План урока бесполое размножение 10 класс

Обновлено: 17.05.2024

Образовательные: систематизировать сведения о формах размножения; сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, понятиями, рисунками, схемами, выделять главное.

Воспитательные: способствовать формированию у детей экологического и эстетического воспитания путём показа значения размножения организмов для сохранения жизни на Земле.

Формируемые УУД.

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения способов размножения, представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД : систематизировать сведения о формах размножения; сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2 мин.)

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация знаний(5 мин)

Что такое размножение? (свойство организмов воспроизводить себе подобных)

Какие формы размножения вы знаете? (Половое и бесполое).

Чем отличаются эти формы? (Сравнение бесполого и полового размножения). Какие клетки участвуют в половом и бесполом размножении? В результате какого процесса образуются соматические клетки? А половые?

Выполните задание1,2 в рабочих листах (проверка домашнего задания)

Выполняют задание 1,2.

Определение темы урока (2 мин.)

Большинство организмов обитающих на Земле размножаются как половым, так и бесполым способом. Посмотрите на фотографии. Какой способ размножения сегодня на уроке мы рассмотрим?

Запишите тему урока в маршрутный лист

Целеполагание (3 минуты)

Учитель: Итак, характерный признак бесполого размножения – участие в размножении только одной родительской особи, которая может:

делиться, почковаться, образовывать споры, распадаться на части, размножаться частями тела.

Сегодня вы работаете в группах (в группах сидят с начала урока). Каждая группа прорабатывает один из способов бесполого размножения .

Сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: мы должны изучить…

Изучение нового материала.(5 мин)

Практическая работа.

Организуется работа в парах. Прочитать текст самостоятельно, заполнить таблицу.

Формы бесполого размножения

Формы размножения

Самостоятельная практическая работа в группах

Отчеты групп (12 минут)

Физкульминутка (2 минуты)

Выступления учащихся. Заполнение таблицы.

2 группа – спорообразование (слайд 1)

Учитель: Рассмотренные способы размножения сходны тем, что новый организм во всех случаях развивается из одной клетки одноклеточного или многоклеточного организма. Часто при бесполом размножении многоклеточных организмов потомство развивается из группы родительских клеток. Такой способ размножения называется вегетативным. Различают несколько видов вегетативного размножения: Фрагментация, почкование, вегетативное размножение растений (частями вегетативных органов: корнями, стеблями, листьями и специальными видоизмененными побегами), полиэмбриония, клонирование

3 группа – почкование (слайд 2)

4 группа – фрагментация (слайд 3)

5 группа – вегетативное размножение растений (опережающее задание)

Физкульминутка. (Работа с терминами)

Как называется множественное деление? (шизогония)

Как называется фаза, предшествующая митозу (Интерфаза)

Как называется процесс деления цитоплазмы (Цитокинез)

Способ размножения гидры при благоприятных условиях (Почкование)

Способ размножения дождевого червя (Фрагментация)

Непрямое деление клеток (Митоз)

Полиэмбриония (слайд 4)

Учитель рассказывает о клонировании. (Если позволяет время).

Учитель: Клонирование – искусственный способ бесполого размножения. (слайд 5)В естественных условиях не встречается. Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий - простое деление). Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном.
На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии еще недавно паслась овца по имени Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Ученые взяли ядpo, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы-матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удален собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери. Вслед за англичанами американские генетики успешно провели клонирование обезьян.
Клонирование животных позволяет решить многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.
Используя методы стимуляции, можно добиться такого поведения клетки с замененным ядром, как если бы она была оплодотворена - она начнет развиваться в качестве эмбриона. Поместив клонированный эмбрион в матку, ученые добились успехов в производстве клонированной овцы, свиней и кошек.

В клонировании человека различают два вида: терапевтическое (ткани) и репродуктивное (получение сформировавшегося человеческого организма).

Терапевтическое используется для получения здоровых тканей с целью дальнейшей замены, ими пораженных. К примеру, вполне можно вырастить нервные ткани и затем использовать их для восстановления поврежденного мозга головы или спинного мозга.

Однако опыты с клонированными животными наводят на мысль, что клонирование людей приведет к возникновению серьезных дефектов, а поскольку основой для их организма служат гены взрослых людей, то они будут страдать от симптома преждевременного старения.

Учащиеся слушают и заполняют таблицу

Первичное закрепление материала (10 мин)

Учитель: Каково биологическое значение бесполого размножения?

Быстро. Одинаковые. Соматические клетки

Учитель: В чём недостаток бесполого размножения?

Учитель: Какие формы бесполого размножения человек использует в своей практической деятельности?

Цель урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.

образовательные: расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);

развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, различными источниками информации, выделять главное и формулировать выводы;

воспитательные: формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения этих знаний в практике.

Тип урока: урок - проект с использованием ИКТ

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентации, микроскопы, учебник.

2. Постановка проблемного вопроса.

Без него невозможно продолжение жизни. В нём есть умножение и прибавление, однако совсем нет деления и вычитания. Оно начинается от большого и продолжается в малом. Оно есть часть от развития.

Как вы думаете, о каком процессе идет речь? (о размножении)

Дайте определение размножению.

Размножение – воспроизведение себе подобных. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается.

Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?

Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?

Тема урока: Бесполое размножение и его формы.

Формулировка целей урока:

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:

Виды бесполого размножения

(заполнение таблицы по ходу урока)

1. Деление клетки на двое

Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две части, каждый из которых дает начало новым полноценным клеткам

Одноклеточные организмы бактерии, амеба

2. Множественное деление клетки

Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждое из которых становится новой клеткой.

малярийный плазмодий, хлорелла, хламидомонада

На материнской клетке сначала формируется бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размера материнской, отделяется.

Дрожжи, гидра, сосущая инфузория

Спора – особая клетка, покрыта плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий

Грибы, мхи, папоротники, плауны, многоклеточные водоросли

5. Вегетативное размножение:

Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма растения

Образование почек, стеблевых и корневых клубней, луковиц, корневищ, листьев, стеблей

Лилейные, пасленовые, крыжовник, смородина, земляника

Урок проведем в форме проектной работы, где теоретические знания по изученным темам мы применим на практике.

3. Защита проектов.

1. Дробление бактерий (Вильгун Катя) - анимация

Календарь: 1 марта – День иммунитета.

Этот день стал отмечаться сначала медицинской общественностью по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) с 2002 года. Цель этого дня - привлечение широкого общественного внимания к проблемам, связанным с распространенностью различных иммунных заболеваний, а также с сохранением и укреплением иммунитета в целом.

2. Бинарное размножение простейших (Котяй Саша), слайд 3-5

Анимация – деление эвглены зеленой

Анимация – деление амебы

3. Шизогония (Бижик Алина), слайд 6.

- Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток.

Группа 2. Почкование (Кутецкая Настя) (выращивание колоний дрожжей)

Дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) – у кишечнополостных, дрожжей.

Группа 3. Фрагментация (Лагута Ира, Канаева Алина) (работа с учебником и справочной литературой).

Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?

Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.

Группа 4. Споруляция (Лоневская Лера) (работа с натуральными объектами, гербарием).

Как вы догадались, речь пойдёт о споруляции как способе бесполого размножения.

К организмам, которые размножаются спорами, относят:

  1. Водоросли, грибы;
  2. Мхи,
  3. Хвощи и плауны;
  4. Папоротники

У этих растений происходит смена поколений:

  1. Бесполое (спорофит)
  2. Половое (гаметофит)

У мхов – спорангий – коробочка (демонстрация фото), а у папоротников - сорусы

(с микроскопом или фото).

Для размножения споровых растений необходима ВЛАГА!

Группа 5. Вегетативное размножение растений (Будз Мария, Стефанюк Анна) (практическая работа).

Просмотр видео: 1. 1, 43сек; 2. 5,40 сек.

Группа 6. Искусственное вегетативное размножение растений (прививки) (Кабаненко Марк, Сергиенко Гриша):

Мастер – класс, выпуск газеты:

Группа 7. Полиэмбриония (Володькин Виктор)

Работа с источниками интернета

Группа 8. Клонирование (Ковтунович Денис)

Работа с источниками интернета

Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее.

Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного.

Вывод:

В чем преимущество бесполого размножения перед половым? (заполнение кластера)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

10 класс. Биология (ПРОФ)

Цель урока : углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.

Организационный момент

Изучение нового материала

Размножение – это воспроизведение себе подобных.

Бесполое размножение , или агамогенез — один из способов размножения , при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток — гамет.

hello_html_2d776963.jpg

Способы бесполого размножения

малярийный плазмодий, хлорелла, хламидомонада

На материнской клетке сначала формируется бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размера материнской, отделяется.

Дрожжи, гидра, сосущая инфузория

Спора – особая клетка, покрыта плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий

Грибы, мхи, папоротники, плауны, многоклеточные водоросли

5. Вегетативное размножение:

Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма растения

Образование почек, стеблевых и корневых клубней, луковиц, корневищ, листьев, стеблей

Лилейные, пасленовые, крыжовник, смородина, земляника

Упорядоченное и неупорядоченное деление

Кишечнополостные (гидра, полипы), морские звезды, плоские и кольчатые черви

Значение бесполого размножения:

- быстрое и энергетически выгодное размножение;

- не зависит от окружающей среды, наличия партнера или насекомых-опылителей;

- полностью сохраняет набор генов и признаков, что бывает полезно в неизменных условиях среды;

- широко применяется в растениеводстве.

Закрепление

Верны ли утверждения. (Работает весь класс одновременно: да – зелёный цвет, нет – красный)

Спорообразование характерно для гидры. -

Зелёная эвглена размножается путём деления клетки. +

При бесполом размножении участвует одна особь. +

Гермафродит - обоеполый организм. +

Мхи и папоротники размножаются почкованием. -

При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. –

Для простейших характерно деление пополам. +

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +

Гидра размножается почкованием. +

Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

В бесполом размножении участвуют одна особь. +

Сегодня на уроке я…..

Домашнее задание

Пар. 6.1 Табл. В тетр.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 189 материалов в базе

Материал подходит для УМК

6.1. Бесполое размножение

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.09.2017 3406
  • DOCX 102.5 кбайт
  • 77 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриев Сергей Евгеньевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


План урока на котором школьники получают не только знания предметного материала, но и навыки работы с источниками знаний, приёмами, развивающими мышление, речь и память, навыки общения и взаимодействия с людьми.

Содержимое разработки

Класс 10 ЕМН

Биология. Урок № 34

Тема занятия:

Формы размножения организмов. Эволюционное значение бесполого размножения.

Научить распознавать способы размножения организмов, показать значимость клонирования в жизни человека и его этические аспекты.

Развивать словесно-логическое мышление, речь, память при объяснении нового материала и опросе домашнего задания, навыки работы с учебной литературой.

Воспитывать способность и стремление к саморегуляции, коммуникативные качества обучающихся.

Результаты обучения:

Ученики знают: способы бесполого размножения, его эволюционное значение.

Ученики умеют:

Распознавать способы бесполого размножения организмов.

Использовать учебные и интернет – ресурсы для изучения темы.

Составлять постер, согласно критериям.

Апелировать новыми знаниями при выполнении заданий.

Оборудование:

Ключевые идеи:

к методике преподавания: диалогическое обучение, творческие задание способствуют повышению интеллектуального уровня школьников.

к содержанию урока: бесполое размножение эволюционно возникло раньше полового. При любых формах бесполого размножения потомки имеют генотип, идентичный материнскому. Клеточную основу бесполого размножения составляет митоз. Именно бесполым путем достигается быстрое увеличение числа особей определенного вида. В этом заключается биологическое значение бесполого размножения.

Новые подходы в преподавании и обучении

Диалогическое обучение: составление интеллект-карты, работа в паре, в группе.

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Презентация к теме, интернет – ресурсы о клонировании.

Обучение талантливых и одарённых

План оценивание

Формативное оценивание эмоционального настроя класса

(Лирическая музыка, слайды).

Учитель: Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.

Ребята, скажите, какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле? (размножение)

Какие формы размножения живых организмов существуют в природе? (половое и бесполое)

Термин размножение не является для вас новым. Дайте его полное определение (ответы детей).

С точки зрения науки значение размножения заключается в том, что осуществляется преемственность между поколениями, увеличивается численность особей в популяции и их расселение на новой территории, размножение обеспечивает существование вида в целом.

В ходе эволюции живых организмов механизмы размножения усовершенствовались.

Какая форма размножения является более древней? (бесполое)

Верно запишите тему сегодняшнего урока, и давайте вместе определим наши цели.

Как вы думаете какой способ деления клетки составляет клеточную основу бесполого размножения? (митоз)

Читайте также: