 12 – 13 лет легко поднимают и переносят груз,

равный 2/3, а в 14 – 15 лет ¾ своего веса.

Развитие гибкости. Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют

собой разнообразные характеристики человеческого организма. Физическая

гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный

тонус, показатели здоровья, достижению спортивных результатов, позволяет

избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни.

Гибкость позволяет делать движения по большей амплитуде и является

важным условием для реализации техники упражнений. Следует различать

гибкость общую и специальную. Общая гибкость на начальном этапе до 13

лет приобретает общую направленность.

Дети обладают большей гибкостью по сравнению с взрослыми. Согласно

различным данным, максимальная гибкость варьирует от 5-7 лет до 11-14 лет.

Гибкость детей зависит от пола: девочки обладают лучшей гибкостью, чем

Упражнения для развития гибкости позволяют не только увеличить

амплитуду движений, но и специфично воздействовать на формирование

мышечного волокна, что в целом способствуют развитию правильной,

пропорциональной, атлетической фигуры.

Развитие выносливости. Выносливость – это способность производить

длительную работу или работу с различной интенсивностью. Принято

различать общую и специальную выносливость. Как двигательное качество

выносливость развивается на более поздних этапах физического воспитания.

В процессе развития выносливости у подростков происходит

совершенствование ряда функций их организма – кровообращение, дыхание,

основного обмена и многих других. На основании исследований ученых

доказано, что выносливость наиболее продуктивно начинает развиваться с

13-14 лет. На более раннем развитии также следует уделять внимание

развитию выносливости, которая может достигаться при использовании

скоростных и силовых упражнений путем изменения режима работы или

путем уменьшения интервалов отдыха и увеличения общего объема

Развитие выносливости может осуществляться различными методами –

методами равномерной, повторной, переменной, интервальной тренировки,

многократного повторения преимущественно циклических упражнений.

При применении тренировок на выносливость, необходимо помнить, что

одним из действенных факторов в развитии выносливости является не длина

пробегаемого отрезка, т.е. длительность работы, а интервал отдыха, с

помощью которого лучше регулируется режим работы по интенсивности.

Развитие ловкости. Ловкость - это способность быстро овладеть сложными

движениям и точно перестраивать двигательную деятельность. Развитию

ловкости способствуют следующие легкоатлетические упражнения:

барьерный бег, прыжки в высоту и длину, метания и другие.

Упражнения на развитие ловкости включают в занятия по общей

физической подготовке и по специализации. Их выполняют во вводной части

или на разминке, а также в основной части урока после упражнений,

направленных на развитие быстроты. Для большего разнообразия полезно

включать эти упражнения в паузы между серийным выполнением других

Руководствуясь тем, что развитие физических качеств взаимосвязано,

следует применять различные упражнения, посредством которых кроме

совершенствования физических качеств формируются разнообразные

двигательные навыки, повышается пластичность нервной системы,

создается обширный фонд временных связей и тем самым

обеспечиваются хорошие предпосылки для освоения других, не известных

еще навыков. Используя же ограниченный круг упражнений, допустим,

для развития одного физического качества, мы не сможем достигнуть

такого разностороннего эффекта.

Поэтому легкая атлетика, с ее разнообразием видов, является одним

из важнейших инструментов в развитии физических качеств

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 752 человека из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 239 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Глава 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.02.2021 705
  • DOCX 23.8 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондратьева Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Содержимое разработки

Легкая атлетика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды. Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним из самых массовых видов спорта и в её дисциплинах всегда разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх. Легкоатлеты — спортсмены, которые занимаются одним или несколькими видами легкой атлетики.


История развития легкой атлетики

Как появилась легкая атлетика? Соревнования по легкой атлетике проводились на протяжении всего существования человечества. Изначально люди были заинтересованы исключительно в воспитании воинов, способных приносить победы в боях. Военный интерес к воспитанию физически развитых мужчин постепенно стал перерождаться в спортивные игры, основными состязаниями в которых были на выносливость и силу. С этого момента и началось зарождение легкой атлетики.


Виды легкой атлетики

Давайте рассмотрим, какие виды спорта входят в легкую атлетику. Спортивная ходьба – легкоатлетическая дисциплина, которая отличается от беговых видов тем, что у спортсмена должен быть постоянный контакт ноги с землей. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке (10 000 м., 20 000 м., 30 000 м., 50 000 м.) или шоссе (20 000 м. и 50 000 м.).

Бег — один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года. Бег в легкой атлетике представлен следующими видами: спринт, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, барьерный бег, эстафета. Виды бега в легкой атлетике: Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м, 400 м), к нестандартным дистанциям можно отнести 30 м, 60 м, 300 м. Бег на средние дистанции (800 м, 1500 м, 3000 м), дополнительно можно выделить 600, 1000, 1610 м (миля), 2000 м. Бег на длинные дистанции (5000 м, 10000 м, 42195 м). Бег с препятствиями (стипль-чез) 2000 м в манеже и 3000 м на открытом стадионе. Бег с барьерами (женщины – 100 м, мужчины – 110 м, 400 м). Эстафетный бег (4×100 метров, 4×400 метров).


Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок). Прыжок в высоту — дисциплина лёгкой атлетики, которая относится к вертикальным прыжкам технических видов. Прыжок состоит из разбега, подготовки к отталкиванию, отталкивания, перехода через планку и приземления. Прыжок с шестом — техническая дисциплина, которая относится к вертикальным прыжкам. В данном прыжке легкоатлету нужно пройти над планкой (не опрокинув её), используя легкоатлетический шест. Прыжок в длину относится к горизонтальным прыжкам и требует от спортсменов спринтерских качеств и прыгучести. Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления.



Многоборья — спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.


Что включает в себя легкая атлетика? Беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды.

На сегодняшний день в программу Олимпийских игр входит 24 вида у мужчин, и 23 вида у женщин. Спортсмены соревнуются в: беге на 100, 200, 400, 800, 1500, 5000 и 10 000 метров, марафонском беге (42,195 км), барьерном беге на 110 м (для женщин 100 м), беге на 400 м, стипль-чезе — беге на 3000 м с препятствиями, спортивной ходьбе на 20 и 50 км (только мужчины), прыжках в высоту, прыжках с шестом, прыжках в длину, тройном прыжке, толкании ядра, метании диска, метании молота, метании копья многоборьях — десятиборье у мужчин и семиборье — у женщин, эстафетах 4 по 100 и 4 по 400 метров. К циклическим видам легкой атлетики относятся: спортивная ходьба, спринт, бег на средние и длинные дистанции. К техническим видам легкой атлетики относятся: метания, вертикальные и горизонтальные прыжки. Чемпионаты по легкой атлетике Летние Олимпийские игры. Чемпионат мира по лёгкой атлетике — проводится с 1983 года, раз в два года по нечётным годам. Чемпионат мира в помещении — проводится с 1985 года, раз в два года по чётным годам. Чемпионат Европы по лёгкой атлетике — проводится с 1934 года, раз в два года. Чемпионат мира среди юниоров — проводится раз в два года, начиная с 1986 года. К участию допускаются спортсмены не старше 19 лет. Чемпионат мира среди юношей и девушек — проводятся раз в два года, начиная с 1999 года. К участию допускаются спортсмены, которым в год соревнования исполнится 16 и 17 лет. Чемпионат Европы в помещении — проводится с 1966 года, раз в два года по нечётным годам. Очередной чемпионат прошёл в 2015 году в Праге. Континентальный кубок ИААФ — проводится раз в четыре года. Очередной Кубок прошёл в 2014 году в Маракеше (Марокко). Чемпионат мира по бегу по пересечённой местности — проводится раз в два года. Кубок мира по спортивной ходьбе — проводится каждые два года.

Что развивает легкая атлетика? Основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме этого во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений.

Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способству­ющий всестороннему физическому развитию человека. Систематические занятия легкоатлети­ческими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

Рассмотрим, как некоторые виды легкой атлетики влияют на организм человека.

1. Влияние бега на организм человека

Бег — это занятие для многих далеко не из приятных. Но как показывает практика, он является самым оптимальным, дешевым способом следить за своим здоровьем. Бегают все: дети, взрослые, старики со своими собаками.

Бег можно использовать для достижения очень разных целей – от духовного самосовершенствования до сброса веса. Каждый человек при желании найдёт ответ на свой вопрос с помощью бега. Но есть несколько основных процессов, которые стимулируются во время бега – об этом надо знать как начинающему, так и опытному спортсмену.

2. Активизируется дыхание, стимулируется поглощение организмом свободных электронов из воздуха. Этот процесс происходит в лёгких за счёт активизации газообмена и через кожу. Увеличение количества свободных электронов повышает работоспособность (физическую и умственную) и стимулирует все функции и системы человека.

3. Во время бега активизируется выработка организмом углекислоты, что очень благотворно сказывается на всех биохимических процессах, происходящих в клетках. В частности в тканях увеличивается количество кислорода, что способствует улучшению обмена веществ в организме.

4. Во время бега средней продолжительности (30–60 минут) в организме активизируется распад клеток, что, в свою очередь, после беговой тренировки стимулирует синтез новых молодых и здоровых клеток. В первую очередь разрушаются старые больные клетки, а на их место синтезируются новые. С помощью бега происходит омоложение и обновление всего организма.

5. В организме взрослого человека находится примерно 35 литров жидкости (5 литров крови, 2 литра лимфы и 28 литров внутриклеточной жидкости). При малоподвижном образе жизни вся эта жидкость застаивается. Во время бега жидкость начинает активно циркулировать, устраняя застойные зоны в организме.

6. Снабжение клеток питательными элементами и кислородом происходит по такой схеме. На первом этапе необходимые вещества с помощью диффузии через стенки капилляров перемещаются из крови в межклеточную жидкость. На втором этапе происходит перенос кислорода и питательных элементов из межклеточной жидкости через мембрану внутрь клетки. На третьем этапе происходит распределение питательных элементов и кислорода внутри клетки. Точно так же, но в обратном порядке, происходит вывод из клеток продуктов жизнедеятельности. Во время и после бега все эти процессы происходят с большой скоростью, что увеличивает жизненные силы организма и активизирует самооздоровление. Клеточки организма избавляются во время бега от продуктов собственной жизнедеятельности, что исключает вариант самоотравления.

7. Каждое мгновение в организме человека отмирают миллионы клеток. Чтобы всё это самостоятельно утилизировать, необходима неинтенсивная нагрузка средней продолжительности. Лучше всего для этого подходит медленный бег. В противном случае мёртвые клетки организма начинают разлагаться с образованием ядов, которые с током крови разносятся по всему организму, вызывая отравление и, например, такое состояние, как хроническая усталость.

8. Во время бега выделяется гормон серотонин, который всем известен, как гормон счастья, благодаря чему улучшается настроение, проходят симптомы депрессии, снимается напряжение.

Сердечно-сосудистая система первой получает оздоровительный импульс при занятиях бегом. Как утверждают специалисты, сердце и сосуды очень положительно реагируют именно на неторопливые нагрузки средней (30–60 минут) продолжительности. Занятия на силовых тренажёрах или со штангой (гантелями) хорошо развивают скелетную мускулатуру, при этом, абсолютно не стимулируя развития сердечной мышцы и сосудов. В отличие от этого бег считается одним из лучших способов восстановления и поддержания сердечно-сосудистой системы на должном уровне.

Такое положительное воздействие объясняется несколькими причинами.

1. Периодическое напряжение и расслабление мышц ног. Для сердечно-сосудистой системы очень важно во время тренировки именно чередование напряжения и отдыха мышц ног. Например, занимаясь со штангой (приседания, выпады), человек не получает и десятой части того оздоровительного эффекта для кровеносных сосудов, который можно получить во время пробежки. Это происходит потому, что при обычной тренировке мышцы сначала испытывают сильное напряжение (выполняется приседание со штангой), а затем отдых. Такой режим тренировки часто приводит к застойным процессам в ногах с возможностью появления варикозного расширения вен. В отличие от этого во время бега происходит мягкая, естественная нагрузка на мышцы ног.

2. Во время бега тело человека выполняет периодические колебательные движения вверх-вниз. При движении вверх преодолевается земное притяжение, и так многие сотни раз за время тренировки. Такое колебательное движение очень положительно сказывается на всей жидкости (лимфа, кровь, внутриклеточная жидкость) организма, вызывая колебательные движения в самых мелких сосудах.

3. Во время бега дыхание становится глубоким и частым, что приводит к активному движению диафрагмы вверх-вниз, что само по себе является отличным массажем всех органов брюшной полости. Такой массаж активизирует кровообращение в этих органах со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. Активное движение диафрагмы способствует оттоку венозной крови от ног вверх к сердцу.

Данное упражнение так же оказывает оздоровительное воздействие и на иммунную систему. При регулярных занятиях бегом человек становится активным, собранным, целеустремленным, что позволяет повысить свою самооценку.


2. Влияние ходьбы на организм человека

Ходьба - самый легкий из всех видов спорта. На нее не нужно затрачивать много энергии, а эффект довольно высок. Ходьба действует на организм оздоровительно, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движений, стимулирует обмен веществ.

Прежде всего, она стимулирует работу сердечной мышцы (миокарда). Медиками доказано, что если человек ежедневно ходит пешком, хотя бы в течение часа, риск такого рода заболевания снижается на 70 %. Ходьба способствует снижению веса, благотворно влияет на нервную систему. К тому же при ней в организме не накапливается молочная кислота.

Занятия ходьбой можно подразделить на два вида: быстрый и спокойный. Спокойная больше подходит пожилым людям, она просто поддержит организм в хорошей форме. К тому же можно при этом увеличить время занятий до двух часов. Быстрая ходьба даст нагрузку на мышцы, разовьет костную ткань. Комбинируя два вида ходьбы, можно регулировать нагрузку по желанию и самочувствию. Ведь в первую очередь это необходимо для повышения тонуса, для поднятия настроения и поправки здоровья.

Ходьба может быть как самостоятельным видом спорта, так и общеразвивающим, подготовительным упражнением перед занятиями другими видами спорта. В этом случае на нее нужно тратить меньше времени.


Как определить способности ребенка к легкой атлетике

Чтобы занятия легкой атлетикой принесли удовольствие и достижения, требуется, чтобы у ребенка имелись склонности к этому спорту, поэтому понаблюдайте, присутствуют ли у ребенка следующие составляющие успеха:

Инициатива в детских командных играх

Физическое здоровье, сила и ловкость

Польза легкой атлетики для детей

Развиваются ловкость, скорость реакции и выносливость. Так же тренируются мышцы тела, улучшается кровообращение и газообмен, организм приобретает тонус, возрастает иммунитет. Легкая атлетика профилактирует простудные заболевания.

ПОДВОДИМ ИТОГИ


Легкая атлетика это не просто спорт, направленный на физическое развитие. Это борьба с собой и с соперником, развивающая у ребенка качества, которые пригодятся ему в будущей жизни: целеустремленность, сила воли, выносливость, позитивный взгляд.




-75%

Читайте также: