Какие другие родоплеменные союзы участвовали в формировании башкир кратко

Обновлено: 04.07.2024

Из всех народов урало-поволжского региона жители Башкирии являются наиболее разнородной нацией с точки зрения антропологии, генеалогии и лингвистики. Башкирский этнос состоит из целого ряда самобытных родо-племенных образований, условно объединённых в четыре этнографические группы.

Общий язык башкирских племён сформировался на основе кыпчакского языка, относится к тюркской языковой семье и имеет три территориальных диалекта.

Антропологически башкиры занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами. В популяции башкирского народа прослеживается несколько антропологических типов: европеоидный, уральский, понтийский и южносибирский.

По данным генеалогии генофонд башкирских племён не имеет единого доминирующего компонента и представляет собой смесь генетических вкладов тюрков, угров и индоевропейцев.

Наиболее распространёнными Y-хромосомными гаплогруппами башкир являются индоевропейские гаплогруппы R1b (47,6 %) и R1a (26,5%). С меньшей частотой встречаются гаплогруппы J2, C, O, E1b, G2a, L, N1a2, I, T.

Этногенез башкир относится к одной из наиболее сложных проблем современной исторической науки. В особенности активно обсуждается вопрос об этнической основе формирования древних башкирских племён. На этот счёт сложились три теории происхождения: тюркская, угорская и иранская.

Интенсивное заселение Южного Урала с середины II тысячелетия до н. э. по начало I тысячелетия до н. э. связано с миграцией индоиранских племён абашевской археологической культуры и экспансией представителей андроновской культурно-исторической общности.

Абашевцы вели пастушеский вид хозяйственно-культурной деятельности и создали в южноуральском регионе первые стационарные поселения.

В раннем железном веке между VIII веком до н. э. и III веком н. э. степные и лесостепные районы южной Башкирии занимали ираноязычные сарматские племена. На среднем течении реки Белая сарматы соседствовали с монголоидными финно-пермяками.

В начале I тысячелетия н. э. население башкирского региона было малочисленным, так в лесной полосе Прикамья проживало по разным оценкам от 15 до 20 тысяч человек.

Слабая заселенность Приуралья была одной из главных причин внутренних миграций и вторжения нескольких волн западносибирских угров из Зауралья и тюркских племён из Центральной Азии времён нашествия гуннов и существования Тюркского каганата.

В домонгольские времена в западных районах Башкирии существовал союз башкирских племен, в который в разное время входили племена различные по своему происхождению.

В первой половине XVI века на основе степной культуры и тюркского языка племена в историческом башкирском регионе консолидировались в отдельный этнос, хотя до наших дней продолжают сохранятся языковые и антропологические различия.

Дорогой, читатель! Мне важно твоё мнение о данной статье, здоровая критика в комментариях приветствуется. Спасибо за внимание.

История Башкирского Народа

Народы, вошедшие в состав башкир, были известны под своими названиями еще в эпоху Тюркского каганата. К примеру, бурджаны активно участвовали в политической жизни Тюркского каганата. В VI и. н. э. бурджаны, согласно Ибн-ал-Асиру (XII в.), участвовали в районе современной Хивы в борьбе против Ануширвана (Рамзи, 1907, стр. 241). В конце VI в. (588 г.) бурджаны участвовали в крупном нашествии тюрков на иранские владения. В VII веке бурджаны в союзе с Хорезмом боролись против распространения экспансии арабов на Среднюю Азию. В исторической науке достаточно сведений и о кипчаках, и о канлинцах-канглы, табынцах, и о других крупных башкирских народах.

Древнебашкирское государство, сложившееся на основе военно-политического союза различных по своему происхождению, языку, обычаям и традициям народов, имело свои особенности. Государственное устройство сводилось к тому, что помимо верховного правителя, турэ, существовали местные ханы, советы старейшин, а также народные собрания, как высшие органы родоплеменных организаций. Именно народным собраниям, йыйынам, принадлежала вся полнота власти; на них решались все значимые вопросы (войны и мира, избрание правителя и проч.), осуществлялось правосудие.

История Башкирского Народа

Сложившееся во второй половине первого тысячелетия обширное государство башкир, представляющее собой родоплеменную федерацию со многими ханами и верховным правителем, просуществовало недолго. Среднеазиатские города и кочевья были потеряны после череды войн между башкиро-печенежским союзом и огузами. Причинами неблагоприятного для башкир исхода войны стали: падение Тюркского каганата (башкиры являлись консервативной силой в регионе, лояльной по отношению к прежнему режиму Ашина), а также высокая степень территориальной рассредоточенности башкирских родоплеменных организаций.

Экспансия огузов привела к отступлению на север значительной части башкир, оставшиеся ушли вместе с печенегами на запад. Часть же самих печенегов осталась в регионе и влилась в состав огузов в качестве самостоятельной родоплеменной организации под своим именем.

Что касается восточных башкир, то в Х-XI вв. происходит максимальное усиление их государства. Причины этого процесса: разгром войсками союзного башкирам Кыргызского каганата Уйгурского каганата, распад Кимакского каганата, приток в состав башкир кипчаков и кыргызов, что повлекло расширение границ башкирской родоплеменной федерации. Башкирские родоплеменные организации занимают территории на востоке, вплоть до Иртыша и Алтая. Северо-западные родоплеменные организации башкир входят в состав Волжской Булгарии, которая по мнению историков, была общим государством для проживавших в том регионе булгар, чувашей, буртасов и башкир.

История Башкирского Народа

Впоследствии, после завоевания башкирами Волжской Булгарии и переноса ее столицы в башкирский Биляр, и исчезновения последней непосредственной военной угрозы для башкир, интеграционные потребности снижаются. Начинается политическое обособление родоплеменных организаций. На востоке происходит утверждение Табынского ханства; на юге соперничество и борьба за территории приводит к кровопролитной войне между бурджанами и кипчаками, которая согласно башкирским источникам носит гражданский характер. Итогом войны становится образование федерации Ете Ру (или Сартай) во главе с одним ханом (одним из первых правителей являлся легендарный Масим-хан).

Правитель Ете Ру Муйтен также добровольно признал власть Чингисхана. Прибыв в ставку Чингисхана, он, как и Майкы-бий, вошел в состав его военного совета. В ответ Чингисхан вручил Муйтен-бию грамоту, закрепляющую за ним и всем его потомством право вечного правления огромными земельными угодьями, включающими весь Южный Урал (бассейны рек Белой, Яик до среднего течения, Тобол и Ишим до Иртыша).

История Башкирского Народа

История Башкирского Народа

История Башкирского Народа

В целом к XIV в. относится заметный всплеск (подъем) культуры и социально-этнической консолидации башкир. О чем свидетельствуют, например, намогильные эпитафии и целый ряд мавзолеев — кешене. В первой половине XIV в. был возведен мавзолей Хусейн-бека на кладбище Акзират возле пос. Чишмы, на это же время приходится кешене Турахана возле д. Тирмэ Чишминского района, мавзолей Бэндэбике в Кугарчинском районе на юге Башкирии. Возле кешене Тура-хана сохранились развалины еще двух мавзолеев. Эти памятники, с одной стороны, свидетельствуют о месте и роли мусульманства в жизни башкир, с другой — рассказывают об уровне социально-культурного процесса в башкирском обществе.

Отношения, сложившиеся внутри Монгольской империи, способствовали быстрейшему ознакомлению башкир с передовой культурой народов мира того времени. Представляет интерес, например, находка чугунной жаровни в кургане XIV в. близ д. Юлдыбай Зилаирского района. Как известно, чугун был изобретен несколько ранее в Китае. Эта находка свидетельствует о том, что лучшие достижения технического прогресса довольно быстро становились достоянием всего человечества.

История Башкирского Народа

Важным условием для существования такого культурного обмена между народами явилось наличие тесных торгово-экономических связей между отдаленными центрами. В золотоордынскую эпоху значение Южного Урала как контактной зоны между востоком и западом, югом и севером значительно возрастает. Об этом ярко свидетельствуют остатки роскошных халатов из дорогих парчовых тканей в башкирских курганах XIV в. Ткани богато декорированы орнаментом и были изготовлены в 70х годах XIV в. в Китае, Иране, Сицилии. Нет сомнений, что эти дорогие халаты являлись достоянием правящей знати (ханов, их приближенных) башкирского и золотоордынского общества.

История Башкирского Народа

В золотоордынский период в состав башкир влились некоторые булгарские, кыпчакские и монгольские племена, но это не нарушило уже сложившегося их этнокультурного своеобразия.

В конце XIV — начале XV века происходит выделение из Улуса Джучи в качестве независимого государства Ногайской Орды (Мангытского юрта), что связано с деятельностью Едигея. Едигей считается национальным героем многих тюркоязычных народов региона (башкир, казахов, кыргызов, узбеков, каракалпаков и др.). По мнению Н. Мажитова, популярность Едигея объясняется тем, что он выступил как освободитель народа от приевшейся монгольской династии, несомненно, в заслугу Едигею было поставлено и восстановление традиционных связей с Хорезмом. Вооруженные силы данного деятеля достигали 200 тыс. воинов, что говорит о том, что ее составляли не только собственно мангыты, но и другие народы, вошедшие потом в состав созданной им державы, в том числе и башкиры. Полный суверенитет Ногайская Орда обрела вскоре после смерти своего основателя и стала общим государством для проживающих в нем ногайцев, башкир и других народов.

Читайте также: