Какие детали эпизода говорят об ироническом отношении автора к подобному воспитанию кратко

Обновлено: 02.07.2024

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. Разработана но основе методических рекомендаций УМК Коровина.

Содержимое разработки

Контрольная работа по творчеству А,С.Пушкина

Задание №1: Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями

а) способность художественной литературы точно воссоздать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях

б) большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни

Задание № 2: соотнесите названия стихотворений А.С. Пушкина с их основным содержанием

Зарисовка природы и отклик десятилетие восстания декабристов

Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей

Задание №3:

Прочитайте строфу из стихотворения. Определите названье. Какому событию и кому его посвятил А.С.Пушкин.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе, приведите примеры:

Как обучение и воспитание Петруши Гринёва характеризует быт и нравы поместного дворянства времён Екатерины II ?

Какие детали эпизода говорят об ироническом отношении автора к подобному воспитанию?

С какой целью автор соединяет в стихотворении черты пейзажной зарисовки и отклик на десятилетие восстания декабристов?

В чём аллегорический смысл стихотворения?

Задание 1,2: по одному баллу за каждый правильный ответ – 6 баллов

Задание 3: 1) – 3 балла

За правильный ответ без примеров по 1 баллу, с примером по 2 балла – 6 баллов

Помогите с литературой: Капитанская дочка
1)Как обучение и воспитание Гринева описывает быт и характеры поместного дворянства времен Екатерины 2?
2) Какие детали эпизода разговаривают об ироническом отношении творца к подобному воспитанию.

  • Шимаев Денис
  • Литература
  • 2019-07-14 12:30:12
  • 2
  • 1

1) В творении отражены детские годы обычного дворянского малыша, выросшего в семье отставного премьер-майора.

Еще до рождения он был записан в Семёновский полк сержантом. С пятилетнего возраста за ним присматривал пожалованный ему в дядьки Савельич, потом, по дворянским правилам, выписали француза Бопре.

Отражая характеры дворянства екатерининской эры, Пушкин указывает дворян среднего слоя, которые читают раз в год получаемый Придворный календарь, испытывают почтение к собственной службе и оценивают верность отечеству. Дворянские малыши, как верховодило, вырастают недорослями, играя в чехарду с дворовыми мальчишками, как это делал молодой Гринев.

2) К примеру, комичность фигуры француза Бопре в твореньи. У себя на отчизне он был парикмахером, в России - бойцом, а у Гриневых - учителем. Учебой Петрушу не напрягал.
Когда отец застал отпрыска за изготовлением змея из географической карты:

". батюшка за ворот приподнял его (пьяного Бопре) с постели . и прогнал со двора"

Ирония сделала начало повести неотразимо привлекательным. Пушкин иронизирует над дворянским воспитанием Пертруши Гринева.Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина.
Примеры
описание “урока” месье Бопре, во время которого Петруша был “занят делом”- изготавливал бумажный змей из географической карты.
“Достижения” в учёбе Петруши, когда к двенадцати годам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”.
Это и “несомненные успехи в службе” на постоялом дворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебному предмету литература

Учитель: Решетько С.Н.

фонда оценочных средств

по учебному предмету: литература

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Из русской литературы XIX века

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Контрольная работа по творчеству М. Ю.Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Контрольная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.

Из русской литературы XX века

Контрольная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА.

Урок контроля. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Вид контроля: входной

Выявление уровня литературного развития учащихся

Для определения уровня литературного развития восьмиклассников проводится:

Выполнение тестовых заданий:

Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них:

1 См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.

Названия произведений

Исторические события

1. Троянская война

2. Отечественная война 1812 г.

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. А. Т. Твардовский

4. Война с горцами в XIX в.

5. Ссылка декабристов в Сибирь

Ответы на тест: 1. 132; 2. 215; 3. 354; 4. 423; 5. 541.

1. Северная 1721 гг.

2.Отечественная война 1812 г.

3.Великая Отечественная война 1941—1945гг.

4. М. Ю. Лермонтов

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. Борьба украинского на- рода против завоевателей в конце XVI—начале XVIIв.

Ответы на тест: 1. 123; 2. 241; 3. 315; 4. 452; 5. 534.

Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений):

Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему?

II .Письменное комментирование следующих афоризмов:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

Основные виды деятельности. Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.

Метапредметные: развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий, выбирать основания для сопоставления и делать выводы.

Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Вариант1

1.Соотнесите названия литературоведческих терминов реализм, историзм, роман с их определениями.

1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.

2.Большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

Ответ: 1, 3, 4.

— Как обучение и воспитание Петруши Гринёва характеризует быт и нравы поместного дворянства времён Екатерины II ?

— Какие детали эпизода говорят об ироническом отношении автора к подобному воспитанию?

— С какой целью автор соединяет в стихотворении черты пейзажной зарисовки и отклик на десятилетие восстания декабристов?

— В чём аллегорический смысл стихотворения?

Вариант 2

Зарисовка природы и отклик на десятилетие восстания декабристов.

Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

Их поступки

1) Дарит коня и овчинный тулуп

Б) Маша Миронова

2) Остаётся верным присяге

3) Вызывает соперника на дуэль

4) Отправляется в Петербург

Ответ: А—2, Б—4, В—1.

-Какие детали говорят об ироническом отношении автора к изображаемому?

- Как сочетаются в стихотворении автобиографический аспект и тема поэтического вдохновения?

- Почему лирический герой стихотворения считает гармонию человека с миром основой мироздания?

Урок № 9/25. Контрольная работа по творчеству М. Ю.Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Основное содержание урока. Письменный анализ (или сопоставительный анализ) эпизода лиро-эпического (драматического) произведения, письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестов.

Основные виды деятельности. Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических (драматических) произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе их достижения, определять способы действий в рамках предложенных условий, выбирать основания для сопоставления и делать выводы.

Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать своё досуговое чтение.

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов поэма, комедия, сатира с их определениями.

Вид комического, способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Лироэпический жанр, крупное или среднее по объёму стихотворное произведение, основными чертами которого является наличие сюжета и образ лирического героя.

Жанр драмы, драматическое произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного или человеческого несовершенства.

Ответ: 1 — сатира; 2 — поэма; 3 — комедия.

Поступки героя

А) Башмачкин

1) И прежде всего бросился в глаза большой палец… с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп. На шее у… висел моток шёлку и ниток, а на коленях была какая-то ветошь

Б) Значительное лицо

2) Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк

В) Петрович

3) Рот… покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнёс такие речи…

4) Он оставался вечно в одном и том же молчаливом состоянии, произнося только изредка какие-то односложные звуки, и приобрёл таким образом титул скучнейшего человека

Ответ: А—2; Б—4; В—1.

— В чём сходство и различие описаний природы в стихотворении и фрагменте поэмы? Какие общие черты романтических произведений отразились в стихотворении и фрагменте поэмы?

Дайте письменный ответ на вопрос:

— Почему Хлестаков оказывается в роли ревизора?

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов романтизм, юмор, ремарка с их определениями.

Пояснение автора к тексту пьесы, в котором сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п.

Вид комического, способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке.

Направление в искусстве и литературе, характеризующееся субъективной позицией писателя по отношению к изображаемому, стремлением показать высокое назначение человека в ярких образах, выдвижением в качестве героя исключительной личности, действующей в исключительных обстоятельствах, показом разлада героя с действительностью, ведущего к трагическому двоемирию.

Ответ: 1 — ремарка; 2 — юмор; 3 — романтизм.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованные поэтом в этой цитате:

Ответ: 1, 3, 4.

— В чём сходство и различие происходящих событий, героев, их поступков в повести и в пьесе? Как характеризует персонажей их речь в эпизодах из повести и из пьесы?

Дайте письменный ответ на вопрос:

Урок № 11/33. Контрольная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.

Основное содержание урока. Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):

— Какие литературные приёмы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.)

Основные виды деятельности. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать правильность выполнения учебной задачи на основе самоконтроля.

Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в развёрнутых письменных высказываниях аналитического и интерпретирующего характера.

Урок № 12/4. Контрольная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся):

4.В чём нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей?

5.В чём современное звучание стихов Блока об истории России?

Урок № 17/21. Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА.

Основное содержание урока. Контрольная работа в формате Государственной итоговой аттестации (по вари антам).

Основные виды деятельности. Выполнение комплекса заданий по анализу художественного произведения. Письменный ответ на проблемный вопрос (в жанре сочинения).

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Предметные: проверка умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Контрольная работа в формате ГИА (по вариантам)

Первая часть работы (один из вариантов) выполняется в классе; вторая часть работы может быть выполнена (завершена) дома.

С какой целью автор обращает внимание на такую деталь: покойник батюшка челобитчиков принимал, сидя на железном сундуке?

Почему Правдин и Стародум относятся к образованию Митрофана с иронией?

Почему Россия предстаёт в стихотворении в образе прекрасной женщины?

Какие образы создаются в стихотворении звукописью?

Что даёт автору основание верить в великое будущее России?

Дайте полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов на один из пяти проблемных вопросов:

Урок № 18/1. Урок контроля. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Основное содержание урока. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Основные виды деятельности. Предъявление читательских и исследовательских умений, приобретённых в 8 классе. Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое. Иллюстрирование примерами литературоведческих терминов. Отчёт о выполнении индивидуальных учебных проектов.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий; овладение основами самоконтроля и осознанного выбора в учебной деятельности; владение устной и письменной речью.

Предметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного понимать прочитанные литературные произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Выявление уровня литературного развития учащихся

В ходе игры возможны музыкальные паузы и выразительное чтение наизусть, инсценирование. В конце игры подводятся общие итоги, происходит награждение победителей и вручаются списки для самостоятельного чтения летом.

Примерные вопросы и задания, включённые в билеты:

Станция 1. Проверка навыков различных видов пересказов.

Станция 2. Проверка навыков монологической речи.

Станция 3. Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения.

Прочитайте наизусть басню И. А. Крылова о войне 1812 года. Какие общественные пороки осуждает баснописец?

Станция 4. Проверка уровня усвоения теоретико-литературных понятий.

Расскажите о роли исторической правды и художественного вымысла в произведениях на историческую тему. Приведите примеры.

Расскажите об особенностях характера романтического героя (по выбору). Что в этом образе вызывает вашу симпатию?

Расскажите о психологизме художественной литературы. Приведите примеры из рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна .

Какую роль играет в произведении герой-повествователь? Приведите примеры.

Итоги года и задание на лето

И т о г у р о к а.

Подсчёт результатов литературной игры, награждение победителей и вручение списка для самостоятельного чтения летом. Награждение авторов лучших сочинений, презентаций, докладов, рефератов, проектов.

Читайте также: