Как вы думаете почему люди испытывают потребность в общении кратко

Обновлено: 06.07.2024

Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.

Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.

Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими. Они совершенно разнонаправленные от эгоистических, манипуляционных до альтруистических,бескорыстных. При общении человек может достигать целей обретения власти, доминирования, производя при этом впечатление дружелюбного человека. Стремление к взаимодействию, дружеским отношениям называется аффилиацией. В этом явлении проявляется желание человека контактировать с другими людьми ради самого процесса общения. Устраняется дискомфорт одиночества. Аффилиация свойственна людям у которых повышено чувство тревоги, преобладают беспокойство и нервозность, они нередко впадают в состояние фрустрации от отстранения, социального удаления, которое является вынужденным. Этим людям свойственно идти на поводу, им нужно наличие лидера.

Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:

  • объективность появления;
  • историческая направленность;
  • прямая зависимость от практики;
  • социальный характер.

Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.

Виды потребностей в общении

  1. Потребность в индивидуализации. Человек старается выстроить такие взаимоотношения, чтобы в его разговоре, движениях, мимике, жестикуляции читалась неповторимость, уникальность и необычность.
  2. Потребность в престижности, статусности. Человек при общении получает признание качеств, которые сам считает неординарными. Он получает положительную оценку от окружающих, испытывает чувство гордости. Если эти качества признания не находят, человек проявляет такие свойства как обида, огорчение, разочарование, агрессивность. Потерпев поражение в одном, человек начинает искать возможность проявиться в другом. Он ищет расположения людей, которые склонны оценивать его качества положительно. Но если такая потребность приобретает гипертрофированные размеры, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  3. Потребность в лидерстве. Человек стремится оказать влияние на мысли, идеи, а соответственно на поведение, вкусовые предпочтения, установки другого человека. Эта потребность может быть удовлетворена лишь тогда, когда изменится поведение оказавшегося под влиянием человека. Он будет рассматривать поведение лидера в качестве субъекта, способного взять на себя ответственность за принятие тяжелых решений. Поэтому вместе с потребностью в лидерстве, у людей, находящихся под влиянием, возникает потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут быть факторами ухудшения взаимоотношений. Это происходит тогда, когда правота доказывается безотносительно к истине (доминирование), или когда принимаются нежелательные решения под влиянием, давлением (подчинение). Межличностное общение двух доминантных или двух ведомых людей бывают напряженными, конфликтными, непродуктивными.
  4. Потребность в опекании. Человек хочет покровительствовать или заботиться о другом человеке, предлагая свою помощь, испытывая при этом чувство удовлетворенности. Если эта потребность сильна, то постепенно в человеке формируются такие качества, как альтруизм, человеколюбие.
  5. Потребность в получении помощи. Человек готов принять помощь от другого. Тот, кто ее оказал, тоже испытывает удовлетворение. Отказ от помощи воспринимается по-разному, может быть и негативная реакция. Человек, предлагающий помощь, может расценить отказ как нежелание взаимодействовать, как прявление завышенной самооценки и гордыни.

Любая потребность и ее удовлетворение — процесс сложный, состоящий из нескольких ступеней. Основными этапами являются мотивации и деятельность. Процесс предполагает возникновение парадоксальных моментов. Когда, например, человек очень долго ожидал предмет, испытывал по поводу этого сильное напряжение, начинает избегать его, получив, несмотря на имеющуюся потребность.

После долгой разлуки, которая возникла вынужденно, люди стараются оттянуть момент встречи, а во время встречи проявляют сдержанность, отчужденность, вызывая реакцию непонимания у окружающих.

Фрустрация

Если не удовлетворять важные потребности постоянно(уважение, искренность, доверие, дружба, любовь) и не заменять их ни чем, могут наступить глубокие нарушения личностного развития. Это выражается в возникновении стойкого психического состояния, наполненного тревогой, беспокойством, недоверием, подозрительностью. Такое состояние называется фрустрацией. Причинами фрустрации называют:

  • внешние: трудность поставленной задачи, неподходящие условия для ее решения, плохая команда;
  • внутренние — неподготовленность к выполнению сложной задачи, отсутствие воли, зависимость.

Реакциями на фрустрацию являются: агрессия, рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта. Долгие неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, а это — прямой путь к психосоматическим расстройствам: язвам, аллергиям, астме и к фиксационным реакциям, возникающим на фоне наказаний. Психологическими последствиями фрустрации являются: возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Способом приспособления к фрустрации выступает деятельность замещающего характера.

Ребенку запретили собирать конструктор, потому что закончилось время игры. Он начал рисовать в воздухе. Взрослый человек использует прием осознанного/неосознанного отступления, то есть он подавляет в себе надежды и стремления. Позднее, они могут проявляться в снах человека.

Многие люди считают, что фрустрация возникает под воздействием внешнего фактора. Если же человеку удается самому устранить причины фрустрации, он начинает испытывать повышенное эмоциональное возбуждение и желание преодолеть все преграды. Появляется энергетический резерв. Но при частых неудачах, носящих повторяющийся характер, мотивация заметно снижается. Иногда у человека появляется новый мотив, но чаще всего мотивация полностью отсутствует. Тогда человек становится уязвимым, появляются обидчивость, неуверенность, недооценивание своих возможностей. Человек программирует себя на неудачу.

Проблема потребности в общении

В каком статусе существует проблема потребности в общении. Вопрос находится на уровне дискуссий. Ученые дискутируют о том, существует ли потребность в общении как специфическая, отличающаяся от других социальных потребностей или же это просто их разновидность. Психологи Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский считают коммуникативную потребность специфической. Но на практике она появляется в одном ряду с потребностью во впечатлениях, в безопасности. Точка зрения Л.И.Марьясовой разъясняет иерархическое строение коммуникативных потребностей, которое и служит базовой вертикалью общения. Существует 9 групп коммуникативных потребностей:

  • в партнере и партнерских взаимоотношениях;
  • в социальной общности и принадлежности к ней;
  • в сопереживании и соучастии;
  • в заботе, помощи, поддержке другим;
  • в установлении деловых контактов;
  • в обмене опытом, знаниями;
  • в оценке, уважении, признании;
  • в выработке общего с другими людьми миропонимания.

Многие вопросы, касающиеся потребности в общении, остаются открытыми. Например, является ли данная потребность врожденной, либо она формируется в онтогенезе в процессе социализации. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Л.В.Веденов Д. Кэмпбелл придерживаются того, что у человека врожденная потребность в процессе общения. Данной позиции придерживаются Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Ф.Т.Михайлов, А.Н.Леонтьев. М.И.Лисина, наблюдая за младенцами, сделала вывод о том, что потребность в общении формируется в процессе жизни и является результатом контактирования взрослого и ребенка.

  • внимание и проявление интереса ребенка к взрослому;
  • эмоции ребенка, адресованные взрослому;
  • инициативные действия ребенка для привлечения внимания взрослого;
  • чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

М.И.Лисина делает вывод, что потребность в общении формируется у ребенка прижизненно.

М.Ю.Кистяковская проводила исследования в условиях госпитализма, и они показали, что дети в возрасте 2-3 лет не проявляют интереса к взрослому. Но, как только взрослый начинает контактировать с детьми, они становятся активными.

М.И.Лисина утверждает, что потребность в общении — это стремление к познанию окружающего мира и оцениванию других людей, а через них человек приходит к оцениванию и познанию себя.

В онтогенезе данная потребность строится на двух других: потребности в органических жизненных нуждах и потребности в новых впечатлениях. Ребенок открывает для себя то, что взрослый является источником поступления к нему всех благ. Но этим источником нужно управлять, поэтому ребенок его выделяет и исследует. Но это еще не общение. Это стремление удовлетворить свои органические потребности и получить информацию. Когда у ребенка появится желание познать взрослого и самого себя, а взрослый проявит внимание к ребенку и обозначит свою позицию — можно говорить о коммуникативной потребности.

Психолог Е.П.Ильин утверждал, что потребность в общении, это только одна причина общения как вида активности. Впечатления, признание и поддержка, познание человек получает благодаря общению. В зарубежной психологии ввели специальный термин: потребность в аффилиации. Это означает быть членом группы, контактировать с людьми. Здесь же уместно сказать об экстра и интровертах, об особенностях общения подростков, связанного с уровнем притязаний, о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков.

Н.П.Ерастов классифицирует мотивы общения:

  • потребность;
  • интерес;
  • привычка;
  • каприз;
  • долг.

Коммуникатор и адресат соответствуют друг другу по трем видам мотивов:

  • взаимодействующие, в процессе общения сближающиеся содержательно;
  • противодействующие, в процессе общения взаимоисключаются, являются противоположно направленными. Например, один хочет выяснить правду, другой не хочет ее рассказывать;
  • независимо протекающие, в процессе общения не оказывающие влияния друг на друга. У тех, кто общается, разные цели, но они не мешают друг другу.

Цели и функции общения

Для чего нужен акт общения человеку? У животных общение не выходит за рамки биологических потребностей. Человек при помощи общения удовлетворяет социальные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности.

А.А.Леонтьев определяет цель общения как проблемную ситуацию, в которой происходит взаимодействие индивидов, итогом которого должен стать конкретный результат. Человек передает и получает знания, согласовывает действия и совместную деятельность, устанавливает и поясняет личные и деловые взаимоотношения, убеждает и мотивирует собеседника.

Б.Ф.Ломов выделяет функции (цели) общения:

  1. Организация совместной деятельности.
  2. Познание людьми друг друга.
  3. Формирование и развитие межличностных отношений.

Цели могут носить функциональный и объектный характер. К функциональным целям относятся: помощь другому человеку, получение помощи, поиск собеседника, партнера для деятельности, поиск лица, которое посочувствует, поймет, похвалит, эмоционально отреагирует на ситуацию, поиск человека для самовыражения, с кем можно проявить свой ум, смелость, осведомленность, приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям, изменение мнения, намерения, поведения. К объектным целям относятся: поиск постоянного или ситуативного партнера по общению. Выбор постоянного партнера основывается на привлекательности другого человека как личности по определенным качествам, на проявлении симпатии, любви. Партнер выбирается по наличию общих интересов, ценностей, миропонимания. Приходится выбирать партнера в силу необходимости сотрудничества, совместной работы. Партнер может быть выбран по внешним факторам: близость проживания.

М.И.Лисина указывает на то, что главная функция общения — организация совместной деятельности с другими людьми для того, чтобы приспосабливаться к среде и преобразовывать окружающий мир.

Психолог Б.Ф.Ломов выделяет функции общения по содержанию:

  • информационная;
  • экспрессивная;
  • регулятивная;
  • социального контроля;
  • социализации.

Человек принимает и передает знания и умения, воспринимает переживания и эмоции других людей, регулирует поведение при общении, регламентирует его с помощью групповых и социальных норм.

При взаимной регуляции происходит формирование феноменов, характерных для совместной деятельности: совместимость, общий стиль деятельности, синхронизация действий. Здесь проявляются такие явления как взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. Именно с функцией регуляции связаны подражание,внушение,убеждение.

Выделим функции межличностного общения посредством обозначения их предметной области.

  1. Создание целостной группы, объединения (компания друзей).
  2. Обмен информацией (беседа,спор).
  3. Взаимопроникновение (откровенный разговор).

Функции могут быть следующими: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния.

Ученые в области социальной психологии выделили следующие функции общения:

  • Инструментальная функция — общение является обслуживающим инструментом деятельности;
  • Психологическая функция — общение развивает психические процессы, свойства, состояния личности;
  • Социально-психологическая функция — общение развивает отношения в социальных группах;
  • Социальная функция — общение организует общественное взаимодействие, передачу опыта.

Остановимся еще на ряде наиболее распространенных классификаций, следует отметить классификации Е.В.Андриенко, В.Н.Панферова, Е.И.Рогова, О.Г.Филатовой.

Е.В.Андриенко выделяет три группы функций общения:

  1. Психологические функции, которые способствуют развитию личности. Общение стимулирует развитие мышления, активности, эмоций.
  2. Социальные функции развивают группы, которые являются основными единицами общественной системы. Интеграция общества возможна лишь тогда, когда общение будет присутствовать во всех его видах, типах и формах.
  3. Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром. Здесь имеется в виду общение не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира. Проявляется своеобразный обмен информацией на уровнях наблюдательности, любознательности, любопытства.

Е.В.Андриенко определяет концептуальную идею такого разделения на основе простой модели отношений: человек-деятельность-общество.

О.Г.Филатова рассматривает следующие функции общения:

  • инструментальную — передача сведений с целью совершения действия;
  • трансляционную — передача определенного способа деятельности;
  • экспрессивную — взаимопонимание переживаний и эмоций;
  • самовыражения;
  • социального контроля;
  • социализации.

Е.И.Рогов выделяет пять функций общения:

  • прагматическую — люди взаимодействуют при совместной деятельности;
  • формирующую — определяет развитие личности человека;
  • подтверждающую — человек оценивает себя в процессе общения с другими людьми;
  • организации и поддержания межличностных отношений;
  • внутриличностную — человек ведет диалог с самим собой и принимает важные для него решения.

В.Н.Панферов определяет 6 функций общения:

Как видим исследования функций общения многогранны и многочисленны. На основе всех представленных классификаций можно выделить главную функцию общения — регулятивную, которая обеспечивает взаимодействие человека с другими людьми.

Устала от общения

Далеко не все признаются, что зависимы от общения. Для человека находиться в социуме — жизненная необходимость. Зачем человеку общение, в чем его смысл и польза. Почему потребность взаимодействовать с другими людьми так важна для личности. Какие проблемы могут возникнуть при недостатке общения и как их избежать. На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Зачем нужно общение

Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.

Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он

Почему так важно общение?

Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.

Если бы люди жили обособленно, не общались друг с другом, мы имели бы мир, похожий на психушку. Человек не может быть психически здоровым, находясь длительное время в изоляции. Вспомните Робинзона Крузо: он разговаривал с мячом. Если бы он этого не делал — сошёл бы с ума.

Взаимопонимание в общении

Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.

Взаимопонимание

Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.

Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.

Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.

Если муж мечтает о крутой тачке и путешествиях в весёлой компании, а жена хочет много детей и свой дом, такая пара просуществует недолго. Взаимопонимание — это совпадение взглядов, мыслей, предпочтений. Вот для чего нужно общение. Установившийся на этой базе контакт. Такие люди становятся друзьями.

Польза общения

Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.

Если о проблеме поговорить, она может разрешиться полностью или частично. В любом случае происходит разрядка. Польза общения для людей неоценима. В качестве такой разрядки психологи советуют вести личный дневник. Но гораздо эффективнее найти поддержку в лице собеседника.

Знание и опыт

Обмен знаниями и опытом

Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?

Взгляд на вещи

Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.

Помощь и поддержка

Способность сопереживать: эмпатия

Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.

Эмпаты — замечательные собеседники, хорошие друзья. Они всегда помогают, потому что тоже испытывают ту боль, которая выпала на долю их близких. Такая добродетель хороша не всегда, в особенности для самих эмпатов. Они переживают во много раз больше, чем другие люди.

Как отличить эмпата.

  • Может заплакать при просмотре фильма.
  • Тащит в квартиру бездомных животных.
  • Он — хороший слушатель.
  • Помогает не только советом.
  • Отзывчивый.
  • Часто переживает по пустякам.

Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.

Рефлексия в общении

Рефлексия

Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.

Общение с позиции психологии

Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.

Именно общение делает людей людьми. Это важнейший механизм, он заложен в человеке природой. И люди не должны забывать об этом. Да, без общения можно. Но это нанесёт, со временем, свой отпечаток на психику. Тогда как в общении человек исцеляется.

Роль общения

Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.

    .
  • Получение знаний.
  • Помощь и поддержка.
  • Возможность оценивать ситуацию всесторонне, опираясь на мнение оппонента.
  • Сопереживание.
  • Защита.
  • Идентификация личности. .
  • Психологическая разрядка.

Всё это человек получает посредством общения.

Условия общения

Невербальное общение

Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.

Этапы общения

  • визуальный контакт (люди друг друга видят);
  • приветствие (люди сообщают жестами или словами, что заметили друг друга);
  • обмен любезностями — назовем их условностями

Структура общения

Условно выделяют три категории общения:

  • коммуникативное;
  • интерактивное;
  • перцептивное.

Коммуникация является способом передачи информации посредством слов. Это диалог. Интерактивное общение — совместные действия. Перцептивное — взаимное восприятие. Все три составляющие являются единым целым и не существуют по отдельности.

Функции общения

Функции общения

Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.

  • Передача информации.
  • Самопознание при внутриличностном общении.
  • Получение пользы, выгоды.
  • Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
  • Возможность самоподтверждения.
  • Влияние на оппонента, манипуляция.

Виды общения

Существует подразделение на разновидности общения.

  • Примитивное — объекты не получают пользы, лишь обмениваются любезностями.
  • Формальное — навязанная обществом форма приветствия из ничего не значащих фраз.
  • Ролевое — субординация, люди принимают отведенные им роли и выполняют ритуалы общения.
  • Духовное — глубокое понимание друг друга. Обычно так бывает у друзей или влюблённых.
  • Светское — ограничение общими фразами.
  • Манипуляционное — связь с целью получения выгоды, воздействия на человека или ситуацию.

Что помогает людям общаться

Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.

Людям помогают общаться не только слова. Общение происходит на уровне взглядов, жестов, положения тела. Опытный психолог сразу вычислит, какая из пар в кафе находится в ссоре, а какая счастлива. Люди, увлечённые друг другом, задерживают игривые взгляды, их плечи полностью развёрнуты друг к другу.

Заключение

Общение является важнейшей потребностью человека. Это необходимо ему на психологическом, сознательном и подсознательном уровне. Таково устройство нашей психики: без коммуникации человек теряет связь с миром, теряет себя, дичает. Именно по этой причине психологи называют душевный разговор — лучшим средством от стресса и депрессии. Общайтесь, контактируйте с близкими, заводите новые знакомства — это нужно каждому для психологического здоровья.

Порой отношения с другими людьми начинают приносить боль, разочарование и другие негативные чувства. Возникает закономерный вопрос: для чего вообще нужно общение человеку, не проще ли свести любые социальные контакты к минимуму? Многие не понимают, какую ценность в себе несут другие люди и взаимодействие с ними.

Стоит ли общаться и зачем?

Стоит ли общаться и зачем?

Зачем люди общаются

Люди родились, чтобы, познавая и раскрывая себя, что-то делать, создавать, воплощать в мире. Это все на самом деле невозможно представить вне взаимодействия с социумом. Все, что человек получает, знает, на что обращает внимание в себе и во внешнем пространстве, происходит, благодаря общению с себе подобными.

Почему люди общаются друг с другом, что происходит в процессе коммуникации:

  1. Обмен информацией, знаниями и опытом. Так получается, что объем знаний и жизненного опыта у каждого отдельно взятого индивида сильно ограничен. Если бы в обществе не происходил постоянный обмен информацией и жизненными навыками, всем бы приходилось действовать методом проб и ошибок, заново изобретая колесо. Благодаря постоянному общению, люди могут делиться друг с другом накопленным опытом и извлеченными из него уроками. Это позволяет более быстро и эффективно решать возникающие на жизненном пути проблемы.
  2. Стимуляция новыми идеями и эмоциями. Практически все разнообразие жизни зависит от отношений или совместного творчества с другими людьми. Точка зрения другого индивида всегда может дополнить и расширить привычную картину мира. Противоположное устоявшимся убеждениям мнение позволяет увидеть вещи, которые так бы и оставались недоступными для осознания из-за стереотипов мышления или пристрастного отношения к вопросу.

Одна голова хорошо, но чем больше, тем лучше

Одна голова хорошо, но чем больше, тем лучше

Окружающие способны подтолкнуть к новому мироощущению. К примеру, почему так важно и полезно общение с оптимистами? Люди, которые обращают внимание на позитивные стороны жизни, которые ищут во всем новые возможности, могут и других стимулировать видеть больше причин для хорошего настроения.

  1. Сопереживание и соучастие. Посредством общения люди могут оказывать сочувствие и поддержку друг другу.

Обратите внимание! Все сферы деятельности и жизни современного человека напрямую связаны с общением, несмотря на то, какого характера личность: замкнутая или более открытая. По большей части, индивиду необходим постоянный контакт с окружающими для решения даже бытовых вопросов.

Почему общение важно для человека

Общение – залог успеха и выживания человечества как вида. На заре цивилизации люди выжили, лишь благодаря объединению усилий. Совместная трудовая деятельность, элементом которой является общение, способствовала углублению и расширению высшей нервной деятельности.

Без общения человечество остановилось бы в развитии

Без общения человечество остановилось бы в развитии

Если особенности физиологии передаются по наследству на основе генетической информации, то передача интеллектуальных и культурных достижений происходит, лишь благодаря общению взрослого поколения с детьми.

Важно! В процессе общения происходят развитие и формирование личности, закладываются социальные нормы и духовные ценности.

Некоторые люди ощущают низкую потребность в общении, считают себя индивидуалистами, одиночками, не нуждающимся ни в каких социальных контактах. Однако это не более, чем иллюзия. Без общения с другими не проявилась бы их индивидуальность, не сформировались бы личность и даже интеллект.

Что будет без общения

Синдром Маугли – страшное последствие отсутствия человеческого общения

Синдром Маугли – страшное последствие отсутствия человеческого общения

Вот почему каждому человеку необходимо общение с себе подобными хотя бы в детском возрасте. Кто-то в связи особенностями темперамента общается больше, кто-то – меньше. Находясь в социальном окружении на протяжении всего периода взросления, индивид осваивает все ведущие типы деятельности и виды общения, что превращает его в Человека в полном смысле этого слова.

Какие есть виды общения

В психологии существует множество классификаций общения. Далее представлены кратко основные его типы.

Вербальное и невербальное

Некоторые полагают, что человеческое общение – это лишь передача информации посредством речи (языка). Это гораздо более обширное понятие.

Существует сторона коммуникации, в которой обмен информацией между участниками происходит без помощи речевого аппарата и языковых средств – это невербальное общение. Инструментом здесь становится тело человека: мимика, позы, жесты.

Прямое, опосредствованное, косвенное

Проблемы возникают, когда участники разговора отдалены друг от друга расстоянием или временем. Например, когда люди разговаривают по телефону или ведут переписку. При такой коммуникации не происходит полноценного психологического контакта. Этот тип общения называют опосредствованным.

Порой опосредствованное общение приводит к недопониманию

Порой опосредствованное общение приводит к недопониманию

Выделяют также такой интересный вид общения, как косвенный. Он характеризуется включением в процесс дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации. Для чего нужно общение в косвенной форме? Например, для проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

Межличностное и массовое

Под массовым общением понимают множественные контакты незнакомцев. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, собраниях, демонстрациях. Опосредствованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой информации. Благодаря массовой коммуникации, личности поддерживают отношения с широкой социальной средой.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает порожденную опытом совместной деятельности психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие взаимопонимания и сопереживания.

Ролевое и личностное

Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Эти нормы помогают упростить процесс взаимодействия людей в стандартных ситуациях, облегчить выполнение задач каждого участника совместной деятельности.

Чем лучше понята роль, тем выше эффект его ролевого взаимодействия. Владение социальной ролью позволяет максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приближая тем самым общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между конкурентами протекают в форме дружеской беседы.

Личностное общение – это взаимодействие индивидуальностей, не детерминированных социальными ролями. Порой человек пытается обосновать свое нежелание общаться негативными эмоциями, которые якобы вызывает у него собеседник. Такие люди просто не понимают, для чего необходимо общение на личностном уровне.

Другой – это зеркало

Другой – это зеркало

Этот вид близости дает возможность выявлять и разрешать, прежде всего, свои нравственно-психологические проблемы. Когда человек перестает винить в своих эмоциональных реакциях партнеров по общению и начинает видеть в них отражение собственных страхов и желаний, ему становится понятна природа собственной души.

Видео


Человек – существо социальное. Но как бы иногда не хотелось побыть в одиночестве, поразмышлять и закрыться от всего мира, в итоге хочется, чтобы кто-то был рядом.

Вокруг постоянно находятся люди, объединяются в компании по интересам, заводят полезные знакомства и расширяют круг общения.

У взрослых и детей разная потребность в общении. Но в любом случае одиночество мало кого привлекает, и общаться хочется всем.

Потребность в общении у разных людей

пара обнимается

Дети и подростки – это та категория людей, что ещё не достигла своей личностной зрелости. Поэтому они больше, чем взрослые испытывают большое желание общаться с другими людьми. Каждому ребёнку нравится играть, проводить время со сверстниками.

Дети всегда стремятся завести друзей и выделить из них кого-то особенного. Именно в процессе формирования таких связей формируется здоровые психика и личность человека. Подростковый возраст – особый период. Поэтому взрослеющий ребёнок, вступивший в этот переходный период, может испытывать проблемы с общением.

Для становления личности важно, чтобы у ребёнка был друг. Желание побыть в одиночестве – не показатель незрелости или наличия проблем.

Взрослых людей уже можно назвать зрелыми личностями. Считается, что они уже знают, чего хотят получить от жизни. Когда человек повзрослел, его общение может сводиться к удовлетворению своих личных потребностей, таких как: получение знаний, демонстрация индивидуальности, признание и престиж. Главное, в процессе не забывать об интересах и потребностях собеседников, тогда общение будет продуктивным.

Коммуникация и ненасильственное общение

Коммуникация и ненасильственное общение

Разновидности потребности в общении

Любой, даже самый необщительный человек, в состоянии страха, волнения, тревоги и любого другого внутреннего конфликта, может стать разговорчивым. Такие состояния и подтаскивают к новым темам для общения.

И в зависимости от того, какой результат ожидает получить человек от этого общения, можно выделить несколько его видов:

Человек, у которого есть потребность в том, чтобы другие во время общения обратили внимание на его индивидуальность, стремится выразить своё отношение к жизни, нестандартное мышление, или продемонстрировать характер. Эти люди крайне уязвимы во время общения, ведь любое отрицание его позиции может ранить, привести в недоумение или даже вызвать гнев.

Страх обездвиживает, но почти всегда толкает человека к общению, заставляя испытывать острую в нём потребность. Даже незнакомец, чувствуя волнение или тревогу, может начать разговор с другим таким же незнакомцем где-нибудь в очереди на кассу. Не всегда такая потребность может дать хороший результат, поскольку в таком состоянии можно сказать то, чего в обычной ситуации не сказали бы никогда.

Желанием многих людей является признание в обществе, получение похвалы и заслуженное уважение. И в общении такая потребность проявляется довольно ярко.

По тому, как человек разговаривает и ведёт себя, быстро становится понятно, какие цели он преследует. Такая потребность может напрягать других и даже оттолкнуть. Поэтому очень важно эту потребность контролировать и не забывать об интересах других участников общения.

С помощью общения люди получают информацию, усваивают новые знания, исследуют интересующие области. Потребность возникает тогда, когда требуются ответы на какие-либо вопросы, а когда достигается результат, появляется и удовлетворение.

Данная потребность в общении появляется у людей властных, склонных к контролю, проявляющих яркие признаки лидерства. Направлена она на подчинение окружающих мыслям, интересам и чувствам доминанта.

Эффект достигается, когда один из участников общения склонен к доминации, а другой к подчинению. Конфликта избежать не удастся, если в разговоре сойдутся два доминирующих лидера. И также затруднительно взаимодействие людей, имеющих потребность в подчинении.

Это форма заботы об окружающих людях. Появляется данная потребность, когда человек хочет проявить сочувствие, спасти, поддержать, оказать помощь. Но важно не переусердствовать, иначе может появиться потребность к самоутверждению.

Человеку нужен человек

Каждому нужно общение. От удовлетворения этой важной потребности зависит психологический комфорт человека и его эмоциональное состояние.

Разделяют потребность в общении на биологическую и духовную.

С биологической точки зрения люди нужны друг другу для продолжения рода, созданию семьи, защиты своих близких и потомства. Также, люди собираются в группы, потому что вместе проще выжить.

Но духовная причина гораздо обширнее и важнее для самой социальной жизни человека.

Роль духовного общения:

Абсолютно любому человеку важно, чтобы его признали в обществе. Необходимо знать, что его любят, уважают и ценят. Уверенность в этом поддерживает, даёт силы и возможности преодолевать даже самые тяжёлые испытания.

Через различные средства связи, в том числе и речь, люди расширяют свой кругозор, получают информацию, становятся всесторонне развитыми личностями. С помощью общения появляются знания и навыки, которые помогают быть готовыми к любым жизненным ситуациям.

В процессе диалога люди передают свои волнения, радости, тревоги и переживания. Так и происходит эмоциональный обмен. Часто настроение одного человека передаётся другому, и происходит это неосознанно. В процессе общения можно приумножить эмоции, а можно и наоборот, уменьшить их.

Одиночные камеры в тюрьмах считаются одним из самых суровых наказаний. Заключённый начинает страдать из-за отсутствия собеседника и страдать от одиночества.

Большинству людей важно, что о них думаю другие. В поддержке и одобрении порой нуждается каждый. И благодаря оценкам в процессе общения, человек делает выводы и заключения, приходит к какому-то решению, и может даже начать менять свою жизнь.


Иногда случается нехватка общения, и бывает это по разным причинам. Возможно, человек сам стеснительный или закомплексованный, а иногда и находится в глубокой депрессии.

Если ты заметила такое у другого, то не спускай всё на самотёк, проявляй инициативу в общении. Ситуацию обязательно нужно исправлять.

А если ощутила этот дефицит сама, то ни в коем случае не закрывайся, не падай духом и не обособляйся, а помни, что общение с другими людьми – лучшее лекарство.

Читайте также: