Какая картина предстает перед зрителем когда открывается занавес гроза кратко

Обновлено: 02.07.2024

вопросы ко 2-му действию:
1. как выглядит интерьер купеческого дома той поры?
2. почему 2-е действие начинается с разговора феклуши и глаши?
3. для чего необходимы эпизодические персонажи?
4. найдите сцену расставания тихона и катерины
5. какие наставления даёт кабанова? почему ей так важно настоять на соблюдении традиций?
6. почему катерина обиделась на наставления кабановой, ведь та же права?
7. почему катерина просит тихона взять с неё клятву, похожую на заповедь кабановой?
8. почему катерина всё-таки решается пойти на свидание с борисом (перечислите причины)?

вопросы к 3-му действию:
1. из каких картин состоит 3-е действие и в чём смысл их соединения?
2. переведите на современный язык рассказ феклуши
3. почему только кабанова может прибрать к рукам дикова?
4. прочтите монолог кулигина и объясните какой принцип жизни возможен в тёмном царстве?
5. найдите сцену свидания бориса и катерины
6. любит ли борис катерину? если да/нет, то почему?

вопросы к 4-му действию:
1. какое место выбирает островский и почему?
2. зачем он сюда приводит дикова и кулигина?
3. что вы узнаёте об общей обстановке в городе из их разговора?
4. как вы расцениваете покаяние катерины? если бы не было грозы и сумасшедшей барыни, состоялось бы покаяние катерины?
5. почему она называет тихона в этой сцене "голубчик мой" и смотрит ему в глаза?
6. расскажите о реакции окружающих на это покаяние

вопросы к 5-му действию:
1. чего добилась кабанова после случившегося?
2. могла ли найти выход катерина из этой ситуации? если да, то какой?
3. что значило для верующей катерины пойти на само*бийство? каковы мотивы её решения и поступка?
4. к кому обращены её последние слова?
5. как ведёт себя тихон в последней сцене? ​

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Загрузить презентацию (538 кБ)

  1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
  3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.
Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа : а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности . Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?

Спасибо за урок!

Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.

Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.


Урок познакомит учащихся с историей создания пьесы "Гроза" и её действующими лицами, позволит определить тему, идею, основной конфликт произведения.

Описание разработки

Цели уроки:

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр. 147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

Конспект урока литературы А.Н.Островский Гроза

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления) :

- Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

- Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

- Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур

1.Вступительное слово учителя

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр.147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Обращение к словарю урока:

Мещанин-1.мелкий торговец, ремесленник, 2.человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором, безразличный к интересам общества.

(Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный)

- На чем основано самодурство таких людей как Дикой?

Борис претендует на часть наследства, поэтому вынужден терпеть оскорбления, ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы)

- Охарактеризуйте Бориса, Кулигина, Кудряша.

(Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления)

- В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. (Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы)

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ( не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке)

– Самостоятельно сделайте выводы о характере Кабанихи (на оценку зачитать)

В) Анализ 7, 8, 9 явлений.

- Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? (выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих)

- Чем отличается от других персонажей? (Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания)

В 7 явлении происходит разговор Катерины с Варварой. Прочитаем фрагмент этого явления по ролям. «Отчего люди не летают. )

- Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

- В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? (в родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку)

- В чем она признается Варваре?

- Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

- Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

- Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

- Чем заканчивается 1 действие? (пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы)

- Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? (считает свои мысли грешными)

4. Подведение итогов.

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, деспотичными, крепостническими социально-бытовыми принципами, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.

Наша задача на следующих уроках – накапливать материал о героях пьесы, подойти к раскрытию конфликта драмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является первым уроком из цикла изучения драмы "Гроза" А.Н.Островского в 10-м классе. К уроку прилагается презентация, в которой представлены фотографии актеров, выступавших в спектаклях по пьесе "Гроза", что позвояет учащимся познакомиться с внешней характеристикой героев драмы и представлять героев драмы в адльнейшем.

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа : а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза”

Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности . Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?

Спасибо за урок!

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.

Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера.

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”.

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.

Кабаниха (В.Н. Пашенная) Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди.

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими.

Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.

Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство.

Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара) Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад.

Тихон (Д.С. Павлов)

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад.

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Тихон подавлен, жалок, обезличен.

Его не то что любить – уважать нельзя.

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь.

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь.

"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. " — признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести.

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится.

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было".

Варвара (О.Хорькова) Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.

Варвара (О.Хорькова)

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.

Борис (В.Бабятинский) Борис (Н.Афанасьев) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. . Он сам говорит о себе:

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич.

. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу. Загнан, забит. " Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается (

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь").

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Читайте также: