Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия вы можете выделить кратко

Обновлено: 02.07.2024

Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны согни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях.

Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт.

Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.

Культура СССР в период застоя и Перестройки

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.




Вопрос

Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны согни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях.

Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт.

Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.

Культура СССР в период застоя и Перестройки

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

Выделим черты развития культуры, которые проявились в первые послевоенные годы.

Условия развития культуры в послевоенный период

Послевоенный период характеризовался:

  • огромными разрушениями памятников искусства и учебных заведений;
  • тысячи ценных экспонатов было вывезено из страны;
  • на войне погибло много выдающихся деятелей культуры;
  • была нехватка в опытных специалистах;
  • партия и государство проводят идеологию борьбы, направленной против буржуазной культуры, дана единая направленность на проведение марксистской линии в литературе, искусстве и науке.

Оценка культуры с позиции политических взглядов и убеждений привела к глубокой деформации в культуре.

Образование и наука

В системе образования произошло реформирование:

  • введено семилетнее обязательное обучение, которое преобразовалось постепенно в восьмилетнюю политехническую школу;
  • развитие получили школы рабочей молодежи и ремесленные училища, акцент делается на подготовке рабочих;
  • открываются десятки новых вузов, чтобы обеспечить народное хозяйство специалистами;
  • проводится антирелигиозная пропаганда, вводится атеистическое воспитание.

Восстанавливаются научные исследовательские центры. Взят курс на научно-техническую революцию. Появляются новые отрасли – ядерная физика, ракетно-космическая промышленность, атомная энергетика.

Литература и искусство

Победа в войне оказала воздействие на тематику литературных произведений. Однако, произведения конца сороковых годов, претерпевая жесткую цензуру, искажают события, провозглашают культ Сталина.

Диктат партии прослеживается и в киноискусстве. Продолжаются указания – кому, как и о чем снимать.

В музыке набирает обороты борьба с формализмом. Жесткие предписания чувствовались и здесь. Произведения известных сегодня композиторов тогда критиковались и запрещались.

В изобразительном искусстве и скульптуре доминирует военная тематика. Постепенно акцент переносится на бытовые сцены. Художники начинают изображать мирный труд.

Все процессы, происходящие в культуре в послевоенный период, продолжают контролироваться государством и партией.

Вопрос:

Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия вы
можете выделить?

Подробный ответ:

1) Патриотизм в произведениях культуры ( войны выиграли , но страна понесла огромные потери, необходимо было ее восстановить, перейти на мирное русло жизни)

2) Возрастание культа личности Сталина( Победу стали олицетворять с личностью И.В. Сталина, под чьим руководством одерживали Победа)

3) В конце сороковых- резко негативное отношение к бывшим союзникам : Англии и США из-за начавшейся Холодной войны

Первое послевоенное десятилетие - это период правления Сталина, который характеризуется восстановлением промышленности, науки, экономики, а также культуры от военного времени. После военного времени осталось много произведений, которые рассказывали об ужасах той войны. Также появлялись и новые, которые основываются на воспоминаниях.

Проблемы послевоенной культуры

Во время войны было уничтожено порядка 30% культурного наследия стран Советского Союза. Памятники культуры, сооружения необходимо было заново восстанавливать.

Наука во время войны была “занята” не разработками, которые помогут преодолеть болезни или сделать жизнь мирных людей лучше, а на создание нового оружия, которое поможет защитить страну. Также остро повлияло на культуру, науку и образование вмешательство правительства.

Развитие образования и науки

Во время войны подрастающее поколение не смогло пойти в школу, а ребята, которые уже обучались в школах, не имели возможности ее закончить из-за ряда причин. Чтобы в стране не появилось проблемы необразованности, активно развивались высшие учебные заведения. Они же занимались проведением заочной и вечерней формы образования, чтобы каждый имел возможность работать и получать профессию одновременно. Большое распространение получили те специальности, которые были необходимы в дальнейшем продвижении Советского Союза, а также на обеспечение внешней безопасности страны. Государства серьезно отнеслось к “реформе образования”, поэтому была усилена административная система, ответственная за народное образование.

Политика государства направляла науку на полное превосходство всех держав мира. Еще с 1943 года шла активная разработка оружия массового поражения - атомной бомбы, а спустя 6 лет началось испытание первой бомбы. С помощью данной разработки советские ученые завоевали статус первых разработчиков термоядерного оружия. В 47 году 20 века появилась баллистическая ракета, которая дала начало модернизации армии, позволив оснастить в первой половине 50-ых годов ракетно-ядерным оружием.

Развитие искусства

Государство проводило политику (в отношении деятелей культуры), которая должна направлять людей на трудовые подвиги. Именно из-за рвения людей отдаваться полностью работе во благо общего дела Советскому Союзу удалось достигнуть экономического роста в первую пятилетку. Направляли людей патриотические произведение, которые отражались в театре и кино. Довоенная цензура никуда не исчезла, а также продолжала действовать еще долгое время. Многие деятели культуры были репрессированы, либо самостоятельно переезжали в те страны, где их произведения могли быть напечатаны.

Также большую потерю потерпела литература. Многие поэты и писатели погибли в период военного времени, а также во время прихода советской власти. Отдельный пласт деятелей культуры (Ахматова, Казакевич) подвергались массовой публичной травле.

В послевоенные годы культура развивалась очень медленно. Деятелей искусства, которые не писали в угоду правительству, а выражали собственную позицию, ссылали, а, если такой участи удалось избежать, они прозябали в нищете и подвергались массовым гонениям. Наука же, в свою очень, поощрялась. На развитие технологий, которые могли продвинуть Советский Союз вверх по лестнице “сверхдержавы”, выделялись средства. Государство поощряло молодежь, которая была готова связать свою жизнь с профессией, деятельность которой направлена на благо государства. Также было развито вечернее образование - “вечерка”, которую могли посещать вернувшиеся солдаты и люди, работавшие в тылу.

Читайте также: