Как взаимосвязаны потребности и способности 6 класс обществознание кратко
Обновлено: 04.07.2024
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Группы потребностей по А.Маслоу:
Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.
Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.
Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.
Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.
Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека.
Уровни способностей человека.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – высокий уровень развития способностей.
Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.
Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми
Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!
Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Обществознание. Л. Н. Боголюбов. 6 класс
Урок 8. Потребности и способности человека
Разработка Н. П. Овдиенко, учителя обществознания
Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы и дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведение дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными ошибками; применять полученные знания, умения;
Метапредметные –
1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем ;
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип уроков: открытие нового знания.
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Раздать карточки (в конце конспекта)
Мотивационно – целевой этап
Вопрос к классу
Учитель: Как вы поняли смысл этого рассказа? Чем занимаются? Зачем?
Дети: Они занимаются различной деятельностью:
один просто таскает камни (без цели).
второй работает с целью прокормить свою семью – (материальная потребность),
а третьего заботит духовный мир – его цель построить храм для людей.
Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?
Дети: О деятельности человека.
Собрать карточки с домашним заданием.
Записать в тетрадь.
Число. Потребности и способности человека.
- На какие вопросы вы сегодня хотели бы получить ответы? (Стр. 38 учебника)
План уроков
Что такое потребности? Какие потребности есть у человека?
Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
Как проявляются и развиваются способности человека?
Что такое мышление?
Чем чувства отличаются от эмоций?
Что составляет духовный мир человека?
- Давайте подумаем, к акие бывают потребности у человека?
Потребности
Характеристика
Самыми базовыми, самыми мощными обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием:
потребности в пище,
воде укрытии (жилище),
защите от неблагоприятных воздействий климата,
кислороде и т. д.
Записать в тетрадь
Биологические (материальные) - связаны с физическим выживанием:
потребности в пище,
воде укрытии (жилище),
защите от неблагоприятных воздействий климата,
кислороде и т. д.
Свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет
привязанности и общения,
принадлежности к сообществу и
участия в организациях и т.д.
Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.
Записать в тетрадь
привязанность и общение,
любовь и забота,
принадлежность к сообществу и
участие в организациях и т.д.
получение знаний и умений,
достижении гармонии и красоты.
стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.
Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека
Записать в тетрадь
получение знаний и умений,
достижении гармонии и красоты.
стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.
Учитель: Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения.
Учитель: Но потребности иногда носят индивидуальный характер.
Записать в тетрадь
Подлинные – это потребности, к которым человек приходит самостоятельно, осознанно. Удовлетворение подлинных потребностей помогает решить какую-либо проблему.
Мнимые потребности навеяны рекламой, самолюбием, стремлением продемонстрировать свой достаток. Они приводят к потребительству, расточительности.
Учитель: Что заставляло Шампольона действовать? (Ответы детей)
Учитель: Можно ли сказать, что расшифровка дневнеегипетских письмен стала жизненно важной потребностью? (Ответы детей)
Учитель: Настолько важной, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым, не расшифровав письмена? (Ответы детей)
Учитель: Если бы он не смог расшифровать письмена, как бы это повлияло на его жизнь? (Ответы детей)
Учитель: Что помогло, послужило началом к осуществлению мечты Шампольона? (Его желание учиться, изучать историю, языки)
Учитель: Можно сказать, что он обладал определенными способностями, чтобы заниматься историей, языками? (Да)
Учитель: А что такое способности?
Стр. 35 читаем 1 предложение.
Записать в тетрадь
Способности – это умение быстро, глубоко и прочно овладевать способами различной деятельности.
Записать в тетрадь
Общие способности (наблюдательность, зрительная и эмоциональная память, воображение и др) помогают достичь успеха в самых разных занятиях.
Специальные способности (математические, художественные, музыкальные, литературные, спортивные и др.) помогают достигать высоких результатов какой-либо определенной области деятельности.
Записать в тетрадь
Задатки – потенциальные возможности человека.
Записать в тетрадь
Способности развиваются при регулярных занятиях соответствующей деятельностью.
(Проверка выполнения задания.)
Многие из вас расположили духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. В наши дни многие люди материальные интересы ставят выше духовных.
Но правильно ли это? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Учитель: У вас на партах лежат учебные принадлежности разных цветов: зеленая тетрадь или желтая ручка, или простой карандаш красного цвета.
Поднимите предмет зеленого цвета, если урок вам был полезен, вы узнали что-то новое.
Поднимите предмет желтого цвета, если урок не вызвал у вас интереса.
Поднимите предмет красного цвета, если после урока тема не понятна и вас остались вопросы.
VI. Подведение итогов уроков
Посмотрите на стр. 38. На какие вопросы мы нашли сегодня ответы?
Что такое потребности? Какие потребности есть у человека?
Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
Как проявляются и развиваются способности человека?
V . Домашнее задание
Что такое потребности? ПОТРЕБНОСТЬ – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности Словарь, стр.157. - Какие бывают потребности? - Как возникают потребности? - Бывает ли много потребностей? Стр.33
Виды потребностей БИОЛОГИЧЕСКИЕ: еда , вода , воздух, тепло , сон
Виды потребностей Социальные: общение, труд В озникают только в обществе, и носят индивидуальный характер.
Виды потребностей. Духовные: стремление к знанию, творчество, религия Стремление к знанию Н аправлены на самосовершенствование человека.
Потребности подлин ные мни м ые
ПОДОБРАТЬ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ НАЗВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ социальные духовные биологические 1 2 3
ПОДОБРАТЬ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ НАЗВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ социальные духовные биологические 1 2 3
социальные духовные биологические ПОДОБРАТЬ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ НАЗВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1 2 3
Способности общие специальные Наблюдательность, зрительная и эмоциональная память, воображение и др. Математические, художественные, музыкальные, литературные, спортивные и др. Задатки – потенциальные возможности человека
Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.
Мир чувств и эмоций Чувство – отношение человека к чему – либо или к кому-либо.(Любовь, радость, уважение, восхищение, гнев, страх, горе…) Эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.(Весёлый, грустный, печальный, задумчивый)
Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства. Чувства и мысли влияют на поступки человека. Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по обществознанию по теме"Способности и талант" для 6 класса.
Данная презентация подготовлена дл курса 6 класса по обществознанию по программе Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой "Обществознание 6 класс".Такой темы нет в содержании программы, но я еще разработала и да.
Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.Обереговая культура в жизни современного человека
Работа с природным материалом - СОЛОМКОЙ, Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на .
"Способности человека" презентация
Презентация к классному часу "Способности человека".
Презентация к уроку по обществознанию в 10 классе, профильный уровень.Мыслители прошлого об обществе и человеке.
Презентация 8 класс "Примеры числовых неравенств из жизни человека"
Презентация "Числовые неравенства в жизни человека".
Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)
Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело.
Рабочий лист к уроку обществознания в 6 классе по теме "Потребности и способности человека"
Рабочий лист к уроку обществознания в 6 классе по теме "Потребности и способности человека". (УМК Боголюбова). Содержит задания для самостоятельной работы учащихся на уроке.
Читайте также: