Как взаимосвязаны морфология и синтаксис кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь.

3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление

4. Грамматика объясняет процессы правописания

5. Грамматика – основа выразительного чтения.

Содержание и важнейшие принципы преподавания.

В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический.

В разделах изучаются единицы соответствующего уровня.

Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.

Цели изучения грамматики в школе:

1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка

2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц

3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи

4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики.

5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией.

6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации

А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр.

Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр.

В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения

Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью

- единство формы и содержания

- постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией

- любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам

- связь грамматики с речью

- взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)

- созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.

- взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)

1. Работа с языковым понятием

- значимая часть слова

- находится перед корнем

- служит для образования новых слов

Анализировать как текст: что мы знаем о приставке основное? Какие признаки приставки помогают отличать приставку от других значимых частей?

а) структура определения

б) осмысление как находить явление (практическое применение)

в) приводить свои примеры

С понятиями, которые не определяются, работают через практическую деятельность.

2. Использование вопросов.

- вопросы учителя к определению

- дети учат дома определения, а на урок приходят с вопросами к определению

- вопросы практического характера

3. Сравнение / сопоставление

имен-глагола, причастия-деепричатия… - исключение смешивания признака

4. Замена одних форм (конструкций) другими

5. Использование наглядности

6. Систематизация и обобщение изученного

может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:




- по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения.

Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что…

Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются

Разбор-указание: в слове… надо писать букву…

8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений.

Роль сведений о языке в школьном курсе:

1. Грамматика объясняет строение языка

2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь.

3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление

4. Грамматика объясняет процессы правописания

5. Грамматика – основа выразительного чтения.

Содержание и важнейшие принципы преподавания.

В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический.

В разделах изучаются единицы соответствующего уровня.

Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.

Цели изучения грамматики в школе:

1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка

2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц

3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи

4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики.

5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией.

6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации

А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр.

Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр.

В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения

Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью

- единство формы и содержания

- постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией

- любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам

- связь грамматики с речью

- взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)

- созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.

- взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)

1. Работа с языковым понятием

- значимая часть слова

- находится перед корнем

- служит для образования новых слов

Анализировать как текст: что мы знаем о приставке основное? Какие признаки приставки помогают отличать приставку от других значимых частей?

а) структура определения

б) осмысление как находить явление (практическое применение)

в) приводить свои примеры

С понятиями, которые не определяются, работают через практическую деятельность.

2. Использование вопросов.

- вопросы учителя к определению

- дети учат дома определения, а на урок приходят с вопросами к определению

- вопросы практического характера

3. Сравнение / сопоставление

имен-глагола, причастия-деепричатия… - исключение смешивания признака

4. Замена одних форм (конструкций) другими

5. Использование наглядности

6. Систематизация и обобщение изученного

может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:

- по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения.

Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что…

Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются

Разбор-указание: в слове… надо писать букву…

8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений.

Итак, синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово. Традиционно единицами синтаксиса считаются словосочетание и предложение. Однако не любое сочетание слов является словосочетанием, а только тех слов, которые связаны друг с другом синтаксической связью. Предложение же может состоять даже из одного слова, если оно выполняет коммуникативную функцию и является предикативной единицей, то есть актуализировано посредством указания на время и наклонение. Именно этим отличается слово весна как номинативная единица от коммуникативной единицы – предложения Весна!. В предложении в настоящем времени опущен глагол-связка есть, который, указывая на настоящее время и изъявительное наклонение, вписывает высказывание в контекст речевой ситуации, актуализирует его. Некоторые лингвисты говорили о том, что слово – единица языковой системы, а предложение выходит за пределы языковой системы в речь, в область языкового творчества.

Л. Теньер

2. Синтаксис и лексика.

Н. Хомский

Позднее лингвисты обратили внимание на то, что лексическое наполнение синтаксических структур (то есть выбор слов для предложения) очень важно. Ноам Хомский, например, говорил, что искренность может испугать мальчика, но обратное неверно: мальчик не может испугать искренность. Это позволяет сделать вывод, что значение оказывает серьезное, можно сказать, решающее влияние на синтаксические структуры.

Синтаксическая структура предложения определяется грамматическими свойствами входящих в него слов. Интерес к категориальной семантике позволил построить новую синтаксическую теорию в свете тесного взаимодействия синтаксиса и лексики.

Описание некоторых синтаксических теорий

1. Формальный синтаксис.

Самая простая и очевидная теория синтаксиса представляет собой список всех правильных предложений какого-либо языка. Еще античная грамматическая традиция предлагала перечисление схем и образцов предложений как способ описания синтаксических структур. Каждое предложение может быть представлено в виде схемы – перечня членов предложения и их связей. Сами предложения классифицируются в зависимости от их формы: предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные и т.д. Сложноподчиненные предложения, например, группировались по характеру союзов и союзных слов без последовательного и строгого учета содержания. Формальный синтаксис в русской лингвистической традиции был представлен в трудах ученых фортунатовской школы: М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова. В школьных учебниках вплоть до нашего времени представлена логико-грамматическая классификация предложений, которую обыкновенно связывают с именем Ф.И. Буслаева.

2. Структурный синтаксис.

Э. Бенвенист

В первой половине XIX в. в лингвистике восторжествовал структурный подход к изучению языка. Стремление приблизить лингвистику к точным наукам способствовало появлению теорий, которые могли бы объективно описать сложное, многоуровневое устройство языка, объяснить взаимосвязь языковых единиц. Торжеством структурного подхода явилось создание особой науки – фонологии, которая объясняла устройство и функционирование фонетической системы языка. Морфология и лексика в большей или меньшей степени также использовали структурный метод. С синтаксисом дело обстояло сложнее. Во-первых, синтаксические единицы представляли собой открытый список, то есть все возможные предложения невозможно пересчитать и описать. Во-вторых, многие лингвисты не рассматривали синтаксис в рамках структурного описания языковой системы, так как синтаксис представлял уже языковое творчество, использование готовых единиц языка в речи. Эмиль Бенвенист, например, исключая синтаксический уровень из языковой системы, обращал внимание на главное свойство предложения – способность выполнять коммуникативную функцию, на актуализацию синтаксической структуры в контексте речевой ситуации.

Однако следует обратить внимание на одну интересную попытку описания синтаксиса в рамках структурного направления, представленную в работе французского ученого Люсьена Теньера. В отличие от других структуралистов, он говорил о важности, первичности синтаксиса в языке. Основа структурного синтаксиса – синтаксическая связь элементов. Построить предложение – значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив совокупность, иерархию синтаксических связей. Теньер был преподавателем иностранных языков и писал методические пособия для своих слушателей. Он говорил о том, что наряду с линейным синтаксисом, то есть порядком следования единиц в предложении, есть структурный синтаксис, то есть иерархия единиц. Структурный порядок многомерный, т.к. каждый управляющий элемент может иметь несколько подчиненных. Центр любого предложения – глагол. Глагол описывает действие, то есть выражает маленькую драму. При глаголе могут быть действующие лица (актанты) и обстоятельства – места, времени, способа и пр., в которых развертывается процесс (сирконстанты). Глаголы обладают разным числом актантов. При глаголе может не быть действующих лиц, это безактантный (безличный глагол – вечереет) глагол. При глаголе может быть только одно действующее лицо, это одноактантный глагол (непереходный – Альфред падает). При глаголе может быть два действующих лица, это двухактантный глагол (переходный – Альфред бьет Шарля). При глаголе может быть три действующих лица, это трехактантный глагол (Альфред дает Шарлю книгу). Способность присоединять актанты называется валентностью глагола.

3. Коммуникативный синтаксис.

В. Матезиус

Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Коммуникативный синтаксис предлагает описывать синтаксические структуры исходя из их значения, а не формального строения.

Синтаксис связан с мышлением, процессом коммуникации и обозначаемой окружающей действительностью. Коммуникативные функции синтаксических структур одинаковы в языках мира, что делает синтаксис наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксических отношений в каждом языке представляют языковую специфику. Функциональный синтаксис позволяет описать структуры, которые используются в языке для выражения просьбы, приказа, восхищения и др.

В рамках коммуникативного подхода к синтаксическим единицам была сформулирована теория актуального членения предложения. В зависимости от актуальности, важности того или иного содержания, значения для коммуникации, предложение можно разделить на две части. Одна часть – самая главная, обязательная для существования предложения, – называется рема. Без нее предложение утрачивает смысл. Рема – компонент коммуникативной структуры, который конструирует речевой акт. Другая часть предложения – необязательная, представляющая как бы фон ремы, – это тема.

Очевидно, что в разговорной речи, в диалоге часто используются синтаксические структуры, состоящие только из ремы – главной части предложения. В связи с этим стала разрабатываться проблема эллипсиса, то есть стала обсуждаться возможность убрать из предложения части, неактуальные для данной коммуникативной ситуации. Таким образом, теория актуального членения позволила разрабатывать вопросы синтаксиса разговорной речи, особенности синтаксических структур диалога, проблемы эллипсиса и др.

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2001.

2. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Бенвенист Э. Общая лингвистика. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. 1998. С.129–140.

3. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967.

О.А. ВОЛОШИНА,
канд. фил. наук,
МГУ,
г. Москва

Синтаксис и морфология - это разные разделы лингвистики. Морфология изучает слово и его строение. Синтаксис - функциональное взаимодействие между словами.
Часто вместе с синтаксисом изучают пунктуацию, так как расстановка знаков препинания может зависеть от взаимодействия между словами.

И что же это за раздел лингвистики.

Морфология изучает изменения и образование слов, а синтаксис - их соединение и сочетание. Морфология и сиснтаксис - это основы грамматики, которая является основой любого языка, а лингвистика - это наука о языке. Следовательно, грамматика должна быть основным объектом изучения в лингвистике.

Язык - это система систем. Синтаксис представляет собой одну из центральных подсистем языка, так как позволяет показать связи между всеми подсистемами языка. Синтаксис пронизан лексикой.

В образовании словосочетаний и предложений грамматические правила не отделимы от особенностей лексико-семантической организации соответствующих конструкций.

Абстрактные синтаксические образцы, или синтаксические схемы, модели, лексически не свободны.

Ср.: Vfsin.3 Кр ича т (односоставное о пред ел енил-

  1. От лексического значения слова зависит его синтаксическая функция.

Ср.: Смотреть с другом

Единицами морфологии являются словоформы, которые функционируют в составе синтаксических единиц. Морфология располагает тем арсеналом средств, без которых синтаксис практически существовать не может.

Читайте также: