Какие достижения русской культуры второй половины 19 века оказывают влияние на отечественную кратко

Обновлено: 01.07.2024

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Музыка

Развитие культуры и науки ускорилось в 19 веке. Начиная с 30-х годов в России наметилась тенденция к Промышленному перевороту. В середине 19 века Александр проводил Великие реформы, которые давали возможность развиваться науке и культуре. Несмотря на консервативность направлений некоторый правителей, они поощряли промышленный прогресс, образование среди народа. В этом веке произошло обмирщение культуры, появилось множество писателей и публицистов. В стране расцветала архитектурная деятельность. Ученые получили свободу действий.

Какие достижения Русской культуры второй половины 19 века оказывают влияние на отечественную и мировую культуру и поныне?


Пронизана идеями Просвещения.

Ломоносов - естествоиспытатаель, поэт, историк, художник.

Открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли.

Расцвет живописи связан с именами Д.

Г. Левицкого (портрет П.

Боровиковского (портрет Лопухиной) .

Н. Радищева связано формирование революционной идеологии.

(книга "Путешествие из Петербурга в Москву").

Новиков - выпускал первые в России сатирические журналы.


Что было особенностью русской культуры первой половины 19 века?

Что было особенностью русской культуры первой половины 19 века.


Почему первую половину 19 века называют "золотым веком" русской культуры?

Почему первую половину 19 века называют "золотым веком" русской культуры?


Какое влияние оказала вторая мировая война на развитие стран во второй половине 20 века?

Какое влияние оказала вторая мировая война на развитие стран во второй половине 20 века?


Новые черты в культуре во второй половине 18 века?

Новые черты в культуре во второй половине 18 века.


Значительные достижения русской культуры второй половины 19 века?

Значительные достижения русской культуры второй половины 19 века.


Назвать самые значительные достижения русской культуры второй половины 19 века?

Назвать самые значительные достижения русской культуры второй половины 19 века.


Достижения русской культуры 2 - ой половины 18 века(помогите пожалуйста, завтра экзамен)?

Достижения русской культуры 2 - ой половины 18 века(помогите пожалуйста, завтра экзамен).


В чем проявлялось влияние культуры россии второй половины 18 века на экономическое и политическое развитие страны?

В чем проявлялось влияние культуры россии второй половины 18 века на экономическое и политическое развитие страны.


Какие достижения культуры (материальной и духовной) созданы в средние века?

Какие достижения культуры (материальной и духовной) созданы в средние века.


Достижения культуры 9 - 12 век?

Достижения культуры 9 - 12 век.

Вопрос Какие достижения Русской культуры второй половины 19 века оказывают влияние на отечественную и мировую культуру и поныне?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 10 - 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Нормы ислама соблюдались во всех сферах жизни мусульман, будь то брачные отношение, питание или одежда. В Халифате процветало производство предметов роскоши : тончайших тканей, керамики, стеклянных ваз и кубков. В искусстве украшать дворцы и развод..


Завершение промышленного переворота связано с переходом от аграрного общества к индустриальному. В России промышленный переворот начался в 30— 40 - е гг. XIX в. И имел ряд особенностей : К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже бо..


Ответ : В период 20 в возникают существенный сдвиг в социальной структуре Российского общества, а в государственных документах все жители страны так же разделялись по сословному, то есть юридическому признаку на : дворян, духовенство, крестьянство, к..


В начале октября 1524 г. Восстали крестьяне Хегау. Вскоре к ним присоединись штюлингенцы. В ноябре смута охватила и Клеттгау. «Тяжело смотреть на все, что тут происходит, — доносили габсбургским властям, — и можно опасаться, что дело дойдет до ве..

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.

Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.

Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны.

Особенности развития

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Его называют временем небывалого взлета русской культуры. Этот век отмечен гениями во всех областях духовной культуры — в литературе, музыке, живописи, философии, науке и т.д.

Особенностью культурного развития России в XIX веке стал процесс демократизации культуры. В число деятелей культуры вошли выходцы из непривилегированных сословий – разночинцы, в то время как в XVIII веке это были только представители дворянства.

Демократизация культуры выразилась в изменении тематики произведений живописи, музыки литературы. В них появились темы, связанные с изображением жизни простого народа. Народное творчество стало источником идей и мерилом эстетического вкуса мастеров культуры.

Характерной чертой великих русских мастеров была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью.

В культуре развивается критический реализм. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова вошли навсегда в сокровищницу мировой литературы, так как в них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Предпосылки развития

Развитие культуры формировало бурное развитие событий:

  • предшествовавшие веку реформы Петра I;
  • Отечественная война 1812 года;
  • выступление декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года;
  • общественно-демократический подъем в стране;
  • отмена крепостного права;
  • проведение либеральных реформ 60-70-х годов;
  • высокие темпы развития капитализма в промышленности.

Реформы Петра I

Петр I ввел гражданскую азбуку в книгопечатание и арабские цифры. В результате читать книги и писать стало значительно легче. Он создал первый русский музей — Кунсткамера, дал добро на развитие светской живописи, открыл новые школы, которые обучали различным ремеслам. Система обучения детей стала светской. В 1725 году он основал Академию наук.

Близкие контакты с Европой

В начале XIX века началось расширение культурных связей России с другими странами. Увеличилось число контактов представителей русской культуры с зарубежными учеными, мыслителями, писателями, художниками. Русские ученые и художник выезжали на учебу в Германию, Италию. Учились в Европе музыке, художеству, торговле и естественным наукам.

Развитие капиталистических отношений в стране

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

После отмены крепостного права возникали новые промышленные города, менялась общественная атмосфера. Начался процесс демократизации российского общества. Помещичьи хозяйства без крепостных стали клониться к упадку. На первый план вышли денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

Оппозиционные течения в обществе

Экономические преобразования также способствовали расцвету оппозиционных движений. Наиболее заметным из них было либеральное движение, критиковавшее существующий строй. К средине века образованная молодежь стала пропагандировать радикально-демократические, а также социалистические идеи.

В России началась эпоха освободительного движения. Оппозиция заявляла о себе в подцензурной литературе, которая становилась одной из активных общественных сил.

Научные достижения

В условиях становления капиталистического уклада жизни и промышленного переворота происходят значимые научные открытия, имевшие как теоретическое, так и прикладное значение. Вот только некоторые из них:

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в исследованиях научных центров Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи.

Применение электричества

В конце XIX века по миру, в том числе и по России, прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Все открытия включали и практическое применение.

В 70-х годах XIX века была изобретена лампа накаливания. Ее создателем стал российский электротехник А.Н. Лодыгин. Это было сделано за семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н.

Один из первых российских электротехников академик В.В. Петров (1761-1834) раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества, вошедшее в науку как вольтова дуга. Этим было положено начало применению электроэнергии на практике.

В 1832 году член-корреспондент Петербургской Академии наук П. Л. Шиллинг впервые продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа. Так появилась проводная связь.

Изобретения воплощались в жизнь. Впервые электрическое освещение появилось в Санкт-Петербурге в 1879 году. В 1883 году начала работу первая электростанция у Полицейского моста. В Москве освещение впервые появилось 1881 году.

Развитие медицины

К началу XIX в. в России было всего два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Оба они стали центром медицинской науки.

Выдающимся терапевтом стал выпускник Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831). Он создал систему клинического обследования и одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации.

С.П. Боткин (1832-1889) создал крупнейшую в России научно-терапевтическую школу. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний: сердца, сосудов, почек, а также выделил инфекционный гепатит, названный позже болезнью Боткина.

Н.И. Пирогов (1810-1881) — учёный-анатом, русский хирург создал первый атлас топографической анатомии, первым в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. Это стало началом новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии.

Большим открытием для медицины в России в конце XIX века стало создание службы оказания скорой медицинской помощи.

После отмены крепостного права в России начала развиваться земская медицина. До этого медицинская помощь сельскому населению практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах.

Становление литературы

XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.

Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.

В XIX веке творили писатели:

  • А.С. Пушкин;
  • М.Ю. Лермонтов;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • А.П. Чехов;
  • Н.А. Некрасов;
  • А.А. Фет;
  • Ф.М. Достоевский;
  • А.И. Куприн;
  • М. Горький и многие другие классики.

Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:

  • Е.А Баратынский;
  • К.Н. Батюшков;
  • В.А. Жуковский;
  • А.А. Фет;
  • Ф.И. Тютчев.

Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.

Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:

  • И.С. Тургенев;
  • Ф.М. Достоевский;
  • Л.Н. Толстой;
  • И.А. Гончаров.

Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.

Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.

Искусство

Бурное развитие получили все виды искусства: живопись, архитектура, скульптура, музыка. Русское искусство XIX века — это многогранное явление, которое отличает многообразие направлений.

Живопись

Русское изобразительное искусство XIX века в основном выражалось в академизме. Этот стиль диктовала Академия художеств.

Живопись передвижников носила реалистический характер. На своих полотнах они отражали жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями. Передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, организовывая передвижные выставки.

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве Суриков В.И. На его картинах народ также главный герой истории.

Близок к передвижникам был художник-баталист Верещагин В.В. (1842-1904). Он совершил переворот в батальной живописи, наполнив ее правдой жизни. Его полотна — приговор войне.

Передвижники были непревзойденными мастерами пейзажа. Пейзаж на их полотнах становится значимым жанром живописи. Среди них Саврасов А.К (1830-1897), Поленов В.Д. (1844-1927), Шишкин И.И (1832-1898), Куинджи (1842-1910), Айвазовский И.К. (1817-1900), Левитан И.И. (1860-1900).

Художников поддерживали меценаты, такие, как Третьяковы, Мамонтов С.И. Эта поддержка способствовала зарождению крупнейшей коллекции произведений изобразительного искусства — Третьяковской галерее.

Театр

XIX столетие стало временем успешного развития русского театра. В начале века он был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. На сцене ставились трагедии на мифологические и исторические сюжеты.

Над театрами был установлен строгий контроль государства. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г.

Важным этапом в развитии русского театра было создание в 1898 г. Московского Художественного театра. Создателями его были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот театр отличали демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Островского, Ибсена, Метерлинка, и другие.

Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С. Станиславским. В театре выросла целая плеяда замечательных актеров: М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.В. Самойлов и многие другие.

Музыка

Традиции русской музыкальной культуры сложились уже к концу XVIII века. Знаменитые композиторы тех лет:

  • А.А. Алябьев (1787-1851);
  • А.Е. Варламов (1801- 1848);
  • А.Л. Гурилев (1803-1858);
  • Н.А. Титов (1800-1875).

Они создавали произведения камерного жанра: романсы, небольшие музыкальные пьесы.

Основоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка (1804-1857). В музыке Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. В основе его музыки лежит русская народная песенная культура.

В составе группы были:

  • М.А. Балакирев (1837-1910);
  • М.П. Мусоргский (1839-1881);
  • А.П. Бородин (1833-1887);
  • Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908);
  • Ц.А. Кюи (1835-1918).

Все они придерживались народного стиля в музыке. Их творчество современники называли музыкальной революцией.

Великим композитором в истории русской и мировой музыки считают Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Он создал оперы и балеты, идущие до сих с успехом пор на мировой оперной сцене:

XIX век знаменит появлением русского романса, основу которого составили народные мотивы. Главную роль в развитии русского романса сыграли композиторы:

  • А.А. Алябьев;
  • А.Л. Гурилёв;
  • А.Е. Варламов;
  • П.П. Булахов;
  • А.Н. Верстовский.

Самым знаменитым среди музыкальных театров был петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Многие имена русских исполнителей знали во всем мире: знаменитый оперный бас Ф.И. Шаляпина, лирический тенор Л.В. Собинова. Известны были русский балетмейстер и педагог М.И. Петипа, балетмейстеры и танцовщики М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский, балерина А.П. Павлова.

Читайте также: