Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы школы
Обновлено: 05.07.2024
І. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год может включать следующие пункты:
- Задачи, поставленные классным руководителем перед коллективом в прошлом учебном году.
- Результаты, полученные по каждой из поставленных задач.
- Что помогло достичь поставленных задач?
- Какие задачи не были решены и почему.
- Какие новые проблемы встали на пути развития коллектива и как они могут быть решены.
ІІ. Характеристика класса
- Анализ изменений по количественному составу учащихся.
- Вновь прибывшие учащиеся, их характеристика.
- Анализ результатов успеваемости учащихся класса.
- Анализ участия учащихся в жизни классного коллектива.
- Анализ участия родителей в жизни детского коллектива.
- Анализ участия класса в жизни школы.
- Анализ эффективности проводимых в классе
внеклассных мероприятий и участие в них родителей учеников.
- Достижения в развитии детского коллектива.
- Проблемы в развитии детского коллектива:
- учащиеся, отстающие в учебе;
- учащиеся с проблемным поведением;
- учащиеся с ослабленным здоровьем;
- учащиеся, у которых проблемы в общении со сверстниками и одноклассниками.
- Возможные пути решения проблем детского
ІІІ. Цели и задачи воспитательной деятельности.
- Цель и задачи воспитания учащихся на новый учебный год.
- Пути решения поставленных задач воспитания учащихся.
IV. Основные направления и дела классного коллектива.
Направления работы классного руководителя могут быть следующие:
- Гражданско-патриотическое
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
V. Индивидуальная работа с учащимися.
Рекомендации по составлению характеристики учащегося
1. Отношение ученика к учению:
- желание учиться лучше;
- отношение к успехам и неудачам;
- сознательное отношение к получению знаний.
2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности:
- умение планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале, обобщать, делать выводы;
- уровень внимательности, собранности;
- уровень настойчивости в овладении учебным материалом, достижении поставленных целей;
- умение осуществлять самоконтроль, проявлять собранность, организованность.
3. Ведущие интересы и склонности:
- предпочтение тем или иным учебным предметам;
- занятия в кружках, секциях;
- работа по самообразованию.
4. Культурный кругозор:
- уровень начитанности;
- широта культурных интересов;
- художественные способности.
5. Общественная и трудовая активность:
- инициативность в делах;
- отношение к общественным поручениям;
- заинтересованность в делах- коллектива.
6. Физическое развитие:
- состояние здоровья;
- отношение к спорту.
7. Нравственная воспитанность школьника.
- дисциплинированность;
- честность, порядочность;
- гуманизм;
- взаимоотношения с учащимися класса,
- отношение к учителям.
8 Участие родителей в воспитании.
VI. Работа с родителями.
Направления деятельности педагога с родителями:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
VII. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:
- развитие личности учащихся;
- формирование классного коллектива;
- наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
- Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т. е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
- Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
- Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
- Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
- Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь
совершенствуя, шлифуя и добавляя свое. - В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
- Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.
- Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
- Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.
10.В составлении плана воспитательной работы могут и
должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.
Читайте также: