Как закончить родительское собрание в школе

Обновлено: 02.07.2024

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Однако, родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с преподавателями, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание - это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное - своим детям.

Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т. д.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Родительское собрание будет эффективным, если:

ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.

Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.

- активности (следовать желаниям родителей);

- оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

- значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

- сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

Организовывать обмен мнениями и идеями.

Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

Проводить рефлексию.

Тема родительского собрания должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.

Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний.

Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.

Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы помогают решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т. п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:

1. Правильный выбор тем.

Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Вначале учебного года провожу на первом родительском собрании анкетирование родителей, в ходе которого они указывают интересные для них темы. С помощью ранжирования отбираю наиболее востребованные. Остальные темы раскрываю в ходе индивидуальных консультаций. Некоторые темы добавляю сама, но тогда при проведении родительского собрания раскрываю значимость данной темы.

2. Расширение тематики родительских собраний.

3. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.

4. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.

5. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды : первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. На мой взгляд, лучше использовать открытки-приглашения, пригласительные, чем записи в дневниках.

6. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.

7. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

8. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

9. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.

10. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов).

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

12. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

13. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

14. Классный руководитель должен не "назидать", а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.

15. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь всех учителей школы.

Готовясь к родительскому собранию, следует учесть, в какой форме родители будут оповещены о собрании. Практика показывает, что гораздо приятнее родителям получать именные приглашения с текстом (примерное содержание) :

Нам очень важно знать Ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

С уважением (И. О. Ф классного руководителя)

Для осмысления итогов родительского собрания желательно выяснить отношение родителей к проводимому собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рефлексивные приёмы на родительских собраниях .

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.

Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника:

"Что нового вы сегодня узнали?

Что привлекло ваше внимание на собрании?

Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему?

Что было трудным?

Что мешало работе и почему?"

Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.

Игра в мяч.
Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос.

Жест дня.
Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

Рисунок дня.
Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

Слово дня.
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.


Система координат.
На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.


Блиц-опрос.
Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.


Анонимный совет.
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.


Выставки.
На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий.

Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

Типичный участник родительского собрания.
Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта.

Пирамида знаний.
Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.

Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания.


Самоанализ личностных качеств.
Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника

Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.


Синтез информации в кратких выражениях.
Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы.
Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?"

Чудесный ларец
(чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.


Оценка по карточкам.
Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.

Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам .

Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний.


Письмо.
Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми.
Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым.
Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует.

Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.

Методические приемы для эффективного родительского собрания. Начальная школа

Повысить эффективность проведения родительского собрания можно за счет использования определенных методических приемов, которые помогут создать ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приведет к снижению напряженности родителей и педагога. Эти приемы позволят классному руководителю вовлечь родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов и предоставят возможность родителям поделиться собственным опытом.

В основе приемов лежат активные методы работы, которые позволяют превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

Методические приемы можно сгруппировать в зависимости от этапов родительского собрания, на котором они могут быть использованы:

■ основной этап — изучение теоретической информации;

■ отработка практических навыков;

■ заключительный этап — рефлексивный.

Мотивационный этап родительского собрания

Вот несколько примеров, которые можно использовать:

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

Но, придя на родительское собрание, родители стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать знания по теме), не желая выглядеть некомпетентными в вопросах воспитания, боятся ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Поэтому эффективнее, как показала практика, сначала активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку-метафоре.

— Что изображено на картинке?

— Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое свойство характерно для нее?

— Она хорошо впитывает жидкость <родители).

— Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

— Губка станет синего цвета (родители).

— А если мы вольем в губку красную жидкость?

— Губка станет красной (родители).

— А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

— Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

Родители высказывают собственные предположения.

— Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

— Конечно же, этот принцип — воспитание собственным примером.

Вот еще несколько примеров метафор и сопроводительных текстов к ним:

— Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

— Правильно, замок. Какой это замок?

— Замок как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

— Замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

— Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

— Возможно, в этой связке даже нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания?

— Замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

— Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

— Да, возможно (родители).

— Конечно же, возможно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, так как их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

— Для того чтобы лучше понять, почему же наступает кризис семи лет, я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

— Скорее, да (родители).

— Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

— Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).

— Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка — это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе семи лет.

— Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

— С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

— Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречащие одно другому требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра — другое, послезавтра — третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слаженно, сообща, двигаясь к одной цели — гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания — согласованное, последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, так как всегда знает, как поступят его родители.

— Что изображено на рисунке?

— Зачем человеку может понадобиться рюкзак?

— Для того, чтобы пойти в поход <родители).

— Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?

— Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе <родители).

— Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях — и наша жизнь в походе?

— Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно — упустит что-то, понадеявшись на случай; третий — перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.

У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием?

Родители высказывают свои предположения.

Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.

Юноша понял: легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.

Шло время, и пришел тот день, когда юноша смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось ни одного гвоздя.

Главную мысль родительского собрания могут отражать мудрые изречения философов, цитаты писателей, которые классный руководитель размещает на доске, на тематическом стенде к родительскому собранию или на памятках для родителей, которые они получают к собранию.

Диагностический этап родительского собрания

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У кого-то из родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.

Поэтому появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.

Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие:

■ Готовность ребенка к школе.

■ Стили воспитания в семье и др.

Для того чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку на то, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.

Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

Основной этап родительского собрания — изучение теоретической информации

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями затрагиваемой проблемы. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.

Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.



Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка — описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения.

Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

Отработка практических навыков

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос: как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?

Вредные советы, или Как нельзя вести себя с первоклассником

Вредные советы, или Как нельзя вести себя с первоклассником

Негативные последствия подобного воспитания

Полезные советы, или Как надо вести себя с первоклассником

Не обращайте внимания на неудачи ребенка, не всегда стоит поощрять его старания и усилия

Не стоит серьезно относиться к школьной жизни вашего ребенка, ведь это только 1-й класс

Наказывайте ребенка за неудачи в учебе, ругайте и отчитывайте его

Не надо оказывать эмоциональную поддержку вашему ребенку, она может снизить его самооценку и уверенность в себе

Старайтесь ограничивать самостоятельность ребенка, при любой возможности старайтесь сделать все за него

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в общении и воспитании ребенка; поможет им выбрать более оптимальную стратегию общения, основанную на психолого-педагогических законах.

Подведение итогов

(рефлексивный этап родительского собрания)

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре — прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.

Можно использовать и другие методические приемы, которые позволят понять педагогу, насколько эффективно было родительское собрание и достигнуты ли поставленные цели. Вот некоторые методические приемы:

✓ Солнце и тучки

Каждому родителю выдаются вырезанное солнце и тучка. На лучиках солнца надо написать, что было продуктивного в работе (узнал новое для себя, интересно пообщался с другими родителями, учителями и т.п.), а на тучках можно написать, что было отрицательного или негативного (было душно, много не нужного, устал, неинтересно и т.п. )

Далее все вывешивается на стенд — Небо родительского собрания. Итог сразу понятен — какое небо, солнечное или его затянуло тучами.

✓ Все у меня в руках

Каждому родителю, участнику собрания выдается вырезанная ладонь (возможно, это ладошка их ребенка). По итогам работы просят написать на пальцах продолжение фразы:

Большой палец: я узнал полезную информацию о ______________

Указательный палец: даны конкретные рекомендации по ______________

Средний палец: мне не понравилось ______________

Безымянный палец: психологическая атмосфера ______________

Мизинец: мне не хватило ______________

✓ ХИМС

Каждый участник родительского собрания получает листок с вопросами и отвечает на них:

X орошо

И нтересно

М ешало

Возьму С собой

✓ Мой компьютер

На передвижной стенд (или на классную доску) крепится лист ватмана, на котором нарисован контур компьютера: процессор, монитор, клавиатура, мышка. У каждого участника родительского собрания листочки четырех цветов. Педагог просит написать и приклеить на соответствующую составляющую:

Монитор — что нового узнал;

Клавиатура — что пригодится на практике;

Процессор — что понял;

✓ Уборка в доме

На передвижном стенде (или на классной доске) крепятся три листа ватмана, на которых нарисованы чемодан, мусорная корзина и мясорубка.

Каждый родитель получает три листочка, на первом из которых он пишет: что полезное он приобрел и возьмет с собой и будет использовать после родительского собрания. Это будет крепиться на изображение чемодана. Что пустое и не нужное было на собрании, — это крепится на мусорную корзину. Что еще надо обдумать, переварить, пока не готов использовать, но полезно, — крепится на изображение мясорубки.

✓ Мухомор

На передвижном стенде или на классной доске размещают лист ватмана, где нарисован круг, разделенный на сектора. Около каждого сектора записываются вопросы по теме родительского собрания:

— предлагаемые практические материалы;

— возможность Задавать вопросы;

Родителям предлагается дать оценку родительского собрания: нарисовать или приклеить кружок в данный круг — чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру (попадание в цель).


Эта статья, как и многие другие, будут связаны с особенностями работы классного руководителя. Мои рассуждения будут полезны ( надеюсь) не только молодым педагогам, но и опытным коллегам.

Работа с родителями - одна из ведущих "сфер" деятельности классного руководителя.Родители, как и дети, являются частью образовательного процесса, у них есть свои способы воздействия на детей, от них вы можете узнать о каких-то особенностях детей и т.д.

Традиционно раз в четверть ( в некоторых случаях чаще) в школах проводят родительские собрания.

Для чего нужно проводить родительские собрания? Вот несколько задач:

  • Контроль успеваемости детей;
  • Контроль поведения детей;
  • Воспитательная работа часто имеет отношения и к родителям и т.д.;

Родительское собрание требует тщательной подготовки учителя. Главное - ничего не забыть! Вы встречаетесь с родителями редко, важно ничего не упустить.

Сегодня хочу дать несколько советов, которые помогут вам качественно провести собрание.

  1. Подготовьте план. Впишите тезисно все, о чем вы хотите поговорить.
  2. Распечатайте предварительные итоги детей в четверти ( если у вас нет электронного журнала в школе, то придется попотеть).
  3. Подготовьте и структурируйте ту информацию, которую администрация школы просила донести до родителей.
  4. Подготовьте явочный лист и протокол родительского собрания ( примеры можно посмотреть в интернете).
  5. Будьте готовы к вопросам родителей. Если вас спросили о том, о чем вы пока не можете сказать ( у вас нет необходимых данных), то не бойтесь об этом сказать.

Например: " К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос, но как только все уточню - сразу же сообщу вам".

6. Не переходите на личности. Нельзя обсуждать одного ребенка перед всеми. Лучше попросить родителя задержаться после собрания и поговорить.

Это основные правила, которые помогут вам провести собрание быстро и качественно.

Читайте также: