Какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ кратко 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

II ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

Личностные:

— понимание отражения проблем и страданий людей в музыке;

— осознание этической роли музыки в решении проблем и преодолении страданий людей.

Предметные:

— совершенствование навыков полноценного анализа музыкального произведения, объединяющего эмоциональную и технологическую составляющие сочинения.

Форма проведения занятия: Урок-беседа об этическом значении музыки для человека на примере Сонаты № 14 для фортепиано Л. Бетховена.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе об этической ценности музыки. Контроль развития и совершенствования певческих и хоровых навыков. Контроль знания черт творческого облика Л. Бетховена. Контроль понимания этического и эстетического содержания фортепианной Сонаты №14 Бетховена. Контроль понимания содержательной связи между стихотворением П.Б. Шелли, пейзажем П. Уткина и музыкой Л. Бетховена.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Вопросы:

· Какие образы передаёт музыка этих произведений?

· Каково эмоциональное воздействие на людей грустной музыки?

Такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, предстают в искусстве отнюдь не мелкими. Напротив, они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.

Мы прослушаем потрясающую музыку Сонаты №14 Л.В. Бетховена, проанализируем её характер и постараемся понять отражённые в музыке человеческие проблемы и страдания, и то, как сама музыка помогает решать эти проблемы и сглаживать либо преодолевать человеческие страдания.

Проведём также сравнительный анализ произведений разных видов искусства: живописного, музыкального и поэтического, постараемся выявить сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре этих произведений.

3. Работа по теме

1) Лунное. Просмотр и анализ картины

Рассмотрите прекрасную картину русского живописца-символиста Петра Саввича Уткина. Достойно и великолепно смог он передать свои мысли посредством кисти и холста: глядя на картину, возникает чувство восторга!


Через природный мотив Уткин приходит к романтическим размышлениям, к музыкальности и ритмичности. В рисунке художник скрупулезно фиксирует очень лиричный и музыкальный пейзаж, даже своеобразную крымскую сюиту – скульптурная композиция на фоне парковой природы.

В этой работе Уткин далёк от символизма, - сюжет здесь конкретен. Но всё же вполне реальный ансамбль усадьбы, сад, скульптуры предстают в пейзаже Петра Уткина вне контекста эпохи, они словно оторваны от времени, и превращены в живописный образ. Художник очень внимательно передал тончайшие оттенки одной гаммы, со светом и полутенями. Картина наполнена чувством умиротворения и спокойствия.


Свет лунный —
зеленовато-голубым тоном
цвет каждого предмета.
. Им освещённое — в него погружённое —
особый свето-цвет от предметов.
Осязаема эта их аура,
звучащая
южной ночью, пряными ароматами.

Лестница в гору,
статуи на парапете .
Прозрачна ночи синева над горой.
Силуэты кустов, деревьев,
вилла в тени густой
на полпути к небу.

В довершение хочется отметить, что Пётр Саввич Уткин является нашим земляком - родился он в Тамбове.

2) Романтические видения Шелли

Также возвышенна и романтична и поэзия Перси Шелли.

Перси Биши Шелли — английский поэт-романтик XIX в., младший современник Бетховена. Поэзия Шелли отмечена мечтательностью, возвышенностью, романтической чувствительностью. Его мир — мир туманных, загадочных поэтических виде́ний.

Богатство вместе с властью вольно бродят,

Вступая в океан добра и зла,

Когда они из наших рук уходят;

Любовь же, пусть неправильной была, -

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Всё превзойдёт, что было – или будет.

3) Бессмертная музыка Л. Бетховена

А) Людвиг ван Бетховен и его сонаты

Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, и к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация - непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость создания музыки тут же, на глазах у слушателей. В импровизации он не знал себе равных. Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.

Не так давно, кстати, австрийским архивариусом Феликсом Шнитке в семейном архиве князей фон Танельген был обнаружен любопытный документ. Бумаги, датируемые началом XIX века, сильно пострадали от пожара. Остались нетронутыми только несколько фрагментов. Вот один из них:


Л. Бетховен5

Перу Бетховена принадлежат 32 сонаты для фортепиано, 10 — для скрипки и фортепиано, 5 виолончельных сонат.

Вспомним строение сонаты: Вообще классическая соната, как правило, состоит из трёх частей: подвижных первой и третьей, окружающих медленную вторую часть.

Однако в Сонате №14 Л. Бетховена это правило нарушается. Не случайно композитор назвал своё произведение сонатой-фантазией.

I часть в сонате - самая фантазийная, удивительная и парадоксальная. Она написана в медленном темпе и лишена контрастов. По сути, I часть является развёрнутым медленным вступлением, своего рода разросшимся прологом. Такое построение сонаты во времена Бетховена было новаторским и необычным.

II часть - Allegretto, которое следует непосредственно вслед за этим, возбуждало целый ряд психологических объяснений. Эта играющая, улыбающаяся грация должна неотвратимо вызвать — и действительно вызывает — усиление скорби; появление её обращает душу, в начале плачущую и подавленную, в фурию страсти.

Отсюда бессмертный взрыв финального presto agitato – III части. На staccatissimo аккомпанемента, который хлещет, как град, разражается буря пятью беснующимися порывами ветра. Мелодический порыв, жёсткий по ритму, синкопированный, показывает задыхающегося Бетховена во власти навязчивой мысли.

Гигантская картина души, которая обязана своим успехом не столько мастерству художника, часто увлекаемого волною, сколько внутренним свойствам этой высокой души, сохраняющей гармонию и естественное благородство вплоть до самых судорог.

В) Смысловое прослушивание фрагмента произведения (1-я часть) и музыкальный анализ. Вопросы и задания:

· Какими музыкально-выразительными средствами передаётся глубоко печальное, сосредоточенное задумчивое состояние?

Темп - медленный, динамика - тихая, лад - минорный. Характер и выражающие его средства остаются неизменными на протяжении всей части. Таким образом, вся I часть является глубоким погружением в одну эмоцию, состояние души.

Текст песни:

1. Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь.

2. Заслонивши тебя от простуды,

Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу.

3. Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни.

Возвращаться - плохая примета…

Я тебя никогда не увижу.

4. И качнутся бессмысленной высью

Пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не увижу…

5. Рефлексия

Сегодня для меня было открытием…

Я почувствовал, что…

· Невозвратимость: То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д.

· Несбыточность: Мечты, которым не суждено было сбыться.

· Неизбежность: Рано или поздно жизнь закончится.

Подумайте, какая из этих формул применима к 1-й части сонаты по содержанию музыки?

6. Итог

Значение искусства высоко этично (этический – нравственный, благородный): оно способно воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию по отношению друг к другу.

Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей.

Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

"Зимою 1801 1802 годов Бетховен придумывает и посвящает *Джульетте Гвиччарди Лунную сонату. Но с первых месяцев 1802 года Джульетта выказывает очевидное предпочтение молодому графу Роберту Галленбергу, который был всего на год ветше ее и тоже занимался композицией (он имел наглость ставить свои сочинения в одни программки с бетховенскими симфониями) . Некоторые бетховеноведы считают, что конкретно Джульетте Гвиччарди было адресовано письмо (так и не отправленное Бетховеном или оно возвратилось от адресата?), знаменитое как письмо К Бессмертной любимой.Александр Майкапар

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.

Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была,
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было - или будет.

(П. Б. Шелли. Любовь бессмертная)

Призрачные арпеджио на туманно обволакивающей правой педали (эффект, возможный на тогдашних роялях) могли восприниматься как мистическое и меланхолическое звучание эоловой арфы - инструмента, чрезвычайно распространённого в то время в быту и в устройстве садов и парков. Мягкие колыхания триольных фигур даже зрительно уподоблялись лёгкой ряби на глади озера, а плывущая поверх фигураций величаво-скорбная мелодия - луне, озаряющей пейзаж, или почти бесплотному в своей чистой красоте лебедю.

Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным интерпретациям Бетховен (Рельштаб посетил его в 1825 году, но, судя по воспоминаниям поэта, они обсуждали совсем другие темы). Не исключено, что композитор не нашёл бы в нарисованной Рельштабом картине ничего неприемлемого: он не возражал, когда его музыку истолковывали с помощью поэтических или живописных ассоциаций.

Рельштаб уловил лишь внешнюю сторону этого гениального творения Бетховена. На самом деле за картинами природы раскрывается личный мир человека - от сосредоточенного, спокойного созерцания до крайнего отчаяния.

Звуки музыки

Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей. Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить. Что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Лунная соната:
I. Adagio sostenuto, mp3;
II. Allegretto , mp3;
III. Presto agitato , mp3;
Бетховен. Лунная соната, I часть (в исполнении симфонического оркестра) , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Васян Коваль




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: