Какая научная школа ввела в психологию понятие бессознательного

Обновлено: 04.07.2024

В этой связи важное значение имел переворот в философии жизни, произведенный Шопенгауэром. Сфера доступного пониманию душевного познания получила название мира представлений и была отделена от своего первоисточника, мира воли. Таким образом, проявление и сущность, поверхность и глубина предстали в виде двух измерений психики. Бессознательная сфера жизни трактуется как воля, внешним проявлением которой является стремление к объектам. В ранних работах Фрейда прослеживается прямая связь с трактовкой бессознательного, представленной Шопенгауэром. Так, при описании невротического конфликта Фрейд именует защиту волей, а либидозное желание — антагонистичной волей.

Бессознательное по Фрейду, Юнгу и Адлеру

Важное значение для Фрейда имело представление о том, что незнание, обусловленное забвением, может быть связано с функцией структурирования на основе видоизмененного состояния знания. Он постулировал тенденцию к вытеснению, впоследствии сформулировал концепцию зашиты, позволяющей отсекать это знание от сознания. Используя этот Критерий, Фрейд смог установить различие между состояниями, являющимися бессознательными лишь в феноменальном или дескриптивном смысле (например, обычный процесс забывания), и состояниями, которые надлежит отнести к категории бессознательных.

Фрейд столкнулся с проблемой теоретического обоснования подобного знания. Он попытался ответить на этот вопрос в своих статьях по метапсихологии, определив два основных подхода к осмыслению психики, с помощью которых можно выявить бессознательное знание. Топологическая модель подразумевает разделение психической сферы на различные области. Динамическая модель позволяет судить об энергии и мотивах, которые вступают в конфликт в виде защиты и желания в контексте бессознательного. Наиболее проблематичной представляется экономическая модель, поскольку с ее помощью Фрейд попытался совместить свои представления о психике с естественнонаучными теориями в духе Гербарта и Фехнера. Исходя из предположения о существовании психической энергии, Фрейд попытался объяснить бессознательные конфликты, ссылаясь на доступное количественному измерению изменение степени концентрации энергии на желании, которое сопровождается антагонистичным катексисом защиты.

В целом первая топологическая модель Фрейда представляет собой наглядную иллюстрацию его представлений о бессознательном, за которым следуют области предсознания и сознания. В дальнейшем представления Фрейда изменились, поскольку он принял во внимание опасность чересчур буквального восприятия, которую таили в себе субстантивное определение бессознательного и изображение его в виде некой психической области. В рамках структурной модели функций Оно, Я и Сверх-я (ид, эго, супер-эго), которая уподоблялась строению человеческого тела, прежние представления уступили место гипотезе психических функций, обладающих сознательным, предсознательным и подсознательным характером.

Основная теоретическая нагрузка была возложена на концепцию эго, поскольку Фрейд отметил, что для характеристики эго в зависимости от функции подходят все эпитеты: сознательная, предсознательная и бессознательная, фрейдовская теория бессознательных психических процессов предстает более наглядно при сравнении с другими концепциями глубинной психологии того времени, в частности, теориями Юнга и Адлера. Юнг подверг критике первоначальную попытку Фрейда поставить знак равенства между бессознательным и вытесненным содержанием, поскольку предполагал, что наряду с вытесненным существует бессознательное содержание, которое никогда не переступает порог сознания.

Принимая это во внимание, Фрейд внес необходимые коррективы и соответствующие дополнения в свою вторую модель. Однако решающее значение имеет, несомненно, то обстоятельство, что Юнг, формулируя свои воззрения, апеллировал к романтической традиции и ссылался непосредственно на концепцию бессознательного, выдвинутую Карусом. По его мнению, речь следует вести не о слепом порыве (трактуемом с точки зрения философии жизни), который, согласно Фрейду, получает психическое выражение в соответствии с законами динамического распределения представлений и энергии, а скорее о душевном фундаменте, который эволюционирует в виде врожденной склонности к осмысленной и целенаправленной деятельности (телос Аристотеля) и именуется самостью.

Если Фрейд допускал возможность осмысления бессознательного ид силами сознательного эго, то Юнг полагал, что бессознательная самость находится в глубинах, не соразмерных с уровнем сознательного эго. Углублению значения бессознательного, предпринятому Юнгом, обратно пропорциональна попытка Адлера ограничить прерогативы бессознательного. По его мнению, ид преследует лишь те цели, к которым эго не может стремиться в виду реальных обстоятельств (то есть общественного мнения), но цепляется за эту фикцию, притязая на власть. Поэтому данные цели преследуются бессознательно, и значит, бессознательное можно приравнять к невротичному.

Критика гипотезы бессознательного

Применительно к объективному физическому миру бессознательными в рамках гештальт-психологии могут считаться, пожалуй, лишь те частоты психического раздражения, которые не поднимаются выше порога восприятия. Впрочем, и эти доступные для измерения частоты (в соответствии с традицией внешней психофизики Фехнера) не могут сформировать бессознательное, поскольку не воспринимаются. И все же в рамках гештальтерапии Перлза сохранилось понятие блокирования чувств, унаследованное от глубинной психологии и позволяюшее судить о недоступных сознанию измерениях психики.

Научно-теоретические аспекты

В ходе научно-теоретической дискуссии мнения участников по поводу понятия бессознательного четко разделились в зависимости от их приверженности к естественнонаучному подходу, рассчитанному на объяснение, в частности к логическому позитивизму и критическому рационализму, или к герменевтическому структуралистскому подходу, рассчитанному на понимание. Поначалу предположение о существовании бессознательных процессов заподозрили в не научности, указывая на то, что оно не подкреплено практическими ссылками на образ действий, доступных для наблюдения, и не подлежит экспериментальной перепроверке.

Наиболее резкой критике подверглась субстантивная формулировка бессознательного, ибо, по мнению критиков, она тяготела к представлению о своеобразном духовном потустороннем мире, в котором вымышленный гомункул управляет душой. И напротив, предположение о существовании процессов, бессознательный характер которых обусловлен тем, что они не были замечены, не вызвало нареканий. Решающее значение имело то обстоятельство, что между наблюдаемым событием и бессознательной характеристикой можно было установить причинно-следственную связь, предусмотренную принципом каузальности. При этом понятие бессознательной характеристики вмешает себя не только физические, но и ментальные состояния, в частности тревожные фантазии. Впрочем, следует отметить, что подобные бессознательные феномены считаются доступными для наблюдения лишь при наличии объективного наблюдателя, который не принимает участия в лечении.

При этом одним из показателей правомерности толкования считается реакция анализанда. С точки зрения метапсихологии, бессознательное, истолкованное в этом ключе, реконструируется с учетом смысла поступка и считается латентным намерением. В этом контексте можно использовать оригинальные телеологические объяснения, согласно которым в основе поступка лежат убеждения и намерения индивида, совершающего поступок. Кроме того, бессознательное можно рассматривать как иное измерение языка, претерпевшее сдвиг и сгущение, делая вывод о том, что оно структурировано подобно языку. Этот текст можно расшифровать с помощью лингвистических методов с учетом законов выбора сигнификантов (на парадигматическом Уровне) и их связного построения (на синтагматическом уровне), сформулированных Якобсоном.

В контексте бессознательного Деррида указывает на различие между двумя системами письма, которые относятся к восприятию и запечатлеванию воспоминаний. Вне зависимости от научно-теоретической дискуссии по поводу возможности подтверждения гипотезы бессознательного в последнее время предпринимаются попытки эмпирического обоснования бессознательных процессов путем сопроводительных исследований процесса. Так Ульмская группа попыталась определить корреляцию терапевтических вмешательств, ориентированных на бессознательные конфликты, которые считаются причиной заболевания, и симптоматических изменений. В рамках исследования зашиты от результатов перцепции изучаются процессы, при которых важную роль играет зашита от эмоций с помощью иных эмоций. Таким образом, речь идет о динамическом процессе формирования восприятия, который моделируется под влиянием защитных операций. С целью экспериментального обоснования этих аспектов динамического бессознательного созданы такие методы, как мета-контрастная техника (МСТ) и тест защитных механизмов (ЭМТ).

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще – врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты). Бессознательное в философии имело разные обличья и разные имена: это самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр), духовное начало вселенной, опирающееся на панпсихизм или всеобщую способность к ощущению (Э. фон Гартман); воля к власти (Ницше), интуитивные идеи и восприятия (Бергсон) и др. Все эти подходы, как правило, тяготели либо к онтологическому, либо к психическому бессознательному.

Отныне требовалось заявить о бессознательном в перспективе, свободной как от иррациональной метафизики и мистики, так и от естественно-научного натурализма, придав бессознательному статус самостоятельного научного предмета на фоне господствовавших на рубеже веков медицинских, физиологических, психологических подходов. Это и сделал З.Фрейд, выделив в идее бессознательного ее антропологические измерения и связав смысловые моменты бессознательного с тем, что есть в нем типического, повторяющегося, доступного причинным объяснениям. В своем подходе к бессознательному Фрейд осознанно противостоит и своим коллегам-естествоиспытателям, и обеим группам философов: тем, что мыслили бессознательное в отрыве от человека, гипостазируя мистическое бессознательное, и тем, что мыслили человека и его психику в отрыве от бессознательного, отождествляя сознание с психикой. Новые параметры работы с бессознательным задала изобретенная Фрейдом дисциплина – психоанализ: его целью является одновременно и лечение больного, и изучение его бессознательного.

Сначала Фрейд опирался в своей работе с бессознательным на естественно-научную медицину того времени; этапами этой работы были поиск причин болезни (травма, вызванная внешним событием), изучение следствий (нарушения работы психического аппарата, блокировка потоков энергии), лечение (обеспечение необходимых психофизических разрядок). Фрейд верил в возможность отыскать точные соответствия между нейрофизиологическими и психическими процессами, находящими конечное выражение в симптомах больного. В своей лечебной практике Фрейд пытался заставить пациента вспомнить травматические события, а затем осмыслить их и вследствие этого излечиться. Однако гипноз не был надежной опорой лечения, и это заставляло искать новые пути. Они вели к работе со словом, к выговариванию (пациент) и выслушиванию (врач). Использование терапевтической роли слова, рассказа (talking cure) – это собственно и есть психоанализ (и в этом уравнивании осознания и изменения Фрейд выступал как наследник Просвещения). Одновременно с этим менялись не только ее приемы, но и задачи исследования и лечения. Реальные события либо недоступны, либо несущественны; страдания больного обусловлены не объективными фактами, а их субъективными истолкованиями, представлениями, фантазиями. И потому естественно-научные схемы объяснения с поиском причин все более уступают место учету психодинамических факторов – конфликта побуждений, защит, сопротивлений.

Фрейд до конца оставался практикующим врачом и в конечном счете видел все социальные процессы через призму индивидуального страдания. В послефрейдовском развитии психоанализа внимание смещалось, с одной стороны, на до-индивидуальный уровень (раннее детство, отношения матери и младенца, важная роль аффективных контактов для последующего развития индивида), а с другой стороны, на сверх-индивидуальный уровень (учет культурных и социальных интересов, мотивов, побуждений, представлений; это могут быть групповые, корпоративные, классовые, массовые и проч. бессознательные механизмы). Вследствие отказа от пансексуальности на смену субстанционалистскому, вещному бессознательному приходит бессознательное как структура отношений (социальных, межличностных). Внимание сдвигалось с конфликта сознания и бессознательного на формирование личности (последнее более свойственно американскому и немецкому психоанализу, нежели французскому, в котором главенствует образ трагической расщепленности индивида и отвергаются адаптивные трактовки работы с бессознательным).

Представители различных форм позитивистской философии не занимались разработкой проблемы бессознательного, но высказывали свое отношение к психоаналитическому познанию. Так, Витгенштейн резко критиковал абсурдные спекуляции и фантастические псевдообъяснения во фрейдовской трактовке сновидений и других бессознательных явлений, а Поппер, пройдя через увлечение индивидуальной психологией Адлера, установил, что психоанализ недоступен фальсификации, а потому является не наукой, а мифом. В целом же с точки зрения критико-рефлексивных установок позитивистской философии науки психоаналитическое познание бессознательного не является ни экспериментальной наукой, ни наукой наблюдения; в нем нет ни правил сравнения между конкурирующими объяснениями, ни интерсубъективно значимых критериев (при смене анализа меняется и схема объяснения); это либо пара-недо-наука, либо просто ненаучное знание. В науках о духе гипотетико-дедуктивный мир не работает, а исследование смысловых связей вместо причинных не может быть научным.

В России о Фрейде знали чуть ли не с кон. 19 в., а психоаналитическая теория и практика начали развиваться раньше, чем в ныне ведущих странах психоанализа Франции и США. Сразу после революции психоанализ в России воспринимался как средство раскрепощения бессознательного, а тем самым – расцвета личности и производственного подъема. Изменение идейно-политической и экономической конъюнктуры на рубеже 1920-х и 1930-х гг. упразднило этот запрос: личный порыв плохо совмещался с пятилетками. Много споров велось о том, насколько идея бессознательного и принципы психоанализа совместимы с марксизмом, но насаждение единомыслия и единовластия в 1930-х гг. прекратило эти споры. Однако, если историк психоанализа в России вынужден перескакивать от сер. 1930-х гг. прямо к кон. 1980-х гг., когда началась републикация Фрейда и оживление психоанализа на российской почве, то применительно к изучению проблемы бессознательного такой перескок был бы неправомерен: нечто важное делалось и в промежутке.


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д.

Если структуру психики изображать схематически, то в центре должно быть сознание человека, а вокруг все процессы принадлежащие бессознательному.

Проблема исследования бессознательнoгo, является актуальной, т.к. нe все аспекты нашей деятельности регулируются с помощью сознания сознания. Изучeниe явлений в нашей жизни, которые заключены на бессознательном уровне, пoмoгут нам глубже понять и прeдугaдaть поведение человека.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент неосознаваемые.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи [2] . Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличием в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. В истории философской и психологической мысли впервые лишь Г. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления — малые перцепции [3]. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи.

И.Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.

В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника, прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и, в конечном счете, может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно.

В XIX веке, такие психологи, как И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И.Ф. Гербарт (1824 г.) Согласно ему, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него.

Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

И.П.Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе (1886 - 1950) в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Д.Н.Узнадзе, установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека [4] .

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

В завершение нашей работы стоит упомянуть, что тема бессознательного долгое время была полу-запретной в психологической науке, и каждый, кто занимался этой темой, мог запросто лишиться звания серьёзного учёного. Даже в наше время это отношение всё ещё имеет место, и психологам иногда приходится мириться с презрительным отношением коллег из других областей наук. Известно, что за гранью осознанности ещё скрыт целый мир – мир, который каждый из нас носит с собой ежедневно. Какими прекрасными и неизвестными гранями он может открыться – мы пока не знаем. И можно только поприветствовать тех теоретиков и практиков, которые, невзирая на ригидность традиционной научной общественности, продолжают свои исследования в этой области.

Список литературы:

Лучак Х., Бессознательное. //GEO, - 2005. - №86.

Немов Р.С., Общие основы психологии. Книга 1.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

Бессознательное — это все психические процессы, явления, которые не осознаются субъектом и не контролируются сознательной частью психики. Термин “бессознательное” используется специалистами в разных областях науки — в психологии и психоанализе, психиатрии, философии, юриспруденции. Понятия “сознательное” и “бессознательное” — трактуются, как антонимы, а также разные уровни структуры психики человека.

бессознательное это в психологии

Суть и описание

Понятием бессознательного оперируют не в узких кругах, но и обычные люди в повседневной жизни. Часто можно услышать о таких понятиях, которые связаны с тем, что находится за пределами сознания — интуиции, духовности, сверхсознании, подсознании.

Трактование бессознательного в философии у разных представителей этой науки отличается. Так, Рене Декарт разделяет понятия сознания и психики. Другие философские течения рассматривают бессознательное, как комплекс феноменов, которые могут проявляться:

  • самостоятельной, непостижимой для разума человека сущностью (трактование романтиков и мистиков);
  • аффектами и смутными идеями (Спиноза);
  • началом, порождающим все сущее (Шеллинг);
  • незаметными восприятиями (Лейбниц);
  • принципом свободной деятельности (Фихте);
  • стремлением обладать властью (Ницше);
  • духовным началом Вселенной с опорой на способность всего сущего к ощущению (Гартман);
  • интуитивными идеями, восприятиями (Бергсон).

Большинство философских трактований касались онтологических, находящихся за пределами психологии, вопросов бессознательного. С появлением психоанализа этому термину стали все чаще придавать смысл, который отражал психические процессы.

Историческая сводка

Первые мысли, касающиеся бессознательного, высказывал в своих трудах Платон (трактат “О познании и воспоминании”).

В 17 столетии Рене Декарт высказывал идею о том, что сознание и психика тождественны. Это стало основой для формирования представлений о том, что вне сознательного никаких психических процессов не может быть — существует только физиологическая функция мозга.

В начале 18 века Лейбниц в своем учении “Монадология” объяснял бессознательное, как форму душевных проявлений самого низшего порядка. Согласно Лейбницу, оно находится за гранью осознаваемых представлений, которые, подобно островками, возвышаются над бескрайними просторами темных восприятий.

Чисто материальное трактование первым пытался дать бессознательному английский ученый Д. Хартли. Он ассоциировал бессознательное с нервной системой.

Немецкие философы связывали бессознательное с интуицией, чувственным познанием.

В середине 19 ст. Гербарт высказал идею о том, что идеи, несовместимые между собой, конфликтуют. Более слабые отодвигаются за пределы сознания, но все равно оказывают на него влияние и сохраняют свои динамические свойства.

Работы Ж Шарко, других представителей французской психиатрической школы, дали объяснение бессознательного. Они считали его психической деятельностью, которая отличается от сознательной и не осознается самим человеком. Лебон писал о коллективном бессознательном, как о расовой базе, которая дает толчок всем человеческим проявлениям. Особенно, по мнению Лебона, велика роль бессознательного в возникновении массовых действий, которые приводят к серьезным социальным последствиям.

Зигмунд Фрейд рассматривал бессознательное вне парадигмы метафизики, мистики, естественно-научного натурализма. Он придал понятию статус самостоятельного предмета, достойного научного изучения и связал его смысл с типичным, повторяющимся и таким, которое можно объяснить. Психоанализ, родоначальником которого стал Фрейд, перевел акцент на бессознательное, как на часть психики, которую необходимо изучать и использовать для лечения.

фрейд психология бессознательного

Уровни

Бессознательное в личности человека имеет несколько уровней:

  • высшее;
  • среднее;
  • низшее;
  • личное;
  • коллективное.

Психология до сих пор не дает окончательного ответа, какие еще компоненты может включать структура бессознательного. В разных методологических подходах ее компоненты могут отличаться. Кроме того, надежных, абсолютно достоверных методик для изучения этой части психики человека, тоже не существует.

Та дифференциация уровней бессознательной сферы, которым пользуются современные психологи, отражает качественные характеристики.

Виды

Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует. Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже.

Набор врожденных или приобретенных в первый год жизни ассоциаций, эмоциональных реакций называют природной бессознательной базой. К ней причисляют все процессы, которые происходят в психике вне сознательного контроля. Они взаимодействуют между собой и сознанием, регулируют реакции эмоционального характера, влияют на принятые решения и поведение.

Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.

Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.

Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.

Характеристики теории

Теории бессознательного, в своем большинстве основываются на фрейдовском трактовании этой части личности. Исследователи, которые занимались изучением бессознательного поведения позже, модифицировали, дополняли видение австрийского ученого.

По Фрейду

Теория личности Фрейда рассматривает бессознательное, как наиболее глубокий и самый обширный пласт психики. Бессознательное — это первоначальная предпосылка и связующее звено для всех событий, которые отражаются в психике. Иногда человеку кажется, что его мысли или воспоминания не имеют ничего общего, они фрагментарны. Если бессознательная связь выявляется, то бессвязность исчезает.

Сложность бессознательного Фрейд видел в том, что оно является психическим процессом, который люди только предполагают, выводят его по каким-то причинам из следствий, но ничего конкретно не знают.

В бессознательном пласте психики содержатся инстинктивные элементы. Они никогда не осознавались и полностью недоступны для сознания. Также, имеется отделенный от сознания, подвергшийся “цензуре” и подавленный материал. Он не потерян, не забыт, но психика не допускает его в воспоминания.

психология бессознательного юнга

Материал, хранящийся в бессознательном, очень жизненный и непосредственный. Даже спустя десятилетия, воспоминания, которые удается вернуть в сознание, обладают колоссальной энергией, которая не теряет свою силу.

По Юнгу

Карл Густав Юнг расширил понятие бессознательного. В созданном ним направлении аналитической психологии был введен термин коллективного бессознательного. Согласно юнгианской теории, бессознательное состоит из двух слоев — личного и коллективного.

Они представляют собой совокупность форм, которые не меняются. К ним Юнг причислял архетипы — врожденные образы, которые могут актуализироваться в определенный момент. Изначально они имеют только форму, но не наполнены содержанием. За наполнение архетипов “отвечает” коллективное бессознательное.

Бессознательное — где прячутся секреты

Личное бессознательное содержит информацию, накопленную в процессе жизни конкретного человека. Образы, из которых состоит наполнение личного бессознательного, не приняты или приняты сознанием частично. Именно поэтому они активно влияют на него.

По Лакану

Трактование бессознательного от основоположника французского психоанализа Жака Лакана не совпадает с пониманием Фрейда. Для Лакана бессознательное столь же четко структурировано, как и речь. Психоаналитик считает, что язык родственен бессознательному, поэтому при помощи языковых конструкций можно лечить людей. Если фрейдовский психоанализ ставит целью излечить анализанта (пациента), то лакановский помогает научиться справляться с беспокоящими симптомами, обрести умение направлять свою психическую энергию в безопасное русло.

Сам процесс лечения происходит посредством разговора. Когда человек слышит речь, у него всплывают определенные образы (бессознательные), о которых он рассказывает психоаналитику.

Связь с сознательным

Понятия Сознательного и бессознательного тесно связаны между собой. По теории Фрейда, из сознательного вытесняются тяжелые воспоминания, недопустимые желание, эмоции. Они не теряют своей энергии и дают о себе знать напряжением в теле, неконтролируемыми движениями, мимикой, интонацией, внезапными реакциями в ответ на “нейтральные” события. Отголоски бессознательного переходят в сознание, когда человек видит сны, допускает ошибки, оговорки, у него появляются инсайты активизируется интуиция.

Между бессознательным и сознанием есть еще один слой, своеобразная буферная зона, в которой происходят когнитивные процессы — подсознание.

Проблематика

Ученые точно знают, что бессознательное существует и оказывает влияние на жизнь человека. Процессы, протекающие в неосознаваемой части психики, заставляют испытывать напряжение. Снизить его интенсивность удастся только, если перевести информацию из слоя бессознательного в сознательный. Этому могут препятствовать защитные механизмы — сопротивление, вытеснение. Специалистам в работе с клиентами не всегда удается быстро преодолеть их.

Проблему удается разрешить через использование методик, которые позволяют максимально снизить контроль со стороны сознания — гипноза, проективных техник.

Читайте также: