Какая школа не входит в современное неоклассическое направление

Обновлено: 06.07.2024

Неокласси́ческое направле́ние (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Разрыв с классической политэкономией

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Новый предмет анализа

Использование предельных величин открыло широкие возможности для применения в экономическом анализе математических методов (в частности аппарата дифференциального исчисления)

Предельная полезность и предельная производительность

Теория общего равновесия

Новая неоклассическая школа

а) Историческая школа,

б) школа рациональных ожиданий,

Какую политику школа монетаризма считала основной?

а) зависеть от стадии цикла,

б) с некоторым лагом времени опережать производственный цикл,

в) соответствовать среднегодовому приросту номинального ВВП,

г) соответствовать среднегодовому приросту реального ВВП.

77. Кому принадлежат следующие слова: “Количество денег имеет исключительно важное значение для номинальных величин, для номинального дохода, для определения уровня дохода в долларах, т. е. для того, что происходит с ценами. Оно совсем неважно или, если это выглядит преувеличением, не очень важно для того, что происходит с реальным продуктом на протяжении длительных периодов времени”?

г) Дж. К.Гэлбрейту.

Почему М. Фридман считал опасной дискретную кредитно-денежную политику?

а) потому что она приводит к накоплению дефицита бюджета,

б) потому что существует лаг времени между принятием решений и их эффектом,

в) потому что она требует изменения налогово-бюджетного регулирования,

г) потому что она сглаживает экономический цикл и снижает темп экономического роста.

79. М. Фридман считал, что в краткосрочном периоде кредитно-денежная политика может повлиять на реальный выпуск и занятость вследствие…

а) эффекта мультипликатора,

б) эффекта вытеснения,

в) эффекта храповика,

г) действия не рациональных, а адаптивных ожиданий.

80. А. Лаффер известен как…

а) автор теории “рациональных ожиданий”,

б) основатель монетаризма,

в) сторонник установления оптимальных налоговых ставок,

г) автор концепции управления эффективным спросом.

а) зависимость поступлений в казну от ставки налогообложения,

б) зависимость налоговой ставки от темпа экономического роста,

в) зависимость поступлений в казну от времени,

г) зависимость экономического роста от ставки налогообложения.

а) налоговую политику государства,

б) кредитно-денежную политику государства,

в) антимонопольную политику государства,

г) социальную политику государства.

83. Какая из перечисленных школ отрицает влияние экономической политики на реальный выпуск и занятость как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде?

а) новая классическая макроэкономика,

84. Направление, признающее влияние формальных и неформальных правил на выбор экономических субъектов, имеет название…

Какая из перечисленных ниже теорий (концепций) не принадлежит неоинституционализму?

а) теория трансакционных издержек,

б) теория прав собственности,

в) теория контрактов,

г) теория естественного уровня безработицы.

87. Главного отличие неоинституционализма от старого американского институционализма –

а) неоинституционализм, в отличие от старого американского институционализма, не отвергал принципа методологического индивидуализма,

б) неоинституционализм, в отличие от старого американского институционализма, основывался на идее частной собственности,

в) неоинституционалисты придерживались принципа ограниченной рациональности, в то время как представители старого американского институционализма были сторонниками принципа совершенной рациональности,

г) неоинституционалисты считали, что людьми управляют привычки, а не институты.

88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…

а) экономического детерминизма,

б) экономического империализма,

в) оппортунистического поведения,

г) ухудшающего отбора.

89. Что из перечисленного не относится к трансакционным издержкам…

а) издержки поиска информации и измерения атрибутов блага,

б) издержки ведения переговоров и заключения договоров,

в) издержки преобразования благ, их транспортировки, хранения и реализации,

г) издержки защиты прав собственности и оппортунистического поведения.

90. Экономический оппортунизм в широком смысле – это…

а) уклонение экономических субъектов от явных или подразумеваемых условий контракта,

б) апеллирование к криминальным структурам для защиты прав собственности,

в) проникновение методов экономического анализа в другие общественные науки,

г) недобросовестное поведение граждан по отношению к государству (например, уклонение от налогов).

1. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Предельная полезность и предельная производительность

Теория общего равновесия




Новая неоклассическая школа

2 КЕЙНСИАНСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.

1. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Предельная полезность и предельная производительность

Теория общего равновесия

Новая неоклассическая школа

2 КЕЙНСИАНСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.

Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.

Представители: У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм).

Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной производительности; теорию общего равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон); теорию рациональных ожиданий и др.

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal — предельный, крайний) — это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).

Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классическая политэкономия, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Читайте также: