Как вы понимаете строки учись у них у дуба у березы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первая строчка содержит основную идею стихотворения.
Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России.
(Аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей)
Дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество;
береза символизирует женщину-нежность и трепетность.
Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того,
чтобы встретить весну и снова радоваться ей:
"застыли слезы", "треснула… кора.
Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы:
"Они стоят, молчат; молчи и ты!".
Параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются
по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно,
о ком же или о чём же пишет автор.
В строке "и за сердце хватает холод лютый;
они стоят, молчат; молчи и ты!" поэт наделяет сердцем даже
деревья.

Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы:
"все злей","сердито рвет","за сердце хватает".
Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы:
холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы.
Немногочисленные эпитеты – холод лютый, жестокая пора,
напрасные слезы-тоже преимущественно посвящены
описанию зимы.
Таким образом, поэт хочет подчеркнуть её силу и мощь,
которым вынуждены противостоять и человек, и природа.


Поэт проводит параллель человеческой жизни и жизни деревьев, в которых случаются холода и метели, наносящие глубокие раны. Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья. Поэт советует людям также стойко переносить несчастья, чтобы потом встретить ясные дни.

2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?

Зима — олицетворение трудностей на жизненном пути. Зима очень жестоко обходится с деревьями, испытывает их на прочность.

Эпитеты: жестокая пора, напрасные слёзы, злей метель, последние листы, холод лютый, ясных дней, новых откровений, скорбящая душа.

Олицетворения: автор олицетворяет метель, холод, деревья:

“Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!”

3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?

В стихотворении речь идет не только о зиме и весне, о дубе и берёзе, в нем идет речь о жизни людей, которые сталкиваются с ужасными испытаниями (зимами) и радостными днями (веснами). Поэт призывает мужественно переносить суровые невзгоды и несчастья, потому что только переболевшей скорбями душе открываются ясные дни и “новые откровения”.

Фонохрестоматия

Актриса передает эмоциональное содержание силой голоса, темпом речи, интонацией.

А. А. Фета принадлежал к представителям “чистой лирики”. Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы.

Первая строфа несет в себе идею стихотворения – это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь.

В стихотворении изображаются два дерева, которые изувечил мороз (“треснула… кора”, “последние листы”), но они молча переносят страдания.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но деревья ждут прихода весны, которая придет и ее гений все наполнит жизнью и теплом. Так и человек, по мнению поэта, должен знать, что все неприятности рано или поздно закончатся и пройдут: “для ясных дней…, переболит скорбящая душа”.

Для изображения зимы и холода А. Фет использует олицетворение “за сердце хватает”, эпитеты “злей метель”, “жестокая пора”. Эти художественные приемы использованы для того, чтобы ярче изобразить суровость зимы и сопоставить

В концовке стихотворения звучит призыв поэта к читателю верить, потому что, как в природе суровую зиму сменяет теплая весна, так и в жизни человека неприятности не вечны, вслед за ними обязательно будут “ясные дни”. И душа будет вновь открыта новому.

Таким образом, в стихотворении поэта весна – это не только время года, но гармонизирующее начало.

Особую поэтику стихотворения и ритмического рисунка создают перекрестные женские и мужские рифмы.

Анализ стихотворения Учись у дуба у березы Фета

Произведение “Учись у них – у дуба, у березы” Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы. Фетом были созданы циклы поэзий про различные времена года, а также “Вечера и ночи” и “Море”, главной темой которой стало объединение человеческой личности и окружающего мира.

К этой теме можно отнести и произведение “Учись у них у дуба, у березы”.

Казалось бы обычная картина природы показана в работе, но автор преподносит ее по своему. Таких поэтов можно сравнить с художниками, то те, рисуют красками, а эти описывают словами то, что видят.

Идею произведения можно определить с первых строчек, когда Фет показывает нам одних из главных деревьев. Дуб и береза, являются примером олицетворения соответственно мужской силы, и нежности женщины. Автор описывает жестокую зимнюю пору и состояние деревьев, словами “Они стоят, молчат; молчи и ты!” Фет наделяет деревья некой человеческой силой и выдержкой, призывая читателя учиться справляться с любыми невзгодами и проблемами.

Эти побудительными строки задают настроение стихотворению и динамику.

Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой погоды, строки “сердце рвет” “за сердце хватает”, разогревают интерес читателя к дальнейшему развитию сюжета, но в конце мы видим уже некоторое просветление и надежду на весну, это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит “белая полоса”. Автор использует много олицетворений, которые описывают суровость зимы:

“все злей”, “сердито рвет”. Эпитеты также выполняют роль описания-“холод лютый”, “жестокая пора”, “напрасные слезы”.

Стихотворение Афанасия Фета подчеркивает отношение автора к природе, стараясь тем самым прививать любовь и читателя.

Учись у дуба у березы – анализ стихотворения Фета

А. А. Фет нашел свое вдохновение в живой природе. Его талант уникален и неповторим. В своем стихотворении он поэтично описал красоту природы. Он словно художник расписывает все мелочи.

Это у него получается живописно и красочно. Вместо кисти и красок у него слово. А. А. Фет любит то о чем пишет.

Это его самая большая слабость и страсть.

Природу он воспринимает как источник позитивных эмоций, жизни, силы и философии. Особенно ярко эта любовь выражается в лирическом произведении “Учись у них – у дуба, у березы”. В этом стихотворении А. А. Фет открывает для нас свою душу.

Стих очень особенный. Прочитав его один раз можно сказать, что в нем автор описал природу, растения. Но на самом деле все не совсем так. Если задуматься и внимательно изучить произведение можно заметить глубокую метафору, благодаря которой появляется новый смысл.

В стихотворении А. А. Фета дуб олицетворяет собой силу и непоколебимую стойкость. Береза немного слабее дуба, но у нее имеется огромное стремление жить. Ее не могут напугать и сломить ветра и грозы.

Автор великолепного стихотворения хотел донести до своих читателей одну главную мысль, она состоит в том, что всегда необходимо бороться, не обращать внимания на преграды и никогда не сдаваться. Внимательно изучив произведение можно сказать, что оно наполнено оптимизмом. Оно учит нас не опускать руки и верить в хорошее и светлое будущее.

А. А. Фет считает, что людям необходимо многому научиться у природы. Он видит мир гармоничным и идеальным. Он предлагает нам воссоединиться с окружающим миром, уважать и почитать его.

В произведении “Учись у них – у дуба, у березы” в роли невзгод и неурядиц выступает “зима”. Но не следует сильно расстраиваться, если произошло, что-то плохое потому, что за “зимой” всегда наступает “весна”. Она считается символом счастья и радости.

Фет считает, что нет ни кого мудрее, чем природа. Она может выступать в качестве наставника и умного советника. Если человек настроится на одну волну с природой, тогда она обязательно подскажет ему, как следует поступать в той или иной ситуации.

Автор призывает всех черпать вдохновение из этого натурального источника.

А. А. Фет в своем стихотворении сумел поэтично и в красках описать природу и наполнить его глубочайшим смыслом. Автора можно заслуженно считать поэтом-символистом ведь он умело отразил человеческие чувства и поступки в матушке природе.

Стихотворение ”Учись у них – у дуба, у берёзы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у берёзы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель всё злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений стало “Учись у них – у дуба, у березы”, написанное в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил теме человека и природы, и “Учись у них – у дуба, у берёзы” также рассматривает именно её. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нём деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но всё же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с её оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придёт радость.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Это произведение написано в жанре лирического стихотворения. В нём читатель видит мысли и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объём произведения, в нём использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвёт листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слёзы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Читайте также: