Какие два подхода существуют в школе науки управления

Обновлено: 07.07.2024

Все основные школы управления в менеджменте стараются ответить на вопрос, как повысить эффективность и продуктивность организации, однако делают это по-разному. С конца XIX века сформировалось несколько концепций. Существуют следующие школы управления в теории менеджмента:

  • школа научного управления;
  • административная школа управления;
  • количественная школа управления;
  • эмпирическая школа управления и др.

Рассмотрим основные положения каждой из них.

Школа научного управления в менеджменте

Теория возникла на рубеже XIX – XX веков. Ее основоположник, Ф. Тейлор, считал, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам. Поэтому он утверждал, что вся работа организации должна строиться, отталкиваясь от научных критериев. Согласно теории школы научного управления в менеджменте:

  • все ручные операции постоянно анализируются и после совершенствуются
  • работники отбираются по научным критериям, проводится постоянное их обучение
  • в организации существует жесткая иерархия
  • разграничиваются управленческие и исполнительские функции.

Более подробно про школу научного управления почитайте по ссылке.

Административная школа управления в менеджменте

Ее также называют “классическая школа управления”. Концепция административной школы управления в менеджменте стала популярной в 1920-1950 годы. Основатель школы, А. Файоль, хотел создать универсальные принципы управления, которые могли бы повысить эффекттивность любой организации. В теории выделяют следующие положения:

  • необходимо разработать общие закономерности управления
  • организация должна делиться на отделы согласно их функциям
  • принцип единоначалия (“человек получает распоряжения только от одного начальника”)
  • управление включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Количественная школа управления в менеджменте

В основе количественной школы лежат математические формулы и законы. Представители количественной школы управления пытались создать теорию управления на базе математики, статистики, инженерных наук.

Характеристиками школы являются:

  • широкое использование количественного подхода
  • недостаточное внимание человеческому фактору
  • компьютеризация управления
  • системный подход.


Эмпирическая школа управления в менеджменте

Возникновение этого направления относят к 1960 годам. Представители эмпирической школы управления в менеджменте считали необходимым исследовать мировой практический опыт управления и на его основе создавать правила менеджмента. Также они выступали за внедрение системного подхода как нового типа мышления.

Эмпирическая школа управления строится на нескольких принципах:

  • особая роль руководителя, который должен быть профессионалом в широком круге вопросов
  • ориентация на долгосрочную перспективу
  • сплочение коллектива в единое целое
  • управление должно отталкиваться от целей.


Школы управления в менеджменте – кратко

Если кратко, то существует несколько теорий управления в менеджменте. Они отличаются пониманием, что является более важным для повышения эффективности организации.

  1. Так, в основе научной школы лежит принцип использования научных критериев управления.
  2. Представители административной школы пытались выработать универсальные правила менеджмента на основе общих закономерностей.
  3. Теория количественного управления базируется на математических формулах и подходах.
  4. Последователи эмпирической школы управления большое внимание уделяют мировому практическому опыту.

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект

Все основные школы управления в менеджменте стараются ответить на вопрос, как повысить эффективность и продуктивность организации, однако делают это по-разному. С конца XIX века сформировалось несколько концепций. Существуют следующие школы управления в теории менеджмента:

  • школа научного управления;
  • административная школа управления;
  • количественная школа управления;
  • эмпирическая школа управления и др.

Рассмотрим основные положения каждой из них.

Школа научного управления в менеджменте

Теория возникла на рубеже XIX – XX веков. Ее основоположник, Ф. Тейлор, считал, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам. Поэтому он утверждал, что вся работа организации должна строиться, отталкиваясь от научных критериев. Согласно теории школы научного управления в менеджменте:

  • все ручные операции постоянно анализируются и после совершенствуются
  • работники отбираются по научным критериям, проводится постоянное их обучение
  • в организации существует жесткая иерархия
  • разграничиваются управленческие и исполнительские функции.

Более подробно про школу научного управления почитайте по ссылке.

Административная школа управления в менеджменте

Ее также называют “классическая школа управления”. Концепция административной школы управления в менеджменте стала популярной в 1920-1950 годы. Основатель школы, А. Файоль, хотел создать универсальные принципы управления, которые могли бы повысить эффекттивность любой организации. В теории выделяют следующие положения:

  • необходимо разработать общие закономерности управления
  • организация должна делиться на отделы согласно их функциям
  • принцип единоначалия (“человек получает распоряжения только от одного начальника”)
  • управление включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Количественная школа управления в менеджменте

В основе количественной школы лежат математические формулы и законы. Представители количественной школы управления пытались создать теорию управления на базе математики, статистики, инженерных наук.

Характеристиками школы являются:

  • широкое использование количественного подхода
  • недостаточное внимание человеческому фактору
  • компьютеризация управления
  • системный подход.


Эмпирическая школа управления в менеджменте

Возникновение этого направления относят к 1960 годам. Представители эмпирической школы управления в менеджменте считали необходимым исследовать мировой практический опыт управления и на его основе создавать правила менеджмента. Также они выступали за внедрение системного подхода как нового типа мышления.

Эмпирическая школа управления строится на нескольких принципах:

  • особая роль руководителя, который должен быть профессионалом в широком круге вопросов
  • ориентация на долгосрочную перспективу
  • сплочение коллектива в единое целое
  • управление должно отталкиваться от целей.


Школы управления в менеджменте – кратко

Если кратко, то существует несколько теорий управления в менеджменте. Они отличаются пониманием, что является более важным для повышения эффективности организации.

  1. Так, в основе научной школы лежит принцип использования научных критериев управления.
  2. Представители административной школы пытались выработать универсальные правила менеджмента на основе общих закономерностей.
  3. Теория количественного управления базируется на математических формулах и подходах.
  4. Последователи эмпирической школы управления большое внимание уделяют мировому практическому опыту.

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система. [c.79]


Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, [c.81]

Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов. [c.84]

Вторым направлением, возникшим в 1950-е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. Оба направления попеременно побывали на пике популярности. В 1950-е годы в силу отсутствия серьезной компьютерной базы и слабости математической подготовки большинства менеджеров популярностью пользовался бихевиоризм. [c.12]


Необходимость проведения крупномасштабных расчетов с целью оптимизации поставок в период второй мировой войны дали толчок развитию экономико-математического моделирования. В послевоенный период научно-техническая революция и появление компьютерной техники придают этому направлению своего рода второе дыхание . Возникает новая школа науки управления. В 1960-70-е годы она обогащается такими плодотворными подходами к решению управленческих задач, как системный и ситуационный методы. [c.14]

В 1980—90-е годы наблюдается синтез управленческой науки. При выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления ученые стараются учесть результаты как количественных (школа науки управления), так и качественных, или клинических, исследований (школа поведенческих наук). [c.14]

В чем различия между школами науки управления и поведенческих наук Какому из этих двух направлений отдают предпочтение современные ученые и практики [c.15]

Ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. Развитие компьютерной техники ощутимо повлияло на развитие количественных методов в управлении, что позволило разрабатывать и использовать в практических исследованиях математические модели возрастающей сложности, приближающиеся к реальным процессам. [c.61]

Школа науки управления [c.62]

Концепции и школы 1940—1960 гг. несколько расширили понимание проблем менеджмента (прагматическая школа и школа науки управления). [c.63]


Системный подход рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Предприятие стало рассматриваться как некая целостность, система, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Применение теории систем в управлении явилось важнейшим вкладом школы науки управления. [c.19]

Школа науки управления сформировалась в начале 1950-х годов и имеет два главных направления [c.47]

В первой половине XX века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике показали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными. И тем не менее каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ [22]. [c.41]

При ситуационном подходе, возникшем в конце 60-х годов, не считается, что концепции традиционной теории управления, школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Более того/ при ситуационном подходе рассматриваются возможности прямого приложения управленческой науки к конкретным ситуациям и условиям.) [c.72]

Новая школа науки управления. В ее рамках развивается количественный подход к управлению, ее главные принципы связаны с кибернетикой, общей теорией систем и исследованием операций. Принятие управленческих решений осуществляется на основе экономико-математических моделей с использованием ЭВМ. Эта школа ставит перед собой задачу повышения рациональности управления (принятия решений). Она имеет очень много приверженцев среди ученых с мировыми именами, но в то же время влияние этого направления на практику менеджмента было меньше, чем, например, бихевиористского, в том числе и потому, что руководители ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения. Кроме того, количественный подход к управлению требует от руководителя уровня знаний, достаточного для понимания и применения сложных количественных методов, что не всегда достижимо на практике. Вместе с тем можно заметить, что ни одна сколь-нибудь значимая аналитическая работа не может быть выполнена без применения хотя бы простейших моделей вычисления индексов, средних, долей и т.п. [c.18]

Авторы монументального труда "Основы менеджмента" выделяют четыре школы, получившие развитие в первой половине XX века школа научного управления административная школа школа психологии и человеческих отношений школа науки управления (или количественная школа) [32, с. 61-71]. [c.9]

Психоаналитическая школа в менеджменте 3. Школа науки управления [c.27]

Школа науки управления оказала значительное влияние на практику управления. Возможно ее наибольший вклад состоит в развитии моделей для помощи менеджерам в анализе комплексных статистических данных, Компьютеры и количественный анализ сделали возможным оценивать эффект многих переменных величин, характеризующих рабочее место, которые прежде не учитывались. [c.46]

Понимание того, что организация представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ науки управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных приделах. Каждая из школ стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Поведенческая школа в основном занималась социальной подсистемой, школы научного управления — техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием внешней среды на систему и над последствиями такого воздействия. Более же поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным. [c.71]

В первой половине XX века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель — помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов. [c.77]

Новый рывок в управленческой мысли — развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950—60-е годы — оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. В нашей стране в этот период экономико-математическое движение было особенно сильным, оно оказало большое и в целом положительное влияние на экономическую и управленческую мысль, хотя и не было лишено серьезных иллюзий и значительных недостатков. Именно количественная школа в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики — областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления — к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников науки управления и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе. [c.12]

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. [c.65]

ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДА. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров. [c.71]

СЛОЖНОСТЬ. Как все школы управления, наука управления стремится быть полезной в разрешении организационных проблем реального мира. Может показаться странным, что возможности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью ее модели. Но это так, поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования. [c.222]

К другим факторам, требующим учета при построении модели, следует отнести расходы и реакцию людей. Модель, которая стоит больше, чем вся задача, требующая решения с помощью модели, конечно, не внесет никакого вклада в приближение к целям организации. Подобным образом, излишне сложная модель может быть воспринята конечными пользователями как угроза и отвергнута ими. Таким образом, для построения эффективной модели руководителям и специалистам по науке управления следует работать вместе, взаимно увязывая потребности каждой стороны. Школа научного управления признает эти потенциальные проблемы. Модель, построенная [c.227]

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. [c.10]

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. [c.12]

У истоков классического, или административного, направления стоял руководитель крупной французской угледобывающей компании Анри Файоль, которого за вклад, внесенный в развитие науки управления, часто называют отцом современного менеджмента. Возникновение классической школы обусловливалось усложнением процесса управления, которым сопровождался рост размеров и масштабов деятельности промышленных компаний ведущих индустриальных стран. Происходило фактическое обособление функций менеджеров от функций прочих работников предприятий, выделение менеджмента в отдельную профессию. Это, в свою очередь, вызывало необходимость смещения акцента управленческих исследований с техники производства на организацию в целом. [c.6]

В послевоенный период развитие науки управления идет по двум важнейшим направлениям, которые различаются подходами к исследованиям и используемым управленческим инструментарием. Эти направления, образно говоря, подходят к древу науки управления с разных сторон и, взаимодополняя друг друга, обеспечивают его дальнейший рост и развитие. С известной степенью упрощения можно сказать, что одно из них продолжает исследования, начатые школой научного управления и классической школой, тогда как другое — трудится на ниве, которую начала распахивать школа человеческих отношений. Первое направление - возникшая в 1950-е годы на волне научно-технической революции школа экономико-математических (количественных) методов в менеджменте. В литера- [c.11]

К сожалению, отечественная наука управления не имеет разработанных концепций стратегического планирования на микроуровне, адаптированных к новым экономическим условиям в России. Поэтому обратимся к опыту западных школ прикладного менеджмента, где этой проблеме уделяют большое внимание. [c.34]

Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто несовместимы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности, в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления. [c.16]

Новая школа науки управления . В ней нашли отражение новейшие тенденции в теории и практике управления в США. Новая школа базируется на системном изучении процессов принятия решения с применением математических методов и новейших технических средств, включая ЭВМ. Общеметодологические концепции системного подхода разработаны Л. Берталанфи, А. Рапопортом, К. Боулдингом. [c.52]

В истории менеджемента выделяют три школы теории управления классическая школа, школа человеческих отношений и школа науки управления. Эти школы возникли в разные исторические периоды, однако, несмотря на это, все они нашли свое воплощение в текущей управленческой практике. [c.28]

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы14. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности. [c.95]

Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте

Введение ……………………………………………………………………….2-3

Основные предпосылки становления школы науки управления……….5-6

Характеристика основных методологических подходов школы……. 7-18

Использование основных положений школы науки управления в современном менеджменте…………………………………………….19-23

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Начало XXI века - время стремительных идей процесс освоения мирового управленческого опыта новыми поколениями менеджеров. Характерными чертами этого процесса являются: изучение приоритета национальных ценностей и культур, ориентация не на идеологическую борьбу, а на плодотворное сотрудничество.

В этом просматривается поворот к человеку, его интеллекту, развитию профессионализма, компетентности, освоению лучшего опыта, накопленного человечеством.

Изучение истории управленческой мысли помогает определить пути, формы и методы всего лучшего, накопленного в этой области практикой в целях ускоренного решения экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед Россией.

Актуальность данной темы состоит в следующем.

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Целью данной работы является исследование основных методологических подходов школы науки управления и их роль в современном менеджменте.

проанализировать основные предпосылки становления школы науки управления;

дать характеристику основных методологических подходов школы науки управления;

провести анализ использования основных положений школы науки управления в современном менеджменте.

Цель и задачи исследований определили конкретную структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

Теоретической и методологической основой для данной курсовой работы явились монографии, учебники и учебные пособия, статистические данные, статьи в журналах.

1 глава . Основные предпосылки становления школы науки управления

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877).

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,

Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико- математических методов (ЭММ).

Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо

принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

2 глава. Характеристика основных методологических подходов школы науки управления .

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.sd

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

2.1 Процессный подход

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля .

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Похожие страницы:

Основные положения концепции классической школы в управлении и их значение на современном этапе

Школа науки управления

. большинства. Школа науки управления: количественный подход, экономико-математические модели, их место в современном менеджменте. 2.1 Основные теоретические особенности количественной школы управления Основной предпосылкой .

Философский подход к науке управления Г. Эмерсона и его

Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента

. следующее. Нас удручает существующая в со­временной литературе но менеджменту склонность к популярным, самым последним . : основная задачакомпании состоит в управлении деньгами с целью приумножения их количества. Настадии оценки стратегии (как и в школе .

Итсория зарождения профессионального менеджмента

. основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента. рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления .

Читайте также: