Как вы думаете почему в современном образовании также применяются компьютерные технологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В данной статье рассматриваются современные компьютерные технологии и их применение в педагогической деятельности. На теоретическом уровне обосновывается необходимость применения учителем новейших технологий совместно с традиционными. Показывается роль каждой информационной технологии в процессе обучения, воспитания и развития младшего школьника.

Ключевые слова

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Текст научной работы

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда их использование становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения [1, c.129]. Новые технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь, заметно увеличилась степень их влияния на подрастающее поколение. Виртуальный мир занимает неотъемлемую часть в их окружающей действительности. Будет ли применение современной техники толчком к развитию ребенка или нет, зависит от взрослых, особенно от учителя.

Существенно объяснять школьникам, что в современном мире за короткое время нужно преобразовывать и оперировать большой поток информации. Учитель на современном этапе обязан умело применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии на ряду с традиционными, что помогает в решении данной задачи. Освоение знаний и умений, допускающих высокую и эффективную работу с мультимедийной информацией, является наиценнейшим для педагога любой специализации (в том числе и для учителя начального звена). Ведь применение компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным и строго дифференцированным (Головнева Е.В., Головнева Н.А., Кандаурова А.И. и др.) [2; 3].

Молниеносное продвижение компьютерных технологий устанавливает потребность в поиске новейших подходов к построению учебно-воспитательного процесса. Например, массовую популяризацию получило использование презентаций. Это информационное средство интересно тем, что может соединять в себе различные элементы: тестирование, аудиозаписи, видеофрагменты, анимации и другое. Удобно это так же возможностью останавливаться на определенном слайде и втягивать школяров в дискуссию. Огромным плюсом презентации является использование ее на различных этапах урока (изучение нового материала, обобщение и так далее) и разных видах занятий. Важно отметить, что это компьютерное средство в начальной школе должно быть красочно оформлено, а тезисы чётко сформулированы. Поэтому создание презентаций требует от учителя творческого подхода.

Применение в учебно-воспитательном процессе электронных энциклопедий, являющихся аналогами справочно-информационных книжных изданий, помогает детям быстро находить нужную информацию, облегчает порой утомляющий младшего школьника поиск нужного слова по книгам. К тому же электронные справочники могут содержать в себе аудиозаписи или видеофрагменты, помогающие детям создать полную наглядную картинку о новом для них знании.

Широкое распространение в начальной школе получила система виртуального эксперимента. Детям нравится такая игровая и познавательная форма, предоставляющая возможность провести эксперимент, который был бы невозможным по соображениям безопасности, финансов. К тому же виртуально проведенные эксперименты дают возможность ученикам, по сравнению с традиционным методом, гораздо обширнее изучить выполняющийся процесс. Такая лаборатория подзадоривает школьников экспериментировать и получать удовольствие от собственных изобретений.

Компьютерные игры позволяют повысить мотивированность ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [4, c. 30]. Новейшей технологией является внедрение компьютерных игр, позволяющих поправлять физическое здоровье детей, что тоже немало важно. Устанавливается специальная игра на компьютер, задействованы определенные органы тела и запрограммированы нужные телодвижения, направленные на лечение того или иного нарушения. Но, следует учесть, что при неверной подборке компьютерных игр вероятно и такое неприятное психологическое проявление, как вытеснение интересов. Это выражается в уклонении от общения с друзьями, учебных занятий, в "уходе" в виртуальный мир. Так что работа с детьми начальных классов требует целесообразное использование логических игр.

Новейшей и интересной технологией для младших школьников являются виртуальные и интерактивные экскурсии. В отличие от традиционной экскурсии этот вид отличается доступностью, многократной воспроизводимостью приглянувшихся моментов, не зависимостью от погодных условий. Так, виртуальная экскурсия, несомненно, не заменяет личного присутствия, но предоставляет возможность получить полное представление о каком-либо объекте. Во время путешествия ученик может сам выбрать маршрут, поглядеть по сторонам, увеличить или уменьшить нужный объект, рассмотреть интересующие детали интерьера, посмотреть панораму из далека, погулять по отдельным помещениям.

Однако, следует учесть, что учебно-воспитательный эффект от применения современных компьютерных технологий будет на прямую зависеть от того, сможет ли учитель донести до детей, что именно и для какой цели им требуется наблюдать, и сможет ли привлечь и поддержать внимание младших школьников на протяжении всего процесса обучения. Ведь дети могут быстро адаптироваться к визуальной подаче информации. Здесь существует риск избыточности, который приведет к торможению развития из-за постоянно поступающей готовой информации. Следует уделить особое внимание к трудности выбора приемлемой зрелищности в педагогической деятельности, что должным образом помогало бы образовательному процессу, а не препятствовать ему.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс начального звена предоставляет возможность в доступной форме применять познавательные и игровые потребности учащихся для процессов познания и развития персональных качеств. Учитель же начальной школы должен иметь представление о фундаментальных навыках компьютерной грамотности, владеть знаниями об известных и распространенных операционных офисных приложениях на сегодня.

tt Профи (658) 1. В большинстве случаев компьютер не нужен, можно прекрасно обойтись без него. 2. Дети в этом разбираются больше учителей.

John G. Wild Искусственный Интеллект (133075) А в чем проблема-то? Считать проще чем в уме или столбиком. Тут как бы где грань? Если речь про упрощение, то делить на бумаге столбиком, это тоже упрощение. Почему бы не делить в уме?

И не только в образовании, в суде тоже, причём являясь легальной шпаргалкой, восполняющей правовое недомыслие судьи в процессе судебного разбирательства,

Потому-что с помощью компьютерных технологий легче работать с разного рода информацией, что является неотъемлемым в любом типе учебного процесса.

Любое применение компьютерных технологий в образовании в современное время помогает процессу получения знаний, умений и навыков.

Известно, что главная цель использования технологий в повседневной жизни — сделать нашу жизнь проще, лучше и комфортнее.

От использования часов, газовой горелки, ножниц, карандаша, резиновой ленты до полиэтилена, смартфонов, компьютеров, интернета, ксероксов и т. д.. Все эти технологические новшества кардинально изменили нашу жизнь, а компьютерные технологии в образовании изменили процесс получения знаний.

Иногда, правда, технологии имеют репутацию злоупотребления своими творениями и, те же блага становятся проклятиями.

Информационная эра

Все люди являются ключевыми фигурами в сфере образования, а именно: учащиеся, учителя, администраторы и родители так или иначе раньше использовали технологии. Школы, администраторы, преподаватели, студенты и ученики использовали технологию в виде карандашей, ручек, ластиков, фломастеров, бумаги и т. д..

Компьютерные технологии в образовании

В настоящее время в образовательной сфере используются гораздо более передовые методики. Двумя такими передовыми областями являются информационно-коммуникационные и компьютерные технологии в образовании. Эти области настолько эффективны, что люди почти забывают признать любую другую форму технологии в области образования.

С появлением компьютеров, интернета, мобильных устройств, ЖК-проекторов и т. д. преподавание изменилось в значительной степени. Интернет ознаменовал начало информационной эры. Сегодня наблюдается информационный бум. Разнообразный объем информации доступен одним щелчком мыши со всего мира по данной теме. Учителя используют её для обучения, студенты и ученики для получения информации, родители используют для контроля, а администраторы чтобы быть в курсе последних тенденций. Дистанционное повышение квалификации преподавателей через интернет стало нормальной методикой.

Применение интернета в образовательной сфере

Есть информационный бум, но знаний не хватает. Студенты готовы охватить всю длину предмета, но не способны погрузиться в его глубину.

Поверхностное знание подобно неполному знанию, а неполное знание опасно.

Сегодняшнее технологически подкованное поколение не боится новых гаджетов на рынке. На самом деле они жаждут этого. Они жаждут десятки новых приложений каждый день. Люди пытаются сделать образование проще и легче, но почему они забывают, что знания получены только благодаря тяжелой работе. Facebook, Google, Яндекс, Microsoft, YouTube — программные гиганты сделали достаточно сетей доступными для учеников и студентов, чтобы позволить им учиться по своей воле и в свободное время. Они чувствуют себя более свободными в информационном поле, чем их учителя. Студенты не могут отличить энциклопедию от учителя и часто задают неуместные вопросы своим учителям которые преподают предмет. Когда учителя не могут ответить в данный момент, студенты быстро приходят к выводу, что их учителя некомпетентны. Учителя — это также люди с ограниченной памятью, и если учитель не может вспомнить ответы на вопросы вне темы, в данный момент это, конечно, не означает, что учитель не осведомлен.

Ученики и студенты часто используют силу интернета и копируют работы других людей убивая свое собственное творчество.

Роль родителей

Родители используют совокупность методов и инструментов, чтобы следить за своими детьми, пытаясь догнать сегодняшний технологический бум, чтобы быть со своими детьми и держать их в безопасности. Они абсолютно разумны в этом.

Избавляясь от своих внутренних техно-страхов, родители пытаются помочь своим детям, изучая интернет.

Некоторые школы дают задания и мероприятия своим ученикам в интернете. Поэтому родители тоже готовятся ко всем этим мероприятиям. Родители также собирают образовательный контент в виде загрузок и т. д. для детей, чтобы улучшить их опыт обучения. Сегодня родители должны учить своих детей онлайн и оффлайн этике и этикету.

Родители также должны помочь детям быть избирательными в использовании технологий для обучения, а также в развлекательных целях, моделируя навыки обучения на протяжении всей жизни и контролируя использование детьми программного обеспечения и интернета.

Проблемы учителей

Учителя на поколение или два старше учеников и студентов, и поэтому у них есть внутренние запреты на использование образовательных технологий. Некоторые преподаватели обладают техническими знаниями в области использования технологии в образовании для преподавания своего предмета. Они росли со временем, учились здесь и там. Но многие из них все еще не готовы к использованию технологий в образовании.

Большинство учителей уже знают как правильно использовать компьютер. Однако, они не знают ключевые слова для ввода в поисковых системах, чтобы найти контент. Когда они получают ошибочные результаты, они отключаются, думая, что интернет-это потеря времени. Учителя не знают правильных комбинаций аппаратного и программного обеспечения, которые будут использоваться. Часто не знают о бесплатном содержании, доступном по их предметам через интернет.

Школы не оказывают надлежащей инфраструктурной поддержки преподавателям. Им нужен специалист по технологиям, который может провести их через правильную покупку и реализацию аппаратных и программных требований, чтобы дать школе полную доступность.

Администраторы школы должны сами быть компьютерно грамотными, чтобы понимать и удовлетворять потребности учебного заведения. Вопросы, связанные с технологией в образовании, должны решаться оперативно, а не откладываться на потом.

Но осведомленность и разработка политики являются важными аспектами управления школой. В области образовательных технологий политика должна быть изменена в течение короткого периода времени.

Использование технологии в образовании можно сравнить с использованием соли в пище. Слишком много испортит вкус.

Компьютерные технологии в образовании и преподавании должны быть ограничены, но в достаточных пределах.

Со стремительным развитием устройств и компьютерной техники информационные технологии вышли на новый уровень.

Они смогли повлиять на ускорение процесса глобализации, который сближает людей по всему миру и способствует обеспечению равных возможностей для каждого человека.

Сегодня сложно представить себе жизнь без информационных технологий, ведь они используются без преувеличения в любой сфере жизнедеятельности.

Особенно знаковым стало развитие ИТ для образования, ведь новые технологии смогли предоставить абсолютному большинству населения планеты возможность бесплатного и удобного обучению из любой точки мира, а также доступ к свободной и всеобъемлющей информации и обмену ею.

Что такое информационные технологии

Информационными технологиями называют процессы создания, передачи, хранения и восприятия информации, а также способы и методы реализации данных процессов.

Что такое ИТ

Сейчас уже невозможно представить жизнь без информационных технологий

Большинство людей ассоциируют понятие информационных технологий с компьютерными технологиями, на что есть веская причина: с появлением компьютерных технологий ИТ стали развиваться гораздо быстрее и стремительнее.

Концепция информационных технологий уже стала синонимом понятий компьютер и компьютерная сеть.

Тем не менее лишь компьютерами ограничить использование концепции ИТ нельзя.

Что такое средства информационных технологий

Средствами информационных технологий являются все средства деятельности человека, используемые для осуществления процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества.

Простыми словами, это все те разновидности компьютерной техники, которые нужны человеку для поиска и передачи информации.

С их помощью эти задачи можно осуществлять гораздо проще и быстрее.

Средства информационных технологий условно делят на три разных подвида:

  • организационные – инженерно-техническое, проектное и копировальное оборудование;
  • коммуникационные – близкая каждому техника в виде телефонов, планшетов, плееров, радио, компьютеров, факсов и многие другие;
  • вычислительные – автоматизированные средства обработки данных и информации.

Чаще всего среднестатистический человек использует средства, входящие во вторую категорию, поэтому в статье под информационными технологиями имеются в виду именно коммуникационные информационные технологии.

Применение информационных технологий в образовании: почему необходимо

Применение информационных технологий в образовании на сегодняшний день необходимо каждому без исключения вовлеченному или просто соприкасающемуся с образовательным процессом человеку.

Это касается учеников, их родителей, преподавателей и всего рабочего состава любого образовательного учреждения.

ИТ в образовании

Применение ИТ в образовании повышает уровень организации образовательного процесса

Вот лишь некоторые возможные преимущества применения информационных технологий, которые способствуют большему удобству и доступности учебного и рабочего процесса, а также более эффективной их организации:

  • электронные материалы онлайн;
  • возможность быстрого доступа к образовательной информации;
  • программированное обучение;
  • дистанционное обучение;
  • электронные базы, содержащие оценки, расписание, напоминания;
  • доступ родителей к оценкам ребенка и возможность регулярного контроля;
  • возможность проведения разных видов контрольных работ для учеников и студентов;
  • возможность проведения психолого-педагогических тестирований для преподавателей;
  • возможность финансовых расчетов;
  • равный доступ всех к информации и информационным ресурсам;
  • возможность быстро и своевременно оповещать всех учеников и работников образовательных учреждений о важных новостях и чрезвычайных событиях;
  • использование экспертных управляющих систем;
  • концентрация всей необходимой информации об учреждении в одной базе данных.

Использование информационных технологий качественно повышает уровень организации образовательного процесса.

Особенно ощутимую пользу применение их приносит главным участникам данного процесса – преподавателям и учащимся.

Польза ИТ для преподавателя

Преподаватель может прибегнуть к использованию информационных технологий в большом количестве самых разных случаев.

Более того, делать это не только можно, но и нужно, ведь есть риск того, что с дальнейшим развитием технологий и искусственного интеллекта, учителя как таковые больше не будут нужны.

Их могут заменить роботы или простые уроки онлайн без участия людей или человекоподобных машин, профессия же преподавателя может и вовсе исчезнуть.

Пока что до этого еще относительно далеко, но каждому учителю, который стремится идти в ногу со временем, стоит использовать информационные технологии в образовательном процессе, чтобы заинтересовать учеников, обеспечить им доступ к полной, открытой информации и в перспективе сделать их конкурентоспособными на рынке труда.

Польза ИТ для преподавателя

Преподаватель может научить своих учеников некоторым секретам поиска в Интернете

Для начала научите своих подопечных элементарным правилам работы в Интернете и использования поисковых систем.

Это звучит довольно просто, но на самом деле большинство пользователей Google, Yandex, Rambler и других систем не знают простых правил их использования и дополнительных функций.

Стоит рассказать по крайней мере о том, что:

  • для поиска точных совпадений с фразой, которую вы вводите в поисковую строку, ее нужно взять в кавычки;
  • для исключения из результатов поиска какого-либо слова или словосочетания в поисковую строку нужно ввести эти слова, предварительно поставив “-” (например, поиск “лучшие университеты мира -гарвард” предложит вам различные высшие учебные заведения высокого уровня, исключив из списка американский Гарвард);
  • для поиска цитаты, несколько слов которой вылетели из головы, нужно ввести текст, который помните, а на месте пробела в памяти поставить в поисковой строке звездочку;
  • верхний регистр и знаки препинания при использовании поисковых систем можно не использовать;
  • стоит обращать внимание на то, что первые несколько результатов поиска обычно рекламные, хотя релевантные по вашему запросу – возле них обычно стоят характерные значки.

Затем можно дать ученикам задание найти какие-то определенные факты, касающиеся темы занятия.

Лучше ограничивать их во времени или давать это задание по принципу добавления балла или двух первому, кто найдет нужную информацию.

Это стимулирует учеников к работе и поддерживает дух здоровой конкуренции.

Для проверки того, насколько хорошо ученики усваивают материал, данный им на уроках, можно также использовать интересные методы, связанные с информационными технологиями.

Например, полезно будет задать им подытожить урок в формате твита.

В пределах социальной сети Twitter действует ограничение в 140 символов, поэтому ученикам придется выбрать лишь наиболее важные вещи, которые они запомнили, и записать их.

Для таких же целей можно использовать и гугл-формы.

Такой метод можно использовать как для оценивания учеников, так и для личных целей учителя, ведь ему он поможет саморазвиваться, регулировать количество информации в зависимости от того, насколько быстро ученики способны ее воспринимать, и улучшить качество занятий.

Учеба и Интернет

Сейчас возможно полноценно учиться онлайн

Для изучения большинства предметов в Интернете существует множество сайтов, предлагающих обучение в интерактивной форме. Многие из них бесплатные.

Например, для уроков географии хорошо подойдут сайты, которые помогают запоминать расположение стран на карте Европы и мира, их столиц и флагов.

Многие музеи по всему миру сегодня предлагают виртуальные онлайн-туры, которые также помогут в изучении естественных наук.

Для уроков по иностранным языкам можно использовать сайты, на которых нужно сначала запоминать слово, сопровождающееся иллюстрирующей его картинкой, а затем соединить только выученные слова с их русскоязычными аналогами.

Используйте онлайн-журнал для выставления оценок.

Так будет удобнее и ученикам, ведь им не придется каждый раз спрашивать вас о полученных баллах, и родителям, которые постоянно смогут быть в курсе успехов ребенка, и самому преподавателю, ведь это избавит его от образования толпы учеников, желающих увидеть оценки, после каждого урока.

Такой электронный журнал лучше всего обновлять каждый день. Кроме оценок, подобные онлайн-платформы могут стать удобным напоминанием о грядущих самостоятельных, контрольных или экзаменах.

Используйте дополнительные материалы. Это могут быть презентации, аудио- и видеоматериалы, применение интерактивной доски.

Чтобы поддерживать интерес и внимание учеников, полезно время от времени разбавлять поток информации, создаваемый вами, другими видами подачи информации.

Польза ИТ для учащегося

Учащимся информационные технологии открывают целый мир возможностей и способов учиться как, где, когда, сколько, с кем и чему они только захотят.

Причем обучение с помощью информационных технологий может быть как дополнением к знаниям, полученным в школе или университете, так и самостоятельным способом получения образования.

Некоторые университеты сегодня предлагают программы, которые позволяют не только обогащаться знаниями онлайн, но и даже получить официальный диплом, ничем не хуже полученного вами при обычном посещении университета.

Польза ИТ для учащегося

В Сети можно найти любую информацию за считанные секунды

Самое первое и очевидное преимущество использования информационных технологий состоит в доступности электронных источников.

Сейчас в сети можно найти что угодно за считанные секунды, что значительно облегчает поиск информации и подготовку к занятиям.

Кроме того, многие студенты сегодня переходят на “конспектирование” университетских лекций в электронном формате.

При должной скорости печати с помощью такого метода можно успеть записать больше информации и избежать проблем с неразборчивым почерком или путаницей между страницами конспекта лекций.

Преимуществом является и то, что при таком методе при подготовке к занятиям или экзаменам уйдет гораздо меньше времени, ведь для поиска конкретной информации можно сделать ключевой поиск по тексту документа вместо того, чтобы пролистывать десятки страниц конспекта.

Кроме того, таким электронным конспектом можно легко поделиться с одногруппниками или курсами помладше.

При работе над групповыми заданиями в школе или университете без информационных технологий обойтись крайне сложно.

С помощью социальных сетей или почты на сегодняшний день осуществляется основная часть обмена информацией и обсуждения деталей выполнения таких заданий.

Тем не менее технологии пошли дальше. Сегодня с помощью, например, платформ от Google, можно создавать общий документ или презентацию в электронном облаке и делиться ими с другими людьми.

Для командной работы это особенно важно, ведь все люди, имеющие доступ к документу, могут редактировать его одновременно в режиме онлайн.

Это позволяет пропорционально разделить объем работы и контролировать работу всей команды день ото дня.

Не нужно после внесения каждой правки отправлять результат каждому участнику снова и снова.

Кроме того, в системе видно все измененные фрагменты и при надобности можно вернуться на несколько шагов назад.

С помощью социальных сетей, таких как как Facebook, Вконтакте, Twitter, Linkedln и других сегодня создают множество массовых опросов, находят экспертов в тех или иных сферах.

Некоторые высшие учебные заведения используют их, чтобы договориться о проведении для своих студентов лекций с самыми именитыми профессорами.

С развитием технологий такие лекции стали возможными даже в онлайн-режиме в случае если человек не может по определенным обстоятельствам приехать лично.

В таком случае студентам предоставляется возможность в той или иной социальной сети задать все интересующие и волнующие их вопросы, на которые лектор позже ответит.

Таким образом онлайн-лекция стает достойной альтернативой лекции вживую, ведь и качество переданной информации не страдает, и обратная связь между студентами и лектор обеспечивается на высшем уровне.

Популярностью сегодня пользуются уроки и обучающие видео онлайн.

Как студенты, так и другие люди, желающие приобрести знания в определенной сфере, записываются на курсы в Интернете. Они ничуть не хуже обычных.

Даже наоборот, поскольку многие курсы сегодня по карману далеко не всем, а онлайн можно бесплатно пройти курсы даже лучших университетов мира, таких как Гарвард, Кембридж, МИТ, Принстон, Стэнфорд, Йель, они постепенно станут самым популярным видом обучения.

Их можно найти в разных блогах, а также на таких платформах как YouTube, TED, Prometheus, EdEra, Edx, Khan Academy, Coursera.

Там есть все от тонкостей бисероплетения до формул ядерной физики.

Более того, большинство из них нацелены на широкую аудиторию, а потому материал объясняется простым и понятным каждому языком.

В этом видео вы узнаете много интересного о роли ИТ в современном мире:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Фирсова Ирина Петровна


Саранский государственный промышленно-экономический колледж

В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одним из результативных способов решения этих проблем является применение компьютерных технологий.

Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.

Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологий. Трудно утверждать о результативности образовательного процесса, если использовать устаревшую научно-образовательную информацию, методы организации обучения и технологий. Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится важным фактором, влияющим на развитие образования, науки и культуры. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью. Использование баз данных на различных носителях или онлайновый доступ через интернет в тысячи раз повышает эффективность работы.

Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся [1]. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [2].

Целесообразность применения компьютерных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д.

Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:

  • рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;
  • сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;
  • обретения и закрепления профессиональных навыков;
  • повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
  • обеспечить обучающегося большим количеством знаний;
  • развить интеллектуальные, творческие способности;
  • работать с различными источниками информации;
  • реализовать мировые тенденции в образовании;
  • получить доступ в единое мировое информационное пространство.

Благодаря использованию компьютерных технологий появляется возможность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования.

Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.

В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции — персонализация процесса обучения и его технологизация.

Так, лекционный материал можно прослушать не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи. При этом на смену обычной подаче учебного курса приходит электронная система изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме. Кроме этого существуют другие дистанционные формы общения, все более популярные в наше время: полемики, интеллектуальные и ролевые игры, совместное проектирование, творчество, беседы на форумах образовательных учреждений.

Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:

  • внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;
  • излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;
  • образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;
  • развивается психологическая зависимость от работы на компьютере.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе свертывает живое общение участников образовательного процесса. Активный в речевом плане обучающиеся, надолго замолкает при работе со средствами компьютерных технологий, что особенно характерно для дистанционных форм обучения. В течение всего срока обучения обучающийся занимается, в основном, тем, что молча, потребляет информацию. Обучающийся не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Наконец, нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • ​средства компьютерных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
  • ​​процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
  • компьютерные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
  • применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;

Понятно одно, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования не возможно. Главное помнить, что компьютерные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы.

Читайте также: