Какие бывают жанры сказок 5 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, справедливости. Они – это, конечно же, сказки.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

На сегодняшний день сказки играют важную роль в жизни человека. Сказки помогают развиваться, воспитывать важные качества в каждом человеке: добро, взаимопомощь, щедрость, понимание окружающих.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова "бать" - рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о них на сегодняшний момент не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Сказка - один из жанров фольклора , либо литературы ; эпическое , преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Характеризуется отсутствием претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

*Сказка литературная в отличие от фольклорной , принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имевшее никаких вариантов.

Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки :

Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой);

Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки;

Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

Сказка как художественное целое существует только как совокупность определенных признаков: особая форма построения, особая поэтика, повествовательность и сюжет, установка на вымысел и назидательность . Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение. Расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия заключается в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе и возникает классификация видов сказок (В.Я. Пропп):

Сказки о животных;

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

Возникли в глубокой древности, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь – крик, поведение – повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь). Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей с определенными характерами.

Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются жадность, обман в целях наживы, издевательство над слабым.

Именно в переплетении животного и человеческого, в соприкосновении условного и реального кроется комический эффект в сказках о животных.

. Выделяют также структурно-семантическую классификацию сказок о животных (В. Я. Пропп):

Кумулятивная сказка о животных;

Волшебная сказка о животных;

Художественные особенности сказок о животных

В сказках о животных очень развит диалогизм.

В сказки о животных широко вводятся песенки.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Волшебными они называются потому, что все происходящее в волшебной сказке фантастично и удивительно: её герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил ˸ Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы . В борьбе он становится ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье.

Таким образом, основная задача данного жанра : вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность, глубоко симпатичен русскому народу.

Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные - коварные, завистливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.

В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка—золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим разнообразием отличаются чудесные предметы˸ ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бросает гребешок — и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.

Сказка учит любить и жалеть, Быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по его делам и поступкам. Учит уважать старших и вести себя достойно.

По типу конфликта волшебные сказки бывают:

- героические: герой борется с волшебной силой;

- социально - классовые: герой борется с барином, с царём;

- семейные (педагогические): конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер.

Основные темы волшебных сказок

Художественные особенности волшебных сказок

Наличие традиционных эпитетов (добрый молодец, красна девица, слезы горючие, вода студеная, терем высокий, сыра земля, чужедальняя сторона);

Постоянные сказочные выражения (Утро вечера мудренее. Слезами дела не поправишь. Долго ли, коротко…);

Принцип троичности (три дочери, три сына, три дороги, три задания и т.д.);

Для волшебных сказок характерна градация – усиление, увеличение признака (старший сын – умный, средний – так себе, младший - дурак; старшая дочь - красавица, средняя – еще луче, а младшая – ни в сказке сказать, ни пером описать); первое задание – трудное, второе – еще труднее, третье – самое сложное);

В волшебных сказках традиционный образный строй.

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

В литературоведении эти сказки называют обычно социально – бытовые, так как в центре действия – бытовые и социальные отношения между людьми.

Эти сказки довольно короткие. В центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке.

В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером.

Действия в бытовой сказке, в отличие от волшебной, разворачиваются не в тридевятом царстве, а в обычном городе или деревне. Здесь существует лишь один земной мир, и реалистично передаются особенности быта. Примечательно, что в бытовой сказке могут указываться реальные географические названия.

В бытовых сказках отсутствуют явления чудес и фантастических образов, героями же обычно выступают простые люди: бедные крестьяне и работники, солдаты, ремесленники и прочие представители различных профессий. Герои действуют в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке, такой как служба, стройка, пашня и т. д. Главным героям противопоставляются не фантастические злые силы, а знатные или зажиточные люди: священники, купцы, помещики.

В основе развития сюжета бытовой сказки лежит бытовой конфликт, который возникает между богатыми и бедными, слабыми и сильными. Помимо этого, конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство противостоит таким качествам личности как жадность, злоба, зависть. Именно эти качества вызывали у простого народа резкое неприятие. Конфликт разрешается в пользу главного героя, но не чудесным способом и без чьей помощи, как это происходит в волшебной сказке, а благодаря уму, находчивости, хитрости, ловкости и упорству главного героя. Именно из-за обладания этими качествами герою удается разрешение трудных задач и в финале он за это вознаграждается.

Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее, чем в волшебных.

Одной из целей бытовой сказки считается высмеивание пороков и недостатков персонажей, которые распространены в определенной народной среде. В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит значимый элемент социальной и нравственной критики, который, в свою очередь, определяет общественно-нравственные оценки и предпочтения. Так, например, в народной сказке высмеивают неумелых людей и лодырей. Бытовая сказка с уважением и почтением относится к умелым и трудолюбивым работникам. Обычно к тем героям, которые незаслуженно обладают богатствами, презирают труд и не умеют работать, выражается негативное отношение. В противовес им представлен простой народ, который благородя честному труду и смекалке будет вознагражден.

В основе бытовых сказок лежит:

Антитеза – противопоставление. Одни герои (положительные) резко противопоставлены другим (отрицательным).

Гиперболизация - преувеличение. Используется для обличения человеческих

пороков (особенно глупости).

Бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой.

В бытовых сказках нет волшебства, превращений; в них ярко выражен национальный колорит и часто бытовая сказка похожа на новеллу (рассказ с неожиданным концом).

КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ

К умулятивная сказка ( цепочная сказка ) - сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.

Многие из таких сказок являются реликтовыми, т.е очень древними, и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок - развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками. Большинство ученых-фольклористов склоняется к тому, что создателями цепевидных сказок были люди с юным (детским) сознанием, то есть примитивные общества. Считается, что подобные цепевидные структуры соответствовали архаическому типу мышления.

В. Я. Пропп выделял сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Цепочную композицию различают:

С бесконечным повторением :

С конечным повторением :

Кумулятивные сказки - это повествования, которые обладают весьма простым жизненным описанием. Это, как правило, история, рассказывающая нам о каком-нибудь незначительном событии или о ситуации, которая часто встречается в повседневности и является обыденной. В цепочной сказке совершенно непонятно, откуда может начаться развиваться действие. Оно возникает совершенно неожиданно, что и является одним из основных художественных эффектов подобного повествования.

Надо также отметить, что по форме исполнения и по стилю имеется два вида этих сказок . Одни рассказываются эпически спокойно и медлительно, как и всякие другие сказки. Они могут быть названы кумулятивными только по лежащей в их основе композиции.

Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки, поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, по преимуществу, детским жанром.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого .

Был у попа работник. Ходил он в лес дрова рубить. Нашел гриб-дождевик, принес домой и показывает попу. Поп спрашивает:

— Это, батька, кобылье яйцо!

— Какое такое кобылье яйцо?

— А из этого яйца можно выпарить жеребенка.

— Как же его выпарить?

— А как курица на яйцах сидит: четыре недели надо сидеть на нем.

И посадил попа на печь.

Пошел он в лес и поймал как-то зайца. Залез на печь к попу и говорит:

— Батька, поворотись-ко: наверное, скоро выйдет жеребенок!

Поп пошевелился — дождевик лопнул. А он в то время зайца и отпустил (поп не видел), а дверь была отперта: заяц прямо и побежал на улицу. Они оба за ним — ловить его. Поймать не могли: заяц так заяц.

— Ох, работник, Наверно, хороший жеребенок был: задние ноги у него длинные!

— Да, батька, - говорит, - наверное, хороший!


ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Характерные особенности докучной сказки

Движение сюжета по кругу;

Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости собственно содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца – началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда, выдвигается следующая классификация докучных сказок :

Неоправданно короткие докучные сказки - это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует. Начало может быть:

Неоправданно незаконченные докучные сказки - бесконечность данного типа докучной сказки создается открытостью ее конца. Технический прием состоит в том, что ход сказочного действия, его время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве: например, рассказчик и слушатель вынуждены ждать, когда две тысячи волов перейдут по одной жердочке мост, и только после этого можно будет продолжить повествование. Пример:

Жил- был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.

- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Пришел медведь к броду,

Да бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, Выкис, Вылез, Высох,

Встал на колоду

Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну, такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
(и опять всё с начала)

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Только всем от песенки этой стало тошно,
Потому что песенка чучела про то, что:
Чучело мяучело на трубе сидело…
(и так далее)

Рассказываем о жанре, его истории и приводим примеры произведений.

Сказки — один из фольклорных жанров. Это короткие истории, в стихах или прозе, рассказывающие о волшебных приключениях, героических подвигах или бытовых делах. О других жанрах мы рассказали в этой статье.

В отличие от легенд и былин, сказки не претендуют на историчность. В отличие от мифов, почти не касаются религии и фундаментальных тем. Повесть о сотворении мира или объяснение природных явлений — задача мифов. Сказки толкуют о менее масштабных делах: о том, как звери собрались на зимовье, солдат обманул скупую вдову и сварил себе наваристую кашу, а Иван-Дурак подружился с серым волком, нашел незнамо что незнамо где, получил в награду пару волшебных артефактов, руку принцессы и царство в придачу. История о том, как Прометей украл с Олимпа огонь и принёс людям — миф. История о том, как братец Кролик украл у фермера Сэма бочонок браги и принёс остальным зверям — сказка.

мы стараемся находить самые интересные вопросы и давать на них исчерпывающие ответы. заходите к нам почаще и вы всегда будете находить для себя что-нибудь новое и интересное.

темы вопросов

актуальные комментарии к ответам

Сказки бывают народные и авторские. По жанрам делятся на сатирические, волшебные, бытовые, новеллистические, небылицы и сказки о животных. Какие виды …

Сказки бывают народные и авторские. По жанрам делятся на сатирические, волшебные, бытовые, новеллистические, небылицы и сказки о животных. Какие виды …

Сложно представить себе детство без сказок. В любое, даже самое трудное время, в каждой стране матери обязательно рассказывают своим детям легенды, предания и вымышленные истории. Следует отметить, что как раз в самых бедных странах сказочный фольклор наиболее распространен.

Сказки помогают не только скоротать время. Они развивают фантазию ребенка и моделируют ситуации, которые могут происходить в реальной жизни. Именно из этих, порой незатейливых, историй мы впервые узнаем о добре и зле, учимся чувствовать и сопереживать, постепенно готовясь к вступлению во взрослую жизнь.

Какие бывают сказки?

Литераторы выделяют 2 основных вида: народные и авторские. Фольклор передавался из уст в уста и пришел к нам из древности. А вот авторская сказка — это полноценное литературное произведение, написанное определенным человеком. Такие сказки относительно молоды. Тем не менее, часто они основываются на народном творчестве. Рассмотрим данные течения более подробно.

Народная сказка

Издревле сказания были способом отвлечься от тяжелых трудовых будней, скрасить долгий зимний вечер или монотонную работу, выразить свое отношение к жизни. Передаваясь из уст в уста, сказки трансформировались, обогащаясь новыми сюжетными линиями и героями.

Знакомясь с народным творчеством, можно заметить отчаянное желание справедливости. Здесь правда всегда победит кривду, разум одержит верх над глупостью, мужество и трудолюбие подчеркнуто превосходят лень и трусость. Древний фольклор позволяет полноценно ощутить связь с предками, приобщившись к истокам культуры.

Народные сказки бывают трех видов:

В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира.;

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил);

Животные испокон веков были неотъемлемой частью жизни человека.

Именно благодаря животным человечество выживает на протяжении своей многотысячной истории. Поэтому не удивительно, что четвероногие и пернатые очень часто встречаются в народных сказках. Звери могут являться единственными персонажами сказки, а могут соседствовать с человеком, причем на равных. Отличительной чертой является то, что действие происходит в реальном мире.

Волшебной называется сказка, действие которой перенесено в вымышленный мир.

Там действуют свои законы, отличные от земных. Такая небылица изобилует волшебными событиями и приключениями.

Особенностью бытовой сказки является попытка отразить суть обыденной жизни и повседневного народного быта. Здесь обычно поднимаются социальные проблемы и осуждаются отрицательные человеческие качества. Тем не менее, в этих историях могут присутствовать элементы волшебной сказки. Как правило, здесь высмеиваются жадные попы, а в качестве героя выступает мужик или солдат, который обязательно выйдет победителем из всех передряг.

Литературная сказка

Что же такое авторская сказка? Это художественное произведение, написанное в прозаической или стихотворной форме. Сюжет может быть оригинальным, а может заимствоваться из фольклора.

Литературные сказки более разнообразны по сюжету, повествование более насыщено.

По жанрам литературные сказки:

  • сказка о животных;
  • волшебная сказка;
  • новеллистическая сказка;
  • анекдотическая сказка;
  • небылица.

Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Х.К. Андерсен, братья Гримм, Е. Шварц, В. Бианки, Дж.Р.Р.Толкиен и многие другие замечательных авторы-сказочники.

Независимо от вида и жанра сказок, все они имеют объединяющее начало – добро. Поэтому читайте детям сказки, даже если вам кажется, что они уже давно вышли из этого возраста.

только я уточню а то у вас объяснения там вдруг кто нибудь спишет все и только поймет все поздно. 1 ответ: я думаю, что сказка это выдуманная история, 2 ответ: сказки бывают волшебные, о животных, социально-бытовые, авторские, народные.

Русские сказки – кладезь сюжетов и ярких образов. В старинные времена их охотно слушали не только дети, но и взрослые: они заменяли собой литературу и затрагивали важные темы добра и зла, любви и справедливости. Продолжая наш "сказочный" цикл статей, поговорим в этот раз о русских народных сказках.

Слово "сказка" в современном значении стало встречаться только в XVII веке. Прежде на Руси сказки называли "баснями", а их исполнителей – "бáхарями" или "баянами". Все три слова – от глагола "бáять" (говорить, рассказывать).

Много веков существуя только в устной традиции, передаваясь из поколения в поколение, сказки сохранили для нас древние мифологические представления и живую народную речь. Поэтому важно читать их не только в литературной обработке, но и в фольклорных сборниках. В них сюжет одной и той же сказки обычно записан в нескольких вариантах, в каждом из которых слышится особая интонация рассказчика.

Наиболее полный сборник с записями русских сказок был составлен Александром Николаевичем Афанасьевым в 1850-е – 1860-е годы. Его современное переиздание в трёх томах можно скачать здесь .

Традиционно в сказках выделяют три жанра:

  • Волшебные сказки
  • Сказки о животных
  • Бытовые сказки

Все они имеют свои особенности и выполняют разные культурные функции, что нужно учитывать при чтении сказок детям. Волшебные сказки погружают маленького слушателя в мир таинственного и непостижимого, к которому всегда влечёт человека, сказки о животных знакомят его с миром природы, а бытовые сказки позволяют посмеяться над социальной несправедливостью и дурными качествами людей.

Волшебные сказки

Иван, Василиса, Баба Яга, Кощей Бессмертный – это всё персонажи волшебных сказок. Собственно, волшебная сказка и есть сказка в чистом виде: с фантастическими приключениями, чудесными превращениями, находчивыми героями и коварными злодеями.

Главный герой таких сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, младший сын.

Главная героиня – Василиса Прекрасная, сестрица Алёнушка, меньшая дочь, нелюбимая падчерица.

Их недоброжелатели – Кощей, Змей огненный, Лихо одноглазое, Идолище поганое, злая мачеха.

Сказка обычно начинается с нанесения герою или героине вреда, или с желания кого-то из персонажей иметь что-нибудь: злая мачеха выгоняет падчерицу из дома ("Старуха-говоруха", "Морозко"), злодей Кощей похищает мать Ивана-царевича ("Кощей Бессмертный"), мачеха посылает Василису Прекрасную к Бабе Яге за огнём ("Василиса Прекрасная"), стареющий отец отправляет сыновей в Тридевятое царство за молодильными яблочками и живой водой, царь требует добыть ему Жар-птицу ("Жар-птица и Василиса-царевна").

Иногда началом сказки служит нарушение запрета: сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди; братец Иванушка не послушался сестры и стал козлёночком; стрелец не доверился совету умного коня и попал в череду бед.

В испытаниях героям помогают чудесные помощники , которых в сказках множество: Сивка-бурка, Серый волк, волшебная кукла, мышка, щука, мужичок с ноготок, двое из ларца, печка, кошка и собака – кого тут только нет! "Баба Яга, костяная нога" выступает в двойном качестве: она или противник героев ("Баба Яга и Заморышек"), или помощник ("Марья Моревна"). Обычно Яга даёт героям трудные и даже невыполнимые задания, за неожиданное выполнение которых вознаграждает, чаще всего против своей воли.

Например, в сказке "Василиса Прекрасная" героиня попадает к Бабе Яге в работницы: она должна и двор вычистить, и избу вымести, и обед приготовить, и мак в закромах очистить от земли по зёрнышку – иначе съест её старая ведьма. Василиса справляется с этой работой: ей помогает волшебная кукла, завещанная от матери. Яга спрашивает Василису: "Как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?" Та отвечает: "Мне помогает благословение моей матери". А потом происходит следующее:

"Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных". Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала: "Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали".

Бегом пустилась домой Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и, наконец, к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп. "Верно, дома, – думает себе, – уж больше в огне не нуждаются". Но вдруг послышался глухой голос из черепа: "Не бросай меня, неси к мачехе!"

Читайте также: