Разработка концептуального модуля образовательного проекта в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Чебышова Алёна Александровна

Населенный пункт: Республика Татарстан, Пестричинский район, село Кощаково

Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Назовем эти отличия:

Рекомендации по составлению модулей занятий.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а ввиде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала –того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке. Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это –долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными. Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе.

Цели: познакомить детей с процессом производства хлеба, сформировать представление, почему хлеб нужно беречь.

1. Работать над формированием у детей следующих понятий:

·прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений

·в его изготовлении принимают участие люди многих профессий

·вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления

·человек должен учиться все делать сам.

2. Развивать такие черты личности, как любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, бережное отношение к продуктам человеческого труда.

3. Совершенствовать физические и трудовые навыки, развивать мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Сюжет модуля. Заметив неуважительное отношение детей к хлебу или к другим пищевым продуктам, воспитатель предлагает детям узнать о том, как делают хлеб. Дети знакомятся со всеми этапами производства хлеба: с колосками и зернами, машинами, помогающими выращивать и убирать пшеницу, превращать зерна в муку, процессом приготовления и выпечки хлеба. Параллельно они готовят альбом о хлебе. Заканчивается модуль групповым праздником– чаепитием, на котором дети участвуют в разных конкурсах, соревнуются, чей бутерброд окажется вкуснее и интереснее, играют в игры по теме модуля, дегустируют разнообразные изделия, приготовленные из теста.

-С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии.

-Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям , коллективу.

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки

от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС.

У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС .

Отсутствие современного оборудования кабинетов ( зависимости от специальности не позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным,, интересным , мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал обучающихся.

Дефицит временных ресурсов, ка преподавателя, так и обучающегося.

Недостаточно помещений в центре для максимального развития учащихся.

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

Просветительская работа педагогов на темы здоровье сбережения.

(спортивные мероприятия, эстафеты, спартакиада).

-Использование здоровье сберегающих технологий во время уроков (использование мультимидийных технологий, физкультминутка).

-Регулярно проводимые методические объединения.

-Коллектив профессиональный и творческий.

-Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом.

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ)

-Использование здоровье сберегающих технологий во время урока.

-Привлечение родительской общественности

Стратегия при сопоставлении

Снижение численности обучающихся, или изменение уровня поступающих учеников.

-Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей.

-Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения.

-Нездоровый мало контролируемый здоровый образ семьи.

Стратегия при сопоставлении

-Рост численности обучающихся.

-Финансирование системы образования

-здоровый образ жизни семьи

Стратегия при сопоставлении

Проект №2. Разработка концептуального модуля образовательного проекта

Целью оптимизации образовательного процесса, повышение качества

Образования является формирование современной информационно- образовательной среды. Если раньше предметно- информационная среда обучения была ориентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует думать о расширении и изменении образовательной среды, придании ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему информационному пространству. Для нового социального этап- этапа развития информационного общества- очень важно научить человека , общим, универсальным способам деятельности.

-повышение качества образования через погружение школьника в интерактивную среду, обеспечивающую естественно активное состояние всех субъектов образовательного процесса.

Продолжение работы по созданию условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направленной самореализации, и самосовершенствования

в контексте человеческой культуры.

Представление возможности каждому ученику школы получения фундаментальной подготовки на уровне функциональной грамотности и образовательной компетенции.

-развитие методического потенциала учреждения и расширение возможностей обучения при помощи интерактивных технологий.

-Переход на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.

Приоритетное направление работы:

-Усиление личностной направленности образования.

-Обновление содержания учебных программ в условиях вариативности образования,

-Совершенствование развивающей среды, для учителей, обучающихся и родителей.

-Развитие системы работы школы по сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья обучающихся.

-Социально –педагогическое обеспечение образовательного процесса.

-создание условий для успешности обучения, повышение мотивации учения, развития познавательного интереса посредством обеспечения субъектной позиции;

- оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование

-формирование единого информационного пространства школы, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса(учитель-ученик-родитель);

-активное самораскрытие и самореализация личности в атмосфере сотворчестве детей и взрослых;

-организация дистанционного обучения;

-сохранение и укрепление физического , психического и духовного здоровья

участников образовательного процесса;

-создание положительного имиджа школы и позицирование ее на рынке образовательных услуг города, района, области ,страны.

Должна быть создана интерактивная среда, которая должна охватить все образовательное пространство школы( учебное, воспитательное, профессионально-педагогическое). Создание такой среды- процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников:

-педагогического коллектива и администрации, учащихся и их родителей, а также открытия взаимодействия с внешней социокультурной средой.

Проект №3. Этапы внедрения инновационного проекта

-использование политики открытой образовательной среды ка ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности

-формирование информационной компетентности участников образовательного процесса;

-увеличение роли родительской общественности в системе государственно-

общественного управления образовательным процессом;

- установление партнерских взаимоотношений собразовательными учреждениями и другими организациями;

-Переход на электронную форму ведения школьной документации;

-создание положительного имиджа школы у жителей района.

Необходимые ресурсы для реализации проекта.

-Системные, деятельностные и информационные подходы;

- методология социально-педагогического проектирования;

-методология оценки качества.

-пакет методических материалов для организации работы вебинаров;

-модель информационной карты для заместителя директора;

-методические рекомендации по взаимодействию в форме виртуального диалога с родителями для учителя предметника и классного руководителя;

-материалы для диагностики инновационного проекта(анкеты, опросы, рейтинги);

-обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций

для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.

-Организация в каждом учебном кабинете рабочего места учителя с возможностью выходы в Интернет, имеются условия для сканирования, копирования и переноса документов на бумажные носители.

-Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта.

-Наличие должностных инструкций работников, регламента ведения электронного журнала, положения о порядке доступа педагогических работников к IТ-сетям.

Федеральная целевая программа развития образования на2016-2020гг.

Федеральные государственные стандарты общего образования.

-привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвованй;

-участие в открытых грантовых конкурсах.

-создание команды единомышленников, способный решать поставленные задачи и работать на результат ,в составе

- представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.

-совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;

-установка высоко-скоростного Интернета;

-создание комфортной образовательной среды: организация работы класса

для самостоятельной работы учащихся, дающего доступ и к школьной медиа теке и к ресурсам Интернет.

Риски реализации проекта:

-Недостаточная информация инфраструктуры;

-Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ;

-Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий;

Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности.

-не все родители имеют Интернет:

Ожидаемые результаты инновационного проекта.

-осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;

-повышение мотивации к учению;

-возможность самостоятельно создать портфолио;

-возможность общения с педагогами.

-рост информационно-технологической компетентности;

-готовность к новым формам диалога ;

-совершенствования системы оценивания учащихся.

-оперативное получение информации;

-коммуникация с педагогами, классными руководителями;

-осуществления контроля над учебной деятельностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в моей образовательной организации.Семейно-спортивный клуб.

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие потребовали серьезного форсайта деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста.Одним и.

Инновации в моей образовательной организации

Эссе "Инновации в моей образовательной организации".


Статья на тему "Инновации и традиции. Роль молодого педагога в развитии образовательной организации"


Участие обучающихся в управлении образовательной организацией

Статья Вавиловой Анны Александровны: "Участие обучающихся в управлении образовательной организацией по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации".


Инновации в моей образовательной организации

Изменения, происходящие в системе образования в связи с переходом на ФГОС, безусловно, коснулись моей образовательной организации. Каждый участник образовательного процесса ощутил и ощущает смен.


Управление профессиональным развитием педагога в образовательной организации

В статье актуальная проблема профессионального развития педагогического персонала школы, решение которой обеспечивает развитие детей, их ус.

Муниципальный конкурс педагогических инноваций для педагогов образовательных организаций города Кисловодска

Автор разработки внеклассного мероприятия: Василенко Антонина АлександровнаМесто работы: МБОУ СОШ №14 г. КисловодскаДолжность: учитель физической культурыТема разработки внеклассного меропр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить цель, написать концептуальный план, обосновать осуществимость проекта (в том числе ресурсы, риски и способы их минимизации).

Подготовка спортсменов высокого уровня; привлечь молодежь в спортивную школу; сделать сорт массовым явлением, ЗОЖ; адаптация людей с ОВЗ.

Основные направления и перспективы развития.

Главное концептуальное направление – решение триады задач: вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при совершенствовании системы педагогического мониторинга.

Стратегическая перспектива - развитие и совершенствование школы с углубленным изучением отдельных предметов как центра довузовской подготовки учащихся.

Расширение пакета образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы детей.

Совершенствование и внедрение новых информационных технологий, создание развитой информационной среды образовательного процесса.

Освоение технологии уровневой дифференциации учителями школы.

Диагностика учебных умений и навыков, создание целостной образовательной системы с критериальной моделью оценки качества образовательной деятельности.

Развитие психологической культуры учителей.

Отработка модели социально – психологической службы в школе, введение дополнительных ставок социального педагога и психолога в школе.

Развитие коммуникативной и эмоционально-нравственной культуры учащихся.

Реализация принципа государственно-общественного управления школой.

Стратегия и тактика перехода школы на новый уровень.

Основной стратегической целью Программы является создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, обеспечивающем дальнейшую профессиональную самореализацию выпускников.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

Совершенствование структуры и содержания образования.

Совершенствование организационной структуры управления школой и образовательным процессом с привлечением органа государственно-общественного управления.

Повышение качества образования и воспитания учащихся на основе внедрения в УВП инновационных технологий.

Создание в школе целостной образовательной системы обеспечения качества образовательных услуг.

Совершенствование и внедрение новых информационных технологий, создание развитой информационной среды образовательного процесса.

Установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Морально-нравственное воспитание личности, забота о здоровье учащихся.

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития школы, в том числе:

реализация комплексной Программы модернизации образования Московской области;

развитие системы непрерывного профессионального образования (обеспечивается главным образом в рамках сотрудничества школа – ГКТ и У, школа - вуз);

обеспечение доступности качественного общего образования (решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления школой);

повышение инвестиционной привлекательности школы, формирование эффективного рынка дополнительных образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по повышению эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования).

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

Совершенствование структуры и содержания образования обеспечивается следующими тактическими механизмами:

- обновление программ гуманитарного, технического направлений на основе применения инновационных технологий, оценки и самооценки достижений учащихся;

- оптимизация нагрузки учащихся;

- реализация программ углубленного изучения в старшей школе, обеспечивающих возможность выбора определенного направления;

- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий;

- внедрение в структуру обучения ученического и учительского портфолио;

- введение новых предметов углубленного изучения (экономика, иностранный язык) – новое направление;

- расширение содержания дополнительного образования.

Развитие системы обеспечения качества образования обеспечивается следующими тактическими механизмами:

- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности школы, в том числе с привлечением общественности (Управляющего совета);

- участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена;

- внедрение критериальной модели оценки качества образовательной деятельности;

- участие в совершенствовании государственной аттестации педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения развития кадрового потенциала школы.

Повышение эффективности управления в системе образования обеспечивается следующими тактическими механизмами:

- создание механизмов партнерства между Управляющим советом, Попечительским советом и педагогическим коллективом школы.

- организация взаимодействия образовательных учреждений, совершенствование информационного обмена;

- совершенствование системы управления школой на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования обеспечивается следующими тактическими механизмами:

- развитие экономической самостоятельности школы;

- расширение образовательных услуг на платной основе;

- переход на подушевую систему финансирования.

Система внешних связей школы обеспечивается следующими тактическими механизмами:

Школа может использовать потенциал внешних связей для:

- обновления технологий и содержания дополнительного образования;

- повышения квалификации педагогов;

- проектирования новых образовательных и учебных программ дополнительного образования;

- развития системы аттестации учителей и учащихся и учета их достижений.

Участвуя в проектах Программы, школа активно реализует такие формы внешних связей, как:

- проведение совместных семинаров, конференций;

- участие педагогов школы в региональных конференциях и проектах;

- привлечение специалистов иных образовательных учреждений к работе по развитию образовательной системы школы;

- постоянное участие учащихся и педагогов в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

Решение остальных задач программы обеспечивается следующими тактическими механизмами:

- повышение качества методической работы, проектно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе, являющемся лабораторией сотрудничества ученика и учителя;

- создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.

В результате реализации Программы развития школы будет обеспечен равный доступ к получению качественного образования всех уровней за счет системы непрерывного профессионального образования, создания системы оценки качества образования, углубленного изучения отдельных предметов; высокий результат поступления в вузы, особенно на бюджетные места.

План реализации Программы развития школы.

Направление

Основное содержание деятельности

Ожидаемый результат

Критерии оценки

1.Обновление содержания образования на основе вариативности образовательных программ, инновационных образовательных технологий.

1.Провести анализ существующих оснований обновления учебных программ, определяющих изменения в школьной практике обучения предметам углубленного курса.

2. Внедрить в систему обучения ученический и учительский портфолио, что создаст условия для:

развития мотивации к более активному изучению предметов школьного курса;

изучения предметов углубленного курса как средства развития личности и расширения возможностей адаптации к изменениям экономической, социальной и культурной ситуации в обществе.

3.Ввести дополнительные предметы углубленного изучения на основе анализа ученических преференций и потребностей микросоциума школы (иностранный язык, экономика и др.)

4.Определить набор технологических и интернет-ресурсов для обновления содержания образовательного процесса.

5. Обновить программы гуманитарного и технического направления на основе применения инновационных технологий, ИКТ, оценки и самооценки достижений учащихся.

6. Заключить договоры с вузами о социальном партнерстве.

7. Внедрить в программы дополнительного образования инновационные технологии, ИКТ.

Типовые программы, программы углубленного курса:

Критерий: отражение в программах основных потребностей выпускника школы.

Критерий: методическое обеспечение учебных программ.

Достижения учащихся

Критерий: высокий уровень усвоения учащимися программного материала (образовательного стандарта).

Критерий: положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность ученика.

Критерий: достижение учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней, в проектно-исследовательской работе.

Включение в учебный план новых предметов углубленного курса

Профессиональная компетентность педагогов

Критерий: повышение профессиональной компетентности учителей.

Критерий: сотрудничество педагогов, ориентация на совместные достижения.

Креативный подход к собственной педагогической деятельности.

Результативность поступления в вузы.

Повышение качества знаний учащихся.

Создание библиотеки - медиатеки.

2. Развитие управленческой системы. Расширение участия общественности в государственно - общественном управлении школой путём включения в процессы принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие школы

1. Создание Управляющего совета.

2. Создание механизмов партнерства между Управляющим советом, Попечительским советом и педагогическим коллективом школы.

4. Оптимизация системы управления путем компьютеризации средств управления.

5. Повышение компетентности персонала в области информатизации и использования новых информационных технологий.

6. Создание атмосферы психологического комфорта, материальных условий для плодотворной работы педагогического коллектива.

7. Подготовка Публичного доклада школы для отчета перед общественностью.

Обеспечение открытости деятельности школы и привлечение внебюджетных средств.

Результативность внеклассной воспитательной работы на школьном, районном, региональном уровнях.

Использование в административной работе ИКТ, специальных программ.

Обучение учителей на курсах повышения квалификации, интернет - курсах и практических семинарах.

Благоприятный психологический климат

и условия работы педагогического коллектива.

Презентация Публичного доклада

3. Создание в школе целостной образовательной системы обеспечения качества образовательных услуг

1. Разработка материалов и методик для проведения мониторинга, их апробация.

2. Совершенствование системы мониторинга деятельности учителей (персональный оценочный лист).

3. Совершенствование процедуры аттестации учителей.

4. Разработка системы общественной оценки школы.

5. Использование ученического портфолио как технологии оценки достижений учащихся.

6. Повышение квалификации педагогов в области использования современных технологий обучения

7. Использование возможности Интернета для интерактивных опросов.

Пакет измерительных материалов

Повышение уровня и качества обученности и воспитанности учащихся, результативность поступления в вузы, увеличение количества выпускников, обучающихся на бюджетной основе.

Привлечение Управляющего совета для оценки деятельности школы; школьный сайт.

Количество учителей, прошедших подготовку на курсах повышения квалификации

Наличие электронной базы данных по выпускникам школы

4. Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья учащихся, их безопасного пребывания в школе.

1. Повышение уровня защищённости школы, улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса (установка видеонаблюдения территории и здания школы; введение в штатное расписание ставки врача).

2. Создание условий социально-психологической защищенности и сохранения здоровья учащихся и педагогов, введение в штатное расписание ставки педагога-психолога.

3. Совершенствование единого информационного банка о здоровье учащихся на основе медико-психологического мониторинга здоровья.

Исключение причин травматизма, снижение показателей заболеваемости учащихся и персонала. Рост числа учителей, использующих здоровьесберегающие технологии.

Повышение уровня комфортности всех участников образовательного процесса

Наличие электронной базы данных о здоровье учащихся.

5. Развитие ресурсной базы инновационных процессов

1. Создание комфортных условий для деятельности учащихся и педагогов.

2. Обновление учебного оборудования.

3. Создание развитой информационной среды образовательного процесса на базе локальной сети с использованием ресурсов Интернета (приобретение компьютерной техники).

Повышение уровня комфортности условий для деятельности учащихся и педагогов, обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Финансовое обеспечение Программы развития школы.

Для достижения цели Программы развития и решения запланированных задач необходимо ресурсное обеспечение. Финансирование инновационного развития предполагается по следующим направлениям:

Модернизация оборудования:

Для обеспечения качественного изучения предметов углубленного курса необходима замена устаревшего оборудования кабинетов истории, литературы, математики, иностранного языка – приобретение лингафонного оборудования.

Совершенствование ресурсного обеспечения:

Для использования современных ИКТ в учебном процессе и управлении (систематизация информационных потоков, переход на документооборот на электронных носителях) необходимо дополнительное программное обеспечение.

Для модернизации компьютерных мест и развития компьютерной сети необходимо приобретение расходных материалов, замена пяти устаревших компьютеров новыми.

Для создания современных учебно-методических комплексов необходимо приобретение мультимедиа - и видеоаппаратуры.

Повышение квалификации учителей

С целью более эффективного использования современных образовательных технологий необходимы курсы повышения квалификации, в том числе на хозрасчетной основе.

Основными источниками финансирования развития школы являются:

Рациональное расходование бюджетных средств;

Целевые поступления, выделяемые органами исполнительной власти;

Средства от оказания образовательных услуг;

Цель Программы развития:

Создание условий, направленных на повышение качества образовательного процесса в ДЮСШ через наполнение содержательной части данного процесса ценностно-смысловыми, профессионально ориентированными опциями, работа в режиме которых будет нацелена на актуализацию и раскрытие личностного потенциала обучающихся.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых, является для неё желательным и на достижении которых, направлена её деятельность.

Общие цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

1. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.

3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности организации.

4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Модульный принцип

Рекомендации по составлению модулей занятий

Педагогические условия работы на модульной основе

Дошкольное воспитание – сензитивный период в развитии ребенка. Задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательные интересы. Дошкольное воспитание многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях можно успешно развивать самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно – познавательных целей, формируются навыки самооценки.

Ведущим видом деятельности в дошкольном воспитание является игра. Но к большому сомнению все больше времени стало уделяться обучению, так как по мнению родителей, результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению к школе.

Обучении и игра постепенно стали различаться, а это не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому постоянно идут поиски путей объединения всех видов деятельности в единый педагогический процесс, так как это один из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Одновременно повысился интерес к идеям педагогики сотрудничества.

Повсеместно появилась такая форма работы, как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединение нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.

В 1973 году директор НИИ дошкольного образования академик Н. Н. Поддьяков высказал идею модульного принципа организации педагогического процесса. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий.

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т. е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Затем решается вопрос о сюжете модуле. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей все занятия между собой. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды труда, исследовательская работа и другие интересные для ребят формы деятельности.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными.

Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностьюПедагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностью. Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы.

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог

Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.

Новый подход к планированию работы облегчает учет индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счет создания специализированных модулей, направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, филологических, музыкальных, математических, трудовых, спортивных. В отличие от специализированных модули общего профиля не имеют определенной направленности. Все виды деятельности представлены в них примерно одинаково, ни один не занимает доминирующего положения.

В детских садах общеразвивающего вида соотношение модулей разной направленности примерно одинаково. В специализированных дошкольных учреждениях увеличивается удельный вес модулей, развивающих соответствующие способности. Однако и здесь общий уровень их сложности не должен превышать познавательные возможности детей.

Часто возникает вопрос: сколько модулей можно вести одновременно? Лучше один, реже – два, в исключительных случаях – три, если они не перекликаются по тематике и не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу на основе модулей нерациональна. Это приведет к сокращению свободной и трудовой деятельности детей, к выпаданию многих форм работы, которые являются нужными и важными.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их:

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре : играя дети не замечают, что обучаются.

Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них целеполагания.

Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно – дисциплинарной к личностно – ориентированной модели обучения.

Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

Помощь детям в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).

Модульный принцип организации педагогического процесса позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической работы с детьми первых семи лет жизни.

Внедрение модульного принципа в практику работы ДОУ – дело не одного года. Модули могут стать структурной единицей целостного педагогического процесса только в том случае, если будет разработано их большое количество с разными дидактическими и воспитательными целями и задачами. Тогда у педагогов появится возможность конструировать педагогический процесс на основе оптимальной комбинации модулей разной направленности.

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Пояснительная записка. В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Методические рекомендации по организации зимней прогулки ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего.

Методические рекомендации по составлению годового плана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной.

Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.

Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ Автор: Васина Т. А. – заведующий ГБДОУ д/с № 100 Методические рекомендации по проведению мастер-класса В данных рекомендациях мы предлагаем.

Читайте также: