Как организовать литературный вечер в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Карязина Марина Николаевна

Населенный пункт: Оренбургская область, п. Новосергиевка

Цели:

1.Познакомить учащихся с творчеством их сверстников.

2. Воспитывать любовь к поэзии, чтению.

3. Объединить сообщество учителей, учащихся, родителей идеей популяризации литературного творчества одаренных детей и подростков.

4. Развивать умение слушать, сопереживать, сочувствовать.

5. Формировать интерес к творческой литературной деятельности.

Оборудование:

- Выставка рисунков учащихся

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия

Учащиеся танцуют вальс на сцене

1 ведущий: Добрый день, дорогие гости и участники праздника! Сегодня наша литературная гостиная распахнула свои двери и рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.

1 ведущий:

2 ведущий:

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

1 ведущий: Эти строки из стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского можно взять эпиграфом нашего поэтического вечера.

2 ведущий: Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее, унылее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами.

1 ведущий: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни.

(Звучит музыка Сентиментальный вальс П.И. Чайковского)

2 ведущий: Любовь к русской природе всегда вдохновляла поэтов на создание истинных шедевров. Образы родной природы, сменяемые вместе с временами года, с нескрываемым патриотизмом и любовью к родным краям, описывали в своих произведениях русские писатели и поэты. Не оставила эта тема равнодушными и наших ребят.И сейчас ученики школы №3 прочтут свои стихи о природе.

Весенний лес, как ты прекрасен!

Как ты красив весеннею порой!

Здесь реки разливаются, играя,

И звери пробуждаются от сна.

К тебе все также прилетают птицы,

Чтоб новый дом создать себе опять.

И первые цветочки распускаются,

Хотя ещё не весь растаял снег.

Ах, побывать в лесу – одно лишь наслажденье!

Как я люблю тебя, весенний лес!

Капинус Константин

На закате

Не смогу пройти я весь

Тихий и безлюдный лес.

Он огромен и красив,

В нем особых много лип,

Его краски поражают

И людей так удивляют.

Все деревья, будто в пламени,

Полыхают ярче знамени.

Тут красоты всего края,

Лучше нет земного рая!

Пономарева Полина

Что можешь встретить ты в лесу?

Зайчонка, волка и лису.

Вот пролетают птицы:

Вороны и синицы.

Тут можешь ты найти грибы:

Опят, рядовок, рыжиков…

Собрать ты можешь тут малинку,

Боярышник и землянику.

Лес полон красок и цветов,

Чудесных звуков и мелодий.

Захочешь снова возвратиться

И красотою насладиться.

Вахитова Зарина

1 ведущий: Две сестры Раяновы Илянаи Аделина сочинили стихи о лете, послушаем, что у них получилось.

Вот и лето наступило.

Фрукты, ягоды, цветы

Распрекрасной красоты!

Облака бегут по небу.

Дети бегают по брегу.

Вокруг цветы прекрасные:

Белые, синие, красные.

Лето, лето к нам пришло!

Всё цветет и пахнет.

Столько света!

Столько цвета!

Сколько радости от лета!

2 ведущий:

А. Белоусова (школа №3) написала сразу несколько стихотворений о разных временах года. Послушаем её стихи.

Палящий зной окутал землю,

От пыла-жара воздух дремлет,

Плывут неспешно облака,

Лениво сморят свысока.

В садах клубника щёки греет,

В ней слаще мёда мякоть зреет,

Свой пух роняют тополя,

И дождик просит вся земля!

Октябрь

Пожелтели берёзки, покраснела рябина.

Дождик мелкие слёзки роняет уныло.

Только ветру не страшно, октябрю он так рад,

И, играя, сдувает осенний наряд.

Апрель

Оживает природа, снова птицы запели,

Зазвенели ручьи после марта капели.

Просыпается лес, набухают все почки,

Скоро выйдут на свет молодые листочки.

Умываются сосны, талый снег с них стекает,

А весёлый скворец домик свой подправляет

И, боясь опоздать, солнце раньше восходит,

Торопитесь проснуться! Как весь мир превосходен!

- Саша, расскажи немного о себе.

- Саша, как давно ты начала сочинять стихи, сказки, рассказы?

- Назови своего самого любимого поэта.

- Что тебя вдохновляет на создание стихов?

1 ведущий: Хаустов Дмитрий из Новосергиевкой средней школы №4 прочтёт стихотворение о красоте нашей родной природы.

Над рекой туман ложится,

По дороге тройка мчится,

Вдалеке за косогором

Расстилаются просторы

Милый сердцу край родной

И обильный, и большой.

Все мне это сердцу мило,

Лучезарно и красиво.

2 ведущий:

Стихотворения о войне – особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Эта тема нашла отклик в душе наших ребят.

1 ведущий:

А знали бы вы, что такое война.

Война – это очень большая беда,

Война – это горе в наших глазах,

Война отразилась на женских лицах.

Война – это боль, содержащая страх.

У женщин и стариков на устах,

Всё те же просьбы с мольбой:

Все матери детей отдавали своих,

На смерть отправляя живых.

Ведь знали они, что за Родину мать

Надо кому-то, да воевать.

Погибло тогда очень много парней,

Ничем не жалевших душою своей,

Шли они в бой, всё смелее, смелей.

И вот в 45-ом закончилась боль,

Закончился страх.

Погибших тогда уж развеялся прах.

Пришла долгожданная ими победа,

И ликовал весь народ до рассвета

2 ведущий:

Врагу Россия не сдалась

Бывает так и очень часто,

Что, не вникая в смысл слов,

Ты произносишь их напрасно,

А кто-то к ним и не готов.

Есть много слов на белом свете,

Но слово страшное – война.

Его не понимают дети.

В войну играют, как всегда.

Но если взять, кого постарше,

Дедов иль прадедов моих,

Заплачут ветераны наши

От слова страшного для них.

Заплачут, может быть, негромко,

Но в памяти всплывают звонко

Друзей погибших имена,

Что жизнь отдавши за победу,

Уже не встанут ото сна.

Война: жестоки были дни,

Сироты, вдовы голодали,

И чтобы выжили они,

Вручную хлеба добывали.

На фронте громыхали танки,

Казалось, небо разорвется,

И жили воины в землянке,

И ели мало, что придется.

Жизнь не жалея, наши деды

Шли в бой отважно, не страшась,

Чтоб позади остались беды –

Врагу Россия не сдалась!

Война – все знают это слово.

Но все ли знают его суть?

Произнося впустую, снова

Над ним задумайся чуть-чуть.

- Спасибо, Андрей. Расскажи нам немного о себе.

- Со скольки лет ты пишешь стихи?

- О чем тебе нравится писать стихи?

1 ведущий:

День Победы

День желанной Победы

Все мы ждали давно!

Он пришел! Всюду праздник,

И на сердце тепло!

Прогремели салюты

В нашей славной стране!

Будьте бдительней, люди,

Мир храните себе!

2 ведущий:

Вот ещё одна тема которая волнует наших юных поэтов. Это тема родной школы. Творения наших ребят получились очень искренними и трогательными. Ведь школьные годы самые лучшие в жизни. А время учебы в начальных классах одно из самых беззаботных.

1 ведущий:

Учащиеся Новосергиевской средней школы №3 прочтут свои стихи о школе.

Класс наш в школе самый лучший,

В нём уютно и тепло.

И с учительницей нашей

Нам, скажу вам, повезло.

Пусть уроков в школе много,

Одолеем, не беда!

И помогут нам учиться

Наши добрые учителя.

Сюндюков Даниль

Школа – наш любимый дом.

Мы в ней весело живём!

Учимся читать, писать,

Математику решать.

Школе нашей – юбилей.

Больше века уже ей!

Степанова Виктория

Школа, школа дорогая!

Очень я люблю тебя!

Ты одна у нас такая,

Не забуду никогда.

Здесь я знанья получаю,

Книги учат нас любить.

За поступки отвечаю,

Дружбой буду дорожить.

Я люблю тебя, родная,

И хочу тебе сказать:

Ты одна у нас такая,

Молодец, вот так держать!

Рахимова А

После каникул мы в школе опять,

Будем стараться учиться на пять.

Рады мы школьным учителям

И своим близким хорошим друзьям.

Много задачек мы будем решать,

Книги читать и диктанты писать.

Если трудиться, а не лениться,

Многого в жизни можно добиться!

Полуэктова Настя

2 ведущий:

Учителя

Школа смотрит добрыми глазами,

Открывая кабинеты вновь,

И листы тетрадей зашуршали,

Потому что начался урок.

Учитель около доски

Вновь объясняет теоремы,

Читает Пушкина стихи,

И учит нас решать проблемы

И, улыбаясь, видит нас.

И как растем, и как взрослеем,

Как на его глазах умнеем.

Учитель нам становится родным,

Уроки жизни учим с ним.

С ним нам уютно и тепло.

Улыбка на лице, в глазах добро.

1 ведущий:

- Яна, что значит для тебя поэзия?

- Что для тебя является источником вдохновения?

- Что бы ты хотела пожелать ребятам, которые только начинают пробовать писать стихи?

2 ведущий:

А сейчас мы узнаем, что же ещё волнует наших поэтов, о чем ещё написали наши ребята?

1 ведущий:

Мальнева Кристина, ученица школы №1, сочинила загадку, сейчас она вам её загадает.

Он пушистый и смешной,

А на лапках у него подушечки.

Часто любит он поспать

И поиграть в игрушечки.

(Кот)

2 ведущий:

Молчанова Аня, ученица школы №1, прочтёт стихотворение о своей любимой кошке.

Моя кошка

Моя кошка-лапочка,

Ножки в пушистых тапочках,

Глазки изумрудом горят,

Как увидит своих котят.

Сладко мурчит обнимая,

Когда их к себе прижимает.

Преданно смотрит в глаза

Ушки держит востро,

Чтоб не обижал никто!

Это не сложно понять,

Ведь наша кошка - хорошая мать!

Две мухи

Сидели мухи на стекле

И спорили, кто краше.

Одна: «Я ведь всех милей,

Ну, а другая ей в ответ:

«Я старше и мудрее,

И лапки у меня сильней,

Вот мухи начали борьбу,

Кто из них важнее,

Но не заметили они,

Что нужно быть мудрее.

К ним тихо подошел мудрец

И шлепнул их хлопушкой.

Вот спору их конец!

2 ведущий:

Доброе утро

Доброе утро всем, кто проснулся,

Всем, кто себе и другим улыбнулся.

Тем, кто под боком, и тем, кто вдали.

Доброе утро, все люди Земли!

Доброго дня пожелайте друг другу,

Вирус добра передайте по кругу.

Радостью всех заразите, теплом-

Станем для ближнего светлым лучом.

Вечером добрым пусть день завершится,

Всё, что от Бога, пусть состоится!

И еще одно стихотворение-пожелание от Яны Слабоспицкой

Добрым людям - добрый вечер

Добрым людям - добрый вечер

Как подарок после дня,

Пусть опустятся на плечи

Пожеланья от меня.

Отдыхайте, вы устали.

Я желаю вам добра,

Чтоб сильнее телом стали

И поспали до утра.

Чтоб вам ночью не мешали

Дней обрывочные сны,

И чтоб сладко-сладко спали

Вы в объятьях тишины.

1 ведущий:

2 ведущий:

Изданную нами книгу мы хотим подарить в ваши школьные библиотеки.

Вручение книги

1 ведущий: Благодарим всех ребят и взрослых за участие в нашем мероприятии. Творческих вам успехов! На память о нашей встрече мы хотим подарить всем участникам закладки, изготовленные в нашей школьной типографии.

Автор: Бологова Ксения Олеговна

Организация: МБОУ – лицей № 1 им. М.В. Ломоносова

Населенный пункт: Орловская область, г. Орёл

Я не могу управлять направлением
ветра, но всегда могу так поставить

паруса, чтобы достичь своей цели.

В последнее время интерес у учащихся к литературе снижается, поэтому внеклассная работа по предмету является важной составляющей всего учебного процесса в целом и преследует определенные цели: привить любовь к литературе и развить интерес к ней как к учебному предмету, повысить языковую культуру. В процессе проведения внеклассных мероприятий по литературе не только расширяются и дополняются знания учащихся о писателях, но и развиваются навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, творческие способности учащихся.

Существует множество форм внеклассной работы по литературе: внеклассное чтение, кружки, журнал и стенгазета, литературные выставки, литературные экскурсии, читательские конференции и диспуты, утренники и вечера, литературный кружок, клуб.

Литературный вечер – одна из форм внеурочной работы по предмету, которая повышает интерес к изучению литературы, воспитывает чувство любви и уважения к ней. Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, театрального мастерства и т.д.)

Литературные вечера проводятся нечасто. Обычно они приурочены к юбилею писателя или вызваны особым интересом ребят к творчеству определенного художника слова, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями, хотя и требуют тщательной подготовки.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное представление о личности писателя, о значении его творчества.

В связи с тем, что важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе, то такая форма работы, как литературный вечер, в большей степени способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников.

Несомненно, подготовка и проведение литературного вечера требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Тем не менее, проведение литературного вечера позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач:

- повышение интереса к чтению поэтического (или прозаического) текста, к литературному наследию родного края или страны;

- развитие навыков актерского чтения, элементов актерского мастерства, совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности, умения работать с разными источниками информации; воспитание любви к искусству, в частности к литературе, воспитание культуры слова;

- нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение литературных традиций; создание праздничной атмосферы, осуществление преемственности поколений, укрепление связи между учителями и учащимися, между школой и музеями.

Методические рекомендации по подготовке и проведению литературного вечера.

В процессе работы над сценарием необходимо продумать звуковые и музыкальное оформление литературного вечера, желательно все музыкальные фрагменты записать на один диск в нужном порядке очередности звучания, предусмотреть использование микрофонов и научить детей работать с ними, продумать все элементы костюма участников литературного вечера, назначить ответственного костюмера, подготовить реквизит для сценического действия, предметы бутафории, тщательно отрепетировать работу с ними, определить, при каком освещении должно происходить действие, продумать использование ламп, светомузыки, свечей.

В качестве музыкального оформления мы использовали фрагменты произведений А. Вивальди, И.С. Баха, П.И. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Я. Сибелиуса, А.Е. Варламова. Также выступление участников вечера сопровождалось мультимедийной презентацией. Костюмы участников вечера выдержаны в классическом стиле, необходимым атрибутом была белая роза.

Необходимо определить, в каком именно помещении будет проходить мероприятие, тщательно продумать его оформление, обязательно провести несколько репетиций в данном помещении. Нам, например, потребовались два стола с красивыми скатертями, книги стихотворений Фета, пианино, роза.

Необходимо заранее написать объявление или подготовить персональные и коллективные приглашения, предварительные задания, для того чтобы мероприятие ждали с большим интересом.

Очень важно назначить координаторов, организаторов и исполнителей мероприятия, четко определить круг обязанностей каждого из них. Необходимо отслеживать степень подготовки мероприятия на всех этапах.

Непосредственно в день проведения мероприятия следует назначить ответственных за встречу гостей, за организацию гардероба и размещение участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.

Необходимо четко соблюдать время проведения мероприятия (наш литературный вечер длился около 30 минут). Во время проведения мероприятия следить за реакцией аудитории, при необходимости быть готовыми внести коррективы в сценарий. После гостей необходимо проводить. В нашем случае аудитория была представлена учащимися 9 классов, которые с большим интересом наблюдали за всем происходящим, поэтому коррективы в сценарий вносить не пришлось.

После проведения мероприятия необходимо его проанализировать. Лучше, если это будет сделано сразу после его окончания. В обсуждении могут принимать участие организаторы, исполнители, гости и члены жюри.

Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, необходимо определить, были ли достигнуты поставленные цель и задачи, выявить слабые и сильные места, выработать рекомендация для предотвращения подобных ошибок и использования положительного опыта в дальнейшем.

Чем больше участия будут принимать школьники в подготовке вечера, тем лучше. Они могут не только самостоятельно собрать интересный материал для мероприятия, но и предложить свои варианты сценария, костюмы. Несомненно, учитель должен контролировать и координировать их действия. В процессе подготовки к литературному вечеру сценарий неоднократно будет дополняться и редактироваться, пока общими усилиями (учителя и учеников) не будет доведен до совершенства.

Проведенный литературный вечер будет полезен не только его участникам, но и зрителям, среди которых могут быть и школьники, и родителя, и приглашенные гости.

Следует отметить, что проделанная работа имела определенный результат. Во-первых, ученики, принимавшие участие в мероприятии, глубже познакомились с творчеством А.А. Фета, открыли ранее неизвестные для себя страницы биографии поэта. Во-вторых, совершенствовались навыки выразительного чтения и драматического мастерства. Кроме того, в процессе подготовки к мероприятию, обучающиеся самопроизвольно запомнили наизусть все стихотворения поэта, которые были включены в сценарий, и даже читали их хором, что, несомненно, свидетельствовало об интересе, проявленном к данному виду работы.

Список литературы:

Чернов Н. Фет в кругу сородичей // Истории русской провинции: историко-просветительский журнал / ред. А. Чистов. – Орел. - Том 9. – С. 4-10.

Внеклассная работа (внеурочная) по литературе, как и любая другая школьная дисциплина, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Тема “Внеклассная работа по литературе” приобретает все большую актуальность в наше время, время наибольшей общественно-политической и культурной жизни страны. Внеурочная работа повышает интерес к изучению литературы, усиливает чувство любви, уважения к ней, волю к преодолению недостатков в своей речи. Внеклассные занятия способствуют формированию у детей правильных понятий о литературе, расширяют представления, полученные в процессе учебных занятий.

Методисты Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез в своих трудах рассматривали общие вопросы организации внеклассной работы, особое внимание уделяли практическому материалу внеклассных занятий, но лишь по русской литературе.

Тема данного исследования “Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы”. Цель работы: рассмотреть теоретические вопросы организации внеклассной работы, в частности, литературных вечеров, и на их основе разработать литературный вечер для учащихся среднего звена.

  • установить отличие внеклассной работы от урока литературы и факультатива;
  • определить общие и специфические принципы организации внеклассной работы по литературе;
  • раскрыть содержание внеклассной работы по литературе;
  • рассмотреть виды и формы внеклассной работы, виды литературных вечеров;
  • разработать литературный вечер.

Глава 1. Внеклассная работа, ее виды

Учебно-воспитательная работа не ограничивается только тем, что делается на уроках. Правильная постановка учебного дела предполагает и широко развернутые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия).

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится она, как правило, учителями соответствующих предметов, родителями, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.

Цель и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения о писателях и анализируют произведения.

Факультативный курс выбирается учеником по желанию, самостоятельно. После того, как ученик выбрал тот или иной курс, он должен посещать его в обязательном порядке. Факультативные занятия проводятся по времени столько же, сколько и уроки. Оценка за этот курс ставится в журнал. Кроме того, факультативный курс проводится по программе и регламентируется расписанием.

Внеклассная работа по литературе имеет свое содержание, свою собственную специфику организации и проведения, свои формы и виды, преследует следующие цели: привить любовь к литературе, повысить языковую культуру, развить интерес к литературе как к учебному предмету.

Указанными целями и определяется задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить знания о писателе, умения и навыки, получаемые на уроках; научить детей самостоятельно работать с дополнительными пособиями; добиться, чтобы ученики полюбили книгу как источник знаний; развить творческие способности учеников.

  • принцип научности;
  • принцип последовательности и системности в изложении материала;
  • принцип преемственности в усвоении знаний;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип доступности предлагаемого материала.
  • принцип тесной связи внеклассных занятий с классными;
  • принцип добровольного участия школьников в занятиях;
  • принцип равного права всех учеников на участие во внеклассной работе;
  • принцип заимственности;
  • принцип индивидуального подхода к каждому ученику;
  • принцип развития способностей, речи учащихся.

Существует несколько классификаций видов и форм внеклассной работы по литературе.

Зотов Ю.Б. (8, 35) все виды внеурочной работы делит на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К первому виду относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др.

К эпизодическим видам относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы по предмету (в старших классах), домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев (7, 410 – 431) придерживается следующей классификации:

1) внеклассное чтение; 2) кружки; 3) журнал и стенгазета; 4) литературные выставки; 5) литературные экскурсии.

З.Я. Рез (11, с. 366-382) выделяет такие виды:

а) внеклассное чтение; б) читательские конференции и диспуты; в) утренники и вечера; г) литературный кружок; д) клуб; е) литературное краеведение; ж) музей.

У Голубева Л.К. (6, 10 – 25) можно найти следующую классификацию видов: внеклассное чтение; 2) литературный кружок; 3) различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно взаимосвязаны. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть и:

1) читательский; 2) выразительного чтения; 3) художественного рассказывания; 4) драматический; 5) творческий.

  • встречи с писателями и героями литературных произведений; 2) литературные диспуты; 3) литературные выставки; 4) литературные викторины;5) литературные экскурсии; 6) литературные вечера.

На наш взгляд эта классификация является универсальной.

Таким образом, проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Ее значение велико. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, которая в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Кроме того, все виды внеклассной работы при правильной их организации выполняют воспитательную функцию.

Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста – хорошие знания учащихся и желание учителя увлечь их предметом. Для этого не приходится жалеть ни времени, ни сил.

Глава 2. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы. Виды литературных вечеров.

Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Но иногда к вечерам относятся как к очередному мероприятию, да еще к мероприятию развлекательному, непродуманно подходят к выбору темы вечера, привлекают к его подготовке одних талантливых детей.

Литературные вечера проводятся не часто – 2-3 раза в год. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители.

Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества.

К ним готовятся тщательно, задолго до начала подготовки словесник строго продувал отбор материала к вечеру; отрывки из художественных произведений писателя для инсценировки, отдельные акты или сцены из пьес для выразительного чтения, романсы и песни на слова поэта, которому посвящен литературный вечер, музыкальные номера.

Затем программа вечера обсуждалась с обучащимися, причем при окончательном отборе материала обязательно принимались во внимание доступность произведения силам исполнителей, возможность для сценического разрешения скромными средствами школьного театра. Учителя музыки помогают в выборе сольных и хоровых номеров.

При организации вечера внимание следует сосредоточить на его содержание, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.

Не меньшого внимания, чем выбор темы, заслуживает вопрос о программе вечера. Построение программы в значительной мере определяет, будет ли вечер носить массовый характер. От программы зависит и то, каким образом свяжем мы вечер с классным занятием.

Литературные игры – главное составляющее вечеров этого вида. Ребята участвуют в них очень охотно. Но следует учитывать, что не всякая игра будет воспринята с удовольствием. Неумело построенные, плохо организованные игры никакого энтузиазма у ребят не вызовут и пользы не принесут.

Нужно продумать тематику игрового вечера. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы. Материал подбирается на основе ряда произведений одного писателя или по творчеству нескольких. Игры могут строиться и по тексту одного произведения. Чем игры разнотипнее, тем более шансов на успех. Если ограничиться одной викториной, то через некоторое время ребятам надоест отвечать на вопросы. Нужно использовать и викторины, и кроссворды, и литературное лото, и литературное домино. Можно использовать и готовые литературные игры, например: игра “Кто же это?” - назвать героя по портретным характеристикам.

Игра “ответь на вопрос”: зачитывается вопрос по тексту или биографии писателя.

Вечера широкой программы

    Литературная композиция звучит в первом отделении, является центром вечера. Вместо одного докладчика, как принято в большинстве вечеров, можно сделать несколько ведущих, а это большее участников вечера.

Нужно так построить композицию, чтобы подчеркнуть связь между литературой и жизнью, между темой вечера и проблемами, которые в данный момент волнуют учеников.

Вторая часть – драматическое отделение, продолжающее литературную композицию. Содержание постановки соответствует общей теме вечера.

Оформление вечера включает в себя изготовление пригласительных билетов, афиш, программ. Для этого нужно привлечь ребят, которые умеют прекрасно рисовать, оформлять, фантазировать. Обучающиеся, которые хорошо владеют компьютером и техникой, могут помочь в составлении презентации, фильма, оформлении вечера музыкой, подготовке буклетов, программ вечера.

В литературном вечере участвуют большее количество учеников, которые являются и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Таким образом, вечер широкой программы позволяет участвовать большему количеству желающих ребят.

Вечера чтения

Программа этих вечеров сводится к художественному чтению произведений. Данный вечер проводится редко. Он должен организовываться словесниками с определенными целями, а именно – лучше познакомить с творчеством писателя, глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен “внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению” (2, 55)

Вечер чтения, включающий в программу любимые произведения учеников – это вернейшее средство пропаганды художественной литературы. Это сейчас очень важно, так как учащиеся не хотят читать. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Поэтому совершенно не остается времени на чтение произведений. Сочинения ученики пишут по тем пособиям, в которых включены “работы медалистов”. Но в этих книгах нет интересных работ, они написаны по шаблону. Поэтому вечера чтения необходимы для привлечения ребят к книгам. Единственное замечание – малое количество участников, которые бы показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений.

Сопоставляя различные по программе виды литературных вечеров можно заключить, что возможности их неравноценны. Одни весьма широкое значение имеют, а другие – значительно узкое.

Игровые вечера не помогают мобилизовать для пропаганды литературы ни художественного чтения, ни игры. Они не требуют для подготовки продолжительной работы большого коллектива.

Наибольший простор для решения учебно-воспитательных задач открывают вечера широкой программы, так как в работу вовлечен большой коллектив: и певцы, и актеры, и чтецы… Привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.

В вечерах широкой программы участники проявляют различные умения и навыки: работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки. Такой вид вечера дает практику выразительного чтения.

Вечер должен явиться итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. “Кроме того, ученики знакомятся с новыми для них литературными источниками, собирают материал, выпускают стенную литературную газету, специальный номер литературно-художественного журнала, составляют альбомы, делают эскизы декораций, разучивают музыкальные номера, вносят свои предложения в проект оформления зала, делают рисунки на пригласительных билетах” (10, 80)

Иногда для участников вечера читаются лекции по литературе, музыке, живописи с демонстрацией картин, кинофильмов. Бывали случаи, когда вечерам предшествовали литературные диспуты, литературные суды над героями” (2, 58)

Если вечера станут системой, будут проводиться в течение нескольких лет по два-три раза в год, ученики ко времени окончания школы приобретут очень полезный и интересный опыт в различных видах самодеятельности.

Литературный вечер является одной из наиболее действенных форм внеклассной работы по литературе. Чаще всего он связан с юбилеем того или иного писателя, а также живым интересом школьников к его творчеству. Литературный вечер – это своего рода праздник, который вносит в жизнь школы особое настроение, вводит в мир настоящей литературы, волнует встречей с литературными героями. В отличие от встреч, куда приглашаются современные авторы, вечера посвящены литературе прошлого и требуют более длительной подготовки.

Целью литературного вечера является пробуждение интереса к жизни и творчеству А.П. Чехова, желания продолжить самостоятельно читать произведения писателя, а также формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся, через обращение к лучшим произведениям классической русской литературы.

Мероприятие должно быть направлено на решение таких задач обучения, как расширение и углубление знаний школьников о Чехове – человеке и писателе, о юморе как художественно-выразительном средстве. Вечер расширяет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя, его окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества. Литературный вечер способствует развитию навыка публичного выступления с использованием мультимедийных материалов, умения анализировать эпическое произведение малой формы, работать в разновозрастных группах, а также совершенствует художественные, артистические способности школьников. Среди воспитательных задач проводимого мероприятия особое место занимает воспитание бережного отношения к литературному наследию России, активной жизненной позиции, литературного вкуса, читательской и информационной культуры школьников, а также воспитание через творческую активность обучающихся духовности, любови к жизни.

Для проведения вечера нужно следующее оборудование: компьютер, проектор, экран, микрофоны, видеокамера, звукоусилительное оборудование, костюмы, бутафория для театрализации.

Используются игровые технологии (театрализация), обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Во время проведения вечера ученик ведет видеосъёмку, которая может быть проанализирована детьми на заключительном этапе, а затем представлена для просмотра на родительском собрании, размещена на сайте школы.

Наиболее сложным является организация слаженной работы разновозрастных творческих групп. Каждая группа готовится к выступлению отдельно друг от друга. Совместная репетиция не проводится. И только на вечере ребята видят плод общей работы. Это позволяет усилить живой интерес школьников к мероприятию, ученики становятся участниками и зрителями одновременно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Автор: Ричерд Ирина Сергеевна,

учитель русского языка

Глава 1 Внеклассная работа, ее виды……………………………… стр.4-6

Глава 2 Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы.

Виды литературных вечеров…………………………………стр.7-10

Глава 3 Разработки литературных вечеров (из опыта работы) Приложения

Перемены, происходящие в последние годы в жизни нашего общества, усложнившаяся картина национальных отношений, изменившиеся нравственные и социальные ориентиры молодежи выдвигают на передний план настоятельную необходимость приобщения школьников к общечеловеческим духовным и культурным ценностям. Педагогическое решение этой задачи осуществимо при целенаправленном подходе ко всему комплексу предметов школьного курса в ходе всего образовательно-воспитательного процесса в целом. Однако литературе как школьному предмету и - в частности - русской литературе в национальной школе принадлежит в решении указанной задачи особая роль.

Организация такого учебного процесса, который обеспечивал бы углубленное прочтение изучаемых произведений и адекватный отклик на них, представляет собой одну из важнейших педагогических задач. Решить ее значит научить школьника любить и глубоко воспринимать художественную литературу и искусство, постигать произведение на уровне его смысла и эстетического содержания. Иными словами - школьный курс литературы призван не только дать учащимся определенный набор знаний о литературе и обеспечить их читательскую компетенцию, но и приобщить их к искусству вообще, развить и углубить их эстетическую восприимчивость.

Литературное развитие, таким образом, предстает как одна из важнейших задач обучения и воспитания подрастающего поколения, причем, значительная часть ответственности за ее решение в национальной школе лежит на преподавании русской литературы.

Общекультурное развитие и духовное обогащение учащихся, углубление их эстетической восприимчивости с наибольшей полнотой осуществимо при условии сочетания урочных занятий с систематически организованной внеклассной деятельностью, содействующей расширению объема самостоятельного внепрограммного чтения учащихся, использованию разнообразных форм и приемов работы с литературными текстами, повышению доли самостоятельности и инициативы и развитию творческих способностей школьников.

Внеклассная работа относится к области досуга школьников, который может быть целенаправленно организован.

В настоящее время во многих зарубежных странах проблемам досуга, и в том числе досуга школьников, уделяется пристальное внимание.

Современная западная социология исходит при этом из утверждения, что досуг - это "истинное время жизни", едва ли не основная площадка духовного формирования личности. Само по себе это утверждение представляется достаточно спорным, поскольку недооценивает творческие и развивающие потенции трудовой деятельности. Однако нельзя не согласиться с заложенной в этом утверждении мыслью о том, что досуг населения вообще и школьников в частности представляет собой важный показатель жизнеспособности социальной системы. Разумный, содержательный, целенаправленно организованный досуг, актуализирующий познавательные потребности личности, - важнейшая проблема общественного развития.

В этой связи становится очевидной особая важность внеклассной работы - организованных и целенаправленных образовательно-воспитательных занятий с учащимися, проводимых во внеучебное время. Представляя собой органическую, неотъемлемую часть всей учебно-воспитательной работы школы, внеклассная работа, планомерно организуемая в соответствии с учебным процессом, дополняет и обогащает классные занятия, усиливает их образовательный и воспитательный потенциал, способствует закреплению, расширению, углублению знаний, получаемых на уроках, стимулирует интерес к изучаемому предмету. Ориентированная на всестороннее развитие и подготовку к жизни каждого учащегося с учетом его индивидуальности, внеклассная работа предоставляет широкие возможности для удовлетворения интересов и склонностей школьников, развития их инициативы и самостоятельности, индивидуальных творческих способностей, формирует навыки разумного, интеллектуально-обогащающего отдыха.

Основными факторами литературного развития учащихся являются: эмоциональное приобщение к искусству слова; творческая деятельность в процессе восприятия литературного произведения и их собственная литературно-творческая практика.

Проблема литературного развития школьников практически может быть решена только при условии, что ученик уже в начальных классах на доступном ему уровне входит в мир литературы как одного из видов искусства.

В начальной школе наряду с обучением сознательному, выразительному чтению создаются предпосылки для развития у учащихся стойкой потребности к чтению, закладываются основы восприятия литературного произведения как явления искусства.

Второй этап литературного развития учащихся - 5-6 классы основной школы. В этот период на основе знаний, умений и навыков, полученных в начальных классах, формируются первоначальные умения восприятия литературного произведения, возникают представления о художественном тексте не только на информационном, но и на эстетическом уровне. В процессе вдумчивого чтения художественного текста и работы с ним у школьников этого возраста развивается воображение, формируется способность к осмыслению содержания, к самостоятельной оценке прочитанного, к переживанию художественной эмоции, возникают первоначальные стремления к элементарному осмыслению особенностей поэтической речи.

На следующем этапе в 7 - 9 классах названные умения и навыки углубляются и закрепляются на более сложном литературном материале. На этом этапе литературное развитие учащихся достигает уровня, необходимого для постижения систематического курса литературы в старших классах.

Внеклассная работа по литературе может стать одним из наиболее эффективных путей литературного развития учащихся при реализации принципов преемственности обучения, взаимосвязи содержания урочных и внеурочных занятий, создании положительной мотивации к учению, чему в значительной степени будет способствовать сама специфика внеклассной работы, протекающей в неформальной обстановке, в формах, актуализирующих творческие способности и повышающих интерес учащихся к предмету.

Читайте также: