Какие архитектурные памятники древней руси вам известны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи. Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород

Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Спасский собор Андроникова монастыря

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота. XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений. Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного)

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.


Десятинная церковь в Киеве

Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г.

Разрушена в 1240 во время набега Батыя.

По легенде она рухнула под весом народа, набившегося в неё и спасавшегося от монголов.


Построены Ярославом Мудрым в 1019-1026 в честь победы над печенегами. Построен из плинфы- широкого обожжённого кирпича, применяемого в строительстве в Византии и на Руси в 10-13вв.

Название получили от Золотых ворот в Константинополе. Предназначались для церемониального въезда


Собор построен в центре Киева в 1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами.

Крестово-купольный храм. Построен византийскими и киевскими мастерами.


Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.

В 1929 г. закрыт, открыт снова только в 1991 и освящён лично патриархом


Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий.

В 18 и 19 вв. храм пристраивался.


До возвышения Москвы был главным храмом Владимиро- Суздальского княжества.

Фрески Успенского собора писал Андрей Рублёв.


Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским.

Это были самые парадные ворота в 12-13 веках.


Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве.

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

В изучении архитектуры Древней Руси главную роль играет археология. По подсчетам историков, в IX–X веках на Руси существовало 25 городов, в XI — 89, к концу XII века — 224, а накануне монголо-татарского нашествия — около 300. Среди них особенно выделялись столичные центры земель и княжеств. Киев в эпоху своего расцвета занимал огромную площадь — более 350 га.

И все же преобладали малые города, укрепленная часть которых, называемая детинцем или кремлем, не превышала по площади 2,5 га. Существовали и еще более мелкие поселения, разбросанные по всей стране. Их именовали иногда просто городцами или городищами. Обнесенные валами и рвами, защищенные деревянными стенами, они зачастую не имели даже постоянного населения. В мирное время здесь проживала лишь немногочисленная стража.

Всего в летописях и других памятниках древнерусской письменности упомянуто около 400 поселений. Но археологи утверждают, что к середине XIII века, т. е. к концу периода расцвета Киевской Руси, существовало 758 укрепленных поселений. В это число вошли остатки как живых городов, так и уже прекративших к тому времени свое существование по тем или иным причинам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что заставляет считать укрепленное поселение городом? Для города типично наличие:

  • крепости;
  • дворов или усадеб знати;
  • ремесленного посада;
  • лавок торговцев и рыночной площади;
  • административных учреждений;
  • церквей.

В Древней Руси город возникал чаще всего как центр сельской округи, с которой был тесно связан. В центре города, внутри крепости, размещались дворец князя, усадьба епископа, церкви, усадьбы лиц, приближенных к князю, а также постройки, необходимые для обслуживания князя, его семьи и приближенных.


Первые древо-земляные укрепления были несложными по своей конструкции; опирались они в основном на оборонительные особенности рельефа того места, где располагались. До Х века на территории Руси был распространен тип укрепленного поселения при слиянии рек или реки и оврага, так называемый мысовый тип городища. Отличительной особенностью русских градостроителей было умение выбрать красивое место для городища.

Такие места были не только хорошо защищены самой природой, выгодны в стратегическом отношении, но и красивы: первопоселенцы заботились о защитных свойствах природных объектов, т. е. наличии рек, озер, оврагов, холмов и т. п., и об эстетическом восприятии пейзажа окружающей местности. Это было необходимо, поскольку сами крепостные стены городов были лишены декоративных элементов.

Наиболее древним и простейшим типом деревянной крепостной стены был тын или частокол — высокая деревянная ограда из вертикально врытых и заостренных в верхней части столбов; он устраивался во рву и на валах. В зависимости от того, где ставился тын, изменялась и его высота: поставленный на равнинной местности тын был выше, а на высоком, с крутыми откосами земляном валу — ниже.

Гораздо более прочными были стены, где тын сочетался с элементами срубной конструкции, в которой бревна лежат горизонтально, одно на другом. Ячейки срубных стен, как правило, изнутри заполнялись землей и камнем.

Вал, окружавший, как правило, крупный город, только казался полностью земляным. Основу его составляли (как, например, в Киеве) бревенчатые срубы, засыпанные камнями и землей, служившие своеобразным каркасом вала, чтобы он не оползал. При Ярославе Мудром внутри вала были сооружены дубовые срубы размером 7 на 19 м, которые в свою очередь делились дубовыми перегородками на 12 клетей.

Высота срубов была не менее 5,5–6 м. При такой системе фортификаций часть срубов выводилась на гребень вала, и их внешние стены служили тогда защитой воинам и горожанам, оборонявшим город. В столицах княжеств вал и стена делились на несколько участков, прясел, каменными или кирпичными башнями, часто имевшими ворота. Примеры — Золотые ворота в Киеве и Владимире.

Под стенами крепости располагался посад, экономическим центром которого была торговая площадь. Постепенно появляются необходимые элементы городского хозяйства — колодцы, водоотводы, мостовые, набережные и мосты, поскольку город, как правило, вырастал на берегу реки или озера.

Дворово-усадебная застройка является одним из самых характерных археологических признаков города. В Новгороде Великом и на переувлажненных участках культурного слоя других городов — таких, как Смоленск, Москва, Тверь, Коломна — археологи обнаружили хорошо сохранившиеся деревянные мостовые и частоколы.

Улицы, вымощенные деревом, содержались в чистоте и порядке, а по мере надобности горожане раз в 15–20 лет клали новые лаги вдоль улицы, поперек ее мостили плахами — кусками бревен, расколотых пополам, подгоняя их друг к другу и к лагам, закрепляя сучками или шипами.

После принятия христианства в 988 году в городах обязательно строились церкви, поначалу деревянные, затем каменные. Уже в ХI веке для совершения регулярных богослужений были построены и обеспечены всем необходимым сотни деревянных и кирпично-каменных культовых сооружений. Сначала архитекторы приезжали из Византии, потом появились и русские артели зодчих.

В крупных городах встречаются печи для обжига плинфы — глиняных обожженных плиток размером примерно 30 на 30 см и толщиной 4 см. Искусство изготовления плинфы и строительства из нее монументальных зданий было также позаимствовано в Византии.

Кладка из обтесанных белокаменных блоков появилась на Руси позднее, уже когда русские строители создали присущий только православной Руси стиль крестово-купольных храмов, стены которых украшались фресками, мозаикой, а полы покрытыми глазурью разноцветными плитками. Археологами открыты десятки каменных монументальных храмов в разных городах.

В самом городе или совсем рядом с ним располагались кладбища, причем христианская культура захоронения усопших раньше всего утвердилась именно в городской среде. Это связано с тем, что уже к началу XII века христианство одержало победу над язычеством в крупных городах, хотя сельская округа городов и глухие окраины Русской земли еще долго оставались языческими.

Школы зодчества на Руси, какие выделялись

Региональные зодческие школы стали формироваться на Руси в начале XII века. Сначала их было пять:

  1. Киево-черниговская — земли Киевская, Черниговская, Рязанская, Смоленская и Волынская.
  2. Новгородская — земли Новгородская и Псковская.
  3. Полоцкая.
  4. Галицкая.
  5. Владимиро-Суздальская — Северо-Восточная Русь: города Ростов, Суздаль, Владимир, Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский.

Позднее выделились такие зодческие школы, как смоленская и гродненская.

Какие стили применялись, временные рамки

Искусствоведы выделяют следующие стадии развития древнерусского зодчества:

  1. Киевская Русь — IX–XI века.
  2. Удельная Русь, период возникновения удельных княжеств — XII век.
  3. 80–90-е годы XII века — первая треть ХIII.

Сначала здания строили византийские зодчие, принесшие на Русь крестово-купольные церкви. Под влиянием византийского стиля в Киеве, Чернигове и других южных городах сложился южнорусский стиль, отличающийся от византийского, например, базовой планировкой, присущей 80 процентам русских храмов: с девятидольным ядром, на четырех крестчатых столбах, с тремя апсидами и нартексом.

Также было распространено позакомарное завершение: смыкающиеся напрямую закомары на фасаде, соответствующие внутренним сводам храма. Хоры обычно располагались над западными ячейками здания.

Вскоре, в начале XII века, появились региональные школы. Но только две из существовавших школ существенно повлияли на архитектуру более поздних эпох — новгородская и владимиро-суздальская, преобразившаяся через несколько веков в московскую школу.

Многие особенности построек эпохи Юрия Долгорукого, князя суздальского — техника кладки из белого камня, перспективные порталы, специфическая аркатура — имеют корни в романской европейской традиции. Если храмы Юрия Долгорукого походили на крепости, то у его сына Андрея Боголюбского крепость выглядела дворцом. Нарядный фасад со множеством колонн демонстрировал, что князь чувствует себя хозяином и не видит смысла прятаться за прочными стенами.

Заметно отличалась от киевской и владимиро-суздальской новгородская, северная архитектура — повторяя формы киевских храмов, она упрощала их, делала более строгими и монументальными, отказывалась от декора. Последним монументальным храмом Новгорода был Георгиевский собор. Власть князей в Новгороде слабела, деньги из городской казны уходили из-под их контроля.

Еще одна значимая характеристика храмового строительства этого периода в Новгороде — все формы стали проще, хоть и остались тяжеловесными в сравнении с другими стилями. Объем уменьшился, вместо множества куполов остался один.

В последнем, третьем периоде развития древнерусской архитектуры, в период перед монгольским нашествием, храмы стали более высотными, вытянутыми к небу. Это обеспечивали дополнительные завершения на барабане, сложные пучковые пилястры, а также увеличение стен самого храма. Боковые апсиды стали заметно ниже по сравнению с центральной, боковые приделы стали раскрываться во внутреннее пространство, что делало храм похожим на шатер.

Здесь можно заметить влияние западноевропейской архитектуры. Хоры вернулись на традиционное для византийского зодчества место над нартексом. Это позволило прорезать западную стену арками. Как в Византии, чаще стали использовать камень, чередующийся с кирпичом, а не только кирпич, как во многих церквях более раннего периода.

Примеры шедевров каменного и деревянного зодчества

Десятинная церковь

Первый кафедральный собор Киева считается первой каменной церковью на Руси. Она была построена в 991–996 годах рядом с теремом киевского князя. Церковь Успения Богоматери была названа Десятинной, так как князь Владимир отдавал на ее постройку десятую часть дохода. Образцом послужила Фаросская церковь в Византии.

Современники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. В середине XI века Десятинную церковь обстроили галереями с трех сторон, что было характерно для храмов домонгольской эпохи.

До нашего времени от первоначальной постройки сохранился только фундамент, который раскопали в 1908 году. В 1240 году во время монгольского нашествия храм разрушили, и после восстановления его облик сильно изменился.
Как и все храмы Киева XI века, Десятинная церковь была сложена из плинфы, в традициях византийского зодчества. Но плинфа была особенной — светло-желтой и необычно тонкой, всего 2,5–3 см. Из такого же материала возвели окружавшие церковь постройки. Мнения историков насчет количества вспомогательных построек разнятся: неизвестно, было их три или четыре.

Софийские соборы

В XI веке в Киеве построили Софийский собор — пятинефный и тринадцатиглавый. Над ним совместно трудились византийские и русские мастера. Сразу заметно отличие от византийской архитектуры в количестве глав и огромном внутреннем пространстве. Духовный смысл тринадцати глав очевиден — они символизируют Иисуса и двенадцать апостолов. Тем не менее в Византии обычно ограничивались пятью куполами.

Впервые в древнерусской архитектуре была в таком количестве использована мозаика. Ее было меньше, чем в византийских соборах, но достаточно для кафедрального собора. Пол был покрыт поливной плиткой, более дешевой, чем мрамор. До нашего времени в первоначальном виде собор не сохранился, так как был перестроен в начале XVIII века.

Зато есть выраженная энергия вертикального движения: собор в полтора раза выше киевского, арки удлинены, толстые высокие столбы прорезают внутреннее пространство, деля его на граненые кубические зоны. Позже наружные стены оштукатурили, и белый цвет усилил впечатление непроницаемого массива, бесстрастного и величественного в своей простоте.

Золотые ворота

Вместе с Софийским собором в Киеве начали строить Золотые ворота. Их проектировали не по образцу константинопольских, как может показаться по названию. Киевские ворота были однопролетными, в отличие от трехпролетных константинопольских.

Кроме того, для русских людей, по всей видимости, гораздо большее значение имело понятие божественной защиты, заступничества. И на киевских, и на владимирских воротах построили церкви, хотя они и ослабили оборонительные свойства сооружения.

Во Владимире подобные ворота с церковью возвели полвека спустя, в 1164 году. Высота проема владимирских ворот составляет около 14 м. При этом по высоте киевские ворота — около 8,4 м. Изготовить арочное полотнище таких размеров, как проем владимирских ворот, было невозможно, пришлось перекрыть ворота на середине специальным настилом, где могли бы расположиться защитники города.

Золоченые створки ворот во время монгольского нашествия, по легенде, утопили в Клязьме. Они внесены в список утраченных шедевров Юнеско. Кроме Золотых, парадных ворот в Киеве и во Владимире были и другие ворота для въезда в город.

Собор Михаила Златоверхого

На рубеже XI–XII веков в Киеве был воздвигнут новый храм — с богатым декором фасадов, в частности, керамопластическим пояском из меандров и мозаиками. Внутри храм тоже был украшен мозаиками, что говорит о его значимости и богатстве князя-заказчика. К центральной нише арочной формы примыкали две ниши с завершением в четверть окружности. Позднее эта композиция, привнесенная византийскими мастерами, была переосмыслена в других храмах в виде трехлопастного завершения.

Еще одна особенность собора отражена в его названии — позолоченные купола в то время были редкостью на Руси. Собор взорвали в 30-е годы ХХ века, но мозаики и фрески сохранили. В 1997–1998 годах собор воссоздали.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Юрий Долгорукий выстроил в 1152–1157 годах собор в основанном им городе Переславле-Залесском. В ширину собор больше, чем в высоту, из-за этого он выглядит приземистым и тяжелым. Несущие столбы тоже сложены толстыми и крепкими. Но ровная кладка стен из гладких, идеально пригнанных блоков придавала собору одухотворенность, противопоставляя его дикой природе. Даже в солнечный день в храме было темно: окон мало и они так узки, что походят на бойницы.

Декор практически отсутствовал, только ровно посередине стены опоясывала полочка-отлив, выше которой стена становилась тоньше, и арочный поясок украшал апсиды. Могучий шлем главы походил на воинский, зубчатые треугольники-городки под ней напоминали украшение парадного шлема полководца.

Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор Андрея Боголюбского, построенный в 1158–1160 годах, отличался большой высотой и маленькой площадью, что делало его легким и стройным. Стены были тонкими, на них располагались плоские четырехгранные полуколонны, переходившие в изящные лиственные капители. Традиционные простые арки заменили красивым поясом из колонн, напоминавших бахрому. Между колоннами — изображения святых.

В первый раз на Руси в декоре были использованы резные каменные рельефы. Также прихожан впечатляли яркие росписи и полы, выложенные цветными майоликовыми плитками. В 1185 году собор пострадал при пожаре, после чего его обнесли широкими галереями, заключив в большой каменный футляр. Реставрация и перестройка длились с 1185 по 1193 год. В итоге одноглавый собор стал пятиглавым и более мощным по силуэту, теперь он напоминал могучий уступ горы.

Читайте также: