К роджерс основные педагогические идеи кратко
Обновлено: 05.07.2024
Американский психолог-гуманист Карл Роджерс положил начало гуманистической педагогике, приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Мы подготовили очерк об этом педагоге, философе и психологе.
Карл Роджерс , американский психолог-гуманист, считал, что каждый человек в праве рассчитывать на уважение, доброжелательность и безусловное принятие. Это стало основной идеей предложенного им клиентоцентрированного или, по-другому, человекоцентрированного подхода в психологии и положило начало гуманистической педагогики. Провозглашая такие, казалось бы, простые истины, Роджерс приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира.
Маленький фермер
Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (штат Иллинойс) в многодетной и очень религиозной семье. Главной жизненной добродетелью в семье Роджерс считался упорный труд. Отец будущего философа, Уолтер Роджерс, сколотил неплохое состояние и решил вместе с семьей переселиться в деревню, подальше от городских соблазнов. Вскоре Роджерс-старший перевез все свое семейство на уединенную ферму, где не было ни алкоголя, ни танцев, ни прочих искушений для неокрепших душ, зато было сельское хозяйство и много тяжелого физического труда, которому и было посвящено все время Роджерсов и их шестерых детей. Карл был четвертым ребенком, он, конечно, трудился вместе со всеми, но при этом отличался от своих шумных братьев. Застенчивый и робкий ребенок обстоятельно изучал жизнь насекомых, читал запоем книги и, учась в школе, всего несколько раз сходил на свидание с соседской девочкой (на которой впоследствии и женился).
Пришло время определяться с будущей профессией. Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят, Карл Роджерс останавливает свой выбор на колледже сельского хозяйства. Но проучившись, а точнее, промучившись, там некоторое время, он понимает, что ошибся и в короткое время из земледельцев Роджерс переквалифицируется в историки.
В поисках таких условий Роджерс экспериментирует и пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Но коллеги Роджерса, не разделяя его энтузиазма, то и дело дают понять, что его занятия и исследования - не совсем психология, и сам Роджерс, соответственно, не совсем психолог.
Желая узнать больше о настоящих психологах, Роджерс отправляется на заседание ученого общества. Слушая доклады о лабораторных экспериментах с грызунами, Роджерс думает о том, что все это, действительно, не имеет ничего общего с тем, чем ему так сильно хотелось заниматься - помогать людям. Карл Роджерс пошел свои путем, он так и не примкнул ни к одной из существующих психолого-педагогических школ. Напротив, он становится основоположником принципиально нового направления.
Учась в начальной школе, Роджерс, будущий кандидат на Нобелевскую премию, проявлял себя как ученик не слишком способный, за что и был не в чести у учителей. Но это лишь способствовало принятию решения самому стать учителем.
Став педагогом, Роджерс был очень внимателен и приветлив с учениками. Его принципиально не удовлетворяли основные положения традиционной педагогики: авторитарная роль учителя и минимальное доверие ученику.
Новаторские взгляды Роджерса легли на очень благодатную почву. В 50-60-ые годы прошлого века консервативная волна сталкивается с либеральной. Сказывается, с одной стороны, усталость после Второй мировой войны и, с другой - энтузиазм от победы над тоталитаризмом и надежды на новую счастливую жизнь. И эта живая и свежая волна не могла не коснуться всех областей жизни человека.
В семье начинают воспитывать по Споку, малыши освобождаются от пеленок, получают соску, живут на руках у матери, их кормят не по расписанию, а по требованию. Ребенок теперь окружен не железным обручем дисциплины, а любовью и свободой. В общую картину идеально вписываются гуманистические теории Роджерса.
Можно выделить 8 основных принципов образования по Роджерсу:
- Учитель одинаково уважает как себя, так и ученика
- Вся ответственность за обучение и воспитание не лежит на одном, конкретно взятом, учителе
- Учитель руководствуется своим собственным опытом
- Ученик выстраивает свою собственную программу обучения самостоятельно или совместно с другими, при этом вся ответственность при выборе лежит на ученике
- Общими усилиями в классе создается обстановка, облегчающая обучение
- Все направлено на сам процесс обучения, другими словами: содержание учебного курса, безусловно, важно, но главным является делают ли ученики заметные шаги вперед
- Внешняя дисциплина уступает место самодисциплине
- Ученик сам оценивает уровень своих знаний, учитывая при этом мнение других членов группы и педагогов.
Таким образом, ученики не только выбирают индивидуальное направление обучения, но и находят выход для творчества, открывают для себя, что учиться интересно, идут в школу с удовольствием и любят и уважают учителей так же, как учителя любят их.
Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь. Его труды печатались и переводились на многие языки. Он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, обладателем звания Гуманист года (в 1964 году) и самым влиятельным американским психологом-педагогом. До конца своих дней Роджерс много путешествовал. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в СССР, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают все, кому посчастливилось на них присутствовать.
Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление, что он выдвинут на получение Нобелевской премии. Но Роджерс об этом уже не узнал.
В течение более 40 лет педагогические идеи Карла Роджерса оказывают колоссальное влияние на методы и практику современного образования. Роджерс- единственный, кто создал свою собственную концепцию обучения, выделяющую 2 основных типа обучения, значимые для человека: традиционное и человекоцентрированное. Он выступает противником некоторых положений традиционной педагогики, при которых обучающийся пассивно получает интеллектуальные знания, которыми обладает учитель. А именно: учитель обладает знаниями, учащиеся должны их усвоить; базисные элементы - это уроки, экзамены; учитель является руководителем, а обучаемый - подчиненным; обучаемый не определяет ни целей, ни методов, ни содержания и не имеет права выбирать учителей, взаимное доверие учителя к обучаемому минимальное. Альтернативная педагогика выделяет ряд отличительных черт, которые изменяют поведение, установки и личность обучающегося - это личностная вовлеченность, самоинициируемая вовлеченность и его проникающая способность.
Роджерс делает ударение на необходимости переноса акцента с преподавания на учение в процессе обучения, создания таких условий для преподавания, чтобы оно перестало быть простым переносом информации, а являлось фасилитацией осмысленного учения. Под фасилитацией К. Роджерс понимает и облегчение, и стимулирование процесса учения для учащегося. Это означает создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, а также атмосферы педагогической и психологической поддержки.
Роджерсом было сформулировано 9 основных положений человекоцентрированного подхода:
1. фасилитатор достаточно уважает себя и учащихся, чтобы убедиться в том, что они, как и он сам, думают о себе и учатся для себя;
2. он руководствуется своим опытом;
3. он разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание;
4. обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими;
5. учащийся сам оценивает уровень обученности и воспитанности;
6. он собирает информацию от других членов группы и преподавателя;
7. постепенно создается климат, облегчающий учение;
8. все направлено на постоянное поддержание учебно-воспитательного процесса;
9. самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
Согласно теории Роджерса, учитель должен мотивировать обучающихся к значимому учению. Он рассматривает 3 главные установки учителя-фасилитатора:
Итак, преподаватель, который ведет себя естественно и в безоценочной манере понимает и принимает внутренний мир своих обучаемых, создает нужные условия для фасилитации их значимого обучения и в целом развития личности. Если необходимые составляющие отсутствуют, преподаватель оказывает гибельное влияние на личность обучающихся.
Выделяя основные установки учителя-фасилитатора, Роджерс руководствуется некоторыми методическими приемами:
1) применение ресурсов учения и создание особых условий, которые облегчают обучающимся их использование и обеспечивают им психологическую и физическую доступность;
2) формирование различных обратных связей между преподавателем и учащимися в процессе обучения;
3) заключение групповых и индивидуальных контрактов с обучающимися;
4) формирование процесса обучения в разновозрастных группах;
5) распределение обучающихся на 2 группы - склонных к гуманистическому и к традиционному обучению;
6) создание групп свободного общения для повышения уровня психологической культуры межличностного общения и актуализации личностных установок.
Существует заблуждение относительно человекоцентриованного подхода к обучению, что он применим только к определенным предметам и особым ситуациям. Это ложное представление успешно опровергли учителя - фасилитаторы Б. Ромей, Э. Уайт, Л. Канн, Дж. Бакхэм, Дж. Аллендер, Р. Маучник-Питрик, преподающие математику, информатику, экологию, геологию, литературу и иностранный язык. В России концепция человекоцентрированного подхода в обучении с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Многие российские школы находят свое практическое применение основных положений концепции К. Роджерса. Они используются Т.В. Дмитриевой, Н.М. Басалаевой, М.А. Зарай.
Педагогические идеи К. Роджерса о значимом обучении, роли преподавателя и о его взаимоотношениях с учащимися составляют основу гуманизации обучения за рубежом. По результатам такого обучения происходит развитие учащихся, а именно, повышается самооценка учащихся, увеличивается IQ, развиваются познавательные способности. Это все в конце концов приводит к повышению успеваемости и улучшению посещаемости и здоровья. Анализ работы преподавателей показывает, что чем выше их способности, тем более творческим, дифференцированным и индивидуализированным является их подход к учащимся.
Традиционалисты не всегда положительно относятся к гуманистическому обучению. Это связано, прежде всего, с отказом от контроля и власти над учащимися, с предоставлением свободы и личной ответственности. Но опыт школ США показывает, что возможен человекоцентрированный подход в условиях преобладания традиционного обучения.
Для демократизации и гуманизации школ и общества особую значимость приобретают гуманистические идеи Карла Роджерса, способствующие умножению потенциала обучения. Однако заимствуя опыт любой образовательной системы, нельзя забывать о национальных особенностях. Необходимо творчески использовать педагогические идеи зарубежного опыта и адаптировать их к новым социокультурным условиям.
В настоящее время важной задачей педагогической науки является новое осмысление идей и опыта ведущих педагогов в рамках нового педагогического мышления для того, чтобы оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личносто-ориентированного образования, занимающего ведущее место в отечественной педагогической науке.
Социально-исторические условия и предпосылки становления педагогических идей
Такой подход связан с именами Ш. Бюлер, А. Маслоу, Э. Фромма и многих других. Среди известных гуманистически ориентированных педагогических систем, реализующих этот подход и признанных в мировом образовательном пространстве являются системы С. Френе, П. Питерсона, Р. Штайнера, М. Монтессори, особое место среди них занимает К. Роджерс.
К. Роджерс был почетным доктором многих американских и западноевропейских университетов, членом национального исполнительного комитета Американской ассоциации социальных работников (1945 — 1946), президентом Американской психологической ассоциации (1946 — 1947 ), первым президентом Американской академии психотерапевтов (1956 — 1957), одним из основателей Ассоциации за гуманистическую психологию (1963).
К. Роджерс был единственным американским психологом, удостоенным двух важнейших и почетнейших наград крупнейшей в мире национальной ассоциации психологов-ученых — Американской психологической ассоциации (АРА), — Distinguished Scientific Contribution Award (1957) и Distinguished Professional Contribution Award (1972). Ассоциацией за гуманистическую психологию (АНР) ему было присвоено почетное звание Гуманист года (1964). По результатам опросов, проведенных в 1982 г. двумя ведущими научными психологическими журналами США (Journal of Counseling Psychology и American Psychologist), К. Роджерс получил рейтинг самого влиятельного (most influental) психолога в американской истории. Университет в Санта Барбаре, в Калифорнии обладает уникальной коллекцией собранных самим Роджерсом статей, записей и фотографии. А один из институтов в США (Институт мира) носит имя Карла Роджерса. В самом начале 1987 г., незадолго перед смертью кандидатура К. Роджерса была выдвинута на Нобелевскую премию мира.
Основное содержание педагогических идей
Неудивительно, что эти идеи, созвучные гуманистической концепции становления личности, а также так называемой недирективной, или клиент-центрированной, терапии, были наиболее четко сформулированы самим основоположником этих течений — Карлом Роджерсом.
Гуманистическое педагогическое взаимодействие — это всегда взаимодействие диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. То есть необходимо обеспечивать не просто передачу знаний от преподавателя студентам, а их совместный личностный рост.
Теоретические идеи Роджерса его концепция развития личности и помогающих отношений могут использоваться не только в психотерапии. Начиная с 60-х годов и до настоящего времени его идеи оказывают очень большое влияние на методы и практику образования. Из всех представителей гуманистической психологии К.Роджерс был единственным, кто создал свою собственную концепцию обучения, в которой он рассматривает учение, значимое для человека: в психотерапии и образовании.
Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.
«Мой интерес к психотерапии побудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими.
Каковы же свойства отношений, которые действительно помогают и способствуют личностному росту?
«Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне изучал индивидов, пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им. Они указали, что изменения вызвали в них следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях. Наиболее эффективным был метод общения тераписта с пациентом, когда первый прояснял и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент приближался неуверенно и без полной ясности.
4-е качества, необходимые для развивающего общения
Карл Роджерс выделил 4-е качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения людей друг с другом.
1-е качество – конгруэнтность.
«Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания.
Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно.
Что же здесь происходит? Кажется, ясно, что на физиологическом уровне он испытывает гнев. Но это не совпадает с его сознанием. На уровне сознания он не испытывает гнев и также не сообщает об этом (поскольку он его не осознает). Существует реальное несоответствие между опытом и осознанием и между опытом и общением.
В моих отношениях с другими людьми я обнаружил, что не получится ничего хорошего, если я буду представлять из себя того, кем на самом деле не являюсь. Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность. Я обнаружил, что это справедливо даже для менее сложных уровней поведения. Не поможет, если я веду себя так, как будто я здоров, в то время как я чувствую себя больным.
Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей возможность осознать свои чувства, тогда и происходит неудача.
Из 1-го качества – конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает 2-е, а именно,
принятие себя таким, какой ты есть.
«Быть тем, кто ты есть – значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда на изменения. Подразумевает ли это быть злым, неконтролируемым, разрушительным?
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством.
***
Возникает любопытный парадокс – когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь. Я думаю, этому научил меня опыт множества клиентов, равно как и мой собственный, а именно: мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно.
***
Если я говорю, что "принимаю" вас, но ничего о вас не знаю, то на самом деле это – поверхностное принятие, и вы понимаете, что оно может измениться, если я по-настоящему вас узнаю.
***
Иногда мне бывает трудно понять, кто больше нанес мне урона – мои "друзья" или мои враги.
***
В психотерапии экзаменует сама жизнь.
***
Если я хочу способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то должен расти сам; и хотя зачастую это болезненно, но очень обогащает.
***
Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: "Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я".
***
Многие из нас, возможно, не сознают, какое огромное давление они оказывают на чувства окружающих людей: жен, мужей, детей, – подчиняя их чувства своим. Мы часто говорим: "Если ты хочешь, чтобы я тебя любил, у тебя должны быть те же чувства, что и у меня. Если я чувствую, что ты плохо ведешь себя, ты тоже должна это чувствовать. Если я чувствую, что нужно стремиться к определенной цели, ты должна разделять мои чувства".
***
Когда мы достигаем развилки и не знаем, какое направление выбрать, чтобы попасть в нужное место, тут-то мы и начинаем анализировать ситуацию. Мышление начинается именно в этот момент.
***
Неизвестность страшит больше, чем известная, хотя и пугающая реальность.
***
Когда человек живет с маской, не выражаемые им чувства копятся до тех пор, пока не достигнут какой-то критической точки; тогда они обычно вырываются наружу по какому-то весьма незначительному поводу.
***
Современный подход отличается от предшествующих тем, что преследует совершенно другую цель. Он прямо направлен на большую независимость и целостность личности без расчета на то, что если консультант будет помогать в решении проблемы, то будут достигнуты и результаты. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель — не решить отдельную проблему, а помочь индивиду “вырасти” таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.
***
Источник 1
Источник 2
Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.
Отличительные признаки:
– смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
– сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;
– обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
- Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
- Основные элементы – уроки и экзамены.
- Учитель является руководителем, учащийся – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
- Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
- Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т. д.).
- Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
- В школе место не для личности, а для интеллекта.
- фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять – они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.
- Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
- Учитель руководствуется собственным опытом.
- Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.
- В классе создается климат, облегчающий обучение.Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
- Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
- Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:
– принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;
– находить выход для своего творчества;
– открывать, что учиться интересно;
– ожидать, когда же наконец наступит время, идти в школу;
– любить и уважать учителей так, как они любят его;
– Открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации, самодисциплины и т. д.
Итак, гуманистическая педагогика – это наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом самовыражения и свободой выбора.
Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление отношение между педагогом и учащимися:
Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.
Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.
Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.
Читайте также: