К роджерс основные педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Американский психолог-гуманист Карл Роджерс положил начало гуманистической педагогике, приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Мы подготовили очерк об этом педагоге, философе и психологе.

Карл Роджерс , американский психолог-гуманист, считал, что каждый человек в праве рассчитывать на уважение, доброжелательность и безусловное принятие. Это стало основной идеей предложенного им клиентоцентрированного или, по-другому, человекоцентрированного подхода в психологии и положило начало гуманистической педагогики. Провозглашая такие, казалось бы, простые истины, Роджерс приобрел славу самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Маленький фермер

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (штат Иллинойс) в многодетной и очень религиозной семье. Главной жизненной добродетелью в семье Роджерс считался упорный труд. Отец будущего философа, Уолтер Роджерс, сколотил неплохое состояние и решил вместе с семьей переселиться в деревню, подальше от городских соблазнов. Вскоре Роджерс-старший перевез все свое семейство на уединенную ферму, где не было ни алкоголя, ни танцев, ни прочих искушений для неокрепших душ, зато было сельское хозяйство и много тяжелого физического труда, которому и было посвящено все время Роджерсов и их шестерых детей. Карл был четвертым ребенком, он, конечно, трудился вместе со всеми, но при этом отличался от своих шумных братьев. Застенчивый и робкий ребенок обстоятельно изучал жизнь насекомых, читал запоем книги и, учась в школе, всего несколько раз сходил на свидание с соседской девочкой (на которой впоследствии и женился).

Пришло время определяться с будущей профессией. Поднаторев в культурном земледелии и выращивании цыплят, Карл Роджерс останавливает свой выбор на колледже сельского хозяйства. Но проучившись, а точнее, промучившись, там некоторое время, он понимает, что ошибся и в короткое время из земледельцев Роджерс переквалифицируется в историки.

В поисках таких условий Роджерс экспериментирует и пробует разные подходы, работает страстно и увлеченно. Но коллеги Роджерса, не разделяя его энтузиазма, то и дело дают понять, что его занятия и исследования - не совсем психология, и сам Роджерс, соответственно, не совсем психолог.

Желая узнать больше о настоящих психологах, Роджерс отправляется на заседание ученого общества. Слушая доклады о лабораторных экспериментах с грызунами, Роджерс думает о том, что все это, действительно, не имеет ничего общего с тем, чем ему так сильно хотелось заниматься - помогать людям. Карл Роджерс пошел свои путем, он так и не примкнул ни к одной из существующих психолого-педагогических школ. Напротив, он становится основоположником принципиально нового направления.

Учась в начальной школе, Роджерс, будущий кандидат на Нобелевскую премию, проявлял себя как ученик не слишком способный, за что и был не в чести у учителей. Но это лишь способствовало принятию решения самому стать учителем.

Став педагогом, Роджерс был очень внимателен и приветлив с учениками. Его принципиально не удовлетворяли основные положения традиционной педагогики: авторитарная роль учителя и минимальное доверие ученику.

Новаторские взгляды Роджерса легли на очень благодатную почву. В 50-60-ые годы прошлого века консервативная волна сталкивается с либеральной. Сказывается, с одной стороны, усталость после Второй мировой войны и, с другой - энтузиазм от победы над тоталитаризмом и надежды на новую счастливую жизнь. И эта живая и свежая волна не могла не коснуться всех областей жизни человека.

В семье начинают воспитывать по Споку, малыши освобождаются от пеленок, получают соску, живут на руках у матери, их кормят не по расписанию, а по требованию. Ребенок теперь окружен не железным обручем дисциплины, а любовью и свободой. В общую картину идеально вписываются гуманистические теории Роджерса.

Можно выделить 8 основных принципов образования по Роджерсу:

  1. Учитель одинаково уважает как себя, так и ученика
  2. Вся ответственность за обучение и воспитание не лежит на одном, конкретно взятом, учителе
  3. Учитель руководствуется своим собственным опытом
  4. Ученик выстраивает свою собственную программу обучения самостоятельно или совместно с другими, при этом вся ответственность при выборе лежит на ученике
  5. Общими усилиями в классе создается обстановка, облегчающая обучение
  6. Все направлено на сам процесс обучения, другими словами: содержание учебного курса, безусловно, важно, но главным является делают ли ученики заметные шаги вперед
  7. Внешняя дисциплина уступает место самодисциплине
  8. Ученик сам оценивает уровень своих знаний, учитывая при этом мнение других членов группы и педагогов.

Таким образом, ученики не только выбирают индивидуальное направление обучения, но и находят выход для творчества, открывают для себя, что учиться интересно, идут в школу с удовольствием и любят и уважают учителей так же, как учителя любят их.

Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь. Его труды печатались и переводились на многие языки. Он был почетным профессором многих американских и европейских университетов, обладателем звания Гуманист года (в 1964 году) и самым влиятельным американским психологом-педагогом. До конца своих дней Роджерс много путешествовал. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в СССР, где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают все, кому посчастливилось на них присутствовать.

Он умер 4 февраля 1987 года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила уведомление, что он выдвинут на получение Нобелевской премии. Но Роджерс об этом уже не узнал.


В течение более 40 лет педагогические идеи Карла Роджерса оказывают колоссальное влияние на методы и практику современного образования. Роджерс- единственный, кто создал свою собственную концепцию обучения, выделяющую 2 основных типа обучения, значимые для человека: традиционное и человекоцентрированное. Он выступает противником некоторых положений традиционной педагогики, при которых обучающийся пассивно получает интеллектуальные знания, которыми обладает учитель. А именно: учитель обладает знаниями, учащиеся должны их усвоить; базисные элементы - это уроки, экзамены; учитель является руководителем, а обучаемый - подчиненным; обучаемый не определяет ни целей, ни методов, ни содержания и не имеет права выбирать учителей, взаимное доверие учителя к обучаемому минимальное. Альтернативная педагогика выделяет ряд отличительных черт, которые изменяют поведение, установки и личность обучающегося - это личностная вовлеченность, самоинициируемая вовлеченность и его проникающая способность.

Роджерс делает ударение на необходимости переноса акцента с преподавания на учение в процессе обучения, создания таких условий для преподавания, чтобы оно перестало быть простым переносом информации, а являлось фасилитацией осмысленного учения. Под фасилитацией К. Роджерс понимает и облегчение, и стимулирование процесса учения для учащегося. Это означает создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, а также атмосферы педагогической и психологической поддержки.

Роджерсом было сформулировано 9 основных положений человекоцентрированного подхода:

1. фасилитатор достаточно уважает себя и учащихся, чтобы убедиться в том, что они, как и он сам, думают о себе и учатся для себя;

2. он руководствуется своим опытом;

3. он разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание;

4. обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими;

5. учащийся сам оценивает уровень обученности и воспитанности;

6. он собирает информацию от других членов группы и преподавателя;

7. постепенно создается климат, облегчающий учение;

8. все направлено на постоянное поддержание учебно-воспитательного процесса;

9. самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

Согласно теории Роджерса, учитель должен мотивировать обучающихся к значимому учению. Он рассматривает 3 главные установки учителя-фасилитатора:

Итак, преподаватель, который ведет себя естественно и в безоценочной манере понимает и принимает внутренний мир своих обучаемых, создает нужные условия для фасилитации их значимого обучения и в целом развития личности. Если необходимые составляющие отсутствуют, преподаватель оказывает гибельное влияние на личность обучающихся.

Выделяя основные установки учителя-фасилитатора, Роджерс руководствуется некоторыми методическими приемами:

1) применение ресурсов учения и создание особых условий, которые облегчают обучающимся их использование и обеспечивают им психологическую и физическую доступность;

2) формирование различных обратных связей между преподавателем и учащимися в процессе обучения;

3) заключение групповых и индивидуальных контрактов с обучающимися;

4) формирование процесса обучения в разновозрастных группах;

5) распределение обучающихся на 2 группы - склонных к гуманистическому и к традиционному обучению;

6) создание групп свободного общения для повышения уровня психологической культуры межличностного общения и актуализации личностных установок.

Существует заблуждение относительно человекоцентриованного подхода к обучению, что он применим только к определенным предметам и особым ситуациям. Это ложное представление успешно опровергли учителя - фасилитаторы Б. Ромей, Э. Уайт, Л. Канн, Дж. Бакхэм, Дж. Аллендер, Р. Маучник-Питрик, преподающие математику, информатику, экологию, геологию, литературу и иностранный язык. В России концепция человекоцентрированного подхода в обучении с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Многие российские школы находят свое практическое применение основных положений концепции К. Роджерса. Они используются Т.В. Дмитриевой, Н.М. Басалаевой, М.А. Зарай.

Педагогические идеи К. Роджерса о значимом обучении, роли преподавателя и о его взаимоотношениях с учащимися составляют основу гуманизации обучения за рубежом. По результатам такого обучения происходит развитие учащихся, а именно, повышается самооценка учащихся, увеличивается IQ, развиваются познавательные способности. Это все в конце концов приводит к повышению успеваемости и улучшению посещаемости и здоровья. Анализ работы преподавателей показывает, что чем выше их способности, тем более творческим, дифференцированным и индивидуализированным является их подход к учащимся.

Традиционалисты не всегда положительно относятся к гуманистическому обучению. Это связано, прежде всего, с отказом от контроля и власти над учащимися, с предоставлением свободы и личной ответственности. Но опыт школ США показывает, что возможен человекоцентрированный подход в условиях преобладания традиционного обучения.

Для демократизации и гуманизации школ и общества особую значимость приобретают гуманистические идеи Карла Роджерса, способствующие умножению потенциала обучения. Однако заимствуя опыт любой образовательной системы, нельзя забывать о национальных особенностях. Необходимо творчески использовать педагогические идеи зарубежного опыта и адаптировать их к новым социокультурным условиям.

В настоящее время важной задачей педагогической науки является новое осмысление идей и опыта ведущих педагогов в рамках нового педагогического мышления для того, чтобы оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личносто-ориентированного образования, занимающего ведущее место в отечественной педагогической науке.

Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог - Социально-исторические условия и предпосылки становления педагогических идей

Социально-исторические условия и предпосылки становления педагогических идей

Такой подход связан с именами Ш. Бюлер, А. Маслоу, Э. Фромма и многих других. Среди известных гуманистически ориентированных педагогических систем, реализующих этот подход и признанных в мировом образовательном пространстве являются системы С. Френе, П. Питерсона, Р. Штайнера, М. Монтессори, особое место среди них занимает К. Роджерс.

К. Роджерс был почетным доктором многих американских и западноевропейских университетов, членом национального исполнительного комитета Американской ассоциации социальных работников (1945 — 1946), президентом Американской психологической ассоциации (1946 — 1947 ), первым президентом Американской академии психотерапевтов (1956 — 1957), одним из основателей Ассоциации за гуманистическую психологию (1963).

К. Роджерс был единственным американским психологом, удостоенным двух важнейших и почетнейших наград крупнейшей в мире национальной ассоциации психологов-ученых — Американской психологической ассоциации (АРА), — Distinguished Scientific Contribution Award (1957) и Distinguished Professional Contribution Award (1972). Ассоциацией за гуманистическую психологию (АНР) ему было присвоено почетное звание Гуманист года (1964). По результатам опросов, проведенных в 1982 г. двумя ведущими научными психологическими журналами США (Journal of Counseling Psychology и American Psychologist), К. Роджерс получил рейтинг самого влиятельного (most influental) психолога в американской истории. Университет в Санта Барбаре, в Калифорнии обладает уникальной коллекцией собранных самим Роджерсом статей, записей и фотографии. А один из институтов в США (Институт мира) носит имя Карла Роджерса. В самом начале 1987 г., незадолго перед смертью кандидатура К. Роджерса была выдвинута на Нобелевскую премию мира.

Основное содержание педагогических идей

Неудивительно, что эти идеи, созвучные гуманистической концепции становления личности, а также так называемой недирективной, или клиент-центрированной, терапии, были наиболее четко сформулированы самим основоположником этих течений — Карлом Роджерсом.

Гуманистическое педагогическое взаимодействие — это всегда взаимодействие диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. То есть необходимо обеспечивать не просто передачу знаний от преподавателя студентам, а их совместный личностный рост.

Теоретические идеи Роджерса его концепция развития личности и помогающих отношений могут использоваться не только в психотерапии. Начиная с 60-х годов и до настоящего времени его идеи оказывают очень большое влияние на методы и практику образования. Из всех представителей гуманистической психологии К.Роджерс был единственным, кто создал свою собственную концепцию обучения, в которой он рассматривает учение, значимое для человека: в психотерапии и образовании.

Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.

«Мой интерес к психотерапии побудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими.

Каковы же свойства отношений, которые действительно помогают и способствуют личностному росту?

«Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне изучал индивидов, пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им. Они указали, что изменения вызвали в них следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях. Наиболее эффективным был метод общения тераписта с пациентом, когда первый прояснял и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент приближался неуверенно и без полной ясности.

4-е качества, необходимые для развивающего общения

Карл Роджерс выделил 4-е качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения людей друг с другом.

1-е качество – конгруэнтность.

«Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания.

Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно.

Что же здесь происходит? Кажется, ясно, что на физиологическом уровне он испытывает гнев. Но это не совпадает с его сознанием. На уровне сознания он не испытывает гнев и также не сообщает об этом (поскольку он его не осознает). Существует реальное несоответствие между опытом и осознанием и между опытом и общением.

В моих отношениях с другими людьми я обнаружил, что не получится ничего хорошего, если я буду представлять из себя того, кем на самом деле не являюсь. Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность. Я обнаружил, что это справедливо даже для менее сложных уровней поведения. Не поможет, если я веду себя так, как будто я здоров, в то время как я чувствую себя больным.

Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей возможность осознать свои чувства, тогда и происходит неудача.

Из 1-го качества – конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает 2-е, а именно,

принятие себя таким, какой ты есть.

«Быть тем, кто ты есть – значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда на изменения. Подразумевает ли это быть злым, неконтролируемым, разрушительным?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством.
***
Возникает любопытный парадокс – когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь. Я думаю, этому научил меня опыт множества клиентов, равно как и мой собственный, а именно: мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно.
***
Если я говорю, что "принимаю" вас, но ничего о вас не знаю, то на самом деле это – поверхностное принятие, и вы понимаете, что оно может измениться, если я по-настоящему вас узнаю.
***
Иногда мне бывает трудно понять, кто больше нанес мне урона – мои "друзья" или мои враги.
***
В психотерапии экзаменует сама жизнь.
***
Если я хочу способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то должен расти сам; и хотя зачастую это болезненно, но очень обогащает.
***
Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: "Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я".
***
Многие из нас, возможно, не сознают, какое огромное давление они оказывают на чувства окружающих людей: жен, мужей, детей, – подчиняя их чувства своим. Мы часто говорим: "Если ты хочешь, чтобы я тебя любил, у тебя должны быть те же чувства, что и у меня. Если я чувствую, что ты плохо ведешь себя, ты тоже должна это чувствовать. Если я чувствую, что нужно стремиться к определенной цели, ты должна разделять мои чувства".
***
Когда мы достигаем развилки и не знаем, какое направление выбрать, чтобы попасть в нужное место, тут-то мы и начинаем анализировать ситуацию. Мышление начинается именно в этот момент.
***
Неизвестность страшит больше, чем известная, хотя и пугающая реальность.
***
Когда человек живет с маской, не выражаемые им чувства копятся до тех пор, пока не достигнут какой-то критической точки; тогда они обычно вырываются наружу по какому-то весьма незначительному поводу.
***
Современный подход отличается от предшествующих тем, что преследует совершенно другую цель. Он прямо направлен на большую независимость и целостность личности без расчета на то, что если консультант будет помогать в решении проблемы, то будут достигнуты и результаты. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель — не решить отдельную проблему, а помочь индивиду “вырасти” таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.
***
Источник 1
Источник 2

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

Отличительные признаки:

– смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

– сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

– обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

  • Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
  • Основные элементы – уроки и экзамены.
  • Учитель является руководителем, учащийся – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
  • Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
  • Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т. д.).
  • Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
  • В школе место не для личности, а для интеллекта.
  • фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять – они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.
  • Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
  • Учитель руководствуется собственным опытом.
  • Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.
  • В классе создается климат, облегчающий обучение.Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
  • Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
  • Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:

– принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;

– находить выход для своего творчества;

– открывать, что учиться интересно;

– ожидать, когда же наконец наступит время, идти в школу;

– любить и уважать учителей так, как они любят его;

– Открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации, самодисциплины и т. д.

Итак, гуманистическая педагогика – это наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом самовыражения и свободой выбора.

Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление отношение между педагогом и учащимися:

Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.

Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.

Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.

Читайте также: