Какие были основные темы рыцарской куртуазной поэзии кратко

Обновлено: 03.07.2024

В нашем повседневном представлении о Средневековье фигура рыцаря – неизменно на первом плане. Так оно и было в действительности. Ведь рыцарь это феодал, а феодалы были основными представителями имущественного класса того времени, на которых была возложена обязанность участвовать во всех военных мероприятиях государства. В тройственной структуре средневекового общества у феодала была своя роль: простолюдины трудились, обеспечивая общество материально; духовенство молилось, учило и наставляло; феодалы воевали, защищали или расширяли границы своего государства, взимали дань или грабили другие народы. Таким образом рыцарь это не просто феодал-землевладелец, а профессиональный военный, который оборонял страны от внешних врагов, сам отправляясь в военные походы, а порой и просто возглавлял шайку головорезов и беззастенчиво грабил и чужих, и своих.

В это время усложнились и умножились связи Европы с Востоком. В конце XI началась эпоха крестовых походов, и перед удивленным Западом воочию предстали диковины Ближнего Востока – остатки искусства Древней Греции, пышная культура Византии, многоцветный и притягательный мир Сирии, Ливана, Палестины.

Крестовые походы всколыхнули западный мир. Дальние земли явились не только взору благочестивых паломников и отважных купцов, но многочисленным толпам крестоносцев. Столкновение с живой реальностью отрезвило умы. Фанатизм и восторженно-благочестивую экзальтацию первых участников походов сменяет более разумный подход к оценке событий, появляется подлинный интерес к новым странам. В феодальном обществе появились более стойкие цементирующие силы, чем вассальная верность и хорошо налаженный аппарат церкви – силы экономических интересов. Они обусловили процесс консолидации и упрочнения центральной власти.

Действительно, новые формы культуры отвечали запросам больших и малых феодальных дворов и обслуживали, прежде всего, их обитателей. Но понятие куртуазности не было адекватно реальным придворным обычаям и нравам этого времени. Даже напротив: как ее понимали прежде всего поэты, она этим обычаям и правам решительно противостояла. И поэтому идеалы куртуазии явились своеобразным протестом против не очень поэтической повседневности.

Куртуазия как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством – Прекрасной Дамой. Нет, куртуазия не посягала на старую религию – христианство, но она сформировалась рядом с ним и почти вне его. Куртуазия, как комплекс моральных и эстетических норм, носила подчеркнуто светский, внецерковный характер.

Куртуазность захватила, конечно, лишь самую поверхность феодальной культуры, но придала ей особые черты.

Вопреки общепринятым средневековым моральным нормам главной фигурой куртуазной любовной лирики стала женщина – Дама. Тут она брала реванш за многовековую приниженность, когда иные схоласты всерьез обсуждали вопрос обладает ли женщина душой. В куртуазном микрокосмосе Дама была не только предметом восторженного и смиренного поклонения, причем подчас об этом говорилось в терминах привычного феодального обихода, но и обожествления на свой манер.

Дама куртуазных поэтов непременно прекрасна. Она совершенна душой и телом, и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть. Причем Прекрасная Дама совсем не обязательно принадлежит к высшим слоям дворянства, она может быть и горожанкой, и даже простой пастушкой. Как любовь и поэтический талант были выше сословной принадлежности влюбленного певца, так и красота, и высокая одухотворенность Дамы оставляли далеко позади ее реальное место в обществе.

Лирическая поэзия средневекового Запада была первым в европейской литературе прорывом в области интимным сердечных переживаний, по своей напряженности, по многообразию и глубине во много раз превосходящим любовные чувства, воспетые античными поэтами (например, Катуллом, Горацием или даже Овидием). В отличии от не очень сложной гаммы чувств, обуревавших героев средневекового эпоса, в лирике мир человеческой души выглядел более противоречивым, богатым и экспрессивным. К тому же в куртуазной поэзии на первом плане были переживания личностные, ориентированные не столько во внешний мир, сколько внутрь мятущегося и страдающего сердца.

Куртуазная лирика обратилась к любовным мотивам во многом потому, что этой области человеческих отношений и переживаний не коснулась та жесткая регламентация, которой были подчинены другие стороны жизни средневекового человека. И именно любовь незаконная, запретная, безнадежная давала широкий простор изображению изменчивой и глубокой человеческой души, подверженной игре сложных страстей; изображению их трагического накала.

Иногда полагают, что Прекрасная Дама куртуазных поэтов потому уже замужняя женщина, что она должна быть наделена богатым внутренним миром, тогда как неопытная девушка – в условиях Средневековья – обладать им не могла. Отчасти это, видимо так, но, все-таки, в Даме важнее не ее жизненный и чисто эмоциональный опыт, а те неодолимые преграды, которыми она окружена. В той воображаемой модели мира, которая встает из всего комплекса куртуазной лирики, Дама всегда была недоступна и недостижима, какие бы дерзкие мечты не изливал поэт в своих стихах.

На исходе XI столетия куртуазная лирика появляется на юге Франции в богатом крае – Провансе. Основной, наиболее универсальной и емкой формой любовной лирики Прованса стала кансона (песня), которую исполняли трубадуры.

В целом же, у наиболее талантливых поэтов мы находим постоянную игру противоположными устремлениями – стремлением искренне рассказать о своем чувстве, которое далеко не всегда платонично, и старанием следовать определенной системе мышления и условной поэтической образности. Борьба этих разноречивых устремлений и составляет одну из притягательных черт этой поэзии.

Большинство поэтов-трубадуров было не очень знатными рыцарями. На севере Франции на первых порах слагать любовные песни также стали рыцари средней руки, например, Гас Брюле, Ги Турорт (шатлен [1] де Куси). Но общая обстановка во Франции была не совсем такой, как в Провансе. На севере большее значение имели дворы крупных феодалов. Одним из таких дворов был, например, двор Альеноры Аквитанской, внучки первого провансальского трубадура Гильема Аквитанского и жены французского короля Людовика VII (а после развода с ним – английского короля Генриха II Плантагенета). Здесь, а также при дворах ее дочерей Марии Шампанской и Аэлисы Блуаской, охотно бывали и трубадуры, и местные поэты, среди которых нередко встречались выходцы из городской среды, а также учёные клирики.

У поэзии трубадуров была одна важная черта, которая указывает как на ее фольклорные истоки, так и на особенности бытования – это ее диалогичность. В стихах трубадуров часто звучит не один, а два голоса. То поэт беседует с Дамой, просит ее благосклонности, упрекает ее в безразличии и т.д., Дама же отвечает ему, что-то обещает в будущем, сурово отказывает, иногда сама обращается с упреками, обвиняя поэта в легкомыслии, коварстве, увлечении другими женщинами. А то перед нами беседа-спор двух поэтов о достоинствах той или иной Дамы, о силе и благородстве чувства, а задачах и средствах поэзии и т.п.

Подобные стихотворения сложились в специальную жанровую разновидность – тенсона – с четким чередованием реплик спорящих и соответствующей этому строфической организацией. Другая разновидность спора – партимен – требовала, чтобы начинающий диспут трубадур сразу же четко обозначил обсуждаемую тему. Очень распространена была альба – песня расцвета: двойной диалог возлюбленного с Дамой и другом или слугой.

В творчестве северо-французских труверов культивируются примерно те же жанры, что и трубадуров, но здесь еще больший удельный вес принадлежит фольклорным традициям. Поэтому такой популярностью пользуются пастурели, песни полотна, песни о несчастном замужестве и другие, где приметы повседневной жизни более ощутимы и не затушеваны куртуазной фразеологией. Лишь очень немногие труверы посвящали свое творчество лирическим жанрам и культивировали куртуазную концепцию любви.

Однако уже к концу XII столетия у немецких поэтов появляются несвойственная их романским собратьям меланхоличность, мотивы сердечной тоски и безысходной печали. Чувственный элемент совершенно изгоняется из их поэзии. Томление души и нескончаемые сетования становятся отличительной чертой лирики таких талантливых миннезин-геров, как Фридрих фон Хаузен и Рейнмар фон Хагенау. У их менее способных последователей на это наслаиваются усиленные поиски в области формы, становящейся исключительно изысканной, но лишь внешне блестящей, внутренне же бездушной и пустой.

Как и из среды труверов, из числа миннезингеров вышло несколько выдающихся авторов рыцарских романов (например, Генрих фон Фельдеке, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах), для которых их лирическое творчество, порой весьма обильное, все таки оставалось на втором плане. Но вскоре в поэзии миннезингеров большую роль начинает играть дидактическое начало, широко распространяется жанр шируха (назидательное стихотворение).

Возникнув в конце XI столетия, достигнув своих вершин к концу XII столетия, куртуазная поэзия в XIII веке стремится к своему упадку.


Андреев Л., Козлова Н., Косиков Г. История французской литературы. М., 1987.
Штейн А., Черневич М., Яхонтова М. История французской литературы. М., 1988.
История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение /под ред. М. Алексеева, М., 1987.
История немецкой литературы /под ред. А. Дмитриева, М., 1986.
Мелетинский Е. Средневековый роман. М., 1993.

[1] Не знатный рыцарь, владеющий замком более знатного сеньора на определённых условиях.


Стихи о любви появились, наверное, в те времена, когда вообще появилась поэзия. А поскольку стихи писали по преимуществу мужчины, посвящались они, главным образом, женщинам. Но настоящий культ Прекрасной Дамы зародился во времена рыцарей.

Рыцарь, рыцарство, рыцарское отношение к женщине…. Все эти понятия давно вошли в наш обиход и в дополнительных пояснениях не нуждаются. Однако как все это начиналось, откуда взялись рыцари и какое отношение они имеют к литературе?

Возникновение рыцарства было вызвано практическими задачами. Крестовые походы, растянувшиеся на века, объединили рыцарское сословие. Феодал, прежде лишь изредка встречавшийся с соседями, теперь стал чувствовать себя членом единого братства. Походы на Восток изменили само мировоззрение рыцаря. Это были кровавые войны, но вместе с тем – увлекательное образовательное путешествие. Перед малограмотным рыцарем – солдатом предстал незнакомый мир, похожий на волшебную сказку. Уже один Константинополь, где обычно собирались рыцарские отряды, производил на рыцарей ошеломляющее впечатление. А на Востоке, арене жестоких сражений крестоносцев с сарацинами, жизнь была еще роскошнее. Причем несравненно выше, чем в Европе, на Востоке были развиты науки, искусство, литература. Невежественный европеец получал здесь новые сведения о мире, учился восточным языкам, перенимал культуру Востока. При близком знакомстве с сарацинами, — ведь кроме войн случались и долгие перемирия, — слабела и фанатичная ненависть, с которой христиане отправлялись в крестовые походы. Рыцари, у которых был свой кодекс чести, не могли не восхищаться великодушием и отвагой сарацинских воинов.

И когда бесславно закончились крестовые походы, Европа была уже совсем не такой, какой была в их начале. Европа уже привыкла к восточной роскоши. Окрепла королевская власть. Затихли на время междоусобные войны. Наступило время относительного покоя.

У феодалов стали развиваться совершенно новые потребности – культура, знание, покровительство искусствам. Замки становятся по-восточному роскошными. Они полны гостей. Гости иногда живут здесь месяцами, принимая участие в пирах и рыцарских турнирах, в светских беседах. Иным стал и идеал рыцаря. Теперь это не только воин, но и галантный кавалер. Именно в это время происходит расцвет культа Прекрасной Дамы. Это одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства.

Конечно, и сама роль женщины в европейском обществе разительно переменилась. В раннюю эпоху рыцарства, до крестовых походов, женщина даже в самых знатных родах занимала униженное положение и не имела никаких прав. Теперь же, два века спустя, положение женщины было совсем другим.

Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс. А оттуда уже распространился по всей Западной Европе. Прованс был богат и просвещен. Положение женщины здесь было несравненно выше, чем в других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом. Она была равна с мужчиной во всех правах.

Культ Прекрасной Дамы начался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Ее изображения на иконах облекали в драгоценные одежды и увенчивали короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало и земную женщину. Земная любовь приобретала все более возвышенный и духовный характер. Почитая даму сердца, рыцарь, в сущности, служил не столько ей, сколько какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности. По установившимся взглядам того времени, рыцарь не должен был стремиться к разделенной любви. Даме сердца полагалось быть недосягаемой и недоступной. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее позволения служить ей. Даме посвящали победы на турнирах – и стихи.

Был день, в который, по Творце вселенной,

Скорбя, померкло Солнце… Луч огня

Из ваших глаз врасплох настиг меня:

О госпожа, я стал их узник пленный!

В центре этой лирики – двое. Влюбленный поэт и предмет его поклонения – Прекрасная Дама. Поэт должен быть самозабвенно влюбленным – лишь искреннее чувство дает ему право на внимание дамы и на само творчество. И вот оказывается, что любовь, воспетая в прекрасных стихах, доступна всем – знатным и незнатным, богатым и бедным. Возвышенная любовь всех уравнивает. Главной фигурой куртуазной лирики стала женщина. Дама. Даме поклонялись. Даму обожествляли. Дама куртуазных поэтов неизменно прекрасна. Она совершенна не только телом, но и душой. При этом ей вовсе не обязательно быть знатной. Поклоняться можно королеве, но можно и пастушке.

Интересно, что в куртуазной лирике часто воспевается любовь поэта к замужней женщине. Влюбленные не могут соединиться, и это придает любви дополнительное грустное очарование.

Столь куртуазный тон возьму,

Чтоб песней двинуть разговор,

Что краше прежних в ней узор

Появится; а почему?

Императрицу взяв саму

За образец учтивых фраз

Я чту, как некий высший глас:

Коль петь звучней,

Искусней, сладостней, нежней

Велит столь славной Дамы власть

Могу ль в глазах ее упасть?

Лирическая поэзия средневекового Запада была первым в европейской литературе прорывом в область интимных переживаний. Накал, глубина, многообразие чувств заметно превосходили античную лирику – Катулла, Горация, Овидия. Самой универсальной и емкой формой куртуазной лирики стала песня. А авторов, исполняющих свои песни, в Провансе стали звать трубадурами. На севере Франции такие певцы звались труверы, а в немецких землях, где также сложилась

своеобразная рыцарская культура, появились певцы – миннезингеры. Именно у куртуазных поэтов потом учились молодые итальянцы.

Италия дала миру поистине великие имена – Данте и Петрарку. Именно Италия стала родиной всего европейского Возрождения. Данте и Петрарка, конечно, не рыцари, но они продолжают рыцарские традиции в своих сонетах. У каждого из них свой предмет поклонения – своя Прекрасная Дама.

Данте было 9 лет, когда на весеннем празднике он встретил Беатриче, свою ровесницу. Воспоминание об этом событии поэт пронес через всю свою жизнь. Он любил ее издалека. В 20 лет Беатриче вышла замуж, а в 23 года умерла, но поклоняться ее памяти Данте продолжал в течение всей жизни.

Как часто здесь, в моем земном раю,

Брожу, невидимый чужому взгляду

И на траву, вздыхая, слезы лью,

В слезах и вздохах находя усладу.

Как часто я зову любовь мою,

Забыв, что смерть поставила преграду

Меж мной и той, которую пою.

Я верил, что найду мою отраду!

То отражает Сорга голубая

Ее во образе богини вод,

На берегу присевшей, отдыхая,

То вижу – по траве она идет

И мнет цветы, как женщина живая,

И сострадание в глазах несет.

И куртуазная литература, и рыцарские времена, и итальянское Возрождение подарили нам оставшиеся навеки имена: Абеляр и Элоиза, Тристан и Изольда, Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура. Дальнейшая история куртуазной лирики – это история ее воздействия, восприятия и изучения. Именно у провансальцев учились молодой Данте и поэты его круга возвышенному и тонкому пониманию любви и владению поэтическим словом. Далее интерес к ней среди европейских поэтов знал два счастливых момента. Один – эпоха романтизма. Другой – эпоха символизма. Мимо возвышенной рыцарской любви не прошла и русская литература. С искренней увлеченностью или с легкой долей иронии русские поэты воскрешали образы смелого рыцаря, бедного, но бесстрашного и верного. И его Прекрасной Дамы, вдохновительницы его подвигов и его песен. И даже за несколько ироническим описанием нельзя не видеть восхищение этой поэзией, проникнутой идеалами бескорыстной любви, честности и благородства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рыцарская куртуазная поэзия. Жанры, представители

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рыцарская куртуазная поэзия. Жанры, представители

Рыцарская куртуазная поэзия. Жанры, представители

Предпосылки куртуазной поэзии Укрепление королевской власти, рост богатеющих.

Предпосылки куртуазной поэзии Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые походы, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока обусловили глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых куртуазных, т.е. придворных форм искусства. В это время культивируются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка.

Предпосылки куртуазной поэзии В Средние века поэзия стала королевой словеснос.

Предпосылки куртуазной поэзии В Средние века поэзия стала королевой словесности, даже летописи облекались в стихотворную форму. Первые любовные рыцарские стихи были созданы в Провансе, на юге Франции, еще в конце XI в. А в XII-XIII вв. уже все города, все феодальные замки были охвачены новыми веяниями. Пышным цветом расцветает придворная рыцарская культура, блестящая, изысканная, нарядная.

Образ Прекрасной Дамы Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был облад.

Прекрасные дамы из рода Бабенбергов - Герберга, дочь Леопольда III (слева).

Прекрасные дамы из рода Бабенбергов - Герберга, дочь Леопольда III (слева), и польская принцесса, вошедшая в семью австрийских королей. XII век.

Представители Поэтических текстов, созданных в ту эпоху, чрезвычайно много, и.

Представители Поэтических текстов, созданных в ту эпоху, чрезвычайно много, и сегодня, конечно, уже никто не знает, кто были авторы большего числа их, но среди поэтов бесцветных появлялись и запоминающиеся фигуры с яркой индивидуальностью. Наиболее известными трубадурами были трепетный Бернарт де Вентадорн, пылкий Гираут де Борнейль, суровый Маркабрюн, рассудительный Пейролъ, мечтательный Джауфре Рюделъ.

Гираут де Борнейль (годы творчества ок. 1162—1199, род. ок. 1138 — ум. 1215).

Маркабрюн (? — ок. 1149 г.) Маркабрюн первый из трубадуров поднимает тему мо.

Маркабрюн (? — ок. 1149 г.) Маркабрюн первый из трубадуров поднимает тему морали, падения нравов. В своихсирвентах он обличает похотливость женщин и критикует куртуазную любовь. Для его произведений характерны грубый, приниженный язык, сложная форма, образы, не всегда поддающиеся расшифровке. Маркабрюн был автором первой дошедшей до нас пастореллы.

Джауфре Рюделъ (ок. 1100 — после 1148) С именем этого поэта связана одна из.

Жанры куртуазной поэзии

Жанры куртуазной поэзии

Пасторела Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и паст.

Пасторела Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки: Встретил пастушку вчера я Здесь, у ограды блуждая. Бойкая, хоть и простая Мне повстречалась девица. Шубка на ней меховая И кацавейка цветная, Чепчик - от; ветра прикрыться. (Маркабрюн)

Плач Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит.

Плач Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека: Нет, не вернусь я, милые друзья, В наш Вентадорн: она ко мне сурова. Там ждал любви - и ждал напрасно я, Мне не дождаться жребия иного! Люблю ее - то вся вина моя, И вот я изгнан в дальние края, Лишенный прежних милостей и крова. (Бернарт де Вентадорн)

Тенсона Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэ.

Тенсона Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама: Я велел с недавних пор Сердцу моему молчать, Но Любовь со мною спор Не замедлила начать: Друг Пейроль, решили, знать, Распрощаться вы со мной, Да и с песнею былой? Что ж, бесславный ждет удел Тех, кто сердцем охладел!

Сирвентес Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, гл.

Сирвентес Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или бесславный барон? - Перигон? Порой бесславно Жизнь ведет свою барон, Он и груб и неумен, А иной виллан бесправный Щедр, учтив, и добр, и смел, И в науках преуспел. Что Донне можете сказать: Кого из этих двух избрать, Когда к любви ее влечет? - Мой сеньор! (Дальфин и Перигон)

Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, с.

Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, она не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на злобу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.

Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали немец.

Заключение Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров можно назвать первы.

Заключение Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров можно назвать первым великим расцветом европейской лирики, за которым последовал еще более могучий расцвет, порожденный эпохой Возрождения.

Те времена прошли давно Когда-то, Бог свидетель, Царили в мире заодно Любовь.

Те времена прошли давно Когда-то, Бог свидетель, Царили в мире заодно Любовь и добродетель. Все в грех теперь погружено Любить грешно и жить грешно. Губительный владетель, Грех греху радетель.

Список использованной литературы История западноевропейской литературы. Средн.

Рыцарская литература - это крупное направление творчества, которое получило свое развитие в Средневековье. Героем ее являлся совершающий подвиги воин-феодал. Самые известные произведения этого направления: созданная во Франции Готфридатом Страсбургским "Песнь о Роланде", в Германии - "Тристан и Изольда" (стихотворный роман), а также "Песнь о Нибелунгах", в Испании - "Родриго" и "Песнь о моем Сиде" и другие.

рыцарская литература

В школе в обязательном порядке освещается тема "Рыцарская литература" (6 класс). Ученики проходят историю ее возникновения, основные жанры, знакомятся с главными произведениями. Однако тема "Рыцарская литература Средневековья" (6 класс) раскрывается сжато, выборочно, упускаются некоторые важные моменты. В этой статье мы бы хотели более подробно ее раскрыть, чтобы у читателя было более полное представление о ней.

Рыцарская поэзия

рыцарская литература в средние века

Рыцарская литература включает в себя не только романы, но также и поэзию, которая воспевала верность некоей даме сердца. Ради нее рыцари с риском для жизни подвергали себя различным испытаниям. Прославлявшие эту любовь в песнях поэты-певцы назывались миннезингерами в Германии, трубадурами - на юге Франции, и труверами - на севере этой страны. Самые известные авторы - Бертран де Борн, Арно Даниэль, Джауфре Рюдель. В английской литературе 13 века важнейший памятник - баллады, посвященные Робин Гуду.

Рыцарская литература в Италии представлена в основном лирической поэзией. Основал новый стиль, который прославлял любовь к даме, Гвидо Гвиницелли, болонский поэт. Крупнейшие его представители - Гвидо Кавальканти и Брунетто Латини, флорентийцы.

Образ рыцаря и прекрасной дамы

рыцарская литература средневековья

Слово "рыцарь" означает в переводе с немецкого "всадник". Оставаясь воином, он должен был в то же время иметь прекрасные манеры, поклоняться даме сердца, быть культурным. Именно с культа последней и возникла куртуазная поэзия. Представители ее воспевали благородство и красоту, а знатные дамы относились благосклонно к этому виду искусства, который превозносил их. Возвышенной была рыцарская литература. Картинки, представленные в этой статье, подтверждают это.

Куртуазная любовь, конечно, была в некоторой мере условной, так как подчинялась полностью придворному этикету. Воспеваемая дама, как правило, была супругой сюзерена. А рыцари, влюбленные в нее, оставались лишь почтительными придворными. Поэтому куртуазные песни, которые льстили женскому самолюбию, окружали одновременно феодальный двор сиянием исключительности.

Куртуазная поэзия

рыцарская и городская литература

Куртуазная любовь была тайной, поэт не осмеливался называть по имени свою даму. Это чувство выглядело как трепетное обожание.

Созданных в то время поэтических текстов очень много, и авторство большинства из них потеряно. Но в ряду многочисленных бесцветных поэтов возникали и запоминающиеся, яркие фигуры. Самыми известными трубадурами были Гираут де Борнейль, Бернарт де Вентадорн, Маркабрюн, Джауфре Рюдель, Пейроль.

Виды куртуазной поэзии

Существовало множество видов куртуазной поэзии в Провансе, но самыми распространенными были: альба, кансона, пасторела, баллада, плач, тенсона, сирвентес.

Кансона (в переводе - "песня") излагала в повествовательной форме любовную тему.

Альба (что означает "утренняя звезда") посвящалась разделенной, земной любви. В ней говорилось о том, что влюбленные после тайного свидания расстаются на заре, о ее приближении их извещает слуга либо стоящий на страже друг.

Пасторела - это песня, в которой повествуется о встрече пастушки и рыцаря.

В плаче поэт тоскует, оплакивая собственную долю, либо скорбит о гибели близкого ему человека.

Тенсона - своеобразный литературный спор, участие в котором принимают либо два поэта, или же Прекрасная Дама и поэт, поэт и Любовь.

Сирвентес - песня, где затрагиваются социальные вопросы, важнейший из которых: кто достоин любви больше - бесславный барон или учтивый простолюдин?

Такова вкратце рыцарская куртуазная литература.

рыцарская литература 6 класс

Трубадуры, о которых мы уже упоминали, являются первыми куртуазными поэтами Европы. После них были немецкие "певцы любви" - миннезингеры. Но чувственный элемент в их поэзии сыграл уже меньшую роль, чем в романской, преобладал скорее морализаторский оттенок.

Жанр рыцарского романа

В 12 веке рыцарская литература ознаменовалась возникновением рыцарского романа - нового жанра. Создание его предполагает, кроме творческого восприятия окружающего мира и вдохновения, и обширные познания. Рыцарская и городская литература тесно связаны между собой. Авторами ее чаще всего являлись люди ученые, пытавшиеся своим творчеством примирить идеалы равенства всех перед Богом с нравами и обычаями эпохи, существовавшими в действительности. В качестве протеста против последней выступали идеалы куртуазности. Эта мораль, которую отражала рыцарская литература в Средние века, была утопична, но именно она показана в романе.

рыцарская куртуазная литература

Французский рыцарский роман

Расцвет его знаменует бретонский цикл. К самым известным из романов данного цикла относятся: "Брут", "Эрек и Энида", "Клижес", "Тристан и Изольда", "Ивэйн", "Прекрасный незнакомец", "Парцифаль", "Роман о Граале", "Гибельный погост", "Перлесваус", "Смерть Артура" и другие.

Во Франции рыцарская литература Средневековья была широко представлена. Более того, она является родиной первых рыцарских романов. Они были своеобразным сплавом позднеантичных пересказов Овидия, Вергилия, Гомера, эпических кельтских преданий, а также рассказов о неведомых странах крестоносцев и куртуазных песен.

Кретьен де Труа был одним из создателей этого жанра. Наиболее известным его творением является "Ивейн, или Рыцарь со львом". Мир, который создал де Труа, является воплощением рыцарственности, потому герои, обитающие в нем, стремятся к подвигам, к авантюре. В этом романе Кретьен показал, что подвиг сам по себе бессмыслен, что любые авантюры должны быть целенаправленны, наполнены смыслом: это может быть защита некоей оклеветанной дамы, избавление девушки от костра, спасение родственников своего друга. Самоотречение и благородство Ивейна подчеркнуто его дружбой с царем зверей - львом.

В "Повести о Граале" этим автором использовались еще более сложные приемы, раскрывающие характер человека. Подвиг "трудности" героя обрекает на аскетизм. Однако это отнюдь не христианская аскеза для спасения своей души, по внутренним побуждениям глубоко эгоистическая, а великая целеустремленность и собранность. Персиваль, герой произведения, покидает не благодаря религиозному мистическому порыву свою подругу, а в результате целого комплекса чувств, в котором смешалась печаль о брошенной матери с желанием помочь Королю Рыболову, дяде героя.

Рыцарский роман в Германии

У другого известного средневекового романа, "Тристан и Изольда", совершенно другая тональность. В основу ее были положены ирландские сказания, описывающие несчастную любовь прекрасных молодых сердец. Отсутствует в романе рыцарская авантюра, выдвигается на первый план конфликт между общепринятыми нормами и побуждениями возлюбленных. Страсть королевы Изольды и юноши Тристана толкает их на то, чтобы попрать супружеский и вассальный долг. Трагический оттенок приобретает книга: герои становятся жертвой рока, судьбы.

рыцарская литература картинки

В Германии рыцарский роман был представлен в основном в переложении произведений французских: Генрих фон Фельдеке ("Энеида"), Готфрид Страсбургский, Гартманн фон Ауэ ("Ивейн" и "Эрек"), Вольфрам фон Эшенбах ("Парциаль"). Они отличались от последних углублением религиозно-нравственной проблематики.

Рыцарский роман в Испании

В Испании рыцарский роман до 16 века не получил развития. Известен в 14 веке только один под названием "Рыцарь Сифар". В следующем, 15 столетии, появляются "Куриал и Гвельфа" и "Тирант Белый", написанные Жоанотом Мартурелем. В 16 веке Монтальво создал "Амадис Гальский", также появился анонимный роман "Пальмерин де Оливия" и другие, всего более 50.

Рыцарский роман в Италии

Рыцарская литература Средневековья этой страны характеризовалась в основном заимствованными сюжетами. Оригинальным вкладом Италии является поэма "Вступление в Испанию", написанная безымянным автором в 14 веке, а также "Взятие Памплоны", ее продолжение, созданное Никколо из Вероны. Итальянский эпос развивается в творчестве Андреа да Барберино.

Читайте также: