Какие элементы религии выделяют ученые кратко

Обновлено: 05.07.2024

Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от­метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с помощью знаков и символов в этом проявляется общая особенность всякой духовной культуры. Религиозные верования с самого начала их возникновения находили реализа­цию в культовых действиях Культовые действия - это особый вид символиче­ских обрядовых действий Их направленность и значение заключается в том, чтобы служить особым способам воздействия на объект веры. Религия несомненно, относится к репродуктивным элементам культуры. Способствовала ли религия развитию человеческой личности, со­вершенствованию ее умений и способностей, расширению и возвышению ду­ховных запросов и потребностей конкретного человека? Ответы на эти вопро­сы непосредственно касаются исторической роли религии: в самые различные периоды истории церковь выполняла нерелигиозные функции. Последнее заключалось в том, «то религиозные организации высту­пали в роли носителей философии, искусства и других наук, содействуя сохра­нению и передачи новым поколениям культурного наследия прошлых эпох. Таким образом, культура развивалась и в эпоху господства религии, но главным фактором этого развития были не те или иные моменты религиозной идеоло­гии, а процесс развития материального производства, реальные потребности и интересы социальных слоев.

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­
линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму
несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании,
в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, органи-­
зационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: Вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение — это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos— учение) значение. Отвечая на многочисленные “почему”, он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.

Религиозное мировоззрение — это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироощущения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования (эсхатология) и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.




Мыслительная форма сознания - это вероучение, система теоретических по­ложений о Боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительно­сти. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.

Религиозная деятельность - это реализация установок и идей религиозного соз­нания. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — возделывание, уход, почитание). Его содер­жание определяется соответствующими религиозными представ­лениями, идеями, догматами. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспи­тательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную. Духовную составляют познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельность. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная объединяются в своеобразную целостность.

Существует два основных вида религиозной деятельности: внекулътовая и культовая. Внекультовая осуществляется в ду­ховной и практической сферах. Духовную внекультовую деятель­ность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произ­ведений и т.д.

Религиозные отношения - это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов - господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими по­средниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как обладатели особого дара, на­пример, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общать­ся с Богом.

Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в мис­сионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспи­тании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Ре­лигиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа счи­тает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.

Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.

Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от­метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с помощью знаков и символов в этом проявляется общая особенность всякой духовной культуры. Религиозные верования с самого начала их возникновения находили реализа­цию в культовых действиях Культовые действия - это особый вид символиче­ских обрядовых действий Их направленность и значение заключается в том, чтобы служить особым способам воздействия на объект веры. Религия несомненно, относится к репродуктивным элементам культуры. Способствовала ли религия развитию человеческой личности, со­вершенствованию ее умений и способностей, расширению и возвышению ду­ховных запросов и потребностей конкретного человека? Ответы на эти вопро­сы непосредственно касаются исторической роли религии: в самые различные периоды истории церковь выполняла нерелигиозные функции. Последнее заключалось в том, «то религиозные организации высту­пали в роли носителей философии, искусства и других наук, содействуя сохра­нению и передачи новым поколениям культурного наследия прошлых эпох. Таким образом, культура развивалась и в эпоху господства религии, но главным фактором этого развития были не те или иные моменты религиозной идеоло­гии, а процесс развития материального производства, реальные потребности и интересы социальных слоев.

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­
линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму
несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании,
в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, органи-­
зационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: Вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение — это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos— учение) значение. Отвечая на многочисленные “почему”, он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.

Религиозное мировоззрение — это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироощущения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования (эсхатология) и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.

Мыслительная форма сознания - это вероучение, система теоретических по­ложений о Боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительно­сти. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.

Религиозная деятельность - это реализация установок и идей религиозного соз­нания. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — возделывание, уход, почитание). Его содер­жание определяется соответствующими религиозными представ­лениями, идеями, догматами. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспи­тательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную. Духовную составляют познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельность. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная объединяются в своеобразную целостность.

Существует два основных вида религиозной деятельности: внекулътовая и культовая. Внекультовая осуществляется в ду­ховной и практической сферах. Духовную внекультовую деятель­ность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произ­ведений и т.д.

Религиозные отношения - это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов - господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими по­средниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как обладатели особого дара, на­пример, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общать­ся с Богом.

Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в мис­сионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспи­тании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Ре­лигиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа счи­тает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.

Религия – комплекс представлений, направленных на веру в сверхъестественное, обладающий традициями и обрядами. Выполняет роль удовлетворения духовных потребностей, т.к. является одной из форм культуры.

Религия как социальный институт имеет свою структуру, проповедует собственную идеологию и ценности, регулируя социальные отношения.

Подходы к изучению религии

Теологический – подход, объясняющий существование высшего существа, которое создало мир. Обосновывает идеологию и учения религии в общественной жизни.
Философский - подход не предполагает заранее существование Бога. Главная задача – изучить роль религии в обществе, насколько она познавательна. Подход изучает взаимодействие института религии с другими составляющими компонентами культуры.
Психологический – наименее популярный подход. У. Джеймс говорил, что полезность религии показывает истинность. З. Фрейд же в своих работах полагал, что нет ничего сверхъестественного и религия – это иллюзия. Последователь Фрейда К. Юнг опирался на идею массового бессознательного, которое находит воплощение в мифах и религиях.

Элементы религии

  1. Религиозная идеология – комплекс взглядов, собранный в систему вероучений, согласно которым объясняется существование сверхъестественной силы, творящей мир, господствующей в нём. Идеология представлена догматикой (комплексом основных идей и норм).
  2. Религиозное сознание – придание реальности фантастических образов. Характерными чертами выступают вера, традиции, символы, наглядность. Главным элементом выступает вера.
  3. Религиозная психология – отношение верующих к Богу, друг другу, церквям, стране и природе. Ключевым элементов выступают зависимость от Бога, страх наказания, обязанности.
  4. Религиозный культ – комплекс действий, необходимых к обязательному выполнению. Элементы культа – заповеди, молитвы, таинства, жертвоприношения, реликвии и символы.
  5. Религиозная организация – иерархичность в отношениях между верующими и руководителями – паствой и пастырями. К последним относятся батюшки, папы, патриархи, кардиналы и т.д. Помимо этого, присутствуют отдельные организации – братства, ордена, общества.
  6. Религиозная культура – совокупность приёмов, обеспечивающих существование человека в ходе религиозной деятельности.

Формы религии

Формы религии

Также выделяют национальные религии, возникнувшие в различных странах (синтоизм, иудаизм, идуизм, конфуцианство и т.д.) Вероисповедание разрешается только представителям данных религий.

Формы религии

Мировые религии – буддизм, ислам, христианство; исповедуются независимо от этнических принадлежностей.

Мировые религии

Мировые религии

1) Буддизм – религия, берущая начало в VI в. до н.э. в Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Базовые принципы:

  • Желания и страсти людей – причина страдания и несчастья, чтобы избавится от них, требуется отречься от земных желаний.
  • Реинкарнация – перерождение души в новом теле.
  • Нирвана – состояние покоя и бесстрастия, достичь которых возможно путём отречения от земных желаний.

В Буддизме отсутствует образ Бога, как вершителя мира. Главная задача каждого человека – поиск пути к нирване.

2) Христианство – возникает в I в. н. э. в Римской империи. Основой христианства представляется мессианство – приход Божественного посла для избавления всего плохого. Библия – священная книга, состоящая из Ветхого и Нового Завета. Ныне христианство представлено 3 течениями: православие, католицизм, протестантизм. Протестантизм же делится на англиканство, кальвинизм и лютеранство.

3) Ислам – религия, возникнувшая в VII в. н. э на Аравийском полуострове. Коран – священная книга для мусульман, а Сунна – рассказы из жизни пророка. Свод правил поведения – Шариат. Место служений называется мечетью. Священником может стать каждый человек, знающий Коран.

Выделяют религии по количеству Богов:

  • Монотеистические – единобожие: ислам, христианство.
  • Политеистические – система Богов. Большинство религий мира относятся к многобожию, в том числе и Буддизм.

Церковь – социальный институт, где ключевым элементом представлено вероучение, определяющие жизнедеятельность людей.

Вопрос о религии, о её сущности и происхождении, один из самых труднейших. Трудность эта зависит, во-первых, оттого, что религия для каждого из нас есть не столько внешний факт, по отношению к которому мы могли бы занять положение наблюдателей и изучателей, сколько наше собственное внутреннее переживание, в котором сами мы – главные деятели. Религия – внутри нас; она – наша жизнь; она определительница нашего поведения и наших общественных и социально-экономических интересов. А всё, что составляет наше внутреннее душевное состояние, то по естественному порядку вещей трудно для нашего наблюдения и изучения; всякое наше переживание, оттягивая к себе наше внимание, не дает места объективному к нему отношению. Во-вторых, религия касается самого интимного в нашей душе, что мы не любим выносить на свет, анализировать и изучать; все интимное мы стараемся таить про себя. В-третьих, религиозные чувствования и переживания так сильно владеют нашей душой и так многообразно переплетаются в ней с другими чувствованиями и состояниями, что положительно невозможно отвлечь из общего душевного переживания религиозные чувствования и в отдельности от других наблюдать их и изучать. Самый опытный в духовной жизни человек и самый наблюдательный не в состоянии заметить, где у него кончаются религиозные чувствования и где начинаются другие, хотя бы, например, нравственные и эстетические. Здесь-то и коренится причина того, почему религию нередко разные мыслители смешивали и отождествляли то с моралью 27 , то с потребностью в творчестве 28 или знании 29 , то поставляют её в зависимость от чувства страха природы 30 и т.п.

Но все-таки чтобы понять религиозное чувство и определить, что такое есть религия, необходимо нужно свои религиозные переживания отвлечь от всяких других и поставить их в положение объекта для собственного субъекта. Этому в значительной степени помогает то обстоятельство, что религия есть и исторический факт.

По словам историков и исследователей жизни народов, религия есть общечеловеческое достояние. Не было и нет ни одного народа, у которого не было бы религии.

Изучение религии, как исторического факта, исследование разных древнейших и современных религий вместе с анализированием собственных религиозных чувствований и дает возможность понять и определить, что такое есть религия вообще, в чем состоит её внутренняя сущность.

Элементы религии: а) сверхчувственный, б) нравственный, в) богослужебный

а) Всякая религия прежде всего предполагает мир сверхчувственный, в котором человек видит скрытую причину и высшую цель всей жизни природы. В мире этом затем предполагается бытие Силы или Существа или целого ряда Существ, от человека совершенно отдельных и независимо от него существующих. Их человек всегда считает высшими себя и наделяет всегда всеми качествами, им в природе и в самом себе наблюдаемыми и наделенными всегда в превосходнейшей степени. Среди этих качеств всегда доминируют таинственность и могущество или даже всемогущество. Божество, по воззрению человека, все может, что нужно или что вредно для человека и природы. Как существо всегда живое, божество свою жизнь и мощь обычно выражает в своих отношениях к человеку.

б) Поэтому у человека по отношению к божеству прежде всего сказывается чувство или даже сознание безусловной своей зависимости от него. Вся жизнь человека, вся его судьба с горем и радостями кажется ему обусловленной расположением к нему или гневом на него этого божества. Отсюда у человека проистекает потребность быть в ближайшем общении и даже по возможности в самом тесном единении с божеством, чтобы знать требования последнего и уметь расположить его к себе, а в случае его гнева умилостивить.

Это стремление к общению с божеством побуждает человека познавать своего Бога, его свойства и желания и то, чем можно угодить ему. А это, в свою очередь, ведет к тому, что человек старается свое поведение и даже всю свою жизнь располагать так, как, по его воззрению, желательно то богу. Отсюда во всякой религии необходимо соприсутствуют нравственные требования. И нравственность человека стоит в прямом соотношении с воззрением человека на божество его: каков его бог, такова его и нравственность, таково его и все жизненное самоопределение. Желая быть, насколько то возможно, в самом теснейшем общении и единении с божеством, человек старается выполнять все его требования и заповеди. В большинстве религий человек сущность своего богообщения полагает в самоотречении или, по крайней мере, в отречении от всего того, что ему кажется недостойным, оскорбительным для бога. При таком отношении человека к божеству у него рождается уверенность в Божией ему помощи, а отсюда – преданность его богу, его промышлению о нем, человеке.

в) Невозможность для человека свои отношения лишь мыслить и сознавать, естественная у него потребность все душевное переводить на язык конкретных фактов и поступков заставляет человека и его отношения к божеству реализовать, проявлять в определенных формах. Так создается богослужение и вообще весь культ. В богослужении человек открывает богу свою душу со всеми её жизненными нуждами, просит у него себе помощи, заступления и покрова и исповедует пред ним свое к нему благоговение и преданность; человек в богослужении как бы объединяется с божеством, переносится с земли на небо, ощущает себя существом божественной же природы, близким богу, родным ему. Внутреннее же содержание культа, как непосредственного выражения чувствования, составляет общение человека с божеством с помощью осязательных знаков. Посредством культа человек беседует с богом, слышит его волю, ощущает его присутствие и получает от него благодать.

Таковы существенные элементы, из коих слагается и в коих выражается религия вообще и каждого из нас в частности, независимо от особенностей и отличий разных религиозных верований, от различия богов, коим люди поклоняются, и от психических особенностей самих людей. Конечно, чем религия совершеннее и духовнее, тем в ней все эти элементы более согласованы, один другим проникнуты, а сами по себе возвышены и одухотворены. В нашей христианской религии они представляют из себя такое единое целое, что одно без другого с трудом представляется даже в отвлечении, и так тесно и безусловно одно другим определяется, что одно без другого быть не может, не нарушая существа и истинности самого христианства.

Определение религии с объективной стороны

На основании всего вышеизложенного пока такое можно дать определение религии. Религия есть взаимообщение человека с ему подобным, но его высшим, таинственным существом, именуемым Богом, охватывающее всего человека и возводящее его до единения с Богом в молитве и до богоуподобления в жизни.

Но это определение не полно; в нем указаны лишь одни стороны, так сказать объективные. Насколько религия есть внутренняя потребность человека и что имеет своею целью, это откроется нам после рассмотрения вопроса о происхождении религии. Откуда религия и зачем она нужна человеку? И не может ли человек без неё обойтись?

Теория о происхождении религии и ответ Библии

По вопросу о происхождении религии высказано очень немало разных теорий. Наибольшим распространением и доверием в настоящее время пользуются две теории – натуралистическая и анимистическая.

Первая признает первичной формой религии обоготворение явлений природы, проистекшее из чувства страха 31 или из сознания зависимости первобытными людьми их человеческой судьбы от тех или иных явлений природы. Вторая источником религии считает почитание у дикарей душ умерших предков в силу того явления, какое души умерших могут оказывать на человеческую жизнь своих потомков. Та и другая теории, более или менее правдоподобно выясняя происхождение многобожия, вопроса о происхождении самой религии даже и ни касаются. Он, предполагая уже существующей у дикаря идею божества, разъясняют лишь её разнообразные выражения, воплощения. Но откуда и как произошла у человека эта самая идея бога – этот главный вопрос они оставляют совершенно невыясненным, они его даже и не затрагивают; но в нем-то и дело все, на него-то и требуется ответить.

Та и другая теории, производя человека естественным путем от животных, необходимо должны представлять его с самых глубочайших времен его бытия живущим среди природы, в центре её. Для него поэтому все её явления – и страшные и благотворные – должны быть весьма хорошо известными и понятными. Откуда же и каким образом у него мог явиться страх пред ним, приведший его даже к обоготворению их? Почему же ничего подобного у родных ему особ царства животного не произошло? Неужели появившаяся у него сравнительно большая умственная развитость оказалась способной привести его только к этой ужасной неразумности: обожествить то, к чему более правильно относятся даже животные?

Удовлетворительный ответ на вопрос о происхождении религии дан в Библии ( Быт. 1–2 ). В ней рассказывается, как Бог, создавши человека, ввел его в рай, дал ему заповедь не вкушать плодов с райского древа познания добра и зла и был с ним в постоянном общении. Религия, таким образом, представляется по Библии данной человеку от Бога. Факт этот, безусловно, верный сам по себе, настолько кратко и обще сообщается, что невольно у многих возбуждает неверие к себе и целый ряд недоуменных вопросов. Для своего уяснения он нуждается в подробном его раскрытии и освещении.

Требование религии идеальной стороной существа человеческого

Человек, присматриваясь к себе самому, невольно сознает себя существом двойственным. Он, с одной стороны, чувствует себя действующим в мире физическом и живущим по его законам необходимости; с другой стороны, он замечает в себе высшие запросы и стремления, тяготения к чему-то высшему, прекраснейшему, идеальнейшему и сознает, что его природа не подчиняться должна законам физического бытия, а возвышаться над ними, чтобы осуществить свои идеальные запросы. Но никакая культура, никакой прогресс не дают человеку сил возвыситься над природой. При всех огромных успехах в культурном преобразовании действительности человек все-таки остаётся в пределах, условиях физического мира, простою вещью мира, неведомо зачем существующей под формой личности. Значит, не здесь, не в области физического мира человек может найти удовлетворения своим идеальным запросам, их осуществления в фактах действительности. Но и отказаться от них человек не может, пока он сознает и мыслит себя в природном содержании своей личности: уж очень они сильно и требовательно дают о себе знать ему, настойчиво и беспокойно взывают о своем бытии и удовлетворении. Добро, истина и красота фактом своего пребывания в душе человека побуждают его искать и находить другой мир, помимо физического, творить другую высшую, идеальную жизнь, помимо этой земной. Необращение на них внимания, непослушание их требованиям сурово наказывают человека мучениями совести, разладицей в жизни, бессмыслицей собственного и вообще природного существования.

Все это убеждает человека, что есть иной мир, помимо этого физического, мир идеальный, к которому человек тяготеет лучшей стороной своей природы и где находят свое удовлетворение и осуществление его идеальные запросы. Этот идеальный мир сроден его душе, которая есть отображение его; в нем царит Высшее Добро, Высшая Истина, Высшая Красота; это есть мир божественный. И этот мир божественный так же реален и для человека обязателен, как реальна и для него требовательна идеальная сторона его природы. Признавши последнюю, мы со ipso 32 обязываемся признать и её Первообраз, её жизненную среду, её последнее воплощение. И существует этот Божественный мир не независимо от человека и не безотносительно к нему. Человек сознает себя с ним в постоянном общении и взаимодействии: в нем он почерпает для себя начало и силы для осуществления своей идеальной природы, а последняя, в свою очередь, реализует первый, преобразуя по его образу и подобию и себя и всю вообще природную жизнь в мире физической действительности.

Итак, начало свое религия имеет в природе человека, в её идеальной стороне, и пока человек не может жить без последней, он не может обойтись и без религии. И Бог, создавший человека, давая ему религию, не внешнее для него обстоятельство сообщал ему, а лишь отвечал настойчивым запросам его природы, и естественный человек, создавая себе религию в язычестве, поступал лишь по повелению лучшей в нем части своей, по требованию всего доброго, прекрасного и истинного в нем. Таким образом, религия в роде человеческом явилась не как нечто совне ему навязанное и ему чуждое: она есть свободная потребность его души, сфера жизни для нее; и если бы Бог не дал её человеку, этот сам бы выдумал её себе, как теперь придумывают себе разные религии люди, отказывающиеся от христианской религии.

Цель и значение религии

Отсюда становится вполне понятной цель и значение религии для человечества.

Целью религии всегда было духовное благо или счастье человека, что всегда же почиталось целью и смыслом жизни вообще. Поэтому одной из существеннейших задач религии всегда было помочь осмыслить, верно понять и определить жизнь человеческую вообще. Только при свете религии человеку становится ясным весь этот мир, как в целях его бытия, так и в его конечных результатах. И сам человек находит в нём свое определенное место, устанавливает надлежащие отношения к природе вообще и к себе подобным существам в частности.

Определение религии

Что же после всего этого есть религия? Религия – это жизнь человека высшими идеальными сторонами своего существа по образу жизни божественной, в целях достижения счастья в мире чрез отображение в природе сущности Божества и чрез собственное личное Богоуподобление.

Давая такое определение религии, мы, как это ясно само собой, религию рассматриваем как общечеловеческое явление, как требование души человеческой. Но как же с этим помирить наблюдаемый в жизни атеизм, безбожие многих? Наличность его не разрушает ли понятия о религии, как о присущей человеку внутренней необходимой потребности?

Рели́гия — мировоззрение, обусловленное верой людей в существование сверхъестественной сферы, а также совокупность моральных и поведенческих норм, соответствующих обрядов и ритуалов.
В основе религиозного мировоззрения лежит вера в высшие силы и существа, — бога (или богов) и духов — которые являются объектом поклонения. Религия представляет собой отношение людей к сверхъестественным силам и надчеловеческому духовному миру — особой реальности, которая дает ориентиры для поведения в обществе. Обычно религиозное мировоззрение предполагает веру в бессмертие души и разные формы загробной жизни: воскресение, реинкарнацию (переселение душ), посмертное воздаяние. Религиозные верования находят выражение в мифах, священных текстах, обрядах, культах.

Элементы религии

Религия как форма общественного сознания и социальный институт включает в себя несколько основных элементов.
1. Вера — признание истинности религиозных догматов без фактической проверки и логических аргументов, на основании субъективных ощущений.
2. Учение — система догматических положений конкретной религии; совокупность принципов, идей, понятий, на которых основана вера.
3. Религиозный культ — совокупность действий, в которых выражается преклонение верующих перед высшими силами, почитание священных предметов. Культ — основной вид религиозной деятельности, церемониальная сторона религии, придающая конкретно-чувственный характер отвлеченным идеям и представлениям (обряды, молитвы, проповеди, мистерии). Религиозная вера включает в себя и веру в спасительную силу определенных ритуальных действий, которые могут оказывать влияние на объективный ход событий.
4. Система моральных норм и стандартов правильного поведения, источником которых считается Бог или иная сверхъестественная сущность, воплощающая в себе высший разум, абсолютное совершенство, силу и могущество.
5. Церковь — особый социальный институт, организация, управляющая жизнью общины. Религиозная община — совокупность представителей определенного вероисповедания, объединившихся для удовлетворения своих религиозных потребностей (проведения богослужений, осуществления религиозного просвещения и др.).

Особенности религиозного и светского сознания

В религиозном сознании Бог (или иная сверхъестественная сила) — главный источник моральных ценностей и ориентиров, которые воплощают его волю в разнообразных формах сакрального знания: заветах, заповедях, священных текстах.
Религиозное сознание может быть индивидуальным или групповым. Оно основывается на обыденной практике, личном отношении и образе жизни, или на идейной позиции человека, согласованной с концептуальным вероучением. Для религиозного сознания характерно осмысление нематериальной реальности, которая может быть открыта человеку в результате мистического опыта, эмоциональных переживаний, морально-психологического состояния. Религиозное сознание допускает иррациональное истолкование явлений окружающего мира.
Светское сознание, в отличие от религиозного, усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира, их причинно-следственной взаимосвязи. Светское мировоззрение опирается на естественнонаучное и социальное знание, отделяет нравственную сущность религиозных учений от их мистической составляющей, объясняет сформировавшуюся систему социальных и моральных норм с точки зрения психологии личности и общества.

Монотеизм и политеизм

Религиозные верования могут принимать форму монотеизма или политеизма.
Монотеизм — религиозное мировоззрение, основанное на вере в единого Бога (единобожие). В рамках монотеизма выделяют отдельные религиозно-философские направления: теизм — вера в существование Бога, который создал мир и непосредственно управляет им; деизм — мировоззрение, которое утверждает существование Бога, но отрицает его активное участие в жизни людей, сверхъестественные явления и религиозный догматизм.
Примеры монотеистических религий: иудаизм, христианство, ислам.
Политеизм — многобожие, вера в нескольких богов, каждый из которых имеет определенную сферу влияния. Вероятно, политеизм — древнейшая форма религиозных представлений о мире, из которой со временем выделилось монотеистическое мировоззрение.
Политеистическими были религиозные верования древних египтян, греков, римлян, славян. В современном мире к политеистическим религиям относится синтоизм в Японии, отчасти — индуизм.
Для политеизма характерно существование пантеона — группы богов, признаваемых той или иной религией и описанных в мифологии. Так, например, в пантеон славянских богов входили Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Мокошь и др.

Церковь

Некоторые развитые религии современного мира представлены в обществе особым социальным институтом — церковью. Церковь регулирует и направляет жизнь верующих: устанавливает определенную систему моральных норм, ценностей, образцов поведения, позитивных и негативных санкций. Церковная община основана на общей вере, совместном участии в религиозных таинствах, священноначалии.
Церковь как корпоративная организация с иерархической структурой и централизованным управлением характерна в первую очередь для различных христианских конфессий (православия, католицизма, протестантизма и др.).
Другие распространенные в мире религии (ислам, буддизм, конфуцианство, иудаизм) не имеют четко оформленной церковной организации.

Функции религии

Религия выполняет в общественной жизни ряд важных функций.
1. Мировоззренческая функция: религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, дает человек систему идей, убеждений, критериев, с точки зрения которых он осмысливает мир и свое место в нем.
2. Компенсаторная (утешительная, психотерапевтическая) функция: религия возмещает человеку ощущение его зависимости от природы, ограниченности его способностей, конечности жизни. Религия помогает переживать стресс, личные неудачи, страх перед смертью, приносит утешение, душевный покой.
3. Коммуникативная функция: религия обеспечивает общение верующих между собой, а также общение верующих с Богом, духами, ангелами, святыми, душами умерших. Обрядовая деятельность в этом случае служит способом установления контактов людей друг с другом и с существами нематериального мира.
4. Регулятивная функция: религия упорядочивает деятельность людей, их помыслы, устремления, поступки, с точки зрения определенных духовных ценностей и моральных норм.
5. Интегративная функция: последователи определенного вероучения ощущают себя единой религиозной общностью с определенными ценностными установками.
6. Культурная функция: на протяжении истории человечества религия способствовала становлению и развитию определенных отраслей культуры — письменности, книгопечатания, изобразительных искусств, музыки, философии. В ходе религиозной деятельности определенные культурные ценности и установки передаются новому поколению.

Ранние формы религии

В истории развития религиозных представлений выделяют ранние формы веры в сверхъестественное, которые существовали в различных обществах и культурах.
1. Магия (колдовство) — комплекс обрядов и ритуалов, осуществляемых для воздействия на скрытые в человеке и природе силы с целью получения определенного результата. Формы магии: гадание, астрология, алхимия.
2. Тотемизм — вера в родство человеческой группы (рода или племени) с каким-либо животным или растением (тотемом), поклонение этому объекту как мифическому предку и покровителю. Особенность тотемизма — его влияние на социальную организацию человеческого коллектива: тотемизм регламентировал формы сотрудничества, социальные контакты, брачное поведение членов рода и др.
3. Фетишизм — поклонение неодушевленным материальным объектам (амулетам, культовым предметам), которым приписываются сверхъестественные свойства.
4. Анимизм — вера в духов, во всеобщую одухотворенность окружающего мира (животных, растений, природных явлений). Особой формой анимистического религиозного культа является шаманство — вера в способность отдельных людей (шаманов) выступать посредниками между миром людей и миром духов.

Наиболее распространенные религии современного мира

К числу наиболее распространенных религий в современном мире относятся:
— христианство (повсеместно, преимущественно в Европе, Америке Австралии, приблизительно 2 млрд последователей);— ислам (Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная и Центральная Азия, приблизительно 1, 2 млрд последователей);
— индуизм (Индия, около 800 млн последователей);
— синтоизм (Япония, около 400 млн последователей);
— буддизм (Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, около 350 млн последователей);
— иудаизм (Израиль, около 14 млн последователей).

Мировые религии

Все религии современного мира и исторические формы религиозных верований можно разделить на три группы:
1) традиционные родоплеменные верования (анимизм, тотемизм и т. п.);
2) национальные религии — локально ограниченные, распространенные в пределах отдельных наций и государств (индуизм, иудаизм и др.)
3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Мировые религии, зародившись в определенной стране, позже распространились на большие территории. В отличие от мировых религий национальные религии, даже если они объединяют большое число верующих, связаны с принадлежностью к определенной национальности и потому распространение их в мире ограничено.
Мировые религии выделяют на основании следующих критериев: значительное число последователей во всем мире; межэтнический характер (возможность распространения данной религии среди представителей разных народов); возможность распространения данного вероучения среди всех социальных и политических групп.
Эти черты свойственны буддизму, христианству и исламу, которые и составляют группу мировых религий. В то же время, например, индуизм — не мировая религия (хотя число его сторонников почти в два раза больше, чем число последователей буддизма), так как его распространение сдерживается национальными границами.

Буддизм

Буддизм — древнейшая мировая религия. Буддизм зародился в Индии, в 6–5 веках до н. э., в дальнейшем вышел за ее пределы и распространился во многих странах Азии. Основатель буддийского учения — Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. В рамках буддизма выделяют два основных учения: махаяна и тхеравада.
Основа буддийского вероучения — представление о бытии как страдании, бесконечной цепи перерождений. Освобождение от страдания возможно в результате правильного поведения, преобразования психики и физиологии человека. Конечная цель духовных стремлений человека — достижение состояния нирваны, свободы от страданий.

Христианство

Христианство возникло в 1 веке н. э., в восточных провинциях Римской империи. Священная книга христиан — Библия, включающая Ветхий и Новый Завет.
Христианство — монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога и бессмертие человеческой души. Бог в христианстве един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух.
Основные ветви христианства в современном мире: православие (215 млн последователей), католицизм (около 1 млрд последователей), протестантизм (около 350 млн последователей).

Ислам

Атеизм и агностицизм

Мировоззрение, отрицающее существование Бога и каких-либо сверхъестественных сил называется атеизмом. От атеизма следует отличать теологический агностицизм, который отрицает возможность познания истины в отношении существования сверхъестественной сферы: богов, духов, вечной жизни. При этом агностики не исключают самой возможности существования божественного, они лишь указывают на отсутствие рациональных доказательств и аргументов в вопросах религиозной веры.
На протяжении всей истории человечества религиозное сознание и светская культура взаимодействовали как в форме мирного сосуществования, так и в ходе открытого противостояния. Одно из основных прав человека в демократическом обществе — свобода совести, которая подразумевает право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Читайте также: