Какая модель социального государства в россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Среди стран СНГ Россия располагает наибольшим экономическим потенциалом для создания социальной экономики. В статье 7 Конституции, Российская Федерация характеризуется, как социальное государство. Политика этого государства, согласно конституционному положению, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основным законом страны определена функция государства – забота о каждом человеке, и обязанности граждан – на основе гарантированной свободы и отношений собственности, отвечать за своё благосостояние. Именно такие взаимные обязательства государства и каждого жителя страны должны служить важнейшими предпосылками формирования в стране социальной экономики.

Работа состоит из 1 файл

российская модель.docx

М. Среди стран СНГ Россия располагает наибольшим экономическим потенциалом для создания социальной экономики. В статье 7 Конституции, Российская Федерация характеризуется, как социальное государство. Политика этого государства, согласно конституционному положению, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основным законом страны определена функция государства – забота о каждом человеке, и обязанности граждан – на основе гарантированной свободы и отношений собственности, отвечать за своё благосостояние. Именно такие взаимные обязательства государства и каждого жителя страны должны служить важнейшими предпосылками формирования в стране социальной экономики.

Краткая история становления:

Дн. Социальная политика, осуществляемая современным российским государством, по многим своим параметрам является неэффективной. Выбор в 1992 г. курса реформ, в основе которого лежали установки “шоковой терапии”, предполагал отказ от социальной политики социалистического типа (всеобщая занятость населения, бесплатное здравоохранение и образование и пр.). Эффективность социальной политики приносилась в жертву эффективности экономических преобразований, которые предполагалось осуществить в сжатые сроки, что позволило бы минимизировать (по крайней мере, во времени) социальные издержки реформ.

Дш. В начале реформ предполагалось, что рациональное использование имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость.

Л. По мере осуществления реформ, предполагалось усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой в развитых странах. В качестве одной из важнейших социальных задач рассматривалось формирование в России “среднего класса”, являющегося основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства.

М. Однако реальность реформируемого постсоветского общества продемонстрировала утопизм, необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной России, характеризуется фрагментарностью; отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами, усиливающейся неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъема страны. Государственная власть зачастую рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики.

Дн. Стратегическими целями социальной политики определены:

-создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества;

-улучшение состояния здоровья населения на основе реальной доступности широким его слоям медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;

-развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;

-создание эффективного цивилизованного рынка труда;

-обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

-создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

Дш. К особенностям российской социальной политики относятся, в частности, сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие.

Л. Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

М. Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий. Давайте рассмотрим пенсионное, медицинское и страхование по безработице.

Дн. Пенсионное страхование:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране. Средства ПФР направляются на:

• выплату государственных пенсий;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

Дш.По старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:

1) при III степени - 1800 рублей в месяц;

2) при II степени - 900 рублей в месяц;

3) при I степени - 450 рублей в месяц.

Л. Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:

детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) - 900 рублей в месяц (на каждого ребенка);

другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 450 рублей в месяц (на каждого члена семьи).

Пенсия за выслугу лет. Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

Также выплачиваются пособие по беременности и родам (100% от месячного заработка) и Пособие при рождении ребенка в размере 8000 рублей.

М. Медицинское страхование:

Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим.

Согласно закону, граждане России имеют право на:

  • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор
    медицинского учреждения и врача;
  • медицинскую помощь на всей территории России;

Дн. Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средства ФОМС направляются на:

  • финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
  • осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
  • направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
  • создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
  • текущее содержание.

Дш.Страхование по безработице:

Политика в сфере безработицы в России не похожа ни на американскую, ни на европейскую, потому что она отсутствует как таковая. Уволить в России можно без проблем и лишних сложностей. По закону безработные вправе рассчитывать на достаточно длительные выплаты пособия – до трех лет. В первые три месяца уволенным полагается 75% от их среднемесячного заработка, в последующие четыре месяца – 60% и в дальнейшем – 45%. Эти проценты выглядели бы очень щедро, если бы абсолютный размер пособия не ограничивался смешной верхней планкой – 2880 рублей. Через год безработному положен уже минимум – 720 рублей, умноженные на районный коэффициент.

Л. На данный момент страховой системы выплаты пособий по безработице нет только у России и некоторых стран СНГ. До 2000 года такая система существовала. Работодатель платил за сотрудника определенный процент в фонд занятости. Оттуда деньги шли на выплату пособий и программы на рынке труда. В 2002 году ради сокращения налогов и стимулирования бизнеса правительство фонд упразднило, а безработных перевело в ведение социальной системы помощи. Все бремя расходов, связанных с их содержанием, легло на федеральный бюджет, чего нет ни в одной развитой стране.

М. Таким образом, мы видим, что социальная модель РФ ещё далека хоть и развивается, но все еще далека от совершенства.


Анализируются современные подходы к сущности социального государства. Особое внимание уделяется специфике и проблемам российского пути к социальному государству в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

А.П. ПЛЕШАКОВ,

доктор социологических наук, профессор Саратовской государственной юридической академии e - mail : plaleks 55@ mail . ru

Анализируются современные подходы к сущности социального государства. Особое внимание уделяется специфике и проблемам российского пути к социальному государству в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Ключевые слова: социальное государство, правовое государство, социальная политика, гражданское общество, права человека.

The Russian model of the welfare state: theory and reality

Modern approaches to the essence of the welfare state. Particular attention is paid to the specifics and problems of the Russian way of the welfare state in the global financial crisis.

Keywords: social state, legal state, social policy, civil society, human rights.

Сегодня Россия переживает один из самых ответственных этапов в своей истории. И, как обычно бывает в переломные исторические эпохи, в обществе вновь обострился вопрос о поисках модели жизнеустройства России, соответствующей современным тенденциям мирового развития, о характере и месте в нем государственности.

Как показывают теоретические изыскания и общественная практика, особенно ХХ столетия, такая модель предполагает наличие зрелого гражданского общества, адекватной ему свободной личности и демократического, правового, социального государства. Однако в нашей стране этот путь имеет существенное своеобразие, обусловленное конкретно-историческими, социокультурными и экономическими условиями, а также ментальностью народа, национальным характером и особенностями переживаемого исторического этапа.

Советское общество, провозгласив в свое время широкие права и свободы граждан, сумело добиться их обеспечения на минимальном уровне, основанном на принципе всеобщей уравнительности. Но в то же время каждому гарантировались трудовая занятость, бесплатное медицинское обслуживание, образование, льготные условия приобретения путевок для отдыха, низкую оплату жилья, дошкольного детского воспитания и т. д. С первых же шагов перехода страны к рынку россияне болезненно ощутили утрату этих социальных благ, которые при всей их ограниченности были привычными и доступными.

В начале 90-х годов ХХ века Россией была сделана ставка на опережающую институализацию социальной государственности. Конституция РФ в ст. 7 главной целью государственной политики провозгласила создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Справедливости ради следует отметить, что в начале ХХ I века наблюдается отчетливый поворот государства к социальной политике. Так, в конце 2005 года правительство объявило о реализации четырех национальных проектов, которые должны совершить прорыв в медицине, образовании, строительстве доступного жилья и сельском хозяйстве. Цели, выбранные в конце 2005 года на старте нацпроектов, должны были стать долгосрочными ориентирами и частью концепции развития России до 2020 года.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что на социальных программах государства не мог не сказаться мировой финансово-экономический кризис 2008 года, пришедший в США, а затем распространившийся по остальным государствам. По мнению многих экспертов, он еще не закончился и есть все предпосылки для его второй волны (ситуация в мировой экономике далека от идеала). Это заставляет переосмысливать многие явления, сложившиеся понятия. Требует пересмотра и концепция социального государства.

Поэтому становление социального государства в нашей стране в кризисной ситуации связано с решением комплекса задач. Выделим, на наш взгляд, первоочередные на текущий момент направления: модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы, сокращение бедности, снижение напряженности на рынке труда, создание новых рабочих мест, повышение пенсий, выполнение предусмотренных государством социальных гарантий в сфере здравоохранения, обеспечения жильем, в области ЖКХ.

Становление социально-правового государства в России — процесс длительный, сложный и противоречивый. Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ — серьезные проблемы даже для такого государства, как Россия[3]. Глобальный кризис продемонстрировал это со всей очевидностью.

Кроме того, сегодня в нашей стране особую угрозу для развития общества представляет бедность. По официальной статистике 13,1% населения живет за порогом бедности (т. е. с доходами ниже прожиточного минимума). Минимальная зарплата у трети работников менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого — ниже прожиточного минимума. По результатам социологических опросов, 39% россиян называют себя бедными людьми [4] .

К тому же, по мнению экспертов, официальная статистика занижает количество граждан с доходом ниже прожиточного минимума, поскольку занижается и сам прожиточный минимум. А пятнадцатикратная разница в обеспеченности между самыми богатыми и самыми бедными не учитывает скрытых доходов[7]. Для нормального общественного самочувствия столь высокий разрыв представляет угрозу.

Следовательно, несмотря на то что в последние годы в нашей стране немало сделано в социальной сфере, заявленная в Конституции РФ ориентация государства на личность и всестороннюю защиту ее социальных прав и свобод остается в значительной мере декларативной. Сложившиеся в недавнем прошлом тенденции государственного развития России не совпадают в полной мере с вектором демократии и правового социального государства. Это создает социальную напряженность в обществе, стимулирует антидемократические настроения, компрометирует Россию в глазах мирового сообщества. Все это, безусловно, осложняет, но никоим образом не дезавуирует процесс становления социального государства в России, который нуждается в дальнейшем специальном изучении и обсуждении.

1 Подробнее см.: Плешаков А.П. Становление социального государства как фактор стабилизации российского общества // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 3(28). С. 10—18.

2 См.: Медведев Д.А. Россия, вперед! // Известия. 2009. 11 сен. С. 3.

4 См.: Выжутович В. Порок бедности // Российская газета. 2011. 9 сен. С. 3.

6 Кузьмин В., Петров В. Сложный мир сложен из людей. Президент Дмитрий Медведев предложил концепт развития, во главе которого человеческие ценности // Российская газета. 2011. 9 сен. С. 2.

7 Следует признать, что цифры, которыми мы оперируем, рассуждая об уровне бедности и об уровне социального расслоения, достаточно условны.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

В мировой практике можно выделить 2 принципа построения социальных государств. Государство благосостояния дает гарантию средних социальных стандартов (пенсии, медицина, образование) для всех граждан. Либеральным обществом гарантируются лишь минимальные стандарты. Такое общество заботится исключительно о самой уязвимой категории лиц. Соответственно происходит построение и моделей социального государства.

В основе либеральной (англосаксонской) модели социального государства находится индивидуальный принцип. Он характеризует личную ответственность каждого гражданина за судьбу своей семьи и самого себя. Значение государства в этой модели минимизируется. Особенность модели заключается в том, что государство, с одной стороны, отвечает только за сохранение минимума дохода всех граждан и за относительное благополучие обездоленного и слабого слоя населения.

С другой стороны, такая модель по максимуму стимулирует формирование и развитие в рамках общества разных форм негосударственного социального страхования, поддержки граждан, различных способов и средств получения и роста доходов граждан. Такая модель существует в США, Ирландии, Англии.

По скандинавской (социально-демократической) модели развивается Швеция. Государство в ней предоставляет основу обеспечения для всех граждан, а финансирование помощи происходит с помощью налогов, которые уплачивают без исключения все граждане, включая короля. Важными признаками этой модели являются универсализм и перераспределение дохода посредством налоговой прогрессии. Основная цель модели заключается в борьбе с бедностью и обеспечении достойной жизни для всех категорий граждан. Это обеспечивается при условии, что граждане принимают участие в системе занятости.

Примером континентально-европейского социального государства является Германия. Такая страна способна сочетать борьбу против бедности и обеспечивать достойный уровень жизни для любого гражданина. Характеристики модели состоят в том, что построение системы социального страхования происходит в соответствии с методом долевого отчисления взносов работодателями и работниками. Страна же вместе с социальными партнерами осуществляет регулирование рынка труда, чем сокращает безработицу.

Существует и корпоративная модель социального государства, основой которой является корпоративный принцип. Он характеризуется максимальной ответственностью корпораций (предприятий, учреждений) за судьбу своего персонала. Формируя систему пожизненного найма, организация способна давать стимул работнику, который начинает вносить максимальный трудовой вклад. За это ему предлагаются соответствующие типы социальной гарантии (например, обеспечение пенсией, частичная оплата медицинских услуг, обучения и др.) Финансовая основа этой модели социального государства состоит в наличии страховых взносов корпораций. Классический пример подобного социального государства представлен Японией.

Негативная сторона реализации идеи социального государства

Неоднозначными являются экономические, нравственные, политические и психологические последствия претворения в жизнь идей социального государства. Реализация идеи социального государства связана, таким образом, с отрицательными аспектами, к которым относится:

Становление социальной государственности в России

Конституция нашей страны закрепила принцип социальности государства. Статья 7 содержит положение о том, что РФ является социальным государством, политика которого концентрируется на формировании условий, которые должны обеспечить достойную жизнь и свободное развитие граждан.

В нашем государстве под охраной находятся труд и здоровье человека, происходит установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение поддержки со стороны государства семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и инвалидов, развитие системы социальных служб, установление пенсий, пособий и прочих гарантий социальной защиты. установки.

Тем не менее, пока наша страна считается только страной, которая находится на переходном этапе к социальному государству. По этой причине указанное конституционное положение можно расценивать в качестве программной

Рассмотрим несколько проблемы, часть из которых существует, а часть которых преодолена. Они касаются формирования в РФ социального государства и включают:

Несмотря на рассмотренные сложности, одним из важнейших направлений реального развития отечественной государственности является развитие социального государства.

Становление социального государства в России неотделимо от процессов институционализации во всех сферах общества, и оно возникает в условиях зрелого состояния институтов общества, и в то же время неотделимо от воздействий внешней среды.

В условиях глобализации слаборазвитым и среднеразвитым странам пытаются навязать посредством новых институтов модель социально-экономического развития, отвечающую интересам ТНК и международных банков, и тем самым ускорить трансформацию политической системы этих стран в соответствии с их новыми целями и задачами развития. Речь идет о реализации концепции монетаризма в различных странах, разработанной в 80-е годы XX в. чикагскими учеными во главе М. Фридманом и принятой США, Всемирным банком и МВФ.

В России экономическая и социальная политика реализуется новыми институтами как государственными, так и негосударственными на принципах монетаризма.
1. Особенности российской модели социального государства.

В настоящее время в России функционируют четыре разновидности развивающихся институтов социального государства:
- государственные органы общей компетенции, осуществляющие социальные функции в обществе, наряду с другими функциями,
- специализированные государственные органы власти: министерства и федеральные агентства, комитеты по социальной политике в законодательных органах в Центре и регионах,
- корпоративная социальная политика в контексте реализации общенациональных программ социального развития общества,
- политические партии и общественные движения, органы местного самоуправления, зарождающиеся институты гражданского общества в целом, обеспечивающие согласование общенациональных интересов с интересами различных групп общества.
Данная классификация структуры социального государства отражается в его трактовке. Одни авторы социальное государство определяют как способ социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества по реализации согласованных и одобренных социальных программ развития общества и принципам социальной политики. Другие авторы социальное государство понимают как форму организации общества, обеспечивающую законодательным путем эффективное экономическое развитие в целях повышения качества жизни и высоких стандартов потребления, а также обеспечение социальных прав и обязанностей и достойной жизни граждан общества. Общим в понимании социального государства является выделение условия его развития посредством понятий "правовое государство", "демократическое государство" и "социальный гуманизм".

Развитие социального государства зависит от типов политического режима и политической системы общества, и в этой связи мировой опыт дает нам три модели развития социального государства.
1. Немецкая модель Бисмарка социального страхования и договорного профессионально-отраслевого регулирования зарплаты и страховых тарифов по обязательному социальному страхованию.
2. Английская модель У. Бевериджа середины ХХ века, включающая государственные гарантии обеспечения базовых условий воспроизводства человеческих сил и договорное регулирование зарплаты.

3. Шведская модель государства всеобщего благосостояния активной политики по созданию рабочих мест, централизованного регулирования зарплаты и дополнительного социального страхования работающих и членов их семей.

Отличие этих моделей проявляется в охвате доли населения обязательным социальным страхованием, размерами зарплаты, социальных пособий и пенсий, механизмами распределения доходов между богатыми и бедными слоями общества.

Российская модель социального государства представляет в настоящее время не лучший способ защиты и поддержки занятого населения и нетрудоспособных членов общества. Так, в социальной сфере сохраняются диспропорции в развитии его элементов и высокий разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями общества. Невысок уровень социальной защищенности большинства населения от различных социальных рисков. В этих условиях модель социального государства в России может быть рассмотрена в контексте неоинституционального подхода, широко применяемого в экономике и политологии.

В неоинституционализме пафос подхода состоит не столько в "возвращении" государства и других политических институтов в политическое исследование, сколько в стремлении "вспомнить все" - историческую, философскую, социокультурную и политическую традицию, значение человеческого поступка, ценностное содержание политики и человеческое измерение политического анализа. "

В неоинституционализме исследуются взаимосвязи между акторами, через которые проявляется закономерность: возникновение в обществе на новой основе как постоянных, так и быстроизменяющихся организаций и взаимосвязей между ними. Поэтому в неоинституционализме исследуются новые взаимосвязи и в том, как эти организации влияют на целеполагание и функционирование политической системы общества. В этой связи неоинституционализм исследует механизмы влияния новых организаций на политическую власть и ее легитимность, на развитие институтов лидерства и властвующей элиты и их программы. Анализируются социокультурные традиции и матрица локальных цивилизаций, а также условия сохранения матрицы в новых взаимосвязях политических институтов, испытывающих воздействие внешней среды на их целеполагание. С этой стороны, неоинституционализм рассматривает различные теории общественного выбора и структурных изменений в обществе и его сферах.

В анализе проблемы становления социального государства и реализации принципа социальной справедливости в России мы опираемся на исторический и социальный варианты неоинституционализма. И эту проблему мы попытаемся исследовать вместе с развитием политического режима России, который развивается как относительно самостоятельная корпорация, отличающаяся от других корпораций координацией деятельности окружения и состава правящего класса, охватываемых понятием "политический клан", члены которого представлены в различных модификациях "партии власти".

Политический клан контролирует ход реформирования общества, трансформацию политических институтов и политические процессы, взаимоотношения между государственными корпорациями, финансово-промышленными группами и властью по распределению между ними ресурсов, а также внутреннюю и внешнюю политику государства и национальную безопасность в условиях проявления внешней угрозы российской цивилизации со стороны НАТО и отдельных приграничных государств.
Надо отметить и внутреннюю социальную угрозу, обусловленную неоднозначными результатами социальной политики власти на принципах монетаризма. Эта угроза сохраняется ввиду увеличения разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями общества (в 2007 г. разрыв составлял 1:17, а в настоящее время в условиях начавшегося финансового и экономического кризиса разрыв резко возрос), несоответствия уровня зарплаты большинства трудоспособного населения и пенсий из пенсионного фонда темпу роста инфляции и ценообразования в системах здравоохранения, ЖКХ, торговли, в образовании, жилищном строительстве и т.д.
В Центре и в регионах проявляются латентные социальные конфликты. На этом фоне партия власти приспосабливается к изменяющимся условиям и создает свою модификацию в виде новых левоцентристских пропрезидентских партий, в программах которых отражаются лозунги и требования ущемленных групп интересов общества, например, в программе партии "Справедливая Россия". Но эти процессы не изменяют монопольного контроля над политическими процессами и сложившейся модели управления на принципах монетаризма, отвечающей интересам политического клана.
Вертикаль российской власти не устраняет барьеры на пути согласования различных групп интересов. В обществе мы видим отсутствие цивилизованной борьбы политических партий за демократизацию политического режима и государства и формирование состязательной партийной системы вместо сложившейся авторитарной однопартийной системы, в которой партия власти по Закону о политических партиях от 2001 г. не допускает конкуренции других партий в борьбе за власть, контролирует все, что связано с несменяемостью власти и отстраняет институты рождающегося гражданского общества от контроля над процессами принятия и реализации управленческих решений. При этой модели партийной системы, как правило, исключается чередование разных партий во власти, развитие политического участия населения и политическая самоорганизация общества.

Развитие партии власти неотделимо от ее взаимодействия с управленческим слоем - бюрократией. В 90-х годы прошлого века был выдвинут лозунг о ненужности идеологии в развитии партии "Новой России". И тот, кто считал идеологию важным инструментом в создании механизмов по выводу России из системного кризиса, объявлялся противником демократии. Возникала абсурдная ситуация вокруг понятия демократии. Демократия перестала означать политико-идеологический процесс с конкретной целью развития, и должна развиваться без каких-либо ценностных ориентаций в обществе. В этой запутанной политико-идеологической ситуации отсутствовали правовые условия развития институтов гражданского общества, что и позволило бюрократии закрепить законодательно право создавать свою модель реформирования России на основе принципов монетаризма и "управляемой демократии". В результате в политическом режиме России усилилось бюрократическое проявление корпоративизма, отражающееся на процессе принятия управленческих решений.

В этом процессе стало проявляться отсутствие целеполагания. В обществе отсутствуют идеалы и смысл реформирования различных сфер. Растет социальная и политическая апатия разных слоев общества, даже среди мелкого и среднего бизнеса и сельского населения. А крупным предпринимателям и финансово-промышленным группам указали место во взаимоотношениях с властью: никаких шагов по распределению властных полномочий в пользу предпринимательства.
Исторический и социальный аспекты неоинституционализма позволяют оценить возможности бюрократии и партии власти в создании социального государства и реализации принципа социальной справедливости. Этих возможностей еще недостаточно для развития социального государства из-за сохраняющихся правовых механизмов сдерживания институтов гражданского общества и приверженности политического режима принципам монетаризма в социальной политике.

2. О понятии "социальная справедливость". В современной трактовке социального государства или государства социального гуманизма нередко встречается мысль о том, что в этом государстве проблему социальной справедливости следует снять с повестки дня, потому что рост благосостояния населения и увеличение доли среднего класса в обществе, рост качества достатка и благополучия основной массы населения приведет к новой ситуации, при которой будут сформулированы иные идеалы и смысл жизненного цикла разных поколений людей. В этом аспекте толкования принципа социальной справедливости незаметно из внимания ускользает исследование жизненной среды развития ядра российской цивилизации - ее социогенетического кода или матрицы развития.

Цивилизации различаются социогенетическим кодом, типом культуры, пространством, геополитическим влиянием на другие цивилизации, а также целесообразным отбором наиболее эффективных и жизненных элементов из разных цивилизаций, особенно в переходные эпохи. Эти понятия позволяют выявлять динамичность в развитии разных цивилизаций и отличать от понятий: "формация", "общество", "государство", "страна", "мировая цивилизация".
Геополитическая направленность локальных цивилизаций оказывает либо усиливающее, либо ослабевающее воздействие на их духовное начало, подкрепляемое особенностями менталитета, национального характера различных этносов, а также типом политической системы и политикой власти. Упадок или гибель локальных цивилизаций является следствием незаметных внутренний изменений, происходящих в течение длительного времени в менталитете и культурно-нравственном облике народов и этносов, в смене типов власти и политических систем.

Смена духовно-нравственных ценностей, присущих локальной цивилизации и отличающих ее от других цивилизаций, на новые ценности под влиянием геополитических факторов происходит в течение жизнедеятельности нескольких поколений людей. И если со временем новые поколения людей не сохранят генетический код, то на их же территории образуется другая цивилизация с новой культурой и шкалой ценностей.

С этой стороны, важно выяснить особенности сложившихся или надломленных защитных механизмов ядра цивилизации. Там, где существуют устойчивые социокультурные защитные механизмы, локальные цивилизации сохраняют способность к выживанию даже при длительном чужеземном гнете.

В настоящее время в эволюции российской цивилизации обозначились признаки надлома и регресса, вызванные последствиями разрушения политической системы СССР и неоднозначными результатами социальной политики на принципах монетаризма. За годы реформирования уровень социально-экономического развития (кроме сырьевых отраслей экономики) и эффективность управления обществом в России продолжают оставаться невысокими. Одной из причин сложившейся ситуации является, на наш взгляд, недостаточное внимание государственных органов к развитию матрицы российской цивилизации, ослабление которой вызвало демографический кризис в обществе. Снижение рождаемости и высокая смертность в России на деле вызвана результатами социальной и культурной политики государства, вследствие чего в обществе сохраняются условия "искажения сущности российской государственности, успешной только тогда, когда в ней воплощаются многовековые традиции, ценности русских цивилизационных накоплений, специфическая природа уникального интегрирующего разные народы типа государства".

Социальная политика ориентируется не только на потребности различных групп общества и отдельного человека. Она ориентируется также и на сохранение устойчивого развития социальной сферы общества. Иначе в условиях усиления социальной напряженности и обострения различных конфликтов в стране социальная политика не будет столь эффективной и станет объектом критики в адрес власти и корпораций.

Эффективность социальной политики неотделима от устойчивости развития социальной сферы и ее параметров:
1. Удовлетворенность существующим положением различных групп общества. В своей деятельности каждая группа улучшает свое социальное положение и статус. Исключается перераспределение сбережений в пользу одних групп за счет другой (других). Удовлетворение разнообразных потребностей позволяет различным людям обеспечивать свое физическое, социальное и духовное развитие, а не физическое выживание в современных условиях, за которым начинается обреченность людей и снижение численности населения, потеря квалификаций трудоспособного населения.
2. Проявление социальной активности людей, обеспечивающей научно-технологическое развитие и социальный прогресс. В противном случае в обществе возникает тот или иной кризис, порождающий расстройство и регресс в социальной сфере.
3. Устойчивость социальной сферы обеспечивается способностью и возможностью политического режима контролировать поведение деструктивных сил общества и уменьшать их влияние на различные сферы общества. Речь идет о мафии, коррумпированных лицах, организованной преступности, представителях "теневой" экономики. Борьба власти с деструктивными силами способствует искоренению причин возникновения социальной напряженности и усиливает безопасность различных сфер общества.
4. Устойчивость социальной сферы обеспечивается способностью власти вести конструктивные переговоры с представителями различных социальных групп и заключать с ними различные соглашения по актуальным вопросам социальной политики. Переговорные процессы способствуют выработке согласованных интересов власти и различных групп в социальной политике. Это способствует разрешению имеющихся противоречий между властью и обществом и консолидации различных сил для решения проблем в социальной сфере.
5. Устойчивость социальной сферы обеспечивается наличием защитных механизмов, которыми должны располагать как государственные органы, так и российские корпорации, что способствует ускоренной адаптации различных групп общества к социальным и экономическим переменам в современных условиях развития России.
6. Существует прямая зависимость между состоянием социальной сферы и экономической безопасностью страны. Устойчивость социальной сферы и экономическая безопасность зависят от состояния политической системы общества. Так, при политической нестабильности экономическая и социальная сферы оказываются в кризисном состоянии, признаками которого являются:
- перевес социальной мобилизации общества над социальными механизмами защиты населения;
- низкие показатели экономического и социального развития страны;
- неравномерное и несправедливое распределение социальных благ между богатыми и бедными слоями общества;
- зависимость страны и корпораций от внешних финансовых источников для поддержания необходимого бюджета и корпоративной финансовой и социальной политики;
- обострение социально-экономических и политических конфликтов в обществе.
В настоящее время реализация социальной политики власти может оказаться под угрозой из-за непредсказуемых рисков финансового кризиса в России и увеличением вероятности дефолта по обязательствам государства. Поэтому актуальной стала государственная задача разработки системы мер по предотвращению наихудших сценариев возможного финансового кризиса и ухудшения развития социальной сферы в России.

Анализ социального развития и судьбы России в процессе глобализации показывает, что становление социального государства неразрывно связано с сохранением социогенетического кода и матрицы
развития российской цивилизации. А основной принцип российского социального государства - социальная справедливость неразрывно связан с защитой и развитием матрицы и социогенетического кода российской цивилизации посредством системы мер национального государства по предотвращению различных угроз и рисков в развитии сфер общества и его политических институтов. В этом контексте традиционная трактовка институционального понимания социальной справедливости как "справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ. на основе равенства, пропорциональности заслуг или же гарантии неотъемлемых прав и обязанностей чего-либо" в условиях глобализации и обострения межцивилизационных противоречий и конфликтов
на деле может привести к искажению сущности социальной политики власти в современных условиях и нанести непоправимый ущерб ядру российской цивилизации и основному принципу по организации общественной жизни развития - социальной справедливости.

Выводы. Главной задачей в настоящее время является борьба за сохранение социальной сферы от ее деградации в случае возможных рисков финансового и экономического кризисов, и вероятного дефолта. Важно сохранить устойчивость развития социальной сферы и реализацию принципа социальной справедливости в соответствии с возможностями современного развития экономики и духовными традициями российского общества. Социальное государство в России еще не сформировалось в свете выше названных подходов к исследованию его типологии. Реально существует специализированная политика перераспределения доходов в пользу привилегированных групп общества за счет основной массы населения, что противоречит основным принципам становления социального государства.


ШВЕДСКАЯ И РОССИЙСКАЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шведская модель социального государства появилась на основе синтеза кардинально противоположных социалистической и капиталистической моделей, переняв передовые идеи из каждой из них. В результате появилась система, которая называется одной из самых успешных и справедливых в мире. Во второй половине XX — начале XXI вв. уровень жизни в Швеции является одним из самых высоких в мире, а граждане этого государства регулярно высказывают удовлетворенность своей жизнью и уверенность в будущем,

Рассматривая особенности Шведской модели социального государства, нужно остановиться остановиться на некоторых ключевых моментах. Одним из них является ответственность государства перед гражданами, подконтрольность государственных органов обществу. Эти принципы основываются на теории, согласно которой именно народ первичен по отношению к государству, которое в свою очередь представляет собой лишь механизм управления народом, проживающим на определенной территории, и служит его интересам. То есть именно народ является носителем суверенитета, верховной власти на территории Швеции и именно от его имени осуществляется управление.

Высшим представительным и законодательным органом в Швеции является Риксдаг. Это ключевой орган шведской государственной системы, поскольку именно он формируется непосредственно народом.

Еще одним главным признаком шведского социального государства является его правовой характер. Это значит, что государство ограничено правом и может совершать те или иные действия только на основании законодательства, а также статус государства, полномочия и функции его органов и должностных лиц четко закреплены в законе.

Всеобщая солидарность является одним из самых важных принципов шведской модели социального государства. Этот принцип означает, что социальная система охватывает полностью все население, распространяет свое действие на всех людей, которые в равной степени имеют право воспользоваться преимуществами данной системы, а также несут обязательство поддерживать ее [2].

Шведская система основывается на многочисленном так именуемом

Еще одной ключевой особенностью шведской модели социального государства, отличающей ее от иных моделей, является ключевая роль государства в процессе перераспределения благ.

Рассмотрим Российскую модель социального государства.

В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации Россия была провозглашена социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности. За последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, пара- метрам и принципам социального государства.

Действия Правительства во многом ориентируются на снижение уровня социальных обязательств государства, а это противоречит Конституции, которая определяет Россию социальным государством. В доказательство можно привести следующие факты:

Введение плоской системы налогообложения на доходы с физических лиц (НДФЛ) прямо направленно против бедных и малообеспеченных групп населения, так как для них:

налоговая ставка повысилась с 12 до 13 %;

категория людей, чей заработок ниже прожиточного минимума также платят НДФЛ.

Введение единого социального налога (ЕСН) перечеркнуло формирующуюся страховую систему с внебюджетными фондами.

Введение в пенсионную систему накопительного принципа за счет торможения роста пенсий у уже существующих на сегодняшний день пенсионеров;

Реформа в сфере образования во главе с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). В условиях сегодняшней России, не во всех школах есть достаточный комплект учителей, что напрямую влияет на необходимое количество знаний, а качество их обучения ниже того, что требует ЕГЭ [1].

родителей не только количественно, но и качественно. Это влияет на демографическое положение в стране, разрушает человеческий капитал, и как итог представляет угрозу национальной безопасности.

Российская модель социального государства представляет в настоящее время не лучший способ защиты и поддержки занятого населения и нетрудоспособных членов общества. Так, в социальной сфере сохраняются диспропорции в развитии его элементов и высокий разрыв в доходах между богаты- ми и бедными слоями общества.

Невысок уровень социальной защищенности большинства населения от различных социальных рисков.

Рассмотрим Шведскую и Российскую модель социального государства в виде таблицы (Таблица 1).

Таблица 1 «Сравнение Шведской и Российской модели социального

Налоговая си- стема

Прогрессивная шкала налогообложения.

41 % - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица

с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности); 24 % - налог на добавленную стоимость; 21 % налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность); 10,5 % - прочие налоги.

Плоская шкала налогообложения.

35% - процентные доходы по вкладам в банках, сум- мы экономии на процентах при получении налогопла- тельщиками заемных средств, страховые выпла- ты по договорам добро- вольного страхования, сто- имость выигрышей и при- зов сверх установленных норм;

30% - все доходы нерезидентов;

15% - дивиденды, полученные от российских организаций нерезидентами РФ;

13 % - основные доходы (работа по найму, договоры подряда, сдача в аренду жилья); 9 %

- дивиденды, полученные налоговыми резидентами.

Государственное здравоохранение (95%).

Средняя продолжительность жизни в Швеции является одной из самых высоких в Европе и с каждым годом растѐт. На сегодняшний день она составляет 83,5 года у женщин и 78,8

В начале 90-х введена система обязательного медицинского страхования.

Средняя продолжительность жизни в России составляет 69,83 года.

Продолжительность жизни мужчин — 64 года, женщин — 75,6 лет

Обучение бесплатно, как в школе, так и в университе- те.

Бесплатное обучение в школе.

Университеты – конкурс на ограниченное количество бюджетных мест, а на некоторых специальностях и вовсе только контракт- ные места.

Пенсии делятся на два ос- новных типа. Первый – га- рантированная базовая пен- сия, выплачиваемая с 65 лет тем, кто жил в Швеции в течение определенного периода, но не сформировал достаточного объема пен- сионных прав. Второй – пенсия, зависящая от ранее уплаченных взносов и выплачиваемая на основе распределительных

и накопительных принци- пов. Пенсионер вправе по- лучать пенсию только одно- го типа, что отличает швед- скую модель от Российской модели.

В соответствии с пенси- онной реформой 2010 года, трудовая пенсия по старо- сти состоит из двух частей

- страховой и накопитель- ной.

Страховая и накопитель- ная части трудовой пенсии формируются за счет стра- ховых взносов, уплачивае- мых работодателем за каж- дого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка за- страхованного лица, дли- тельности его трудовой де- ятельности.

Российская модель переняла пример пенсионного обеспечения Швеции, сделав тем самым пенсионную реформу в 2010 году. Теперь пенсия делится на два типа – страховую и накопительную, но все же отличие присутствует – в Швеции пенсионер вправе получать пенсию только одного типа. Но в России уже стараются заимствовать данную практику.

Следует сделать акцент на системе образования в Швеции, а именно на университетах, ведь многие хотят получить образование именно в Швеции, так как оно очень популярно, а самое главное бесплатно. Чего не скажешь о Российском образовании. Швейцарские университеты высшего уровня (то есть 10 кантональных университетов Швейцарии и два федеральных технологических института: ETH Zurich и EPF Lausanne) занимают очень высокие позиции в международных рейтингах. Швейцария занимает второе место по уровню расходов на образование в мире (14,900 USD в год). Суммарные расходы на образование в Швейцарии составляют 5,6% ВВП. Научные учреждения в Швейцарии показывают высокую степень интернационализации: 50% университетских преподавателей и 25% студентов – иностранцы.

Международное научно-исследовательское сотрудничество имеет в Швейцарии высочайший приоритет. Швейцария участвует в многочисленных международных научно-исследовательских организаций и исследовательских программ, таких как ЦЕРН, а также способствует развитию двустороннего научно-исследовательского сотрудничества с приоритетными странами-партнерами. Статистика показывает, что иностранных изобретателей в Швейцарии больше, чем национальных.

Если рассматривать систему здравоохранения Швеции и России, то можно увидеть разрыв в средней продолжительности жизни населения в 14, 8 лет у мужчин и 3, 2 года у женщин. Также в отличие от большинства стран Европы, здравоохранение в Швеции является на 95% государственным. А в России в начале 90-х введена была система обязательного медицинского страхования. Власти посчитали, что так будет лучше. Для кого-то и стало лучше – в первую очередь, конечно, для страховых компаний. Для пациентов же ничего не изменилось, в некоторых случаях даже стало хуже, бесплатная медицина почти совсем истаяла.

Итак, для современной России представляется интересным опыт швед- ской модели социального государства. За прошедшие двадцать лет получилось провести немало реформ, которые были направленны на социальную защиту населения. Но до сих пор конституционные положения не соответствуют реальности. Требуют решения проблемы неэффективности государственных органов, отсутствия реального контроля общества за действиями государства. Необходимо совершенствовать гражданское общество и правовую культуру людей. Бросается в глаза общий низкий уровень жизни граждан России и увеличивающийся разрыв между самыми обеспеченными и малообеспеченными гражданами. Нужна реформа механизма перераспре- деления благ.

Государство в нашей стране играет большую роль, что можно также сказать и о Швеции. Именно поэтому представляется, что после ухода от ста- рой советской социальной системы шведский опыт является более подходя- щим для нашей страны.

Завьялов В. Т. Развитие социального государства в России / Завья- лов В. Т. // Обозреватель-Observer. — 2008 г. — № 7. — С. 15–22.

Меллер А. Шведская система социального обеспечения / сост. А. Меллер, А. Я. Некрасов // Социальная политика Швеции. — М.: Социальная защита, 1999. — С. 45.

Читайте также: