Ресурсные группы в детском саду что это

Обновлено: 05.07.2024

Дети с аутизмом, как и все дети, имеют право на качественное дошкольное образование. Они так же, как их нейротипичные сверстники, имеют право на доступную психологическую и педагогическую помощь. Отличие в том, что для успешной реализации этого права им необходима помощь специалистов, владеющих методами, имеющими научные доказательства эффективности, такими как прикладной анализ поведения. И чем раньше начинается работа с ребёнком с РАС, тем успешнее проходит его социализация и овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями.

В последние годы в Липецке сделано многое для реализации прав детей с РАС на достойное образование в условиях инклюзии в общеобразовательных детских садах. Успешно функционируют три ресурсные группы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях №136, №105, №32.

Мы уверены, что заинтересованность и активность родителей при поддержке государства это и есть залог эффективной работы ради лучшего будущего детей с аутизмом.

"Ресурсная группа" - это специальная образовательная модель, позволяющая детям с РАС и другими нарушениями развития посещать обычный детский сад. Инклюзивное воспитание и обучение в детском саду - мечта каждого родителя ребёнка с аутизмом, но без специальных образовательных условий эта мечта неосуществима.

Модель "Ресурсная группа" - это гибкий формат воспитания и обучения, предполагающий сочетание коррекционных занятий в отдельной группе и обучение в группе общеразвивающей направленности. Работа с ребёнком строится на основе АОП, с учётом особенностей его развития и дефицитов. Ресурсная группа предполагает усиленный кадровый состав и методическое сопровождение специалистами в области прикладного анализа поведения.

В Казани под патронажем нашей организации созданы и функционируют ресурсные группы в муниципальных детских садах №109 и №332. В этих группах воспитываются и обучаются 25 детей с РАС, каждый из которых получает эффективную помощь в индивидуальном, мини-групповом и групповом формате, взаимодействуя с нейротипичными сверстниками на постоянной основе.

Эффективность работы ресурсных групп подтверждается результатами диагностики навыков (социальных, коммуникативных, речевых, игровых, бытовых и других), которая проводится не реже 2 раз в год. Каждый ребёнок в ресурсной группе прогрессирует; большинство выпускников (75%) успешно продолжают обучение в общеобразовательных школах. Один из факторов успеха - применение в ресурсных группах принципов Прикладного анализа поведения (ПАП), широкого комплекса методов с доказанной эффективностью, которые успешно применяются для обучения и коррекции поведения детей с аутизмом во всем мире. Наша организация обеспечивает методическое сопровождение ресурсных групп высококвалифицированными специалистами в области ПАП, которых в России очень мало.

Благодаря усиленному кадровому составу ресурсных групп, грамотному оснащению и методической работе, дети в ресурсных группах получают эффективные занятия. Результативность работы, которая была проведена с целевой группой с 2018 года, не подлежит сомнению. Анализ трёхлетней работы с детьми в рамках ресурсных групп убедительно доказывает, что прогресс в развитии навыков происходит у каждого ребёнка, включённого в процесс. Согласно диагностике по системе оценки VB-MAPP, рост социальных навыков у воспитанников ресурсных групп составил свыше 70%, игровых навыков – свыше 40%, навыков рецептивной и экспрессивной речи – свыше 60%.

Цели
проекта

Создание условий для обучения и социальной адаптации 25 детей с РАС в общеобразовательных детских садах в 2022-2023 учебном году, с использованием научно обоснованных методов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта – создание модели ресурсной дошкольной группы для воспитания, развития и социализации детей с РАС в условиях инклюзивного образования.

Подготовить команду специалистов: привлечь супервизора и куратора, обучитьтьюторов и воспитателей ресурсной группы методикам на основе прикладного анализа поведения;

Оснастить Ресурснуюдошкольную группу – зоны индивидуальных занятий, зоны групповых занятий и сенсорной зоны.

Включить детей из Ресурсной дошкольной группы в общие мероприятия и совместные занятия с воспитанниками общеразвивающих групп.

Развивать толерантное отношение к людям с особенностями развития у всех участников образовательного процесса.

Распространить опыт среди родителей детей с РАС по подготовке и реализации подобной модели обучения.

Распространить информацию об аутизме и методах его коррекции, обучать широкую родительскую и педагогическую общественность, включая метод прикладного анализа поведения (ПАП), как наиболее эффективный для обучения и коррекции детей с аутизмом.

Привлечь спонсоров для реализации проекта.

В работе дана оценка готовности МКОУ С(К)НШ № 60 к реализации проекта. Описаны этапы, содержание и методы реализации проекта и представлен рабочий план реализации проекта. Определен функционал участников проекта.

Значимым моментом в разработке проекта является структурирование взаимодействия всех участников образовательного процесса с использованием поведенческих методов. В основе данных методов лежит прикладной анализ поведения (ПАП). За последние десятилетия появились сотни исследований, подтверждающих как эффективность структурированного обучения на основе ПАП в целом, так и эффективность отдельных методик и техник для решения конкретных проблем и задач.

Практическая значимость, представленного проекта состоит в необходимости более раннего вмешательства в развитие ребенка с РАС, требующего особого подхода в обучении, воспитании и развитии состоит в достижении максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации, интеграции в общество.

Авторами проекта произведена оценка рисков и определены меры для минимизации влияния факторов риска. Представлены прогнозируемые конечные результаты деятельности и практическая значимость результатов работы по проекту. Четко прописаны критерии и показатели эффективности реализации проекта. Произведен расчет бюджета. Срок реализации проекта: 2 года.

До недавнего времени расстройства аутистического спектра (РАС) рассматривались как клиническая проблема. В отечественной психологии впервые этот термин прозвучал в работах Г. Е. Сухаревой (Аутистические нарушения при детской шизоидии. 1955). Категория детей с РАС изучалась следующими исследователями: В. М. Башиной, С. А. Морозовым, L. Kanner, M. Rutter и др.Клиническая картина РАС большинством авторов характеризуется как полиморфная и противоречивая (К. С. Лебединская, 1988; О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др., 2003).

Аутизм затрагивает все сферы психики: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь. Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.

Для успешного обучения и социализации людей с аутизмом необходимо создание специальных образовательных условий:

структурированная обучающая среда;

средства визуальной поддержки;

применение методик с доказанной эффективностью при обучении таких детей – это методики, основанные на прикладном анализе поведения (далее по тексту ПАП) и другие.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что на сегодняшний день проблемы образования детей с расстройствами аутистического спектра стоит остро, а детей с таким диагнозом становится больше. Главными нарушениями, которые препятствуют адаптации и социализации детей с РАС, являются недостаток коммуникативных навыков (вплоть до отсутствия речи), грубые нарушения поведения и эмоциональная нестабильность. Но при адекватной и своевременной коррекционной работе они могут быть подготовлены к обучению по программе массовой или коррекционной школы. Даже глубоко аутичный, неговорящий ребёнок в условиях специальной коррекции может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать и писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации и личностного развития.

Наиболее благоприятным периодом, с точки зрения исхода вмешательства и дальнейшей функциональности человека, является период в возрасте до 5-ти лет. Поэтому так важно создать необходимые условия для обучения и социализации именно в дошкольном учреждении:

есть возможность проводить интенсивное вмешательство, около 5-6 часов ежедневно.

есть возможность поместить ребенка в среду нормотипичных сверстников для обучения социальным и коммуникативным навыкам с теми, кто никогда не испытывал в этом трудности.

образовательная программа дошкольного учреждения включает в себя приобретение ребенком жизненных компетенций и является подготовительным этапом к обучению в школе, именно эти навыки являются приоритетными при оказании помощи людям с РАС и при выборе целей вмешательства.

семья ребенка с аутизмом продолжает жить полноценной жизнью, а не оказывается изолированной и исключенной из общества, вынужденной самостоятельно искать специалистов, способных помочь ребенку.

у нормотипичных сверстников формируется толерантное отношение к людям с особенностями с самого раннего возраста.

Предлагаемая педагогическая инициатива, являясь составной частью системы образования, расширит образовательную область детей с РАС. Это позволит предупредить появление дальнейших отклонений, снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Дети, посещающие дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 – это не только дети с нарушениями развития по причине врожденной недостаточности, генетических заболеваний, органического поражения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и сенсорных органов, но и нормотипичные дети. Нарушения и проблемы в развитии у наших воспитанников требуют планомерной и систематической работы над формированием элементарных навыков взаимодействия, коммуникативных умений, способностей к волевым усилиям, предметных действий, моторики и т.д., которые в большой степени стимулируются под влиянием взаимодействия и общения с детьми, не имеющими существенных отклонений в развитии.

Подготовительный этап

Составление Сметы расходов на реализацию проекта;

Обучение специалистов; оснащение ресурсной зоны; создание дружественной среды;

Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогического состава;

Мероприятия, направленные на информирование о проблеме и создание дружественной атмосферы среди родителей.

Основной этап

Проведение индивидуального тестирования и составление индивидуальных программ обучения.

Подготовка необходимых специальных образовательных условий.

Проведение практической реализации проекта.

Данная модель содержит в своей основе обширный зарубежный опыт и инновационные образовательные методики с доказанной эффективностью.





индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа






зона сенсорной разгрузки

специальные УМК, компьютерные инструменты развития и коррекции, специальные дидактические и диагностические материалы

технические средства обучения



использование метода прикладного поведенческого анализа

посещение общеразвивающей /комбинированной группы

Программа проекта, основанная на постоянной обратной связи, позволяет выяснить конкретные риски/, скоординировать систему мер, направленную на минимизацию рисков.

Меры для минимизации рисков

Частая смена кадрового состава тьюторов, в связи с профессиональным выгоранием.

Дополнительное финансовое вознаграждение и психологическая работа с профессиональным выгоранием. Координация деятельности всех специалистов.

Рост перегрузки воспитанников

Четкое выполнение режима.

Психологическая неготовность родителейнормотипичных детей к принятию детей с РАС, посещающих группы комбинированной и общеразвивающей направленности.

Диагностика готовности различных категорий участников к реализации проекта.

Консультирование, родительские собрания, направленные на формирование толерантности к детям с РАС.

Утрата преемственности в работе с родителями

Корректировка проекта с учетом данных диагностики, анкетирования с целью сохранения и восстановления связей преемственности

Недостаточная подготовка педагогов к реализации проекта

Проведение предварительной подготовки, тщательного подбора кадров для реализации проекта.

Прогнозируемые результаты деятельности

развитие, обучение, воспитание, сохранение и восстановление психического, соматического и эмоционального здоровья детей с РАС дошкольного возраста;

развитие произвольности в различных видах детской деятельности;

сенсорное и речевое развитие, формирование игровой деятельности.

решение возникающих проблем на доступном для каждого ребенка уровне;

создание методической, дидактической и материально-технической базы для обучения и развития детей с РАС на уровне дошкольного образования;

реализация основных принципов ФГОС ДО. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.

получение помощи в психолого-педагогической диагностике детей с РАС;

понимание родителями необходимости включения детей с РАС в группы с нормотипичными детьми;

создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни.

Разработанная модель позволит заинтересованным образовательным организациям быстрее ввести в систему своей работы преобразования для более продуктивного вмешательства в развитие детей с РАС дошкольного возраста.

Слайд 4.
Задачи проекта:
-Обеспечение психологической и методической готовности педагогов сопровождения.
-Апробация новых подходов (форм, методов, приёмов) в работе с детьми по формированию коммуникативных навыков и социального поведения.
Слайд 5.
Участниками проекта стали:
• дети группы компенсирующей направленности;
• дети группы общеразвивающей направленности;
• педагоги группы компенсирующей направленности;
• педагоги группы общеразвивающей направленности;
• родители детей групп компенсирующей и общеразвивающей направленности;
• специалисты ДОУ.
На первом (подготовительном) этапе реализации проекта специалистами был проведен сбор анамнеза детей; проведена диагностика воспитанников с особыми образовательными потребностями; разработаны специальные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с учетом рекомендаций ТПМПК и результатов диагностики; были подобраны специальные методы и средства обучения и воспитания, а также специальные учебные пособия и дидактические материалы. Была организована специальная развивающая предметно-пространственная среда для воспитанников с особыми образовательными потребностями. Было организовано наблюдение за поведением и взаимодействием детей ресурсной группы с целью, определения детей, готовых к инклюзии в общеразвивающую группу. Также на данном этапе был произведен выбор общеразвивающих групп для инклюзии.
Сла

Оценить 154 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Читайте также: