Как защититься от дезадаптации кратко

Обновлено: 03.07.2024

Чаще всего под дезадаптацией (дезадаптированностью) понимают несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям жизненной ситуации, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться к условиям экзистенциальной среды. Явление дезадаптации может возникать как в своей собственной (типичной), так и в любой другой среде. Например, дома ребенок чувствует себя вполне комфортно и не испытывает дезадаптации, а в детском саду, наоборот, ощущает дискомфорт.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат личности.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптивных возможностей человека в среде жизнедеятельности или при определенных условиях (например, в детском саду, в классе, в группе и т.д.). Она может проявляться в течение длительного периода времени и приводить к самым разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь коварный и практически незаметный характер, а в определенный момент стать серьезной проблемой, которая резко проявляется, когда человек полностью дезадаптирован в конкретной ситуации и не находит себя. В этом случае последствия могут быть очень серьезными. Для ребенка стойкая дезадаптация связана с задержкой развития, формированием негативных установок и страхов.

Дезадаптация как проявление — это внешний признак неблагополучия человека, который проявляется в его нетипичном поведении, отношении и работоспособности в данных условиях среды. Формы его проявления различны у разных детей. Часто его нелегко распознать со стороны. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение вовремя распознать признаки дезадаптации позволяет ухаживающему лицу оперативно отреагировать на ситуацию и предотвратить глубокие негативные последствия. Цель — не создание тепличных условий для ученика, а предотвращение значительных негативных деформирующих последствий его дезадаптации.

Дезадаптация как результат свидетельствует о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, которое не соответствует условиям среды, не свойственно данному человеку, начиная с его прежнего поведения и отношения (воспитанник детского сада, студент и т.д.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку это свидетельство того, что его поведение, установки и результаты деятельности (в отношениях с детьми и взрослыми, учебе, игре и т.д.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды.

Дезадаптация: определение, разновидности - Причины дезадаптации

Причины дезадаптации

Основными причинами дезадаптации человека является группа факторов. Они включают: личные (внутренние), экологические (внешние) или и те, и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с неадекватной реализацией его социальных потребностей как личности.

Они могут включать в себя:

— ограниченные возможности общения ребенка с окружающей средой и людьми, отсутствие адекватного (с учетом его индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны окружения

— длительная изоляция человека независимо от его возраста (принудительная или насильственная) от среды повседневной жизни

— переход на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение других служебных обязанностей) и т.д.

Средовые факторы (внешние факторы) дезадаптации человека связаны с тем, что они непривычны для него, вызывают дискомфорт и каким-либо образом препятствуют развитию личности.

К ним относятся:

— отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

— подавление личности новым окружением (поступление ребенка в детский сад, школу, смена группы, класса).

— подавление личности группой (дезадаптивная группа) — отвержение ребенка коллективом, микрогруппой, угнетение, насилие по отношению к ребенку и т.д. Это особенно характерно для подростков. Проявление жестокости (насилия, бойкота) со своей стороны по отношению к сверстникам — обычное явление;

— дезадаптивное влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает сильное напряжение, беспокойство. Такого человека называют дезадаптивным (дезадаптивный ребенок — группа) — это человек (группа), который в определенных условиях по отношению к среде (группе) или к отдельной личности выступает как фактор дезадаптации (влияет на самовыражение), тем самым ограничивая его активность, способность полностью реализовать свой потенциал. Примеры: девушка по отношению к парню, которому она безразлична; гинекологический ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый человек, активно играющий провокационную роль, по отношению к учителю (особенно молодому) и т.д;

Депрессия (от лат. depressio — угнетение, подавленность) — болезненное психическое состояние, выражающееся в переживании уныния и безысходности на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной вялости. Резко снижается привлекательность, мотивы, волевая активность и самооценка. Заторможенность, отсутствие инициативы и быстрая утомляемость характерны для поведения в этом состоянии.

Дезадаптация у детей и подростков

Дезадаптация у детей и подростков приводит к различным последствиям.

Чаще всего эти последствия носят негативный характер, включая:

— недостаток физического развития;

— возможной дисфункции мозга;

— типичные нервные расстройства (депрессия, вялость или возбудимость, агрессивность).

— одиночество — человек остается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека или отчуждением от самого себя;

— проблемы в отношениях со сверстниками, другими людьми и т.д. Такие проблемы могут привести к подавлению основного инстинкта самосохранения. Не имея возможности адаптироваться в существующих условиях, человек может пойти на крайние меры — самоубийство.

Возможно позитивное проявление дезадаптации путем качественных изменений в окружении девиантного ребенка или подростка.

Нередко дезадаптированными детьми считаются те, кто серьезно влияет на адаптацию другого человека (группы людей). В этом случае правильнее говорить о дезадаптированном человеке, группе.

Высокая адаптивность к среде новых детей с девиантным поведением часто приводит к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной группе детей. Практика показывает, что бывают случаи, когда появление такого ребенка требует определенных защитных усилий со стороны учителя, воспитателя по отношению ко всей группе (классу). Отдельные люди вполне могут оказывать негативное влияние на всю группу, что способствует их дезадаптации в плане обучения и дисциплины.

Все эти факторы представляют прямую угрозу, особенно для интеллектуального развития ребенка. Трудное воспитание, социально-педагогическая запущенность создают угрозу дезадаптации ребенка в сфере образования, воспитания и обучения, а также личности, группы. Практика убедительно доказывает, что ребенок, сам становясь жертвой дезадаптации к новой среде, в определенных условиях выступает как фактор дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо проводить профилактическую работу по ее предупреждению.

Основными способами предупреждения и преодоления последствий дезадаптации у детей и подростков являются:

— создание оптимальных условий окружающей среды для ребенка;

— предотвращение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня сложности обучения и индивидуальных способностей ребенка, а также организация процесса обучения;

— поддержка и помощь детям в адаптации к новой среде;

— поощрение ребенка к самодеятельности и самовыражению в окружающей среде, стимулирование его адаптации и т.д;

— создание специальных служб социальной, психологической и образовательной поддержки для различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Телефонные горячие линии, кабинеты социальной, психологической и педагогической помощи и кризисные центры.

— обучение родителей, учителей и воспитателей методам профилактики дезадаптации и преодоления ее последствий.

— подготовка специалистов по оказанию специализированных услуг по социальной, психологической и педагогической поддержке различных категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Неадаптированным детям нужны усилия, чтобы заботиться о них или помочь им преодолеть трудности. Такие мероприятия направлены на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация

Социально-психологический подход к проблеме дезадаптации

Рассматривая личностную дезадаптацию на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основных варианта личностной дезадаптации:

а) устойчивая ситуативная дезадаптация, которая возникает, когда человек в определенных социальных ситуациях (например, в составе определенных малых групп) не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки — это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптация, которая устраняется адекватными адаптивными мероприятиями, социальными и интрапсихическими действиями, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптация, представляющая собой состояние фрустрации, наличие которой активизирует формирование патологических защитных механизмов.

К проявлениям психологической дезадаптации относятся так называемая неэффективная дезадаптация, которая выражается в формировании психопатологических состояний, невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивая адаптация в виде периодических невротических реакций, обострения акцентуированных черт личности.

Результатом социально-психологической дезадаптации является состояние личностной дезадаптации.

Эти исследования составляют основу теории, учитывающей компенсаторные возможности организма, где социально-психологическая дезадаптация понимается как психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсаторных возможностей и проявляющееся в недостаточной активности личности, в трудностях реализации ее основных социальных потребностей (потребности в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения.

Медицинский и онтогенетический подходы к проблеме дезадаптации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Что это такое


Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

  • при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;
  • при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;
  • будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

На заметку. В медицине есть похожий диагноз: синдром дезадаптации. Его ставят новорождённым при нарушениях ССС вследствие перинатальной гипоксии.

3 подхода к решению проблемы

Проблемы дезадаптации в настоящее время рассматриваются с разных сторон. Выделяется три основных направления в подходе к их решению.

Медицинский подход

Сторонники данного подхода утверждают, что в основе дезадаптации лежат психические отклонения, которые являются областью изучения психиатрии и должны лечиться медикаментозным путём. Её трактуют как промежуточное состояние между нормой и патологией, но расположено оно ближе к последней. В качестве доказательств приводятся её признаки, которые во многом повторяют клиническую картину пограничных нервно-психических нарушений.

Социально-психологический подход

Онтогенетический подход

По мнению сторонников данного подхода, механизм дезадаптации запускается исключительно в кризисные моменты жизни человека. Он попадает в новые условия существования, и они требуют от него изменения уже сложившегося в течение многих лет типа поведения. Доказательством служат вспышки дезадаптивных проявлений в определённые моменты жизни людей: переход из детского сада в первый класс, из школы — в вуз, смена работы, женитьба, переезд в другую страну. Согласно этому подходу, человек может самостоятельно откорректировать собственное поведение, если имеется мотивация и база личностных акцентуаций. В ином случае потребуется помощь специалиста.

Причины


Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:

  • длительная болезнь;
  • психические болезни и отклонения;
  • ограниченные возможности;
  • длительная изоляция;
  • переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);
  • педагогическая запущенность, недостаток воспитания.

Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).

Признаки

У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:

  • раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;
  • агрессия;
  • негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);
  • уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;
  • сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;
  • частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;
  • попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;
  • дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;
  • ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;
  • ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.

Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия, которая при отсутствии коррекции может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.

Уровни

В психологии различают несколько уровней дезадаптации.

Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.

Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.

У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психотерапевтом.

Виды дезадаптации и их характеристика


Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки);
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая;
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного;
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест;
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Диагностика


Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.

Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.

Коррекция и профилактика

Наиболее действенные способы коррекции дезадаптации:

  • курс консультаций или лечения у психолога, психотерапевта, психиатра;
  • беседы с ближайшим окружением (семьёй, друзьями, коллегами, одноклассниками);
  • устранение провоцирующих факторов;
  • ролевые ситуации;
  • для детей — игровые формы коррекции;
  • организация досуговых мероприятий на развитие коммуникативных навыков.

Ведущим способом коррекции считается тренинг на преодоление дезадаптации. Он может быть групповым (для лечения социофобии) и индивидуальным (если причина связана с деформацией внутриличностных образований). Задача — показать человеку, что его потребности и правила поведения в обществе могут быть совместимы без ущерба для него.

Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.

Социально-психологическая дезадаптация – это явление, которое характеризуется утратой личностью способности общаться с другими людьми, воспринимать общепринятые нормы и ценности и ощущать себя неотъемлемой частью этого мира. Как у любого явления, у социально-психологической дезадаптации также есть свои причины, которые влияют на форму ее протекания и характер последствий, которые грозят личности в случае сложных нарушений.

Социальная дезадаптация практически во всех случаях свидетельствует о том, что личность испытывает определенные внутренние противоречия, и ее состояние далеко от благополучного. Среди основных причин выделим те, которые встречаются более часто в нашем обществе.

Во-первых, это педагогическая запущенность личности. Истоки дезадаптации находятся зачастую еще в детстве индивида. Невнимательное отношение со стороны семьи, пренебрежение ребенком, неумение понять и услышать его, принять во внимание потребности и интересы ведет к тому, что человек замыкается в себе, чувствует себя отвергнутым и ненужным. Такое состояние очень сильно влияет на его внутренний настрой, на возможность воспринимать нормы и ценности, оценивать свои права. Такое состояние усугубляется с возрастом. Чем старше становится человек, тем прогрессивнее в нем нарастают эти черты. Таким образом, социальная дезадаптация отнимает у него веру в самого себя, в собственные силы и возможности. Личность характеризуется низким уровнем мотивации и заинтересованности в своем личностном и профессиональном росте.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды социально-психологической дезадаптации

Дезадаптация – это процесс, который носит характер постепенного развития. Таким образом, человеку приходится пройти несколько этапов прежде чем достичь наивысшей степени своего дезадаптивного состояния. При этом исследователи выделяют две ключевые стадии (или два основных вида) социально-психологической дезадаптации: частичная и полная.

Частичная социально-психологическая дезадаптация – это вид дезадаптации, который характеризуется как начальный этап процесса выпадения человека из общественной жизни. Например, в результате продолжительной болезни человек перестает посещать свое рабочее место, а также теряет интерес к происходящим вокруг него событиям. Тем не менее, в условиях частичной дезадаптации он поддерживает отношения со своей семьей, в редких случаях с друзьями.

Второй вид социально-психологической дезадаптации – полная дезадаптация. Она отличается от частичной дезадаптации тем, что человек испытывает очень сильный внутренний, психологический дискомфорт. Он характеризуется потерей веры в себя и свои собственные силы, в свою значимость в этом мире. Также человек перестает доверять окружающим его людям, теряет интерес к жизни, к новым видам деятельности. Его не интересует реализация своих умений и самоутверждение, поскольку его мир ограничивается лишь его внутренними переживаниями. Такой человек не просто не знает, как вести себя в обществе: он не имеет представлений о нормах и ценностях общества, не знает, как выстраивать эффективные отношения с людьми и поддерживать коммуникацию.

Способы коррекции социально-психологической дезадаптации

Несмотря на разную степень запущенности, любая социально-психологическая дезадаптация поддается коррекции. Вопрос лишь в том, сколько времени потребуется специалисту, чтобы вернуть человека обратно к нормальной жизнедеятельности. Над данной проблемой очень важно работать, особенно на ее начальных этапах, чтобы предотвратить более болезненные последствия.

Коррекция социальной дезадаптации заключается в том, чтобы проработать внутренние страхи индивида, изучить его сомнения и вытащить на свет все наиболее болезненные мысли человека, с которыми ему приходится бороться. Среди наиболее эффективных методов коррекции исследователи в области социальной психологии выделяют следующие:

Таким образом, человеку, чтобы избавиться от социально-психологической дезадаптации, очень важно наполнить свою жизнь новыми занятиями и найти интересы, которые позволят раскрыться его способностям, как творческим, так и физическим и интеллектуальным. Следует взаимодействовать с другими людьми, а многим рекомендуется полностью изменить свой круг общения, отказаться от старых связей, которые не несут в себе никакой позитивной нагрузки. Также очень важна поддержка со стороны семьи, потому что именно семья является тем кругом, который находится с человеком на протяжении всей его жизни.

В последние годы резко возросло число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых, трудновоспитуемых детей. Эти характеристики означают различную степень социально-педагогического или психологического неблагополучия, свидетельствуют об общей черте вышеуказанной категории детей – дезадаптированности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики социальных дезадаптаций в детском возрасте.

Термин "социальная дезадаптация" активно изучается в педагогике и психологии. Так, Шпак Л. Л. дает следующее определение социальной дезадаптации :

Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Существует также мнение противоположное мнению таких авторов, как вышеупомянутая Л. Л. Шпак. Например, Н. Е. Яценко под социальной дезадаптацией подразумевает тот факт, что это "частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды". Однако, подобное утверждение верно лишь отчасти, прежде всего по причине того, что полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Кроме того, способность к приспособлению развивается на основе природных возможностей человека.

Причины социальной дезадаптации детей

Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений. Например, воспитание в семье, деформирующее личность, приводит к нарушению отношений ребенка в детском саду. Негативное отношение матери к ребенку в детском возрасте "выливается" для нее в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррекции социальной дезадаптации личности необходимо не только формировать навыки общения и гармонизировать отношения ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Гармонизация отношений в семье большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребенка, так как ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его. Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились, тогда необходимо обратить внимание на те структуры личности, которые появились в результате этих окончившихся негативных отношений. В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники "выталкивают" его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

Особенности профилактики социальной дезадаптации детей

Работа по профилактике социальной дезадаптации должна осуществляться уже на этапе дошкольного детства. Данный период – это пропедевтический, но имеющий важное значение на последующих этапах социального развития личности.

Профилактика социальной дезадаптации детей предполагает устранение либо сглаживание причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности, и направленность на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности со средой. Ее основной целью социальной дезадаптации детей в дошкольный период является формирование социально-адаптированного поведения, т. е. поведения, которое ребенок строит осознанно, с учетом собственных потребностей, устремлений, интересов в соответствии с социальными нормами и отношениями. В основе такого поведения лежит получение дошкольником положительного социального опыта через формирование личностных ценностных ориентаций. Ведущей задачей профилактики социальной дезадаптации детей является помощь дошкольнику в преодолении социальных затруднений, организация его благополучия, обеспечение личностного роста и развития.

Результатом профилактики становится успешная социальная адаптация личности, т. е. сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении.

Ведущим средством профилактики социальной дезадаптации дошкольников является гуманизация отношений в семье, детском саду, школе, ближайшем окружении. Работа по формированию социально-адаптированного поведения строится с учетом специфики и закономерностей развития личности в дошкольном возрасте, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также средств общения, т. е. развития речи и эмоциональной экспрессии. В дошкольном возрасте у ребенка формируется сложная внутренняя организация поведения и деятельности в целом, появляется возможность сознательно подчинять свои действия определенному мотиву.

Поведение и деятельность становятся осмысленными, а не произвольными, в результате чего у ребенка зарождается способность управлять собой, т. е. использовать возможность выбора собственного поведения, которое становится внеситуативным. В основе поведения лежат социальные нормы, выступающие моделью цивилизованного поведения, общественных отношений и деятельности. Для дошкольников социальные нормы являются фактором воспитания, обеспечивающим вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. Достижения в развитии личности определяются степенью социальной активности ребенка, под которой мы понимаем стремление и способность дошкольника включаться в различные виды деятельности по решению социально-значимых задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других людей и для себя.

Социальная активность в дошкольном возрасте является продуктом целенаправленного воспитания, проявляясь первоначально на подражательно-ситуативном, затем переходя на подражательно-внеситуативный уровень. Важными характеристиками социальной активности ребенка являются инициативность, исполнительность, развитие сознательности, структурирование мотивационной сферы, возникновение элементов произвольности. Дальнейшее качественное развитие социальной активности осуществляется за счет интеграции исполнительности и инициативности в элементарную социальную позицию ребенка, т. е. в постепенно закрепляющуюся систему отношений к деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе. Развитие социальной активности дошкольника связано, в свою очередь, с развитием социальных эмоций, с формированием социальных эталонов, принятых в данном обществе, которые обусловливают реакции ребенка на внешние социальные воздействия, на требования, предъявляемые как взрослыми, так и сверстниками. Являясь значимым фактором, определяющим процесс вхождения личности в социум, эталоны способствуют формированию социальных эмоций, которые, в конечном итоге, направляют процесс социализации детей, помогают их вхождению в мир взрослых.

Эмоциональные эталоны содержат определенные культурные знания, моральные и оценочные категории, стереотипы. Адекватное эмоциональное отношение ребенка к ним оптимизирует процесс его социальной адаптации. Для успешного формирования социально-адаптированного поведения необходимо развитие у ребенка рефлексии и эмпатии, что предполагает его способность к анализу ситуации, собственных психических состояний и действий с позиции внешнего наблюдателя, к пониманию другого человека, умение чувствовать другого и сопереживать ему. Способности к рефлексии и эмпатии рассматриваются нами как важнейшие социальные качества, без которых невозможно успешное функционирование личности в социуме. Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: предпосылкой для успешного формирования социально-адаптированного поведения в дошкольном возрасте выступает потребность ребенка в общении со взрослыми, удовлетворяя которую, дошкольник приобретает первоначальный социальный опыт.

Результатом присвоения данного опыта являются первичные социальные умения и навыки. Те из них, которые получают положительное подкрепление со стороны взрослого, фиксируются в сознании ребенка в виде социальных норм поведения. Соблюдение данных норм приветствуется взрослыми. В результате у ребенка формируется устойчивое положительное отношение к этим нормам, а сама норма начинает выступать в качестве побудительного мотива деятельности. Это, в свою очередь, свидетельствует о возникновении более высокого уровня потребностей, удовлетворение которых приводит к формированию вторичного социального опыта, т. е. опыта, предполагающего более высокий уровень развития социальных умений и навыков, результатом освоения которого является развитие социальных способностей ребенка.

Следовательно, всю работу с детьми по формированию социально-адаптированного поведения можно условно разделить на несколько направлений:

• развитие социальных мотивов и потребностей;

• формирование социальных эмоций;

• формирование социальных знаний,

• умений и навыков;

• развитие социальных способностей.

Реализация поставленных задач осуществляется через различные формы просвещения и консультирования родителей, организацию тренингов, совместных с родителями и детьми досуговых мероприятий, которые направлены на развитие воспитательных возможностей семьи, предупреждение и разрешение ее жизненно важных проблем, защиту интересов детей.

Важнейшими условиями успешной социальной адаптации ребенка, формирования у него социально-адаптированного поведения являются коммуникативно-развивающая среда и педагогическое воздействие семьи. Какие бы причины ни вызвали трудности в общении и адаптации ребенка в социуме, основополагающим фактором последующего его личностного развития являются взаимоотношения со значимым взрослым, его воспитателем. И если в случае социальной дезадаптации ребенка дошкольного возраста психологически не поддержать, то дезадаптивное поведение может принять болезненные формы.

Способами психологической поддержки могут быть групповые профилактические и развивающие занятия, а также групповые и индивидуальные коррекционные работы. Эффективным и в то же время мягким способом коррекции социальной дезадаптации детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Методики сказкотерапии не противоречат мировоззрению психоаналитика, или "гештальтиста", или "энэлписта", адлерианской или роджерской терапии. Зачастую методики сказкотерапии объединяют эти направления, используют их на разных этапах психокоррекции и развития личности.

Читайте также: