Как взаимосвязаны потребности и способности 6 класс обществознание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А.Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.
Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.
Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.
Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека.

Уровни способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей.
Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.

Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.

Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.

Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.

пирамида потребностей

Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.

Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.

Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности, интересы

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).


Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

способности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обществознание. Л. Н. Боголюбов. 6 класс

Урок 8. Потребности и способности человека

Разработка Н. П. Овдиенко, учителя обществознания

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы и дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведение дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными ошибками; применять полученные знания, умения;

Метапредметные

1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем ;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

Организационный момент

Проверка домашнего задания. Раздать карточки (в конце конспекта)

Мотивационно – целевой этап

Вопрос к классу

Учитель: Как вы поняли смысл этого рассказа? Чем занимаются? Зачем?

Дети: Они занимаются различной деятельностью:

один просто таскает камни (без цели).

второй работает с целью прокормить свою семью – (материальная потребность),

а третьего заботит духовный мир – его цель построить храм для людей.

Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

Дети: О деятельности человека.

Собрать карточки с домашним заданием.

Записать в тетрадь.

Число. Потребности и способности человека.

- На какие вопросы вы сегодня хотели бы получить ответы? (Стр. 38 учебника)

План уроков

Что такое потребности? Какие потребности есть у человека?

Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

Как проявляются и развиваются способности человека?

Что такое мышление?

Чем чувства отличаются от эмоций?

Что составляет духовный мир человека?

- Давайте подумаем, к акие бывают потребности у человека?

Потребности

Характеристика

Самыми базовыми, самыми мощными обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием:

потребности в пище,

воде укрытии (жилище),

защите от неблагоприятных воздействий климата,

кислороде и т. д.

Записать в тетрадь

Биологические (материальные) - связаны с физическим выживанием:

потребности в пище,

воде укрытии (жилище),

защите от неблагоприятных воздействий климата,

кислороде и т. д.

Свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет

привязанности и общения,

принадлежности к сообществу и

участия в организациях и т.д.

Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

Записать в тетрадь

привязанность и общение,

любовь и забота,

принадлежность к сообществу и

участие в организациях и т.д.

получение знаний и умений,

достижении гармонии и красоты.

стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.

Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека

Записать в тетрадь

получение знаний и умений,

достижении гармонии и красоты.

стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.

Учитель: Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения.

Учитель: Но потребности иногда носят индивидуальный характер.

Записать в тетрадь

Подлинные – это потребности, к которым человек приходит самостоятельно, осознанно. Удовлетворение подлинных потребностей помогает решить какую-либо проблему.

Мнимые потребности навеяны рекламой, самолюбием, стремлением продемонстрировать свой достаток. Они приводят к потребительству, расточительности.

Учитель: Что заставляло Шампольона действовать? (Ответы детей)

Учитель: Можно ли сказать, что расшифровка дневнеегипетских письмен стала жизненно важной потребностью? (Ответы детей)

Учитель: Настолько важной, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым, не расшифровав письмена? (Ответы детей)

Учитель: Если бы он не смог расшифровать письмена, как бы это повлияло на его жизнь? (Ответы детей)

Учитель: Что помогло, послужило началом к осуществлению мечты Шампольона? (Его желание учиться, изучать историю, языки)

Учитель: Можно сказать, что он обладал определенными способностями, чтобы заниматься историей, языками? (Да)

Учитель: А что такое способности?

Стр. 35 читаем 1 предложение.

Записать в тетрадь

Способности – это умение быстро, глубоко и прочно овладевать способами различной деятельности.

Записать в тетрадь

Общие способности (наблюдательность, зрительная и эмоциональная память, воображение и др) помогают достичь успеха в самых разных занятиях.

Специальные способности (математические, художественные, музыкальные, литературные, спортивные и др.) помогают достигать высоких результатов какой-либо определенной области деятельности.

Записать в тетрадь

Задатки – потенциальные возможности человека.

Записать в тетрадь

Способности развиваются при регулярных занятиях соответствующей деятельностью.

(Проверка выполнения задания.)

Многие из вас расположили духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. В наши дни многие люди материальные интересы ставят выше духовных.

Но правильно ли это? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Учитель: У вас на партах лежат учебные принадлежности разных цветов: зеленая тетрадь или желтая ручка, или простой карандаш красного цвета.

Поднимите предмет зеленого цвета, если урок вам был полезен, вы узнали что-то новое.

Поднимите предмет желтого цвета, если урок не вызвал у вас интереса.

Поднимите предмет красного цвета, если после урока тема не понятна и вас остались вопросы.

VI. Подведение итогов уроков

Посмотрите на стр. 38. На какие вопросы мы нашли сегодня ответы?

Что такое потребности? Какие потребности есть у человека?

Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

Как проявляются и развиваются способности человека?

V . Домашнее задание

Что такое потребности? ПОТРЕБНОСТЬ – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности Словарь, стр.157. - Какие бывают потребности? - Как возникают потребности? - Бывает ли много потребностей? Стр.33

Виды потребностей БИОЛОГИЧЕСКИЕ: еда , вода , воздух, тепло , сон

Виды потребностей Социальные: общение, труд В озникают только в обществе, и носят индивидуальный характер.

Виды потребностей. Духовные: стремление к знанию, творчество, религия Стремление к знанию Н аправлены на самосовершенствование человека.

Потребности подлин ные мни м ые

ПОДОБРАТЬ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ НАЗВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ социальные духовные биологические 1 2 3

ПОДОБРАТЬ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ НАЗВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ социальные духовные биологические 1 2 3

социальные духовные биологические ПОДОБРАТЬ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ НАЗВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1 2 3

Способности общие специальные Наблюдательность, зрительная и эмоциональная память, воображение и др. Математические, художественные, музыкальные, литературные, спортивные и др. Задатки – потенциальные возможности человека

Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Мир чувств и эмоций Чувство – отношение человека к чему – либо или к кому-либо.(Любовь, радость, уважение, восхищение, гнев, страх, горе…) Эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.(Весёлый, грустный, печальный, задумчивый)

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства. Чувства и мысли влияют на поступки человека. Вывод

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по обществознанию по теме"Способности и талант" для 6 класса.

Данная презентация подготовлена дл курса 6 класса по обществознанию по программе Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой "Обществознание 6 класс".Такой темы нет в содержании программы, но я еще разработала и да.

Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.Обереговая культура в жизни современного человека

Работа с природным материалом - СОЛОМКОЙ, Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на .


"Способности человека" презентация

Презентация к классному часу "Способности человека".


Презентация к уроку по обществознанию в 10 классе, профильный уровень.Мыслители прошлого об обществе и человеке.
Презентация 8 класс "Примеры числовых неравенств из жизни человека"

Презентация "Числовые неравенства в жизни человека".


Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)

Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело.


Рабочий лист к уроку обществознания в 6 классе по теме "Потребности и способности человека"

Рабочий лист к уроку обществознания в 6 классе по теме "Потребности и способности человека". (УМК Боголюбова). Содержит задания для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Читайте также: