Что такое фонема кратко

Обновлено: 30.06.2024

Фонема - это единица звукового строя языка, которая служит для опознавания и рахличия значимых единиц - морфем, внутри которых они выступают в качестве минимального сегментного компанента.

Но фонема и звук не одно и тоже6 фонема конкретно материализуется в речи через звук. Например, есть фонема [а] и ей соответсвует [а'] (ударный) и [а] (безударный).

Выбор фонемы может зависеть от положения звука в слове - например, при оглушении или озвончении согласных, или при редуцировании согласых (как в слове "колебаться" - [кал'эбаАца]. Или выбор фонем может регулироваться стилистически, если мы говорим о просторечнчх или диалектных словах: неправильное ударение, особенно произношение и т.д.


ФОНЕ́МА, -ы, ж. Лингв. Звук речи какого-л. языка (или диалекта), рассматриваемый как средство для различения значений слов или морфем.

[От греч. φώνημα — голос, звук]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);

при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );

при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы .

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

ФОНЕ'МА [нэ], ы, ж. [от греч. phōnēma — голос, звук]. Звук речи, рассматриваемый

как звуковой знак языковой системы, способствующий различению значений слов и их грамматических частей (лингв.).

2. только ед. Галлюцинация в виде слов (мед.).

фоне́ма

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бирюзовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

что такое фонема

Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Сразу необходимо уточнить, что фонема самостоятельно не обладает ни лексическим, ни грамматическим значением.

Звук и фонема: в чем отличия между этими понятиями

Хотя эти слова очень близки по своему значению – это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными.

фонема звук буква

В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется.

Иными словами, рассматривая вопрос о том, что такое фонема и в чем ее отличие от звука, стоит усвоить главное: фонема – это ряд из нескольких звуков, способных чередоваться между собою.

Звук, буква и фонема

Разобравшись с тем, что такое фонема и чем она отличается от звука, стоит рассмотреть оба данных понятия относительно отдельного символа алфавита, а именно – буквы.

Несмотря на то, что каждый из этих трех терминов лингвистики имеет отдельное значение, на практике они иллюстрируют одно и тоже общее понятие, но слегка с разных сторон. Главная цель каждого из них – помогать при коммуникации.

Что качается эволюции этих понятий, то сначала возник речевой звук, который помогал первым людям общаться между собой и организовывать свою жизнь. Когда звуки организовались в слова, предложения, а позже помогли сформировать целый язык (и далеко не один), появилась необходимость записывать все это, дабы иметь возможность передавать накопленные знания другим людям, в том числе и потомкам. Так появились буквы как графическая реализация речевых звуков. А с возникновением науки лингвистики ученые постепенно выделили понятие фонемы и, кстати, сравнительно недавно - в XIX в.

Разновидности фонем

Все виды фонем разделяются по различным принципам.

  • Главный критерий для разделения на виды – это позиция. Фонемы могут быть как в слабой, так и в сильной позициях. Это влияет на простоту их идентификации.
  • Гласные/согласные – отличаются в зависимости от способа образования: при помощи шума это произошло или голоса.
  • Гласные фонемы в свою очередь могут находиться или не находиться под ударением.
  • Гласные фонемы бывают лабиализованными и не лабиализованными, зависимо от участия губ в процессе формирования фонемы. В русском языке есть только две гласные лабиализованные фонемы: [о] и [у].
  • По уровню мягкости согласные фонемы можно разделить на палатализованные/не палатализованные.
  • Также согласные фонемы бывают звонкими и глухими.
  • По месту образования согласные бывают: смычные и щелевые.

виды фонем

Отличительные черты (признаки) фонем

Несмотря на то, что эта лингвистическая единица является минимальной в своем роде и не может быть более разделена, она имеет ряд признаков, неспособных существовать вне ее. Они не являются равнозначными между собой и делятся на две большие категории: дифференциальные (различительные) и интегральные.

Какие функции выполняют фонемы

О важности любого лингвистического понятия можно судить по тем функциям, которые оно выполняет, и хотя их немного, они играют одну из ключевых ролей в языке.

понятие фонемы

звук и фонема

(греч. phonema — звук). Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы , , . Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов — фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой, дифференциации слов или в различении морфологических форм. По вопросу о понятии фонемы нет единства взглядов среди исследователей. В советском языкознании выделились два основных направления — Ленинградская и Московская фонологические школы. Представители первого направления (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, к которым примыкал А. Н. Гвоздев) при определении понятия фонемы исходят из словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы. Так, в слове вол гласной фонемой является , а в другой форме этого же слова волы в безударном положении, в соответствии со звучанием, выделяется фонема . То же самое наблюдается и с согласными фонемами: в слове плоды выделяется фонема , a в форме единственного числа этого же слова плод, в соответствии со звучанием, конечной фонемой является . Звуки слабых позиций (безударные гласные, конечные согласные и т. д.) на основе близости по физиолого-акустическим свойствам отождествляются с соответствующими звуками, различающимися в сильных позициях: в словоформах вал и вол разные гласные фонемы — и , но в словоформах валы и воды, одна и та же гласная фонема ; в словоформах плоды и плоты разные согласные фонемы в конечном слоге - и ,нов исходной форме этих слов плод и плот одна и та же конечная согласная фонема . Представители Московской фонологической школы (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, В„ Н.Сидоров, Н. Ф., Яковлев, М. В. Панов) исходным моментом во взглядах на фонему считают морфему: тождество морфемы определяет собой границы и объем понятия фонемы, и звуки слабых позиций объединяются в одну фонему не по их акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. По взглядам Московской фонологической школы, в одну фонему объединены звуки, позиционно чередующиеся. Различия между позиционно чередующимися звуками признаются функционально незначимыми. Так, в словах валы и волы безударные гласные, несмотря на тождество звучания, представляют разные фонемы, так как в первом случае налицо фонема (ср. вал), а во втором—позиционный вариант фонемы (ср. вол). Точно так же конечные согласные в словах плод и плот представляют разные фонемы, так как в первом случае позиционно преобразованная фонема (ср. плоды), а во втором — фонема (ср. плоты). В некоторых фонетических работах этой школы различаются 1) фонема в узком значении, так называемая сильная фонема, образуемая основным видом фонемы и ее вариациями, т. е. членами параллельного, непересекающегося чередования, и 2) фонема в широком значения, так называемый фонемный ряд, совокупность звуков, образуемая основным видом фонемы и ее вариантами, т. е. членами непараллельного, пересекающегося чередования. Представители Пражской лингвистической школы (Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский, Р. О. Якобсон) считают, что в пределах одной фонемной единицы должны быть объединены позиционно чередующиеся звуки, но не все, а те, которые имеют общий набор различительных признаков. Например, в словах разбить и расколоть звуки (з) и (с) оба имеют различительные признаки “согласный зубной, фрикативный, твердый”, Различительный признак — такой, который можно в данной позиции заменить другим, оставив остальные признаки неизменными (поэтому в данной позиции у (з) и (с) признаки звонкости и глухости неразличительные).

Фонема сильная . Фонема в сильной позиции, обладающая максимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда.

Фонема слабая , фонема в слабой позиции, обладающая меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда.

фонематический принцип правописания. Принцип орфографии, заключающийся в том, что буквами алфавита изображаются не реально произносимые звуки, а фонемы по их основному виду, т. е. независимо от позиции. Так, буква о в словах гора и горы. передает фонему одинаково, т. е. эта фонема на письме выражается одной и той же буквой, хотя в первом слове находится в слабой позиции, а во втором — в сильной. В словах годы и год одинаково пишется буква д, хотя обозначаемые ею звуки произносятся по-разному: в первом слове это звонкий согласный, а во втором — глухой. Отсюда вытекают практические правила.’ безударные гласные следует писать так же, как и под ударением (вода, водяной — потому что водный); звонкие и глухие согласные следует писать в любой позиции так, как они пишутся в положении перед гласными, сонорными согласными и перед в (пруд— потому что пруда, а прут — потому что прута). Эти правила практически вытекают также из морфологического принципа орфографии, но между обоими принципами (морфологическим и фонематическим, который называют также фонологическим или фонемным) отмечается ряд расхождений, в первую очередь теоретических,

1) У обоих принципов имеются различные отправные позиции; морфологический принцип исходит из графического образа морфемы, и для него важно сохранение графического единообразия морфем; фонематический принцип исходит из понятия фонемы, и для него важно сохранение обозначенности фонем (по сильной позиции). см. фонема. Морфологический принцип правописания не может, разумеется, не учитывать позиционные и традиционные (непозиционные) чередования; только последние передаются на письме, и тогда стабильный вид морфемы сохраняется.

2) Оба принципа различаются своим пониманием значения произношения для письма, связи между ними; морфологический принцип предполагает, что письмо может иметь в своем распоряжении приемы, не обязательно основанные на произношении, и материалом анализа для него являются буквы, для которых устанавливается их отношение к письму; фонематический принцип опирается на связь письма с произношением и, выдвигая на первый план фонему, устанавливает случаи, когда письмо воспроизводит и когда не воспроизводит фонемы.

Смотреть что такое ФОНЕМА в других словарях:

ФОНЕМА

(греч. φωνή = голос) — грамматический термин не совсем определенного значения, встречаемый у некоторых новых языковедов. Впервые, вероятно, он пущен в . смотреть

ФОНЕМА

(от греч. phonema – звук) основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Ф. не является простей. смотреть

ФОНЕМА

ФОНЕМА [нэ], -ы, ас. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка,в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки. II прш.фонемный, -ая, -ое и фонематический, -ая, -ое. смотреть

ФОНЕМА

фонема ж. Минимальная единица звукового строя языка, служащая для различения смысла слов и реализующаяся - в зависимости от местоположения - в разных своих вариантах (в лингвистике).

ФОНЕМА

фонема ж. лингв.phoneme

ФОНЕМА

фонема звук Словарь русских синонимов. фонема сущ., кол-во синонимов: 2 • звук (90) • морфофонема (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: звук, морфофонема. смотреть

ФОНЕМА

ФОНЕМА (от греч. phonema - звук), основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Ф. не является прос. смотреть

ФОНЕМА

Фонема (греч. φωνή = голос) — грамматический термин не совсем определенного значения, встречаемый у некоторых новых языковедов. Впервые, вероятно, он пущен в ход известным французским (швейцарским) лингвистом Ф. де Соссюром, который употреблял его в своем знаменитом "M émoire sur le système primitif des voyelles dans les langues indo-europé ennes" (1879) в значении известной фонетической единицы, т. е. обособленного звука, являющегося предметом научного исследования, сопоставляемого и сравниваемого с другими звуками. Реальные звуковые особенности данного звука мало принимались Соссюром во внимание, что находилось в связи с довольно абстрактным, так сказать, алгебраическим характером всей его системы гласных, построенной предположительно для индоевропейского праязыка. Таким образом, понятие Ф. (phoneme) у де Соссюра мало отличается от того понятия, которое соединяется у языковедов со словом "звук", употребляемым и в общем, отвлеченном значении известной звуковой единицы речи, подлежащей научному рассмотрению. Термин де Соссюра стал употреблять и наш известный ученый, проф. И. А. Бодуэн де Куртенэ, придав ему, однако, иное значение. Под Ф. он разумеет цельное, неделимое с языковой стороны представление, возникшее на основе целого ряда одинаковых и цельных впечатлений, ассоциированных с представлениями акустическими и звукофизиологическими, путем слияния этих впечатлений, получавшихся у говорящего при произношении одного и того же звука в разных словах, этимологически родственных и не родственных. С цельным представлением Ф. соединяется, по словам проф. Бодуэна де Куртенэ, сумма единичных антропофонических (см. Фонетика) представлений, которые в одно и то же время являются как представлениями совершаемых или могущих быть совершенными физиологических актов, так и представлениями слышанных или могущих быть слышанными результатов вышепомянутых физиологических актов. В более лаконичной форме Бодуэн де Куртенэ дает такое определение: фонемы суть цельные, неделимые во времени представления звуков языка. Таким образом, Ф. есть простейшая единица "внутреннего языка", отвечающая простейшей единице внешней звуковой речи — звуку (в смысле физиологическом и акустическом). Необходимость вводимого им нового понятия и термина проф. Бодуэн де Куртенэ доказывает указанием на то, что "звуки", как мимолетные физиологическо-акустические феномены, не пригодны ни для психофонетических, ни для исторических сопоставлений. Значение слова ассоциируется не со "звуками", его составляющими, но лишь с представлениями данных звуков, которые живут в душе говорящего и являются единственными реальными, простейшими единицами речи. Как только звук раздался, он, в сущности, уже не принадлежит человеку, становится чуждым ему и независимым от него чисто физическим явлением, т. е. рядом известных колебаний частиц воздуха, видоизменить который воля говорящего уже бессильна. Особенной надобности, впрочем, в термине Ф. не чувствуется; он мог бы быть заменен, как видно из вышесказанного, обычным психологическим термином — представление (на этот раз — представление отдельного звука речи). Употребление его оправдывается удобством обозначения одним определенным термином такого сложного понятия, которое иначе пришлось бы выразить целым рядом определений. В рассуждениях проф. Бодуэна о Ф. есть, однако, некоторые неясности, которые требуют устранения. Так, напр., по его мнению, в формах: ног (произносится нок) и нога одна и та же Φ. г, и разница между г и к в произношении этих слов есть лишь разница физиологическая, но не психическая и зависящая только от условий произношения. В этих словах заключается допущение, что известные процессы произношения совершаются независимо от соответствующих им акустико-моторных представлений, или Ф., и даже вопреки им. Раз в цельное представление звука г, или в его фонему, входит представление о той работе голосовых связок, которая придает звуку "звонкость" (голосовое произношение), то это представление должно бы повлечь за собой и самую работу, чего в действительности не наблюдается. Отсутствие этой работы проф. Бодуэн ставит на счет условий произношения; но ведь в основе всех физиологических процессов произношения лежат опять-таки моторные представления, до выработки которых нет и способности произносить те или другие звуки. Кроме того, раз, по определению самого проф. Бодуэна, в цельное представление звука, или в Ф., входит и воспоминание о всех слышанных данных звуках, то странным является его предположение, будто человек, всегда слышавший форму ног с к в конце (нок), все-таки мыслит или представляет ее с г. Впрочем, высказанные возражения и поправки касаются лишь подробностей учения Бодуэна о Ф. и главной сущности его не колеблют. Вслед за Бодуэном употреблял термин Ф. и проф. Будилович, но без всякой необходимости, заменив им общеупотребительный термин "звук". Ср. Бодуэн де Куртенэ, "Некоторые отделы сравнительной грамматики слав. языков" ("Русск. филол. вестник" т. V. 1881); его же,"Рr óba teorji alternacyi fonetycznych. Cze ś c I. Ogó lna", Краков, 1894 (= "Versuch einer Theorie phonetischer Alternationen", Страсбург 1895); его же статья "Fonema" в "Большой польской энциклопедии" (т XXII, вып. 173, 1899). С. Булич.

ФОНЕМА

ФОНЕМА

ФОНЕ́МА (от греч. φώηνμα - голос, звук, речь) - единица звукового строя яз. Ф. реализуется в речи отрезком речевого потока или его свойством. Ф. образуют последовательности, следуя друг за другом; структура этих последовательностей включает Ф. в синтагматич. отношения. Последовательности Ф. образуют означающие морфем и слов. План выражения морфемы может состоять из одной Ф. Т. о., Ф. является потенциальным носителем знаковой функции. Относительно Ф. эта функция обычно именуется конститутивной (образующей). Именно конститутивная функция Ф. определяет синтагматич. членение.

Фундаментальным основанием существования Ф. как особой язык, единицы, меньшей, чем означающее морфемы, является нечленимость речевого потока, в форме к-рого реализуется любое язык, высказывание. Отд. звуки в речевом потоке не существуют; носитель яз. воспринимает как отд. звуки отрезки, реализующие Ф., но в действительности эти отрезки содержат также звук, свойства, реализующие др. (соседние) Ф., и свойства, реализующие единицы означающего иных уровней (ударение, интонация), а также ситуативные, индивидуальные и пр. внеязык. артикуляторно-акустические явления. Членение потока на Ф. определяется членением последовательности в плане содержания.

Конститутивная функция образовывать означающие язык, знаков, служащая основанием членения речевого потока на Ф., оборотной своей стороной имеет дистинктивную (смыслоразличительную) функцию - различать означающие разных знаков. Дистинктивная функция наиб. выразительно демонстрируется сопоставлением знаков, различаемых только одной Ф.: дом - том - ком - лом - ром - сом/, /мал - мол - мул/, /вол - в’ол - кол - м’ол - с’ол - июл/.

В парадигматич. структуре яз. Ф. образуют системы оппозиций (противопоставлений). Из оппозиций актуальны прежде всего те, в к-рых общее основание присуще только членам данной оппозиции; такие оппозиции называются одномерными. Структурные отношения Ф. проявляются прежде всего в нейтрализации одномерных оппозиций. Истинная нейтрализация проявляется в чередованиях Ф., при к-рых из двух противопоставленных в одной ситуации Ф.в др. ситуации употребляется одна, а вторая чередуется с первой: напр., /рагавој - ракавој/ ("роговой - роковой"), но только /рок/ ("рог = рок"). Контекстуально обусловл. нейтрализации позволяют определить структурные отношения Ф., оппозиция к-рых нейтрализуется, с Ф., создающими контекст. Нейтрализации, обусловленные неконтекстными факторами, определяют внутреннюю структуру оппозиций; как правило, такие нейтрализации свойственны оппозициям привативным, один член к-рых обладает специфич. признаком (является маркированным), а второй, в пользу к-рого происходит нейтрализация, признаком не обладает (немаркирован). Любые нейтрализации ограничивают дистинктивную функцию и связаны с функцией выделения означающего знаков (морфем и слов) как нек-рого целого (кульминативная функция) и отграничением их друг от друга (делимитативная функция).

Введение в лингвистику понятия Ф., объединяющего бесконечное множество физич. явлений с огранич. и упорядоч. структурной функцией, было рев. открытием. Количество Ф. в любом яз. весьма невелико (в рус. не б. 44), их система достаточно легко наблюдаема и формализуема. Понятия оппозиции (и их классификация), нейтрализации, различит, признака, привативности, маркированности, выработ. в процессе развития фонологии как учения о Ф., были использованы в др. обл. лингвистики и стали частью концептуального аппарата семиотики, войдя в общегуманитарное знание.

Лит.: Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960; Бодуэн де Куртенэ И. А. Опыт теории фонетических альтернаций / И. А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1; Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. М., 1970; Либерман А. С. Исландская просодика: К фонологической характеристике современного исландского языка и его истории. Л., 1971; Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979; Щерба Л. В. Русские гласные в количественном и качественном отношении. Л., 1983.

ФОНЕМА

ФОНЕМА(греч.). Факультативные или исчезающие конечные согласные звуки в языках, как противоположность морфеме. См. это слово.Словарь иностранных слов, . смотреть

Читайте также: