Путь к грамотности 2 класс внеурочная деятельность школа россии

Обновлено: 02.07.2024

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Оценить 99 0

Приказом № 190 МОУ СОШ с. Калда

от 28.08.2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для 3 класса

срок реализации 2021/2022г

Разработчик программы: Волкова Аниля Ряфековна

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:

на МО учителей начальных классов Зам. директора по ВР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

на 2021- 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, является проектная деятельность.

Целями изучения курса являются:

формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности

Основные задачи:

развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предполагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная программа адресована учащимся начальной школы, рассчитана на три года. Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Срок реализации программы: один год.

Изменений, внесённых в авторскую программу О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк нет.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:Личностно ориентированного образования

Игровые. Информационные. Деятельностногометода. Развитие общеучебных умений.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ ИОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

Реферат – доклад на определённую тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определённой задачи и получения какого-либо результата.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения.

Данный курс представляет собой серию проектных задач и имеет практический характер.

Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность.

Принципы, подходы, педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальное особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.Данный курс разработан в соответствии с ФГОС. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе – русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников и интерес к русскому языку.

Ценностные ориентиры курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности, бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 3 КЛАСС

1. Беседа о проектах. Раздел русского языка – морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Метод исследования: анализ и синтез. Самостоятельные и служебные части речи. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг. Распределение обязанностей при работе над проектом в группе. Разработка группового проекта. Информационный и творческий продукт проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения, имени числительного, наречия, частотность употребления этих частей речи. Групповая работа по сбору информации к проекту. Сравнение как метод исследования. Анализ информации и обобщение знаний по морфологии в ходе симпозиума. Работа с толковым словарём. Презентация информационных и творческих продуктов.

СОСТАВ СЛОВА

Работа с толковым словарём. Раздел русского языка – морфемика. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Наблюдение как метод исследования, его составляющие. Лингвистический анализ при помощи словарей. Дедукция как метод познания. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимии, антонимы. Понятие префикса. Эксперимент. Поисковик, эксперимент, работа в группах. Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Электронный помощник в работе над проектом. Роль суффиксов в определении части речи. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Знакомство с программой МicrosoftWord. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имён существительных, глаголов. Орфография, орфограмма, слабая и сильная позиция звуков, ассоциации. Алгоритм – порядок действий. Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики- с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта – опорного конспекта. Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Этимология – раздел русского языка. Способы объяснений и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Особенности школьной эйдетики. Способ запоминания информации при помощи ассоциаций. Развитие образной памяти. Обозначение слабой и сильной позиций звуков. Правила переноса; слог, дефис, тире. Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, фонетике, морфологии, морфемике, орфографии, графике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит рабочую программу, КТП для курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505, Воронежская обл., г. Бутурлиновка,

ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

Заместитель директора по УВР

____________(Кочура А. В.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Количество часов - 34

Учитель – Прядунова Л. В.

Пояснительная записка.

Отличительные особенности курса.

1. В программе определены виды организации деятельности обучающихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Данный курс организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практические исследования и умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием. Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Цели и основные задачи курса.

*формировать у обучающихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

*обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

*развивать у обучающихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Основные задачи:

*развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

*развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

*развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

*формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

*развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

*формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

*формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Общая характеристика курса.

Данный курс позволяет во 2 классе закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам: лексика, фонетика, графика.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:

1.Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.

2.Поставить задачи для достижения цели проекта.

3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на этапы).

4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.

Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.

По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.

Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.

С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.

Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.

Разнообразны творческие продукты проектов:

Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений детей. В ходе самоанализа происходит оценка учащимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, предлагаются несложные мини-тесты.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознании желании служить Отечеству.

Цель: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Тема 1. Чудо из чудес (1 ч)

Тема 2. Язык и речь – одно и то же? (1 ч)

Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

Тема 3. Как возник язык? (1 ч)

Тема 4. Какие языки есть на свете? (1 ч)

Информация и продукт проекта. Географическая карта – источник информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви: славянская, романская, германская.

Тема 5. Защита проекта (1 ч)

Тема 6. Для чего придуманы словари? (1 ч)

Тема 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы (1 ч)

Тема 8. Синонимы и антонимы (1 ч)

Тема 9. Защита проекта по лексике (1 ч)

Тема 10. Поиграем со звуками (1 ч)

Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта. Анаграммы.

Тема 11. Транскрипция (1 ч)

Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированных текстов.

Тема 12. Слабые и сильные позиции звуков (1 ч)

Тема 13. Тайна фонемы (1 ч)

Звуки-смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы – определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.

Тема 14. Фонемные и нефонемные правила (1 ч)

Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.

Тема 15. На сцене гласные! (1 ч)

Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – ода о гласных.

Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – конспект о звуках. Метаграммы.

Тема 17. Выходим на главное правило (1 ч)

Фонетический анализ твердых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ.

Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.

Тема 23. Защита проектов по фонетике (1 ч)

Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.

Тема 24. Кто повелевает буквами? (1 ч)

Виды проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта.

Тема 25. Как человек научился писать? (1 ч)

Тема 26. Пиктография (1 ч)

Самый древний вид письменности – пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт – письмо друг другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы.

Тема 27. История письменности (1 ч)

Тема 28. Древнерусский алфавит(1 ч)

Тема 29. Самая молодая буква современного русского языка (1 ч)

Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р., Даль В.И., Толстой Л.Н. Сказка о букве Ё.

Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы (1 ч)

Тема 31. Забавный алфавит (1 ч)

Тема 32. Каллиграфия (1 ч)

Каллиграфия – это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.

Тема 33. Защита проектов по графике (1 ч)

Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс предназначен для работы с учащимися 2 – 4 классов.

Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Цели и основные задачи курса

формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Общая характеристика курса

Данный курс разработан в соответствии с ФГОС НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

во 2 классе – лексика, фонетика, графика;

в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;

в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих УУД

В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включающие общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Цель: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно ., так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Тема 1. Чудо из чудес (1 ч)

Тема 2. Язык и речь – одно и то же? (1 ч )

Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

Тема 3. Как возник язык (1 ч)

Тема 4.Какие языки есть на свете ( 1 ч)

Информация и продукт проекта. Географическая карта – источник информации. Самые распространённые языки в мире. Языковые ветви : славянская, романская, германская.

Тема 5. Защита проекта ( 1 ч)

Тема 6. Для чего придуманы словари (1 ч )

Тема 7.Архаизмы, неологизмы, омонимы ( 1 ч)

Тема 8. Синонимы и антонимы (1 ч)

Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. Исследование стихотворного текста В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо".

Тема 9. Защита проекта по лексике (1 ч)

Тема 10. Поиграем со звуками (1 ч)

Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и тёмные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта. Анаграммы.

Тема 11. Транскрипция (1 ч)

Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированных текстов.

Тема 12. Слабые и сильные позиции звуков (1 ч)

Тема 13. Тайна фонемы (1 ч)

Звуки-смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы – определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.

Тема 14. Фонемные и нефонемные правила (1 ч)

Фонемные и нефонемные правила .Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.

Тема 15. На сцене гласные! (1 ч)

Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – ода о гласных.

Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – конспект о звуках. Метаграммы.

Тема 17. Выходим на главное правило (1 ч)

Фонетический анализ твёрдых и мягких согласных звков. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ.

Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта

Тема 23. Защита проектов по фонетике (1 ч.)

Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.

Тема 24. Кто повелевает буквами?

Виды проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели задач проекта.

Тема 25. Как человек научился писать? (1 ч.)

Тема 26. Пиктография (1 ч)

Самый древний вид письменности – пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт – письмо другу в рисунках. Детские песенки в рисунках. Ребусы.

Тема 27. История письменности (1 ч)

Тема 28. Древнерусский алфавит (1 ч)

Тема 29. Самая молодая буква современного русского языка (1 ч)

Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р., Даль В.И., Толстой Л.Н. Сказка о букве Ё.

Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы (1 ч)

Тема 31. Забавный алфавит (1 ч)

Тема 32. Каллиграфия (1 ч)

Каллиграфия – это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.

Тема 33. Защита проектов по графике (1 ч)

Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

Познакомиться с терминами историзмы, архаизмы, неологизмы, учиться находить слова в тексте.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о языковых явлениях в нестандартной ситуации. Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять лингвистические знания п ри работе с языковым материалом

Развивающие.

Содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать по­лученные знания и умения в учебной деятельности).

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные.

Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Этапы занятия

Ход занятия

1. Организационный момент

Эпиграфом нашего занятия будут слова древне римского поэта Горация.

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний. Работа со словарём. Поисковик.

- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)

-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)

Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

-Главный вопрос нашей конференции – мир слов. Этим заведует лексика.

-Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на три группы: Знайки, Умейки, Грамотейки.

Регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, что означают эти слова:

ИСТОРИЗМЫ АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ

Какую цель мы поставим сегодня на занятии?

Цель нашего занятия – познакомиться с новыми словами историзмы, архаизмы, неологизмы и учиться находить их в тексте. Сегодня наш словарный запас должен пополниться.

- Итак, проверьте свои предположения с помощью толкового словаря. Задание на скорость и точность выполнения.

(Знайки смотрят- 1 слово, Умейки – 2 слово, Грамотейки – 3 слово.)

Познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Открытие нового знания

Рождение и старение слов. Появление в языке новых слов.

-Начинаем обсуждение вопросов: Как рождаются слова?

и как слова стареют?

─ Есть ли среди предложенных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).

-Где мы с ними можем встретиться?

─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.

У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).

Существуют и специальные словари устаревших слов.

─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы.

Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм - новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы. Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими.

Задания для групп. Повторим правила работы в группе.

1) Возьмите конверт №1. Читаем задания и выполняем их.

1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова, которые сейчас не употребляются; слова, которые используются в языке сегодня.

2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.

3 группа. Найдите архаизм в тексте:

И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?”
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

- Что за рогатка? Найдите в словаре слово. (В старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам).

Читайте также: