Мониторинг проектной деятельности в школе библиотеки

Обновлено: 05.07.2024

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охраной качества служит мониторинг. Мониторинг – важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, – служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования; мониторинг проектной деятельности учащихся и преподавателей.

Последний может стать важнейшим условием повышения эффективности, совершенствования процессов обучения.

Основные направления развития образования преследуют общую цель – повышение качества образования. И одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса становится педагогический мониторинг. Контроль и оценка эффективности системы образования и всех ее компонентов занимают прочное положение как неотъемлемый элемент политики в сфере образования.

  • появление новых проектных групп;
  • появление и обнаружение новой проблематики;
  • появление новых способов отношений, новых ролей в проекте (например, авторской позиции).

Примерная схема мониторинга проектной деятельности

  • Количественный анализ. На основании анализа развития проекта под описанными выше параметрами обозначаются группы проектов (проекты на разных этапах развития). Строится соотношение общего количества проектов и количества проектов в группах.
  • Качественный анализ. По соотношению типа проектов и содержания проектной деятельности делается вывод о характере развития проектов (или об их распаде).
  1. между общим количеством проектов и проектов разного уровня развития;
  2. между проектами, где форма и содержание в адекватном соотношении, и тех, где форма не соответствует содержанию.

По результатам такого анализа можно выстроить предположения о тенденциях в реализации проектной деятельности.

Нельзя забывать, что ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка. Очень важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Критерии оценки проектной деятельности, которая находит все больше сторонников и участников совершенствования и развития процесса обучения, подразумевает использование как балльной, так и рейтинговой оценки. Проектная деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования учебного заведения, в котором она (проектная деятельность) внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса.

Актуальными становятся в таком случае проблемы обеспечения объективности, информативности, достоверности в оценке качества обучения с использованием проектных технологий. Учебно-методический проект – проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе; оформление проектной папки, защита проекта, взаимооценка работ учащихся включают различные критерии оценивания. Это позволяет проводить мониторинг проектной деятельности на всех ее этапах, учитывать включение новых участников, развитие их умений и навыков, разнообразить виды реализуемых проектов, насыщать учебный процесс новыми формами учебной деятельности для его развития и совершенствования.

Предлагаемые этапы мониторинга проектной деятельности вносятся в единую базу данных о внедрении проектной деятельности в учебном заведении и в течение определенного периода (полугодие, четверть, учебный год) наполняются информацией, позволяя отслеживать, анализировать наиболее востребованные, результативные, удачные, показательные проекты учащихся и учителей.

Представленные ниже таблицы являются шаблонами и могут быть как дополнены, так и изменены в случае совершенствования и развития внедрения проектной деятельности в учебном процессе.

Таблица 1

Таблица 2 может быть отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой в проектной деятельности информации. Ее могут заполнить учителя, взявшие на себя руководство проектной деятельностью учащихся для представления руководителю проектной деятельности в образовательном учреждении сведений о разнообразии продуктов проектной деятельности. Она отражает оценку того или иного проекта, выполненного учащимися по предлагаемым критериям, тем самым определяет задачи и перспективы проектной деятельности, дает возможность обобщить широту охвата проектной деятельностью учащихся и преподавателей.

Таблица 2

Воспользовавшись таблицей 3, вы получите возможность сравнить и проанализировать оценку проектных работ участников проектной деятельности и руководителей и в то же время выработать систему оценки проектных работ (рациональной, объективной).

Таблица 3

Ниже приводятся примеры еще двух таблиц, которые могут стать хорошим подспорьем в проведении мониторинга в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Таблица 4

Таблица 5

В целом анализ проектной деятельности преподавателей и учащихся показывает, что к настоящему времени объем информации в любой области знаний увеличивается в несколько раз быстрее, чем человек успевает завершить очередной этап своего образования. Получение и хранение информации, пользование ею доступно каждому, однако сейчас как никогда важно уметь находить, отбирать, систематизировать и целенаправленно использовать именно нужную информацию. В связи с этим становятся востребованными и принципиальные изменения в обучающей среде (методы, формы, приемы, режимы обучения). А следовательно, в школе целесообразно создавать и использовать новые механизмы и инструменты организации учебного процесса и способы их анализа. И одним из таких способов становится именно мониторинг.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Никольская Н.В.

Педагог-библиотекарь ГБОУ Лицей № 281

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения и использование образовательных технологий в библиотечном обслуживании актуально. Сегодня школьная библиотека должна способствовать построению и реализации новой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых учащимся для успешной социализации в обществе. Ее работа должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей на основе общего проблемного поля посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, вменяя в практику работы с детьми инновационные технологии и научный подход к делу.

В современных условиях целью школьной библиотеки является создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания подрастающего поколения.

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Чтение является важнейшим инструментом образования, развития личности, формирует качества развитого и социально ценного человека. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.

Использование инновационных технологий (проектная деятельность) наряду с традиционными средствами библиотечной работы (беседы, громкие чтения, утренники, выставки) позволяет вовлечь большее количество учащихся в активное чтение и творчество.

Очевидно, что проектная деятельность школьной библиотеки в связана с продвижением книги и чтения, формированием информационной культуры.

Нас, школьных библиотекарей, интересует вопрос продвижения и развития детского чтения, повышение читательской активности школьников, формирования их информационной и читательской культуры. Мы ищем новые формы работы со своими читателями.

Основные задачи школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС

· способствовать формированию ориентации учащихся на чтение через активные формы

· организации воспитательной работы в школе

· Повышение интереса к чтению и книге;

· Развивать творческие возможности детей как читателей.

· Привлечь через различные формы взаимодействия наибольшее количество читателей в библиотеку

· Исследование круга чтения (анализ читаемости учащихся)

· Рекламирование и анонсирование лучших книг

· Использование современных технологий для мотивации чтения учащихся, в т. ч сетевые онлайн–сервисы

· Поддерживать формы сотрудничества с учителями – предметниками

· Совместно с родителями создать максимально позитивный имидж Читателя и престижности Чтения

Проектная деятельность – перспективная и эффективная форма руководства чтением, повышения интереса к чтению и книге, которая:

-развивает читательский кругозор

- стимулирует детей к систематическому чтению,

- расширяет круг чтения учащихся,

- привлекает внимание детей к литературе,

- активизирует семейное чтение,

- повышает качество чтения школьников,

- учит детей работать в коллективе.

Формы, содержание и тематика проектов в школьной библиотеке могут быть разнообразны: организация неформальных читательских объединений; проведение циклов инновационных мероприятий, создание литературно-туристических маршрутов, литературных карт и др. Проекты могут быть посвящены работе с художественной, научно-популярной, справочной и другой литературой. В проектной деятельности по продвижению книги и чтения широко используются компьютерные и интернет-технологии. [17]

Направленность, содержание и тематика проектов в школьной библиотеке могут варьироваться, но все они обязательно должны:

- включать работу с книгой и информацией;

- быть направлены на поощрение чтения и получение нового личностного знания для каждого школьника;

- ориентироваться на формирование информационной компетентности школьников.

2.1. Основные понятия проектной деятельности в библиотеке

Библиотечный проект – образовательная, воспитательная, культурно-досуговая деятельность библиотеки, направленная на массовую и групповую работу, которая включает последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение четко определенного результата в области формирования и развития навыков чтения художественной и познавательной литературы учащихся.

К общим характеристикам проекта относят: направленность на достижение конкретных целей; неповторимость, уникальность; сопряженность с изменениями; координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени — с определенным началом и определенным концом; результативность и эффективность

Сетевой проект – форма организации проектной деятельности, предполагающая совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую активность учащихся, направленную на достижение конечного результата и организованную на основе сетевых технологий. В качестве сетевого проекта школьной библиотеки могут выступать: создание электронной литературной карты; создание виртуальной экскурсии по литературным местам; создание литературного дискуссионного клуба; создание литературных электронных путеводителей и энциклопедий и т.п.

Планируемые результаты – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, личностных качеств, мировоззренческих установок, которыми овладеет учащийся в результате реализации проекта и которые можно измерить. Для их оценивания должна быть разработана система критериев и диагностических методов, к которым можно отнести тестирование, анкетирование, творческое задание, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений школьников, наблюдение и др.

Социальное партнерство – специфический вид общественных отношений между профессиональными группами работников библиотек различных ведомств, основанный на системе устойчивых механизмов и внешних связей, обеспечивающих конструктивное взаимодействие, нацеленное на решение задач в области информационно-библиотечного обслуживания детей и подростков.

Эффективность работы – это уровень достижения поставленных целей. Индикаторами эффективности являются количественные и качественные показатели. Например, в качестве критериев эффективности проекта могут выступать такие показатели, как: соответствие материала возрастным особенностям учащихся; степень вовлеченности школьников в совместную деятельность; степень развивающего и воспитательного значения проекта; соответствие содержания и методов работы интересам учащихся и др.

Инновационность – степень использования в проектной деятельности библиотекаря инноваций (нововведений), которые означают введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности библиотекаря и учащегося с целью повышения их эффективности. Критериями инновационности могут быть:

новизна используемых педагогических методов и методических приемов для достижения поставленных целей; использование информационных технологи; актуальность темы и уникальность проекта; преимущества проекта по сравнению с существующими аналогами.

Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами и/или субъектами. При реализации библиотечных проектов под интерактивностью подразумевается возможность взаимодействия между учащимися и библиотекарем, общения учащихся между собой, возможность учащихся активно влиять на содержимое как путем непосредственного участия в создании совместного информационного продукта, так и путем получения обратной связи. Критериями интерактивности могут быть: степень включенности учащихся в подготовку и проведение проекта; наличие инструментов, позволяющих школьникам принимать участие в деятельности и обмениваться содержимым; наличие инструментов обратной связи; наличие конечного продукта совместной деятельности учащихся.

2.2 Алгоритм работы над проектом в школьной библиотеке.

Школьный библиотекарь, занимаясь проектной деятельностью с учащимися, отрабатывает методику работы, определяет общие приёмы для библиотечных проектов.

Шаг 1. Выбор темы (выдвижение проблемы)

Начиная проектную деятельность с учащимися, школьный библиотекарь, прежде всего, определяет тему будущего исследования. Требования к выбираемой теме следующие:

· Тема должна быть актуальной.

· Тема должна заинтересовать учащихся

· Нужны единомышленники из классных руководителей или предметников.

· В школьной библиотеке должна быть литература по избираемой теме.

Шаг 2. Тему проекта предлагают учащимся , рассказывают о проектной работе, о будущих интересных мероприятиях в рамках проекта, получают одобрение ребят. Неплохо бы посоветоваться с родителями и объяснить им важность и ценность проекта.

Шаг 3. Разработка паспорта проекта с определением целей, средств

выполнения и ожидаемых результатов.

Шаг 4. Разработка специальной документации , которая может включать общий план рассказа по теме, список изучаемых объектов, карты и/или схемы, поддерживающие детское исследование и т. п.

Шаг 5. Разработка календарного плана проведения проекта, что позволит равномерно распределить нагрузку учащихся, определить сопутствующие темы.

Шаг 7. Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме . Викторины, беседы, утренники активизируют познавательные интересы учащихся, игровые формы отвечают возрастным особенностям детей, а все вместе работает на проект.

Шаг 8. Презентация результатов работы (освещение итогов в общешкольной газете, выступления на конференции, параллели и т. п.)

Шаг 9. Анализ выполненного проекта . Подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы и т. п.

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, во внеурочной деятельности, раскрытие творческого потенциала, самореализация своих профессиональных качеств педагога -библиотекаря. Проектная деятельность предполагает решение учащимися какой-либо проблемы в ходе выполнения проекта, а также достижение ими конкретного результата в виде создания конкретного продукта.

Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.

Главная функция библиотекаря в проектной деятельности – это управление самостоятельной творческой, познавательной деятельностью детей.

С одной стороны, проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря становится одним из инструментов улучшения качества и структуры чтения учащихся, которая стимулирует детей к систематическому чтению, привлекает внимание к серьезной литературе, повышает качество чтения школьников, учит их работать в коллективе. Проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с окружающим миром. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля , выступая в различных ролях:

· исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа;

· экспериментатора : производит научный опыт;

· энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;

· специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях;

· консультанта: организует доступ к информационным ресурсам;

· научного руководителя; координатора всего группового процесса;

· эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.

С другой стороны, в соответствии с требованиями ФГОС ОО, проектная деятельность активно применяется в образовательном процессе, и библиотеки в поисках путей своего развития выбирают одним из основных направлений в работе сопровождение школьных проектов.

Если библиотекарь сопровождает проектную деятельность обучающихся, он выступает только в роли консультанта по поиску, систематизации информации и оформлению результатов информационной работы.

Если библиотекарь является руководителем проекта, он ставит перед участниками проблему, организовывает и направляет поиск, помогает в выборе решений, рекомендует, наблюдает, поддерживает, консультирует, знакомит с неизвестными приемами работы, организует презентацию проекта.

Происходящие изменения в современном обществе предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода педагогов к использованию новых методов и технологий обучения, которые должны:

  • формировать самостоятельную позицию учащегося;
  • развивать универсальные учебные действия;
  • активизировать познавательный интерес обучающихся;
  • реализовывать связь обучения с жизнью.

Такими являются методы и технологии на основе проектной деятельности, которые способны развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.

Сегодня библиотека должна содействовать организации поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Проектная деятельность в условиях школьной библиотеки и под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении.

Таким образом, проектная деятельность в условиях школьной библиотеки способствует:

· росту познавательной активности читателей;

· повышению мотивации учащихся к чтению;

· раскрытию творческого потенциала;

· формированию самостоятельности и ответственности;

· стимулированию самореализации; улучшению качества знаний;

· созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем и учащимися.

Проектная деятельность требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей.

Список литературы

2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

4. Библиотека, в которой интересно: сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках / [авт.-сост. В.Б. Антипова, Т.Ю. Дрыжова]. М.: Библиомир, 2017. 320 с.

5. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

6. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.

7. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

8. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

10. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

11. Конева Н.А. Значение проектной работы школьной библиотеки для формирования читательской компетенции школьников/ Н.А. Конева //Школьная библиотека. - № 1-2. -2011.-с.117-125

12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

14. Олефир С.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона [ Электронный ресурс]: новые возможности /С.В.Олефир //Вестник Томского государственного педагогического университета.-2017.-№ 2(117).-Режим доступа: ссылка ( дата обращения 29.05. 2020).- Загл. с экрана.

17. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов /И.Д.Чечель//Директор школы - № 4.-1998. № 4. С. 3-10

18. Шацкий С.Т. Избранные педагогический сочинения в 2-х томах –М: Педагогика,1980.-Т.1.-304 с.

20. Шпилевая Н.М. Проектная деятельность в школьной библиотеке/ Н.М.Шпилевая//Школьная библиотека. - № 6-7.-2010.-с.109-110

21. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

22. Ястребцева Е.Н.. Современная городская школьная медиатека (Модель технического оснащения и возможные формы организации работы): Методические рекомендации / Ястребцева Е.Н.. – М., 1992.- С.9

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие библиотеки ведут исследования интересов своих пользователей, изучают востребованность библиотеки и ее услуг, удовлетворенность населения библиотечным обслуживанием. За последние десятилетия библиотеки разных типов и видов провели довольно много различных исследований чтения и поведения целевых групп читателей.

МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Громак Н. И., ст. преподаватель

кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ

Показатели мониторинга Количественные Соответствие стандартам Качественные

Показатели мониторинга

Количественные

Соответствие стандартам

Качественные

Подходы к проведению мониторинга Административный Профессионально-педагогический

Подходы к проведению мониторинга

Административный

Профессионально-педагогический

Информационная функция Аналитико-оценочная функция Стимулирующе-мотивационная функция Контролирующая функция Прогностическая функция Корректирующая функция Функции мониторинга

Информационная функция

Аналитико-оценочная функция

Стимулирующе-мотивационная функция

Контролирующая функция

Прогностическая функция

Корректирующая функция

Функции мониторинга

Научно-обоснованные принципы мониторинга Принцип целенаправленности Принцип непрерывности Принцип адресности Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения Принцип гласности Принцип согласованности действий

Научно-обоснованные принципы мониторинга

Принцип целенаправленности

Принцип непрерывности

Принцип адресности

Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения

Принцип гласности

Принцип согласованности действий

Качество как категория управления 1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения 2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Качество как категория управления

1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения

2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Назначение мониторинга Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить: требования получателей услуг к качеству библиотечного обслуживания составу и характеру информационной поддержки научно-образовательной деятельности степень удовлетворенности получателей услуг полнотой и качеством предоставления ресурсов, основных и дополнительных сервисов уровень комфортности библиотечного пространства и доступности библиотечных услуг для их фактических и потенциальных получателей (пользователей) эффективность затрат и скорректировать планы развития ресурсной базы библиотеки

Назначение мониторинга

Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:

Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет:

  • точно определить требования пользователей и их приоритеты
  • понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям
  • определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов

Репрезентативные исследования ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют:

  • создатьразвернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:

  • Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий
  • Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки

Примеры формулировок целей

  • Поисковое–установитьфакторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различныхгрупп пользователей библиотекиуниверситета
  • Описательное– установить требования ккомфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотекиуниверситета
  • Экспериментальное– оценить степеньвлияния

модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки

Примеры формулировок задач исследования

  • Описательноеисследование
  • Цель:установить отношение ккомфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета

Методы исследования

  • наблюдение
  • эксперимент
  • контент-анализ
  • опрос и др.
  • анализ документации
  • анализ показателей статистики
  • анализ отзывов участников программ и пр.

Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы

Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Материалы отражают мониторинг деятельности школьной библиотеки и ее, принципиально новых форм библиотечной работы, по продвижению детского чтения, библиографическую работу, процессы внешкольной деятельности, библиографические продукты и библиографические услуги, мероприятия, мониторинг читательской активности. Рекомендовано для использования руководителями, педагогическими работниками и библиотекарями общеобразовательных учреждений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?

  • 1. Никогда в проектах не участвовали ;
  • 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
  • 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
  • 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
  • 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
  • 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
  • Проект– комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
  • Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
  • Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
  • Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.

У проекта есть свои свойства:

Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :

Необходимо определить :

  • - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
  • - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
  • - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.

Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными

Цель проекта

  • Задачипроекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
  • Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .

Как сформулировать задачи

оптимально формулировать задачи глаголами :

Следующей фазой является фаза разработки :

  • Назначение руководителя и формирование команды
  • Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
  • Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
  • Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
  • определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:

Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.

Алгоритм оформления проектной документации 1. Титульный лист (название проекта, авторы, организация - заявитель) 2. Введение (краткое описание проекта. Постановка проблемы)

Алгоритм оформления проектной документации

(название проекта, авторы, организация - заявитель)

(краткое описание проекта. Постановка проблемы)

Результаты работы проекта:

- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;

- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.

Виды проектов: 1. Пилотный проект 2 . Информационный проект . 3 . Инновационный проект 4 . Маркетинговый проект 5 . Стратегический проект . 6. Организационный проект 7. Партнёрский проект 8. Экономический проект 9. Образовательный проект 10.Социальный проект 11. Культурно-досуговый проект 12. Проект повышения квалификации 13. Исследовательский проект 14. Творческий проект

Виды проектов:

  • 1. Пилотный проект
  • 2 . Информационный проект .
  • 3 . Инновационный проект
  • 4 . Маркетинговый проект
  • 5 . Стратегический проект .
  • 6. Организационный проект
  • 7. Партнёрский проект
  • 8. Экономический проект
  • 9. Образовательный проект
  • 10.Социальный проект
  • 11. Культурно-досуговый проект
  • 12. Проект повышения квалификации
  • 13. Исследовательский проект
  • 14. Творческий проект

По количеству исполнителей проект может быть:

По количеству исполнителей проект может быть:

По временным рамкам проект может быть:

Роль учеников в проекте :

Роль библиотекаря :

Совместные действия учеников и взрослых :

  • - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
  • - поиск путей их решения;
  • - осуществление и аргументирование выбора;
  • - сравнение полученного с требуемым;
  • - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  • - оценка процесса и результатов проектирования;
  • -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.

Ценность проектной деятельности для учащихся

Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:

Читайте также: