Как закрывают сельские школы

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня мы хотим представить на суд читателей отрывки из 5-й главы книги "Правовые проблемы модернизации образования", подготовленной под научным руководством ректора Высшей школы экономики Я.И.Кузьминова коллективом авторов: Т.Абанкиной, Э.П.Андрюхиной, А.И.Вавиловым, И.А.Рожковым, Б.Л. Рудником, из серии "Библиотека развития образования".
Данная методичка увидела свет одновременно с отказом Министерства юстиции Российской Федерации (в связи с несоответствием закону) в регистрации приказа "О реструктуризации сельских школ" Министерства образования РФ.

фото: Владимиир Смирнов/ТАСС

фото: Владимиир Смирнов/ТАСС

По данным Росстата, число сельских школ за минувшие шесть лет сократилось на четверть. На этом фоне Росстат сообщает: в России уже сегодня насчитывается 2 млн безграмотных людей. Учитывая, что жители сёл составляют почти четверть населения страны, проблема закрытия сельских школ становится особенно острой.

Впрочем, минус учёбы в маленькой сельской школе он всё же ощутил. Хотя школу юноша окончил на одни пятёрки, золотую медаль ему в деревню так и не привезли – далеко.

В школу – с портфелем и топором

Ранее, в 2003 году, страну потрясла история, произошедшая в подмосковном селе Никульском. Там было решено сохранить школу ради единственной ученицы – семилетней Наташи Шуваловой. Школу не раз хотели снести, но жители села смогли отстоять её право на существование. Правда, удалось это им ненадолго, всего на год. Затем Наташа тяжело заболела, и её пришлось перевезти поближе к врачам. После этого школу закрыли, хотя в селе было на то время как минимум восемь детей школьного возраста. Им предложили ездить в другую школу, расположенную в 14 километрах от дома. Из-за этого ребята просыпались в 5 утра, в полшестого уже стояли на остановке. О том, чтобы выспаться, в таких условиях речь, понятно, не шла.

В Госдуме разработан законопроект, запрещающий закрытие малокомплектных школ в глубинке без согласия местных жителей. Кроме того, предлагается наделить сельчан правом возродить школу, если она была закрыта не позднее 1 января 2015 года. В среду документ рассмотрят на пленарном заседании Госдумы. Массовое закрытие сельских школ началось в 2006 году, когда образовательные учреждения перешли на подушевое финансирование.

Эксперты в сфере образования отмечают, что сейчас комиссия, принимающая решение о закрытии школы, не всегда объективна. А сами учителя заявляют о нехватке школ, из-за чего в одних селах школы перегружены, а в других — отсутствуют вовсе.

— В 1990-х годах действовал закон, по которому без согласия жителей никто не мог закрыть сельскую школу. Но тогда небольшие образовательные учреждения стали прикреплять к более крупным и потом закрывать их как филиалы. В законопроекте мы исключили подобную законодательную лакуну, — сказал Олег Смолин.

Он отметил, что в 1930-е годы в стране было открыто 25 тыс. преимущественно сельских школ. Сейчас 24 тыс. из этого числа уже закрыты. Больше всего сельских образовательных учреждений ликвидировали в 2006 году, когда была внедрена система подушевого финансирования, при которой маленькая школа выжить просто не может.

— Массовое закрытие сельских школ нарушает право сельского ребенка на образование. Мало того, это вопрос национальной безопасности. Поскольку с исчезновением сельской школы, как правило, исчезает и село, — сказал Олег Смолин.

О нехватке школ в глубинке говорят и сами учителя. Например, в хуторе Садовый Ставропольского края в 2010 году закрылась единственная средняя школа. Местная администрация посчитала, что легче ее снести, чем отремонтировать. Родители учеников выходили на митинг, но школу всё равно уничтожили.

— В соседнем селе учится около 30 наших детей. Родители очень недовольны. Мы всем хутором протестовали, просили оставить школу, но всё оказалось бесполезным, — сказала Наталья Шеховцова.

Жители деревни Юматово Уфимского района Башкортостана столкнулись с другой проблемой. В единственную деревенскую школу приезжают дети из соседних районов, из-за этого учреждение переполнено.

— Наша школа рассчитана на 260 детей, а учатся в ней 365 человек. Мы задыхаемся, — говорит замдиректора по воспитательной работе Алла Кунц. По ее мнению, проблему перегруженности школы можно решить, если пристроить к ней еще одно здание. Или если построить свою школу в соседнем Чишминском районе. Но ни того ни другого в ближайшем будущем не предвидится.

Депутат Государственной думы Любовь Духанина считает, что имеющиеся законодательные инструменты на практике не всегда работают.

Игорь Реморенко говорит, что не считает нужным везде и любыми способами возрождать сельские школы. Проблема их нехватки актуальна для разных регионов в разной степени.

— Тысячи сел появились в России в советское время. Потом производства закрылись, люди разъехались. Вряд ли есть смысл содержать целое здание ради трех учеников, — считает Игорь Реморенко.

Член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы московской школы №1251 Роман Дощинский, напротив, уверен, что даже если в селе осталось всего несколько детей — это не повод закрывать школу.

— Школа — это социокультурный центр села, ее закрытие означает и вымирание населенного пункта. Государство вынуждено вкладываться в развитие сельских школ, сами они не выживут, — сказал Роман Дощинский.

администрация района предлагает с целью повышения эффективности бюждетных расходов в 2016 году реструктуризировать или закрыть некоторые филиалы, где колисество учащихся 13 человек, а обслуживающий персонал-16 человек. Родители и работники школы против. Работают большинство пенсионеров, учителей по предметам (русский язык, литература, химия, биология) нет. В классах по 1, 2 ученика. в 2016-2017учебном году не будет 4, 5, 6, 7 классов в основной школе . Как поступить в данной ситуации директору базовой школы, от которого требуют решительных действий по закрытию филиала?

ст. 27. п. 6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

ст. 22. п. 11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или)муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

п. 12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении,
не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения
.

Как поступить в данной ситуации директору базовой школы, от которого требуют решительных действий по закрытию филиала?
Надежда

Собирать собрание жителей и убеждать их в преимуществах перевода детей в полноценную школу (если позволяет расстояние до этой школы). На первом этапе можно оставить в филиале только начальную школу. Другого выхода нет.

Читайте также: