Как вы понимаете финал господ головлевых кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания романа

На заметку! В 1880 году роман из 8 глав-очерков вышел в публикацию.

В описании главных героев прослеживаются черты родственников автора. Арина Головлева, главный персонаж, напоминает мать Салтыкова-Щедрина. Прообразами двух детей Арины Головлевой стали родные братья Михаила Евграфовича.

Автор показывают читателю жизнь дворянского сословия, переживающего в конце 19 века серьезные изменения. В центре произведения – семья Головлевых, члены которой страдают из-за внутренних межличностных проблем. Отрицательные черты персонажей прорисованы весьма четко, даже излишне преувеличенно.

Арина Головлева представляет собой алчную женщину, единственное целью которой является увеличение собственного богатства. Вместе с тем своим добром Арина не желает ни с кем делиться. Детей своих она не любит, опасается, что они будут претендовать на ее имущество. Детей в этой семье не научили искренним чувствам, они не ценят того, что имеют, разбазаривают даже те крохи, которые достаются им от матери.

Основные темы произведения

Автор описывает проблемы в стране во время отмены крепостного права. В переломный момент в обществе начинается раскол. Дворянство деградирует, происходит разрушение человеческой личности.

На заметку! Проблематика романа заключается в том, что большую роль в дальнейшей жизни детей играет воспитание, а также огромное влияние оказывает среда, в которой ребенок растет.

Проблематика романа

М. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует помещичий класс, высмеивает дворянские сословия, внешний облик которого не соответствует тому, что скрывается внутри семей. Читатель постепенно погружается в атмосферу упадка, разложения, гибели дворянства. В семье Головлевых главное – это нажива, члены семейства борются любыми способами за получение наследства. Поражает озлобленность персонажей, их ограниченность, лицемерие.

Порфирий Головлев, оставшись один, вдруг начинает понимать, какие ошибки он совершал в жизни. Но слишком поздно к нему приходит осознание никчемности своего существования. Иудушку начинают мучить угрызения совести, он задумывается, почему остался одиноким. Порфирий отправляется на могилу матери, чтобы вымолить прощения, и умирает по дороге от обморожения.

Завершение романа трагичное, но все же оставляет надежду на изменения к лучшему. Автор говорит, что таких семей, как Головлевы, еще много осталось в России, но есть шанс излечить душу от алчности, предательства, злобы, лицемерия. Смерть Порфирия имеет метафоричный смысл. С ним вместе погибли худшие черты его характера, которые стали причиной распада семейства.

В произведении автор поднимает множество остросоциальных тем, которые будут актуальны во все времена: алчность, желание наживы, праздность существования, деспотизм в обществе. В центр романа выставлены проблемы отдельно взятой семьи, где царят ненависть, жажда денег, подлость, лицемерие, обман. М. Салтыков-Щедрин мастерски описал социальный кризис, происходивший в конце 19 века в России. На примере семьи Головлевых он показал проблемы эпохи того времени.

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую ей не в силах.

Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки – это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь

Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. “Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничатъ”.

Впрочем, “загадочный взгляд” Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. “Так вот и поливает ядом, так и подманивает”, – говорит

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма “милому другу маменьке”. Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: “Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить”. Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему “вертит языком”.

Он пишет: “Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбью, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг, маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот малюток”.

Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству зияющей пустоте…

“История умертвий” находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки – Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.

Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактически правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.

“История умертвий” не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Анниньки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая.

На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество. Салтыков-Щедрин населяет головлевский дом призраками “умертвий”, которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. “Отовсюду, из всех этих углов этого постылого дома, казалось, выползали “умертвия”.

Куда ни пойдешь, в какую сторону не повернешься, везде шевелятся серые призраки”.

В финале романа “Господа Головлевы” Салтыков-Щедрин рисует “пробуждение одичалой совести” Иудушки. “И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, “пожалело” бы его. Зачем он один?”.

В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. “История умертвий” Иудушки заканчивается его собственной смертью, и этот финал закономерен. Иудушка – жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Создавая вокруг себя атмосферу ненависти и подозрительности, Иудушка рано или поздно должен был остаться один.

Так Салтыков-Щедрин приводит нас к выводу, что жить можно, лишь опираясь на законы нравственности и добра, и никогда, ни при каких обстоятельствах, не отступать от них. Тогда есть надежда, что на старости лет, “стоя одной ногой в могиле”, вы не будете с ужасом вспоминать свою жизнь, и ничей призрак не потревожит вас.

Семейный суд

Начинается роман знакомством с Антоном Васильевым и барыней Головлевой. Бурмистр во время доклада хозяйке нехотя сообщает неприятные известия: московский дом продан. Постройка отправлена полицией на аукцион за долги сына. Покупалась она за 12 тыс., а продана за 8 тыс. Мать шокирована новостью.

Арина Петровна – 60 летняя женщина. Еще бодрая, властная, привыкшая командовать, скупая, расчетливая, необщительная. Одна управляет огромным семейным имением. Требует всеобщего подчинения. Особенно – детей. У нее 3 сына и дочь. Детей считает обузой. О старших не любит даже говорить, младшего – как будто побаивается. Детей держит впроголодь ради экономии.

Дочь Аннушка не оправдала надежды матери. Девушка окончила институт. Мать надеялась, что та будет бесплатным головлеским секретарем, бухгалтером. Но Анна тайно повенчалась с возлюбленным-военным. Ей дали самый плохой дом. Капитал муж быстро потратил. Сама Аннушка умерла, оставив матери 2 дочерей – Любиньку и Аниньку.

Павлуша живет особняком, ничем не интересуется. Вырос загадочным, апатичным, угрюмым.

Хозяйка просит детей помочь определиться с участью старшего. Решает поселить его отдельно, дать доедать объедки хозяйской кухни. Это приводит к скорой смерти Степана. Мужчина спился, впал в тяжелое психологическое состояние перед кончиной.

По-родственному

Теперь Павел умирает. Арина Петровна думает, как выпросить у него завещание на двух внучек. После его смерти все достанется Иудушке. Этого и боится Головлева. Но умирающий не в силах поставить подпись. Хозяйкой в доме стала ключница Улитка, замеченная в переписке с Порфирием. При Арине Петровне слуги воруют сахар, масло, другие продукты.

Приезжает Иудушка с 2 наследниками. Брат умирает, а Иудушка вспоминает, как тот его не любил. Мать просит забыть дрязги рядом с умирающим. Порфирий не успокаивается.

Иудушка идет к брату. Тот с ненавистью просит его уйти. Порфирий делает вид, что заботится об умирающем, ухаживает. Павел выкрикивает ругательства. Иудушка говорит о наследстве.

Внуки рассказывают Арине Петровне как тяжело жить с отцом. Иудушка за ними подслушивает. Он скупой, жадный. Рассказывают, что Порфирий больше всего боится проклятия матери. Разговоры у них дом целями днями только о наследстве.

Павел умирает. Арина Петровна решает уезжать в имение внучек. Иудушка только интересуется, когда она вернет тарантас. Женщина кричит, что транспорт принадлежит ей.

Семейные итоги

Чтобы облегчить жизнь, Арина Петровна начинает ездить к Иудушке, посещает родное Головлево (решается, получив от сына дорогой подарок в виде фунта икры). Тот не сильно рад, но не отказывает маме. Опасается проклятий. Только этот сильнейший страх сдерживает его еще сильнее издеваться над окружающими, пакостить матери.

Из письма внучек Арина Петровна узнает, что те живут в Харькове. Устроились в театр, ездят по ярмаркам. Готовы отдать имени бабушке. Сами катаются на лошадях с адвокатами, офицерами. Иудушка плюется, прочитав. Хочет сам писать им ответ.

Иудушка становится старше, ухудшается его характер. Общаться с ним все сложнее и сложнее. Сын Петенька попадает в опасную ситуацию – растрачивает казенные средства (3 тысячи). Парню угрожает сибирская ссылка. Иудушку нисколько не беспокоит судьба наследника. Отказывается помогать Пете. Узнаем, что и Володенька погублен отцовской жадностью. Парень окончил жизнь самоубийством, т.к. был лишен содержания из-за неугодной женитьбы. Страшный разговор слышит Арина Петровна. Понимает: ее опасения насчет Порфирия оправдались. Женщина проклинает Иудушку. Идею с проклятьем подкинул ей Петенька.

Племяннушка

Петя уезжает. Отец снабжает парня провизией, провожает без сожаления. Событие тяжело переживает бабушка. Уезжает в Погорелку, больше не возвращается в Головлево.

Иудушка мечтает о деньгах матери, которые ему скоро достанутся. Женщина быстро умирает в одиночестве. Ее капитал переходит Порфирию.

Петя еще раз просит отцовской помощи. Иудушка отказывает. Уже от дворовых узнает о смерти сына. Отмахивается от новостей, ничего не хочет знать.

В Головлево приезжает Аннинька между спектаклями. Красивая статная уверенная женщина. Даже Иудушка косит глаза на ее грудь. Анна спрашивает, почему отец не помог Пете. Даже она с офицерами собрала ему 600 рублей. Порфирий уклоняется от разговора, обижается.

Недозволенные семейные радости

Еще незадолго до ссылки Пети живая Головлева заметила беременность экономки Порфирия Евпраксии. Оказалось, это ребенок Иудушки. Арина Петровна помогала женщине советом, пыталась обсудить с сыном. Тот всячески избегал разговора.

Головлева узнала срок (пятый месяц). Высчитала, что ребенок зачат в постный день. Шутила на эту тему с сыном. Это вернуло на время Арину Петровну к жизни. Целыми днями разговаривала с экономкой о беременности. Рассказала, что самые легкие роды были именно с Иудушкой. Не заметила, как он появился на свет. Вспоминает беременности дворовых девок.

Читатель узнает, что раньше Иудушка имел ребенка и от Улитушки. Его отдали в воспитательный дом. После Головлев оттолкнул служанку от себя. Улитушка делала все возможное, чтобы поднять повыше. Но постоянно падала все ниже. Ее считали злой, сплетницей. В дом вернули Улитушку только помочь родить Евпраксии. Женщины проводят время втроем. Постоянно вспоминая истории о разных беременностях – своих и чужих.

Но помочь Евпраксии Головлева не успела, умерла. Порфирий хотел выслать ее от себя, но Арина Петровна уже всем рассказала о беременности. Иудушка боится, не знает, что делать с ребенком. Улитушка постоянно жалуется, что на младенца идет много еды, ткани для пеленок. В итоге Головлев отдает сына в московский воспитательный дом.

Вымороченный

Расчет

Читатель узнает: Любинька покинула сцену. Стала жить с любовником и вечерами петь на гитаре полуголой для его компании. Аннинька перестала с ней общаться. Девушка не находит для себя роли. Ей везде отказывают. Деньги кончаются. Анна отказывается быть любовницей. Ее приезжает уговаривать даже сестра. Аннинька соглашается и сразу ей возвращают прежний оклад, роли.

Вскоре любовников девушек засудили и посадили. Сами сестры лишились всех сбережений. На суде обсуждаются даже интимные подробности. Жизнь девушек пошла под откос. Начали ездить с кавалерами по гостиницам за установленную цену. Любинька покончила жизнь самоубийством – отравилась настоем фосфорных спичек. Аннинька испугалась пить второй стакан.

Девушка возвращается к дяде. Жалкая, некрасивая, больная – с сильным кашлем она бродит по дому. Ей остается только вспоминать прошлое. Девушка начинает пить. Иудушка присоединяется к ней.

Порфирий понимает, как много зла причинил семье. Но уже не у кого просить прощения. Иудушка умер по дороге на могилу к Арине Петровне. Вскоре скончалась и племянница. И только дальняя родственница семьи Надежда Ивановна следила за их событиями. Она осталась единственной наследницей всего головлевского имущества.

Порфирий Головлёв, или Иудушка — это беспощадный хищник, облекающий все свои стремления в блудливый тон мнимого сочувствия и сожаления. Его нельзя даже назвать просто лицемером, потому что ложь и сокрытие своих намерений сделались как бы его второй природой — маска плотно приросла к лицу. Жажда приобретательства, во имя которого нет пощады даже самым близким людям, бесконечное пустословие, способность метать потоки слов и облекать всякую гадость в форму елейного смиренномудрия — такова жуткая натура Иудушки. В этой хронике Салтыкова-Щедрина есть незабываемые сцены. Достаточно указать на эпизод второй главы, где умирающий Павел Головлёв выслушивает вздохи и сожаления Иудушки, на самом деле ждущего смерти брата, — чтобы отметить огромную художественную ценность этого произведения. Следует обратить внимание на сцену, где Салтыков дает сочетание портретной обрисовки и диалога. Это сочетание приводит к тому, что вы поистине чувствуете образ Иудушки во всей его законченности. Павел Владимирович, ненавидя своего братца Порфирия, только в силу своей физической немощи должен выслушивать его лицемерные соболезнования, отчетливо понимая, что Иудушка ждет его смерти, дабы прибрать его долю имения к своим рукам.

Но и второстепенные персонажи в этом романе обрисованы с большой четкостью.

Гибнет сын Иудушки Петя, лишенный материальной поддержки отца, умирает снедаемая тоской его мать Арина Петровна. Особенно сильное впечатление производит судьба двух племянниц Порфирия Головлева — Анниньки и Любиньки. Уехав из своей Погореловки, эти бывшие институтки делаются опереточными актрисами. Широкими мазками Салтыков-Щедрин изображает всю картину жизни провинциальных актрис и их поклонников, вроде забулдыги купца Кукишева или прожигателя жизни бывшего гусарского штаб-ротмистра, земского деятеля Люлькина. Все эти страницы, дающие картину неуклонного падения на дно жизни Анниньки и Любиньки, замыкаются жутким трагическим финалом. Эти страницы искусно связываются писателем с исходным пунктом жизни этих сестер — с картиной дворянского оскудения, которое после падения крепостного права и торжества капитализма привело к разорению многие средне-дворянские гнезда.

Разложение помещичьей семьи замыкается общей тоскливой картиной жизни в Головлёвке. Оставшись одиноким Иудушка приходит к жалкому прозябанию и отупению. Наложница Иудушки Евпраксеюшка прибирает его к рукам. Приехавшая в Головлевку после смерти Любиньки Аннинька пьет водку и поет Евпраксеюшке под гитару песни из своего репертуара. Аннинька чувствует себя конченным и заживо погребенным человеком. Салтыков-Щедрин подробно вводит нас в характер ее тоскливых пережиданий, окрашенных лирикой безысходной грусти, и вместе с тем писатель дает понять, что гибель Анниньки была предопределена всеми условиями постылого поместно-усадебного гибнущего существования.

Но, показав нам эту картину гибели помещичье-дворянской семьи, автор на этом не останавливается. В нем берет верх человек, верящий в возможность нравственного презрения. Когда Иудушка почувствовал кругом себя мертвое поле — его охватил страх. Быть может, в этом изображении прозревшего Иудушки, заболевшего муками совести, Салтыков-Щедрин немного и отступил от жизненной правды; быть может, здесь сказалось романтическое настроение писателя, прошедшего когда-то в юности через влияние французских романов эпохи сроковых годов — В. Гюго и Ж. Занд. Пусть будет так. И все же эти последние страницы остаются глубоко волнующими: они не устраняют основного впечатления от общей картины морального разложения обитателей помещичьей усадьбы.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

III. Беседа по содержанию романа.

— Какие названия писатель дал главам в романе?

(Каждая из глав романа имеет емкое говорящее заглавие. Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намек на неизбежный их распад: остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.)

— Какая же злая сила погубила господ Головлевых? Или другими словами: в чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства?

— С какой целью в заключение автор вводит обширные сцены, посвященные жизни провинциального театра и трудному существованию провинциальных актрис?

— Так кого же в этом смысле можно назвать в романе господами?

IV. Слово учителя.

— Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают?

(Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев.

Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения.

В конце урока (5 — 7 минут) учащиеся получают задание: сравнить щедринский пейзаж с некрасовским и тургеневским.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

— В чем причины постепенного вырождения головлевской семьи?

— Подобрать по тексту романа материал, характеризующий одного из Головлевых.

Уроки 2-3. Семья Головлевых

проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей.

Ход урока

I. Беседа.

(Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя…)

— Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом?

(Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.)

Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли.

— Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма).

— Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку?

(Порфирий — склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел — строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера — все отчасти напоминают Арину Петровну.)

II. Вывод учителя.

— Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом?

— Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла?

— Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых?

— Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна?

— Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина — генералов и дикого помещика?

— Каков характер отношений автора к Арине Петровне?

(В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка.

Предполагаются вопросы для беседы:

— Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера?

— Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых?

— Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?

— Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение?

— Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным?

— Как кончает жизнь головлевский хозяин?

— Можно ли считать, что автор, в какой-то мере оправдывает своего героя?

— Кто же, по мысли автора, виновен в духовном омертвении Иудушки?

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?

— Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?

— Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?

— В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?

— Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.

— Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет?

1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла.

2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе?

3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением?

4. Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?

5. С какой целью автор неоднократно сравнивает Иудушку с Пауком?

В чём причина постепенного вырождения головлёвского рода?

Содержание

Читайте также: