Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конфликты – это то, чего невозможно избежать в отношениях, особенно в длительных. Ведь мы все разные, и разные характеры. У каждого из нас свои вкусы, предпочтения, мечты, потребности, ценности, точки зрения, качества. Когда происходит конфликт на начальной стадии, то включается все что есть в человеке, обида, агрессия, принципы и тому подобное. Далее уже начинается сам процесс и тогда уже все сложнее и сложнее остановится.

Всегда вопрос остаётся открытым, все же, почему и с чего начинаются конфликты в межличностных отношениях? И как их разрешить, не нарушив отношения? И давайте будем разбираться по порядку.

Причины конфликтов между мужчиной и женщиной.

  • В беседе женщина стремиться выразить свои чувства, обсудить какую-то новую мысль, и делает это, чтобы почувствовать близость с собеседником, насладиться взаимопониманием. Ее высказывания не всегда направлены на практическое разрешение, она просто делится своими соображениями, мыслями, мечтами. Например, о покупке чего-либо. Женщина мечтает, высказывает пожелания, а мужчина может все слова воспринимать буквально. У мужчин мозг устроен так что - высказывания женщины они анализируют с точки зрения ее реализации, возможности ее разрешения, переводя мечты в практическое русло. Если пожелания мужчина не может реализовать в связи с общими планами и материальными возможностями, он раздражается. Отсутсвие реализации, высказанные пожелания женщины уязвляет их самолюбие, и, по их мнению, доказывает их несостоятельность.
  • Мужчины предпочитают самостоятельно принимать решения, иногда забывая посоветоваться со своей половинкой. Женщина же, предпочитает сам факт обсуждения. Поэтому пытаясь реализовать свои пожелания, она прежде считает нужным все обсудить с партнером. Беседуя, она ощущает общность с ним, его поддержку и заинтересованность.

С чего начинается конфликт?

Чаще всего конфликт начинается с того, что кто-то высказывает другому свое недовольство. И если Вы умеете его высказывать, то у Вас больше шансов построить действительно крепкие отношения. Да да и реально оно так и есть, чем у того, кто все время молчит и терпит.

Потому что долгое сдерживание своего раздражения приводит к неконтролируемому состоянию агрессии. Когда Вы долгое время копили недовольство, а потом потеряли контроль над собой. И высказали за один раз накопленное за все дни, месяцы или даже годы. Тут конечно нужно себя держать в руках, но ситуации бывают разные, но во всяком случае, нужно держать себя на контроле, правильно и четко излагать свои мысли связанные с неудовольствием.

И совсем не высказывая недовольства, Вы упускаете шанс как-то улучшить свои отношения. Сделать их более искренними, открытыми и комфортными не только для себя, но и для партнера.

Поэтому для развития отношений важно уметь правильно говорить и выражаться о своем недовольстве. Но есть два важных “но”:

Конфликт в межличностных отношениях – это конфронтация между соперниками или группами людей, когда происходящее событие воспринимается ими как проблема и требует решения в чью-либо пользу или становится выгодным для всех участников. Появление межличностного конфликта показывает, что существуют разногласия между людьми, которые выражаются в общении, коммуникациях, затрагиваются личные амбиции и интересы.

Как зарождается конфликт в межличностных отношениях? Причин для появления конфликтов между людьми предостаточно, и они вытекают из конкретной ситуации, связаны с чертами характера противников и теми отношениями, которые их связывают.

конфликты в межличностных отношениях

Конфликты в межличностных отношениях обладают своей спецификой, которая отличает их от других вариантов спорных моментов. А именно:

  • Каждая сторона упорно доказывает свою правоту, используя обвинения соперника, при этом упуская аргументацию своих взглядов фактами.
  • У конфликтующих сторон преобладают отрицательные эмоции, которые они не способны сдерживать.
  • Отсутствие адекватности и агрессия конфликтующих участников. Негатив остаётся и после завершения противостояния.

Причины межличностных конфликтов могут меняться в зависимости от особенностей их участников. Например, для конфликтов подросткового периода характерны:

  • Чувство завышенного собственного достоинства, в том случае, если его задеть, подросток начинает защищаться, враждуя с ровесниками и взрослыми.
  • Определённость и категоричность – критикуется всё, что идёт вразрез собственным понятиям и убеждениям.
  • Необъективность требований – завышенных или заниженных, а также слабая уверенность в собственных силах и возможностях.
  • Подростковый максимализм – отсутствие внутреннего баланса, что способствует возникновению напряжения в общении с окружающими.

Семейные конфликты также имеют свою специфику. Они могут возникнуть из-за противоположности характеров, различного понимания семейных устоев, делегирования обязанностей и методов воспитания детей, конфронтации между старшим поколением и внуками. Но семейный конфликт принято рассматривать как появление конфликтных инсинуаций между супругами.

Как зарождается конфликт

Любые конфликты в межличностных отношениях формируются и минуют некие фазы и периоды с собственной шкалой накала, продолжительности и следствия.

  • Скрытая фаза. Именно она выступает основой для возникновения противостояния, и проявляется, когда индивид чувствует свою неудовлетворённость. Например, занимаемым служебным положением, уровнем зарплаты, собственной правильной оценкой у сослуживцев. Когда не преодолевается внутреннее недовольство, оно переходит на следующую стадию.
  • Фаза напряжённости. Это уже выход конфликта наружу и формирование всех участников противостояния. Но в этом периоде ещё есть возможность погасить или основательно раздуть противоборство.
  • Фаза противостояния участников. Происходит усиление противоречий. И совершаются провоцирующие столкновение действия.
  • Фаза окончания. Конфликт исчерпывает себя, если стороны сумели прийти к единому решению. Или за счёт снижения напряженности консервируется. Также возможен разрыв отношений участников и появление других предпосылок для конфронтации на другом уровне.

Способ улаживания конфликтов

Методы, которые применяются для решения конфликтных противостояний – это отражение намерений соперников и их поступки в непростой ситуации:

  • Наступление. Применение силового напора. Здесь выигрывает тот, кто, используя собственные интересы, пытается их навязать конкуренту. Для достижения цели используется моральное давление, попытка манипулировать и хитрить.
  • Уход. Столкновение остаётся нерешённым, однако происходит снижение точки кипения способом бойкотирования или изменением отношения к спорным вопросам. Или происходит уход от своих интересов ради сохранения отношений.
  • Компромисс. Поиск подходящего выхода из ситуации методом обсуждения и получения обоюдовыгодного результата.

конфликты в межличностных отношениях

Чтобы исключить конфликты в межличностных отношениях, необходима предварительная оценка каждой возникающей напряжённой ситуации и своевременная реакция на неё. Для управления конфликтными моментами стоит постараться выявлять поводы и мотивы конфликта, чтобы найти способы их устранения.

Важный момент – это приглашённый посредник. Группа людей или один человек, пользующий доверием у всех участников противоборства. Решение посредника обязательно для исполнения всеми соперниками.

Фундаментом любого конфликта становится ситуация, в которой обозначаются противоречивые позиции, цели и средства для достижения результата. Конфликт начинает разворачиваться, когда одна сторона проявляет активность, касаясь интересов другой. И если задетая сторона начинает реагировать, то вероятный конфликт становится злободневным.

Межличностные конфликты (примеры)

Появление противоречивых ситуаций – это различные установки соперников. Основными типами установок считаются конфликтогенные и синтонные, то есть поведение человека в соответствии с его характером и личными стандартами.

причины межличностных конфликтов

Причины межличностных конфликтов кроются в ином восприятии некоторых слов или болезненной реакции на неправильно выстроенные логически предложения и языковые промахи. По утверждению философа Б. Рассела, все конфликтные моменты, а также войны, возникают по причине ошибочного понимания чужого языка.

Конфликт в межличностных отношениях, пример которого мы сейчас рассмотрим, может вспыхнуть и при невербальной агрессии. Для появления напряжения не требуются обидные слова. Допустим, сказанное ехидным тоном приветствие может отбить охоту к общению. Конфликт начинает созревать не только из-за неправильно поставленной интонации во время беседы, но и в демонстративном нежелании замечать или выслушивать собеседника, когда он обращается. И даже такой бытовой фактор, как угрюмое или недовольное выражение лица может дать толчок для начала конфликта.

Сотрудничество в конфликтных ситуациях

  • Избегание конфликта – это ответ на возникшее напряжение, который проявляется в желании уйти или не замечать провокации. Здесь просматривается отсутствие желания настоять на своём, чтоб удовлетворить свои интересы.
  • Конкуренция. Это желание доминировать в итоговом результате.
  • Адаптация – признание своего поражения в ущерб собственным интересам.
  • Сотрудничество – удовлетворение интересов каждой конфликтной стороны.
  • Компромиссное решение – частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на удовлетворение интересов противника.

Когда лучше избегать конфликтных ситуаций?

конфликт в межличностных отношениях это

Перед тем как вступать в конфликт, стоит подумать, а что вы получите в итоге? Как протекает конфликт в межличностных отношениях? К каким он последствиям может привести и во что выльется? И получится ли отстоять свою позицию и точку зрения. Поэтому стоит привести в норму эмоциональный всплеск и уже со спокойными мыслями и трезво подходить к оценке сложившейся обстановки.

В конфликте участвуют люди, которым просто необходимо правильное понимание друг друга. Но им мешает отсутствие доверия друг к другу. Поэтому так необходимо создание атмосферы плодотворного общения. И полезно взять на вооружение такой закон общения: конкуренция ведёт к рождению конкуренции. Метод управления и завершения столкновений сводится к соблюдению некоторых правил.

Координирование конфликтной ситуации

Каждое столкновение, способное перейти в конфронтацию, возможно погасить. Если уже не получается остановить, то к нему следует отнестись максимально ровно и попытаться прийти к знаменателю, удовлетворяющему обоих оппонентов.

Приступая к разрешению возникшей напряжённости, необходимо проделать подготовительную работу и обозначить свои задачи. Когда планируется разрулить ситуацию методом переговоров, то стоит выбрать подходящее время для встречи.

причины межличностных конфликтов

Для здравого управления конфликтом необходимо не забывать о своих интересах и понимать выгоды своего противника. Во время встречи спокойно озвучьте свои интересы и уточните, готов ли оппонент приложить усилия для устранения конфликта. Предложите несколько вариантов. И если они отклоняются, тогда работать над разрешением конфронтации придётся самостоятельно.

Когда конфликтная сторона готова решить всё мирным путём, определитесь, на чьей вы стороне, своей или соперника. Главное - понять, а не победить любой ценой.

Причины, вызвавшие столкновение, стоит спокойно обсудить и выявить, что привело к конфликту:

Управление эмоциями

Переполняясь эмоциями, их лучше сдерживать, а не идти у них на поводу. Если они всё-таки вышли наружу, отпустите свои страхи и обиды. Выскажите свои мысли. Если появилась неловкость после эмоционального всплеска, то лучше уйти. Но это не значит, что признать поражение, это лишь повод продолжать налаживать диалог. Творческий и гибкий взгляд на ситуацию – один из методов регулирования столкновения.

Когда конфликтная ситуация стихает, то, выходя из неё, попросите прощения. Оно поможет восстановить взаимоотношения и погасит негативные эмоции. Слова, правильно отображающие ситуацию, не унизят вас и партнёра. Когда совместные действия не разрешили конфликтную ситуацию, то остаётся перейти к самостоятельным действиям.

Для того чтоб эффективно управлять и лавировать в спорных ситуациях, надо развить в себе понятливость. Это позволит мыслить и обсуждать проблемы более конструктивно. Но только в том случае, если человек живёт в настоящем, спокоен и умеет чётко реагировать на изменяющиеся ситуации. Научиться управлять конфликтом можно, только имея личный опыт и постоянный внутренний рост.

Особенности межличностного конфликта

Часто одной из причин, приводящей к столкновению интересов, становится образ действия. Оно бывает осознанным и неосознанным. Когда человек своими намеренными действиями создаёт и поддерживает противостояние, это ведёт к осознанному конфликту.

конфликт в межличностных отношениях это

Такое поведение можно объяснить следующими мотивами:

  • Стремление к самоутверждению.
  • Создание конфликтной ситуации для того, чтоб узнать истинные позиции оппонента.
  • Конфликт как способ узнать личные качества противника.
  • Столкновение интересов как метод для установки новой системы отношений.

Конфликтное поведение, которое считается неосознанным, наиболее часто возникает как появление противоречий в отношениях между людьми. Поступки в этом варианте определяются как:

  • Отсутствие компетентности.
  • Недостаток практического опыта бесконфликтного поведения.
  • Личные характерные черты.
  • Слабые социальные и моральные правила.
  • Низкая культура общения.
  • Несоответствие ожиданиям окружающих.

Причин для возникновения поведения, которое относят к конфликтному, предостаточно, но все они субъективны. Объективные конфронтации можно корректировать, обучить людей разумной критике и отстаиванию собственных позиций.

Изучение динамики межличностных конфликтов в школе

Проблему предпосылок возникновения конфликтов, их протекание и завершение изучают многие науки, такие как: психология, логика, социология. В результате сформировалось отдельное направление - конфликтология. В школах дети изучают конфликты в межличностных отношениях (6 класс). Обществознание разъясняет ученикам механизмы, закономерности и пути разрешения спорных ситуаций. Учитель предлагает задуматься над вопросами, чему учит спорная ситуация и какие уроки позволяют извлечь разногласия взглядов. Тема "Конфликты в межличностных отношениях" (6 класс) помогает понять ребятам, как вести себя во время возникновения конфронтаций, как личной, так и групповой. Облегчают усвоение понятий подсобные материалы и способы наглядной демонстрации (таблицы, графики, рисунки). Так, если учениками рассматривается преодоление такой проблемы, как конфликт в межличностных отношениях (6 класс), таблица с описанием этапов будет очень полезна. Используются таблицы не только в 6 классе.

Фазы конфликта
Начало конфронтации Противостояние Усиление Урегулирование
Конфликтные стороны оценивают свои возможности, перед тем как приступить к активным действиям или уступить Невозможность прийти к единому мнению. Личная неприязнь участников Расширение конфликта и привлечение новых участников Прекращение конфликной ситуации, полное или частичное. Причины конфликта устранены

Движение конфликта происходит по нарастающей и проходит несколько фаз. Это уже тема для изучения в старшей школе. Школьникам, изучающим конфликт в межличностных отношениях (10 класс), таблица раскрывает виды конфликтов и методы их разрешения. К конфликтам не стоит относиться с боязнью, если понять, что это не более чем проявление противоречий. Конфликт в межличностных отношениях (10 класс) на уроках обществознания рассматривается очень подробно, ведь этот этап придется рано или поздно пройти каждому.

Как преодолеть последствия конфликтов

Существует масса способов для снятия стресса, методы по его преодолению отлажены и хорошо себя зарекомендовали. А это позволяет предлагать разные варианты, которые учитывают личные качества человека.

Для того чтобы укрепить уровень стрессоустойчивости, необходимо:

  • Вести правильный и спортивный образ жизни.
  • Восстанавливать организм после физических и моральных нагрузок.
  • Предупреждать появление стрессовых ситуаций.

конфликты в межличностных отношениях

Так происходит укрепление психики для полновесного проживания в социальной среде. Свежий воздух, занятия спортом, полноценный сон, правильное сбалансированное питание – важные факторы для поддержания здорового образа жизни.

Здоровый жизненный настрой помогает человеку не прогибаться под давлением стрессовых ситуаций, не реагировать болезненно на конфликтные ситуации и находить правильные пути по их устранению.

Межличностный конфликт: сущность и причины возникновения

Межличностный конфликт – это результат противоречий, которые возникают между людьми в ходе их взаимодействия в социуме.

Данный вид конфликт – самый распространенный. Он может проявляться в различных формах. В основе конфликтов, чаще всего, лежат объективные причины, например, различие во взглядах, в манерах поведения, разный характер людей и т.д. Нередко люди путем конфликтов борются за определенные ресурсы, например, за денежные, материальные, производственные и т.д.

Как правило, данные ресурсы ограничены, в связи с чем за них ведется активная борьба. Каждый человек считает, что именно он достоин данных ресурсов и именно он нуждается в них, а потому они должны достаться именно ему. На этой почве, например, нередко возникает конфликт между руководителями и подчиненными.

Кроме того, конфликт может возникать между личностью и группой. Он происходит в том случае, когда кто-то из членов группы нарушает правила поведения, сложившиеся нормы общения. Наиболее тяжело протекает конфликт группы и руководителя, особенно когда имеется авторитарный стиль руководства.

Рисунок 1. Виды межличностных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, можно выделить следующие причины возникновения межличностных конфликтов:

  • противоречия, возникающие по различным основаниям – ценности, интересы, цели, мотивы, роли отдельных индивидов;
  • борьба между личностями, которая вызвана различием их социальных статусов, различными потребностями и т.д.;
  • появление устойчивых негативных эмоций и чувств на фоне взаимодействия между людьми;
  • различные рассуждения, то есть несовпадение взглядов, несогласие с установленным порядком или последовательностью умозаключений оппонента, особенно тогда, когда другое лицо чувствует психологический проигрыш;
  • специфика восприятия, при которой утрачивается значительная часть информации;
  • субъективная предрасположенность личности к конфликтам, которая может возникать тогда, когда личность неадекватно оценивает себя и оппонента, имеет завышенную или заниженную самооценку, стремится к доминированию, является агрессивной, раздражительной, излишне прямолинейной, упрямой, обидчивой и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Сферы проявления межличностных конфликтов

Конфликты возникают между личностями либо между коллективами (в организации). В качестве организации, в том числе, может выступать общество или семья, то есть такие социальные общности, в которых человек проводит наибольшее количество своего времени.

Выделяют несколько оснований возникновения конфликтов:

  • потребности интересов субъектов различаются в той или иной сфере;
  • интересы, выражающие осознанные потребности, имеют четкую, но разностороннюю направленность;
  • несовпадение идеалов, которые существуют в виде неких обобщенных образов, которые характеризуют наилучшие состояния объекта, формирование его жизненной позиции на основании обобщения социального и личного опыта;
  • различные убеждения, которые представляют систему ценностей личности, определенную стратегию поведения, основанную на персональных взглядах, потребностях и интересах.

Мотивы поведения лица определяются не только внутренними составляющими, но и могут соответствовать конкретной социальной обстановке или ситуации. Это обусловлено тем, что не только сама личность влияет на свои поступки, но и другие люди также способны оказывать влияние на мотивы и цели поведения индивида.

Возникновение межличностного конфликта как стадия его развития

Конфликты часто сопровождают людей, в их сознании отождествляясь с некой угрозой, агрессией, противоречием, даже войной, которая может возникнуть в данный момент в обществе или группе. Отсюда возникает мысль, что любой конфликт нежелателен и его необходимо предотвратить. Таким образом, если в какой-то сфере возникают конфликты, это сказывается на продуктивности человека.

Например, если работник находится в конфликтной ситуации, это автоматически сказывается на его работоспособности, так как он пытается найти выход из сложившейся ситуации и переключает свою энергию на борьбу с конфликтом, то есть реальными или вымышленными препятствиями, которые преследуют его. При этом он впадает в особенное психологическое состояние, именуемое фрустрацией.

Межличностные конфликты могут возникать в ходе непосредственного общения людей друг с другом, выражая возникающие между ними противоречия. Например, если интересы работодателей и подчинённого не соответствуют друг другу, между ними возникает особая, напряженная обстановка, в ходе которой они не могут удовлетворить интересы и потребности друг друга. За счет этого нарушаются возникшие социальные связи, что, в свою очередь, нарушает стабильность социальной системы.

Однако условия возникновения межличностных конфликтов определяются, в том числе, индивидуальными особенностями личности. В каждой организации имеются сотрудники, которые обладают специфическими особенностями, в том числе психологическими. Например, многие имеют высокую особенность доминировать, соперничают друг с другом, стремятся получить социальное признание и лидерство, заработать авторитет. Такие люди склонны субъективно оценивать поступки окружающих.

Например, продавец, попадая в конфликтную ситуацию, оказывается в сильном эмоциональном напряжении и стремится найти выход из нее, испытывая нервное расстройство, переживание, стресс. Он переключает свою деятельность на борьбу с конфликтом, даже если он является воображаемым. Таким образом проявляется фрустрация. Человек стремится любыми методами выиграть свое дело, отомстить лицу, которое вызвало конфликт, в активной или пассивной форме.

Конфликты между личностью и группой возникают тогда, когда личность занимает позицию, отличающуюся по каким-либо причинам от позиции группы. Например, работодатель применяет дисциплинарные взыскания по отношению к своим сотрудникам, в таком случае группа может изменить своё отношение к нему и снизить работоспособность в ответ на принимаемые меры.

По степени открытости межличностные конфликты делятся на несколько категорий: открытые, скрытые и потенциальные

  • Первая группа – это ярко выраженные столкновения, сопровождающиеся ссорами, спорами и т.д.
  • Вторая группа не предполагает сильной выраженности, нередко используются косвенные способы взаимодействия. Такая позиция характерна личностям, когда у них нет сил и ресурсов для ведения открытой борьбы.
  • Третья группа предполагает наличие конфликтной ситуации, однако столкновения между людьми не происходит. Имеется лишь открытое противостояние, события которого развиваются медленно до тех пор, пока кто-то из участников конфликта не инициирует открытое столкновение.

Рисунок 2. Структура межличностных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Межличностный конфликт – это столкновение между людьми. Его причиной может быть несовпадение взглядов, ценностей и мнений. Без решения подобная ситуация не пройдет сама собой.

Противостояние может разгореться как между друзьями, так и незнакомыми лицами

Противостояние может разгореться как между друзьями, так и незнакомыми лицами

Основное понятие

В психологии межличностный конфликт – это ситуация, в которой потребности и цели одного человека вступают в противоборство с представлениями о них другого индивида.

Некоторые специалисты придерживаются мнения, что столкновения – это плохо. На самом деле их появление в жизни человека неизбежно. Реальная социальная жизнь всегда будет наполнена разными столкновениями.

Через противоборства взаимоотношения укрепляются. Индивид начинает лучше понимать другого человека, его потребности и цели. В то же время конфликт может приводить к полному окончанию общения.

Принципы поведения

Специалисты выделяют 5 основных моделей поведения:

  1. Конкурентное – люди пытаются поставить свои интересы выше чужих.
  2. Приспособительное – один готов уступить другому.
  3. Избегательное – индивид всеми силами старается уйти от противоборства.
  4. Компромиссное – обе стороны готовы идти на уступки.
  5. Сотрудническое – все участники конфликта стараются решить его так, чтобы в выигрыше были все.

Причины

Противоборство может возникать из-за столкновения характеров. У каждого человека есть свои особенные личностные качества. Подсознательно он уверен в своей правоте, поэтому ему сложно принять чужую точку зрения.

Важно! Конфликт будет длиться до тех пор, пока кто-то ни изменит свое поведение.

Противостояние может возникать из-за разных взглядов на жизнь. У индивида может быть своя точка зрения на семейные и другие ценности. Другое мнение по этим вопросам не воспринимается. Отсюда часто начинаются семейные ссоры.

Иногда человек может не догадываться, что находится в зависимых отношениях. В таком союзе у него искажается поведение, ему кажется, что он не ответственен за свои поступки, это становится поводом для противостояния.

На работе противоборство может разгораться из-за общих проектов

На работе противоборство может разгораться из-за общих проектов

Между близкими людьми тоже нередко возникают ссоры. Чем меньше индивиды уступают друг другу, тем больше споров у них будет возникать. Именно постоянные конфликты приводят к разводу.

Отношения между людьми всегда приводят к периодическим столкновениям. Только от поведения сторон зависит результат противостояния. Иногда он помогает лучше понять чувства и позицию другого.

Важные признаки

Далеко не каждое противостояние можно посчитать чем-то серьезным. У конфликтной ситуации есть три основных признака:

  1. Разница во взглядах на одну проблему;
  2. Активность с каждой стороны;
  3. Нежелание людей искать решение ситуации.

Участвовать в конфликте могут как два человека, так и несколько. Каждый будет отстаивать свою позицию и точку зрения. Нередко процесс противостояния сопряжен с высоким эмоциональным накалом.

Важно! В психологии принято считать, что конфликт всегда является осознанным. Каждый участник хорошо понимает, что он делает и почему. Поэтому такие ситуации не возникают сами по себе. Конфликты появляются в любой среде и на всех социальных уровнях.

Опытный специалист легко даст краткий прогноз исхода противоборства, потому что это явление уже хорошо изучено в психологии.

Виды

Всего выделяют несколько типов конфликтов. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

Мотивационный

К этой группе относят противостояния, которые затрагивают интересы. Например, муж и жена имеют разные взгляды на формирование общего бюджета.

Споры могут касаться и того, кто будет смотреть телевизор

Споры могут касаться и того, кто будет смотреть телевизор

В тяжелых случаях такой тип конфликта приводит к расставанию. Его главный признак – это нежелание идти на уступки и стремление отстоять свои интересы, во что бы то ни стало.

Когнитивный

Начинается тогда, когда затрагивается сфера ценностей. Разные взгляды на жизнь не всегда приводят к конфликтам.

Важно! Проблемы начинаются тогда, когда один человек решает посягнуть на ценности другого.

Например, у мужа и жены не совпадают взгляды на семейную жизнь. Супруг видит себя главой семьи, а супруга в это время хочет строить карьеру. Если они начнут заставлять друг друга менять убеждения, то конфликт неизбежен.

Ролевой

Возникает в момент, когда человек нарушает принятые нормы приличия. Например, в коллективе могут устояться правила поведения. Если индивид начнет их осознанно нарушать, то это приведет к возникновению противостояния.

Классификации

Существуют разные определения конфликта, что позволило выделить пять способов их классификации.

Способ решения

Так, основой первой классификации стал способ разрешения проблемы: антагонистический и компромиссный. В первом случае люди переходят в конкуренцию, во втором – находят уступки.

Природа возникновения

Конфликты могут появляться на фоне социальных, этнических, религиозных и других проблем. Сама по себе разница во взглядах не приводит к возникновению противоборства. Проблема начинается тогда, когда один человек считает свои ценности единственно правильными. В таком случае другой будет отстаивать свою точку зрения.

Направленность воздействия

При горизонтальном противостоянии люди находятся на одном социальном уровне, при вертикальном – один в подчинении у другого. Разница между ними – в наличии полномочий и власти. У руководителя больше способов насильственного воздействия, в то время как у коллег равное положение.

Степень выраженности

При открытой форме противоборства участники хорошо понимают, что происходит, при скрытой – плохо осознают последствия своих решений. При потенциальном противоборстве атмосфера только напрягается и может обостриться в любой момент.

Количество участников

Существуют разные факторы, которые приводят к конфликтам. В них могут втягиваться как 2-3 человека, так и целые группы. Поэтому выделяют противоборства по количеству участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

Окончание проблемы

Существует несколько способов решить противостояние. Самостоятельно люди могут выбрать разные стратегии. Иногда конфликт затухает, но он может снова перейти в активную фазу. В некоторых ситуациях теряется интерес к борьбе, тогда людям не о чем больше спорить.

В некоторых ситуациях допустимо вмешательство третьих лиц

В некоторых ситуациях допустимо вмешательство третьих лиц

Основной вариант решения конфликта – это найти способ устранить проблему. Для этого используют переговоры, уступки, компромисс. Иногда люди выходят на новый этап противостояния.

Привлечение третьих лиц может помочь, хотя каждый по-разному может представлять исход конфликта. Иногда достаточно устранить одного из участников противостояния, убрать предмет спора или попробовать договориться о компромиссах.

Осложнения

У каждого конфликта будут свои уникальные характеристики. В некоторых ситуациях он может перерасти в серьезное противостояние. Такое происходит из-за желания людей открыто бороться, они не хотят пойти на уступки.

Важно! Индивиды могут быть настроены на продолжение противостояния.

Из-за эмоционального напряжения разрешение конфликта невозможно. Все усугубляется, когда противоборство является частью неприятия субъектов.

В психологии и философии есть несколько понятий конфликта. Такие ситуации возникают в жизни каждого человека, поэтому нужно знать пути их решения.

Видео

Читайте также: