Танец модерн характеризуется наличием сложившихся систем таких как школы

Обновлено: 05.07.2024

Модерн – это танец, вырвавшийся на свободу. Балетмейстеры и танцоры поставили эмоции и чувства в центр внимания, и выразить их стремились в свободном полете творческой мысли, не закованной в строгие рамки классической хореографии.

20 век стремительно вышел на историческую арену. Новое время диктовало новые направления в искусстве. В музыке и литературе, театре и балете шел активный поиск прогрессивных форм выражения. В танцевальном искусстве возникло новое движение, отвергающее каноны классической сценической хореографии. Его называли по-разному: свободный танец, танец босоножек, дунканизм, ритмопластический танец и т. д. В США появился новый термин, объединивший под собою все многообразие разновидностей хореографии, отвергающей классические традиции – модерн.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Энциклопедия танца: Модерн

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Энциклопедия танца: Модерн

Дальнейшее развитие танца модерн

Ученик Лабана Курт Йосс пошел по пути создания танцевального театра модерн. В качестве вспомогательных средств в хореографическом спектакле он использовал хоровую декламацию, музыку, сценографию, элементы мистериального театра. Но главенствующая роль всегда отводилась танцу. Куртом Йоссом была предложена новаторская тематика спектаклей – политическая, антивоенная.

Новое в танец модерн внесла и другая ученица Лабана – немецкая танцовщица Мери Вигман. Она изобразила в танце правду жизни, считавшуюся неприглядной. Страшные, уродливые и трагические стороны жизни танцовщица считала достойными воплощения на сцене. Она отказалась от красивых хореографических движений, ее постановки отличались напряженностью и эмоциональностью. Среди человеческих эмоций Мери Вигман интересовали прежде всего страх, тоска, отчаяние и безысходность.

Линию Мери Вигман в искусстве продолжиди ее ученики Ханя Хольм, Грета Палукка, И. Георги, М. Терпис и другие.

Танцевальное направление Модерн (Modern) – объединяет в себе то, что казалось ранее несовместимым: силу, ловкость, идею, свободу, философию модерна и основы классического танца.

Четкость линий, законченность движений, не отрицающие при этом плавность перетекания поз из одной в другую. Причудливость и в некоторой степени "космизм" хореографических решений отражают музыкальный замысел - вслед за музыкой, тело чутко повторяет ее прихотливый рисунок! Душа в модерне живёт вместе с телом, в одном ритме, настрое.

Что такое Модерн?
История возникновения
Эффект от занятий
Что вас ждет кроме тренировок
Как проходит занятие
Что взять с собой на занятие

Что такое Модерн?

Модерн – танцевальное "космическое" направление, это даже некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя. Ярким примером тому служат постановки известных классических балетов в стиле модерн, имеющие очень мало общего с традиционными балетными постановками. Один из основных принципов в модерне - это отказ от канонов, то есть внедрение чего- то нового. В чём сложность спросите Вы? Одна из сложностей в модерне - это то, что он во многом противостоит законам классической хореографии, но при этом является её непосредственным и логическим продолжением!

Душа в модерне живёт вместе с телом в одном ритме и дыхании.

История возникновения Модерна

Модерн - это танцевальное направление из современной зарубежной хореографии, которое зародилось в конце 19 века - начале 20 века. Термин "Модерн" ввели для обозначения сценической хореографии, которая пошла наотрез классической хореографии. Так "модерн" вытеснил другие термины: "танец босоножек", "дунканизм", "свободный танец".

Основоположники танца модерн: Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Чарлз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэм, Рудольф фон Лабан, Хосе Лимон, Курт Йосс, Марс Каннингхем.

К началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца - модерн: техника Марты Грэхем, Дорис Хамфри и Xосе Лимона, техника Марса Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике - МОДЕРН-ДЖАЗ танец.

Эффект от занятий модерном

На занятии с Анной Вы полностью погрузитесь в атмосферу этого необычного и красивого танца. Вы изучите элементы многих танцевальных направлений таких как: модерн, джазовый танец, классический танец. На своих занятиях Анна практикует различные техники современного танца, упражнения из йоги, акробатические элементы. Если Вы давно мечтали сесть на шпагат и быть невероятно гибкой, то Вам именно сюда! На этих занятиях Вас ждёт растяжка и после этого конечно же успех!
Вы научитесь импровизировать под любую музыку на основе полученного материала!

Что вас ждет кроме тренировок в зале?

Кроме занятий Вас ждут: выступления на сезонных отчётных концертах студии, конкурсы и фестивали, выходы на различные мероприятия по современной хореографии (концерты, фестивали, выставки, лекции), а также возможная подготовка в хореографические вузы.

Как проходит занятие?

Занятие проходит по примерному плану:

- Разогрев
- Экзерсис у станка и на середине зала (танцевальные упражнения)
- Кросс (комбинации на передвижение в пространстве)
- Партер (работа с полом)
- Импровизация и сочинение собственной хореографии
- Танцевальный репертуар
- Растяжка

Что взять с собой на занятие?

- обувь(полу-чешки или носки)
- одежда (лосины или спортивные штаны, гимнастический купальник, футболка или топик, гетры)

Расписание и цены

Записаться в группу можно в любое время — у нас идет постоянный набор.
Пробное занятие — 100р.

Появился танец-модерн в конце XIX, начале XX века благодаря вошедшим в историю великим хореографам и исполнителям. Направление развивалось параллельно в США и Западной Европе почти до середины 30-х годов. Затем, активное развитие продолжилось в Америке, повлияв, в дальнейшем на всю американскую хореографию.

isadora-duncan_02

Айседора Дункан

Танец модерн (в дословном переводе — современный танец) связан с именами талантливых балетных исполнителей и хореографов, которые стали основоположниками этого направления. Айседора Дункан, Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм, Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Рудольф фон Лабан — подарили миру танец модерн. Будучи не только хореографами и исполнителями, но и преподавателями-педагогами, они создавали свои системы подготовки танцовщиков. Со временем технические приемы представителей нового направления были объединены в танец модерн. Главной их целью было: отказ от классических канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевальными и пластическими средствами. Задача танца модерн заключалась в отражении внутреннего состояния, эмоций и чувств. Таким образом, большинство стилей танца-модерн сформировалось под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения мира.

В середине XIX века значимую роль, в появлении танца модерн, внесли эксперименты Франсуа Дельсарта. Он провел множество курсов и начал писать книгу об эстетике человеческого тела, но к сожалению не успел окончить ее. Дочери и восторженные последователи сохранили записные книжки и заметки Дельсарта. Несколько изданий системы, вскоре вышло, но под именами других авторов. В это же время, Жак-Далькроз экспериментировал в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Система Далькроза получила широкое распространение в области лечебной терапии.

Айседора Дункан

Айседора Дункан

Вдохновителем многих деятелей искусства стала Айседора Дункан. Она внесла основные принципы танца модерн в хореографию: импровизация, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке. Дункан открыла свои студии в Париже, Нью-Йорке, Берлине и Москве, но она все-таки не создала своей школы.

Еще одна исполнительница, которая внесла немалый вклад в развитие танца модерн — Лои Фуллер. Она, в отличии от А. Дункан искала внешние пути выражения. Костюмы, декорации, свет, вся атмосфера спектакля были ареной для ее экспериментов. Фуллер вызывала к жизни фантастические формы, играя линиями и яркими красками. Не имея практически никакой хореографической подготовки, Фуллер невероятно выразительно использовала движения рук и корпуса. Привязывая к рукам длинные планки, покрытые метрами шелковой ткани, она создавала образы бабочек и языков пламени. Важным элементом ее постановок был свет. Используя цветовые пятна, фосфоресцирующие материалы и проектор, она превратила исполнителя в объект, сливающийся со всем окружением.

Учеником Р. фон Лабана был Курт Йосс. Он осознал необходимость синтеза выразительности танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы, что стало началом следующего этапа развития танца модерн.

В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в экспериментаторство. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением.

Мерс Каннингем

Мерс Каннингем

Таким образом, к началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн: техника М.Грэм, Д.Хамфри и X.Лимона, М.Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.

Известным педагогом, создавшим технику танца-модерн, был Лестер Хортон. Из его школы в дальнейшем вышли известные педагоги и хореографы — А. Эйли, Д. Триит, Дж. Коллинз и К. Делавалад. Эта школа положила начало модерн-джаз танцу, техника которого объединяет джазовый танец и танец-модерн.

Еще одно имя в ряду основателей модерн-джаз танца — Гас Джордано. В 1966 году появился первый учебник, написанный Джордано и посвященный технике модерн-джаз танца. До сего времени этот учебник является основой в практике многих педагогов во всем мире.

В 60-е годы происходит взрыв интереса к модерн-джаз танцу и в Западной Европе. Первые семинары американских педагогов начали проводиться в 1959 году, когда в ФРГ приехал Уолтер Нике, ученик Кэтрин Данэм. Он преподавал здесь до 1961 года, затем его сменил ученик Аллан Бернард.

И так, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике — МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ. Эта школа завоевала приверженцев во многих странах мира. Она, как никакая другая, позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практике, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами работающими в различных стилях, направлениях и системах.

Примеры танца модерн:



История

Танец модерн оказал влияние и на классический танец. Ни один из крупнейших балетмейстеров 20 в. начиная с А. А. Горского, М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и кончая Дж.Баланчиным и Ю. Н. Григоровичем, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении. Однако элементы танца модерн претворялись ими на основе иных идейно-хореографической концепций. С середины 50-х гг. стремление к синтезированным поискам некоего нового языка современного танца становится заметной тенденцией зарубежной хореографии. Многих произведениях хореографов танца модерн и балетмейстеров классической школы (Морис Бежар, Р. Пети, Ж. Шарра, Альберто Алонсо, X. Лефебр, А. Де Милль, Дж. Роббинс, Х. Ван Манен, Р. Джофри, Дж. Арпино, Г. Тетли, М. Рамберт, Э. Тюдор, Дж. Крэнко, К.Макмиллан, М. Эк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.Я. Голейзовский, Май Мурдмаа и др.) трудно причислить к тому или иному направлению.

Читайте также: