Мониторинг проектной деятельности в школе библиотеки
Обновлено: 05.07.2024
Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охраной качества служит мониторинг. Мониторинг – важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, – служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования; мониторинг проектной деятельности учащихся и преподавателей.
Последний может стать важнейшим условием повышения эффективности, совершенствования процессов обучения.
Основные направления развития образования преследуют общую цель – повышение качества образования. И одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса становится педагогический мониторинг. Контроль и оценка эффективности системы образования и всех ее компонентов занимают прочное положение как неотъемлемый элемент политики в сфере образования.
- появление новых проектных групп;
- появление и обнаружение новой проблематики;
- появление новых способов отношений, новых ролей в проекте (например, авторской позиции).
Примерная схема мониторинга проектной деятельности
- Количественный анализ. На основании анализа развития проекта под описанными выше параметрами обозначаются группы проектов (проекты на разных этапах развития). Строится соотношение общего количества проектов и количества проектов в группах.
- Качественный анализ. По соотношению типа проектов и содержания проектной деятельности делается вывод о характере развития проектов (или об их распаде).
- между общим количеством проектов и проектов разного уровня развития;
- между проектами, где форма и содержание в адекватном соотношении, и тех, где форма не соответствует содержанию.
По результатам такого анализа можно выстроить предположения о тенденциях в реализации проектной деятельности.
Нельзя забывать, что ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка. Очень важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Критерии оценки проектной деятельности, которая находит все больше сторонников и участников совершенствования и развития процесса обучения, подразумевает использование как балльной, так и рейтинговой оценки. Проектная деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования учебного заведения, в котором она (проектная деятельность) внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса.
Актуальными становятся в таком случае проблемы обеспечения объективности, информативности, достоверности в оценке качества обучения с использованием проектных технологий. Учебно-методический проект – проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе; оформление проектной папки, защита проекта, взаимооценка работ учащихся включают различные критерии оценивания. Это позволяет проводить мониторинг проектной деятельности на всех ее этапах, учитывать включение новых участников, развитие их умений и навыков, разнообразить виды реализуемых проектов, насыщать учебный процесс новыми формами учебной деятельности для его развития и совершенствования.
Предлагаемые этапы мониторинга проектной деятельности вносятся в единую базу данных о внедрении проектной деятельности в учебном заведении и в течение определенного периода (полугодие, четверть, учебный год) наполняются информацией, позволяя отслеживать, анализировать наиболее востребованные, результативные, удачные, показательные проекты учащихся и учителей.
Представленные ниже таблицы являются шаблонами и могут быть как дополнены, так и изменены в случае совершенствования и развития внедрения проектной деятельности в учебном процессе.
Таблица 1
Таблица 2 может быть отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой в проектной деятельности информации. Ее могут заполнить учителя, взявшие на себя руководство проектной деятельностью учащихся для представления руководителю проектной деятельности в образовательном учреждении сведений о разнообразии продуктов проектной деятельности. Она отражает оценку того или иного проекта, выполненного учащимися по предлагаемым критериям, тем самым определяет задачи и перспективы проектной деятельности, дает возможность обобщить широту охвата проектной деятельностью учащихся и преподавателей.
Таблица 2
Воспользовавшись таблицей 3, вы получите возможность сравнить и проанализировать оценку проектных работ участников проектной деятельности и руководителей и в то же время выработать систему оценки проектных работ (рациональной, объективной).
Таблица 3
Ниже приводятся примеры еще двух таблиц, которые могут стать хорошим подспорьем в проведении мониторинга в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Таблица 4
Таблица 5
В целом анализ проектной деятельности преподавателей и учащихся показывает, что к настоящему времени объем информации в любой области знаний увеличивается в несколько раз быстрее, чем человек успевает завершить очередной этап своего образования. Получение и хранение информации, пользование ею доступно каждому, однако сейчас как никогда важно уметь находить, отбирать, систематизировать и целенаправленно использовать именно нужную информацию. В связи с этим становятся востребованными и принципиальные изменения в обучающей среде (методы, формы, приемы, режимы обучения). А следовательно, в школе целесообразно создавать и использовать новые механизмы и инструменты организации учебного процесса и способы их анализа. И одним из таких способов становится именно мониторинг.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Никольская Н.В.
Педагог-библиотекарь ГБОУ Лицей № 281
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения и использование образовательных технологий в библиотечном обслуживании актуально. Сегодня школьная библиотека должна способствовать построению и реализации новой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых учащимся для успешной социализации в обществе. Ее работа должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей на основе общего проблемного поля посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, вменяя в практику работы с детьми инновационные технологии и научный подход к делу.
В современных условиях целью школьной библиотеки является создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания подрастающего поколения.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Чтение является важнейшим инструментом образования, развития личности, формирует качества развитого и социально ценного человека. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.
Использование инновационных технологий (проектная деятельность) наряду с традиционными средствами библиотечной работы (беседы, громкие чтения, утренники, выставки) позволяет вовлечь большее количество учащихся в активное чтение и творчество.
Очевидно, что проектная деятельность школьной библиотеки в связана с продвижением книги и чтения, формированием информационной культуры.
Нас, школьных библиотекарей, интересует вопрос продвижения и развития детского чтения, повышение читательской активности школьников, формирования их информационной и читательской культуры. Мы ищем новые формы работы со своими читателями.
Основные задачи школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС
· способствовать формированию ориентации учащихся на чтение через активные формы
· организации воспитательной работы в школе
· Повышение интереса к чтению и книге;
· Развивать творческие возможности детей как читателей.
· Привлечь через различные формы взаимодействия наибольшее количество читателей в библиотеку
· Исследование круга чтения (анализ читаемости учащихся)
· Рекламирование и анонсирование лучших книг
· Использование современных технологий для мотивации чтения учащихся, в т. ч сетевые онлайн–сервисы
· Поддерживать формы сотрудничества с учителями – предметниками
· Совместно с родителями создать максимально позитивный имидж Читателя и престижности Чтения
Проектная деятельность – перспективная и эффективная форма руководства чтением, повышения интереса к чтению и книге, которая:
-развивает читательский кругозор
- стимулирует детей к систематическому чтению,
- расширяет круг чтения учащихся,
- привлекает внимание детей к литературе,
- активизирует семейное чтение,
- повышает качество чтения школьников,
- учит детей работать в коллективе.
Формы, содержание и тематика проектов в школьной библиотеке могут быть разнообразны: организация неформальных читательских объединений; проведение циклов инновационных мероприятий, создание литературно-туристических маршрутов, литературных карт и др. Проекты могут быть посвящены работе с художественной, научно-популярной, справочной и другой литературой. В проектной деятельности по продвижению книги и чтения широко используются компьютерные и интернет-технологии. [17]
Направленность, содержание и тематика проектов в школьной библиотеке могут варьироваться, но все они обязательно должны:
- включать работу с книгой и информацией;
- быть направлены на поощрение чтения и получение нового личностного знания для каждого школьника;
- ориентироваться на формирование информационной компетентности школьников.
2.1. Основные понятия проектной деятельности в библиотеке
Библиотечный проект – образовательная, воспитательная, культурно-досуговая деятельность библиотеки, направленная на массовую и групповую работу, которая включает последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение четко определенного результата в области формирования и развития навыков чтения художественной и познавательной литературы учащихся.
К общим характеристикам проекта относят: направленность на достижение конкретных целей; неповторимость, уникальность; сопряженность с изменениями; координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени — с определенным началом и определенным концом; результативность и эффективность
Сетевой проект – форма организации проектной деятельности, предполагающая совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую активность учащихся, направленную на достижение конечного результата и организованную на основе сетевых технологий. В качестве сетевого проекта школьной библиотеки могут выступать: создание электронной литературной карты; создание виртуальной экскурсии по литературным местам; создание литературного дискуссионного клуба; создание литературных электронных путеводителей и энциклопедий и т.п.
Планируемые результаты – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, личностных качеств, мировоззренческих установок, которыми овладеет учащийся в результате реализации проекта и которые можно измерить. Для их оценивания должна быть разработана система критериев и диагностических методов, к которым можно отнести тестирование, анкетирование, творческое задание, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений школьников, наблюдение и др.
Социальное партнерство – специфический вид общественных отношений между профессиональными группами работников библиотек различных ведомств, основанный на системе устойчивых механизмов и внешних связей, обеспечивающих конструктивное взаимодействие, нацеленное на решение задач в области информационно-библиотечного обслуживания детей и подростков.
Эффективность работы – это уровень достижения поставленных целей. Индикаторами эффективности являются количественные и качественные показатели. Например, в качестве критериев эффективности проекта могут выступать такие показатели, как: соответствие материала возрастным особенностям учащихся; степень вовлеченности школьников в совместную деятельность; степень развивающего и воспитательного значения проекта; соответствие содержания и методов работы интересам учащихся и др.
Инновационность – степень использования в проектной деятельности библиотекаря инноваций (нововведений), которые означают введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности библиотекаря и учащегося с целью повышения их эффективности. Критериями инновационности могут быть:
новизна используемых педагогических методов и методических приемов для достижения поставленных целей; использование информационных технологи; актуальность темы и уникальность проекта; преимущества проекта по сравнению с существующими аналогами.
Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами и/или субъектами. При реализации библиотечных проектов под интерактивностью подразумевается возможность взаимодействия между учащимися и библиотекарем, общения учащихся между собой, возможность учащихся активно влиять на содержимое как путем непосредственного участия в создании совместного информационного продукта, так и путем получения обратной связи. Критериями интерактивности могут быть: степень включенности учащихся в подготовку и проведение проекта; наличие инструментов, позволяющих школьникам принимать участие в деятельности и обмениваться содержимым; наличие инструментов обратной связи; наличие конечного продукта совместной деятельности учащихся.
2.2 Алгоритм работы над проектом в школьной библиотеке.
Школьный библиотекарь, занимаясь проектной деятельностью с учащимися, отрабатывает методику работы, определяет общие приёмы для библиотечных проектов.
Шаг 1. Выбор темы (выдвижение проблемы)
Начиная проектную деятельность с учащимися, школьный библиотекарь, прежде всего, определяет тему будущего исследования. Требования к выбираемой теме следующие:
· Тема должна быть актуальной.
· Тема должна заинтересовать учащихся
· Нужны единомышленники из классных руководителей или предметников.
· В школьной библиотеке должна быть литература по избираемой теме.
Шаг 2. Тему проекта предлагают учащимся , рассказывают о проектной работе, о будущих интересных мероприятиях в рамках проекта, получают одобрение ребят. Неплохо бы посоветоваться с родителями и объяснить им важность и ценность проекта.
Шаг 3. Разработка паспорта проекта с определением целей, средств
выполнения и ожидаемых результатов.
Шаг 4. Разработка специальной документации , которая может включать общий план рассказа по теме, список изучаемых объектов, карты и/или схемы, поддерживающие детское исследование и т. п.
Шаг 5. Разработка календарного плана проведения проекта, что позволит равномерно распределить нагрузку учащихся, определить сопутствующие темы.
Шаг 7. Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме . Викторины, беседы, утренники активизируют познавательные интересы учащихся, игровые формы отвечают возрастным особенностям детей, а все вместе работает на проект.
Шаг 8. Презентация результатов работы (освещение итогов в общешкольной газете, выступления на конференции, параллели и т. п.)
Шаг 9. Анализ выполненного проекта . Подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы и т. п.
Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, во внеурочной деятельности, раскрытие творческого потенциала, самореализация своих профессиональных качеств педагога -библиотекаря. Проектная деятельность предполагает решение учащимися какой-либо проблемы в ходе выполнения проекта, а также достижение ими конкретного результата в виде создания конкретного продукта.
Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.
Главная функция библиотекаря в проектной деятельности – это управление самостоятельной творческой, познавательной деятельностью детей.
С одной стороны, проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря становится одним из инструментов улучшения качества и структуры чтения учащихся, которая стимулирует детей к систематическому чтению, привлекает внимание к серьезной литературе, повышает качество чтения школьников, учит их работать в коллективе. Проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с окружающим миром. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля , выступая в различных ролях:
· исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа;
· экспериментатора : производит научный опыт;
· энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;
· специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
· консультанта: организует доступ к информационным ресурсам;
· научного руководителя; координатора всего группового процесса;
· эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.
С другой стороны, в соответствии с требованиями ФГОС ОО, проектная деятельность активно применяется в образовательном процессе, и библиотеки в поисках путей своего развития выбирают одним из основных направлений в работе сопровождение школьных проектов.
Если библиотекарь сопровождает проектную деятельность обучающихся, он выступает только в роли консультанта по поиску, систематизации информации и оформлению результатов информационной работы.
Если библиотекарь является руководителем проекта, он ставит перед участниками проблему, организовывает и направляет поиск, помогает в выборе решений, рекомендует, наблюдает, поддерживает, консультирует, знакомит с неизвестными приемами работы, организует презентацию проекта.
Происходящие изменения в современном обществе предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода педагогов к использованию новых методов и технологий обучения, которые должны:
- формировать самостоятельную позицию учащегося;
- развивать универсальные учебные действия;
- активизировать познавательный интерес обучающихся;
- реализовывать связь обучения с жизнью.
Такими являются методы и технологии на основе проектной деятельности, которые способны развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.
Сегодня библиотека должна содействовать организации поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Проектная деятельность в условиях школьной библиотеки и под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении.
Таким образом, проектная деятельность в условиях школьной библиотеки способствует:
· росту познавательной активности читателей;
· повышению мотивации учащихся к чтению;
· раскрытию творческого потенциала;
· формированию самостоятельности и ответственности;
· стимулированию самореализации; улучшению качества знаний;
· созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем и учащимися.
Проектная деятельность требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей.
Список литературы
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
4. Библиотека, в которой интересно: сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках / [авт.-сост. В.Б. Антипова, Т.Ю. Дрыжова]. М.: Библиомир, 2017. 320 с.
5. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
6. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
7. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
8. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
10. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
11. Конева Н.А. Значение проектной работы школьной библиотеки для формирования читательской компетенции школьников/ Н.А. Конева //Школьная библиотека. - № 1-2. -2011.-с.117-125
12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
14. Олефир С.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона [ Электронный ресурс]: новые возможности /С.В.Олефир //Вестник Томского государственного педагогического университета.-2017.-№ 2(117).-Режим доступа: ссылка ( дата обращения 29.05. 2020).- Загл. с экрана.
17. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов /И.Д.Чечель//Директор школы - № 4.-1998. № 4. С. 3-10
18. Шацкий С.Т. Избранные педагогический сочинения в 2-х томах –М: Педагогика,1980.-Т.1.-304 с.
20. Шпилевая Н.М. Проектная деятельность в школьной библиотеке/ Н.М.Шпилевая//Школьная библиотека. - № 6-7.-2010.-с.109-110
21. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
22. Ястребцева Е.Н.. Современная городская школьная медиатека (Модель технического оснащения и возможные формы организации работы): Методические рекомендации / Ястребцева Е.Н.. – М., 1992.- С.9
Многие библиотеки ведут исследования интересов своих пользователей, изучают востребованность библиотеки и ее услуг, удовлетворенность населения библиотечным обслуживанием. За последние десятилетия библиотеки разных типов и видов провели довольно много различных исследований чтения и поведения целевых групп читателей.
МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Громак Н. И., ст. преподаватель
кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения
БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ
Показатели мониторинга
Количественные
Соответствие стандартам
Качественные
Подходы к проведению мониторинга
Административный
Профессионально-педагогический
Информационная функция
Аналитико-оценочная функция
Стимулирующе-мотивационная функция
Контролирующая функция
Прогностическая функция
Корректирующая функция
Функции мониторинга
Научно-обоснованные принципы мониторинга
Принцип целенаправленности
Принцип непрерывности
Принцип адресности
Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения
Принцип гласности
Принцип согласованности действий
Качество как категория управления
1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения
2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
Назначение мониторинга
Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:
Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет:
- точно определить требования пользователей и их приоритеты
- понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям
- определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов
Репрезентативные исследования ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют:
- создатьразвернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:
- Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий
- Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки
Примеры формулировок целей
- Поисковое–установитьфакторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различныхгрупп пользователей библиотекиуниверситета
- Описательное– установить требования ккомфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотекиуниверситета
- Экспериментальное– оценить степеньвлияния
модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки
Примеры формулировок задач исследования
- Описательноеисследование
- Цель:установить отношение ккомфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета
Методы исследования
- наблюдение
- эксперимент
- контент-анализ
- опрос и др.
- анализ документации
- анализ показателей статистики
- анализ отзывов участников программ и пр.
Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Материалы отражают мониторинг деятельности школьной библиотеки и ее, принципиально новых форм библиотечной работы, по продвижению детского чтения, библиографическую работу, процессы внешкольной деятельности, библиографические продукты и библиографические услуги, мероприятия, мониторинг читательской активности. Рекомендовано для использования руководителями, педагогическими работниками и библиотекарями общеобразовательных учреждений.
А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?
- 1. Никогда в проектах не участвовали ;
- 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
- 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
- 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
- 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
- 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
- Проект– комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
- Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
- Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
- Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.
У проекта есть свои свойства:
Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :
Необходимо определить :
- - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
- - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.
Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными
- Задачипроекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
- Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .
Как сформулировать задачи
оптимально формулировать задачи глаголами :
Следующей фазой является фаза разработки :
- Назначение руководителя и формирование команды
- Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
- Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
- Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
- определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:
Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.
Алгоритм оформления проектной документации
(название проекта, авторы, организация - заявитель)
(краткое описание проекта. Постановка проблемы)
Результаты работы проекта:
- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;
- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.
Виды проектов:
- 1. Пилотный проект
- 2 . Информационный проект .
- 3 . Инновационный проект
- 4 . Маркетинговый проект
- 5 . Стратегический проект .
- 6. Организационный проект
- 7. Партнёрский проект
- 8. Экономический проект
- 9. Образовательный проект
- 10.Социальный проект
- 11. Культурно-досуговый проект
- 12. Проект повышения квалификации
- 13. Исследовательский проект
- 14. Творческий проект
По количеству исполнителей проект может быть:
По временным рамкам проект может быть:
Роль учеников в проекте :
Роль библиотекаря :
Совместные действия учеников и взрослых :
- - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
- - поиск путей их решения;
- - осуществление и аргументирование выбора;
- - сравнение полученного с требуемым;
- - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- - оценка процесса и результатов проектирования;
- -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.
Ценность проектной деятельности для учащихся
Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:
Читайте также: